Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права граждан на экологическую информированность




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Российская академия правосудия

Контрольное задание

На тему:

“Правовые ограничения доступа к экологической информации”

Выполнил:

Студент 2 курса

Группы

Дмитриев Олег

Москва

Разграничение права граждан на экологическую информацию и

права граждан на экологическую информированность

Вследствие предпосылок возникновения глобального экологического

кризиса, многие отрасли знания оказались не в состоянии решать ряд

актуальных проблем, поскольку последние не относятся к их объектам.

Поэтому необходимость формирования экологического мышления и

мировоззрения стала общепризнанной и является одной из важнейших

проблем как в рамках отдельно взятых государств, так и на международном

уровне.

Главная отличительная черта современного экологического кризиса

состоит в том, что он не знает не только региональных, но и государственных

границ, и несводим к отношениям внутри человеческого общества. В связи с

массовым осознанием ситуации экологическая проблематика последние

десятилетия встала в ряд важнейших политических приоритетов и

приобретает соответствующее место в сфере информатизации и образования.

В п. 4 ст. 29 Конституции РФ устанавливается, что «каждый имеет

право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять

информацию любым законным способом». В развитие данной статьи

Конституции РФ и в целях обеспечения свободы получения гражданами

информации о деятельности органов законодательной, исполнительной и

судебной власти, был принят Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года №

2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию»

Однако, в процессе реализации права граждан на экологическую

информацию, особое внимание следует обратить также и на несколько

другой аспект указанной проблемы, приобретающий в последнее время всё

большее значение – право на экологическую информированность.

Вообще, разграничение права на информацию и права на

информированность, можно сказать, имеет общеправовое значение. По

мнению В.И. Гоймана, правовая информированность – это обусловленная

интересом личности степень восприятия и осознания правовой информации,

выраженная в понятиях, суждениях, представлениях и взглядах о праве, его

институтах, учреждениях.

Таким образом, по нашему мнению, необходимо

отделение права на информацию и права на информированность, поскольку

это в определённой степени поможет разобраться с правомочиями субъектов

данных прав в частных случаях, одним из которых и является экологическая

информация и экологическая информированность.

Ввиду того, что в последнее время СМИ уделяют достаточно много

внимания экологии, распространяя тем самым экологическую информацию,

очень важно обратить внимание на то, что существуют определенные

проблемы в плане соотношения понятий «право на экологическую

информацию» и «право на экологическую информированность». Первое -

выступает как право собственно самого человека на свободный поиск,

получение, передачу и распространение указанной информации, второе чаще

употребляется в связи со средствами массовой информации. Обычный

человек может реализовать свое право на экологическую

информированность, в основном, через СМИ, а также, через некоторые

другие информационные ресурсы. Таким образом, фактически происходит

добровольное делегирование этого права СМИ.

Экологическая информированность представляет собой специфический

информационный процесс, основанный на общих принципах

законодательства об информации и предполагающий наличие в полной мере

всех присущих информационным процессам свойств и характеристик. Это

также и уровень знания права, достигнутый в результате воздействия на

осознание правовой информации.

На первый взгляд специфика этого явления заключается лишь в

субъективных правомочиях в отношении требования предоставления тех или

иных сведений. Между тем, право на экологическую информированность

тесно связано с правом на экологическую информацию, и, по своей сути,

фактически, не может существовать без последнего. Зависимость очевидна:

мера реализации всех других прав прямо зависит от информированности и

требует ее максимально высокого уровня. И именно, как право на

экологическую информированность и может быть интерпретировано право

на экологическую информацию и, соответственно, теоретически

разрабатываться, политически декларироваться, юридически закрепляться и

практически использоваться. Однако два этих правомочия имеют и ключевые

отличия.

Во-первых, право на экологическую информацию – это активное право

гражданина, обусловленное его интересами, собственными волевыми

мотивами и опирающееся на закон. Право же на экологическую

информированность - это, если так можно выразится, пассивное право. Суть

оговорки в том, что, несмотря на очевидную «выжидательную» позицию

гражданина и ключевую роль в данной ситуации компетентных органов по

предоставлению (информированию), гражданин может потребовать

осуществления органом своих обязанностей, если они исполняются,

например, не своевременно, не в неполном объёме и т.д.

Во-вторых, право на экологическую информацию не всегда сопряжено

с обязанностью компетентного органа её предоставить. Например,

информация с ограниченным доступом, так как сведения в ней содержащиеся

всё равно подпадают под законодательное закрепление прав граждан. И

таким образом, люди могут требовать предоставления информации, которая

им всё равно в силу закона предоставлена не будет, поскольку

ответственности за требование предоставления информации не существует.

А в случае с информированностью, компетентный орган осуществляет

передачу и распространение только той информации, которую в силу

соответствующих нормативных актов обязан передавать и распространять.

Так, например, в Федеральном законе «Об экологической экспертизе»

от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ в ст. 19 закрепляется, что граждане и

общественные организации имеют право получать от специально

уполномоченных государственных органов, отвечающих за проведение

государственной экологической экспертизы конкретных объектов, данные о

ее результатах. А федеральный специально уполномоченный

государственный орган в области экологической экспертизы в свою очередь

обязан предоставлять средствам массовой информации по их запросам

сведения о результатах проведения государственной экологической

экспертизы (ст. 7, 8).

Даже если предположить, что будет введён в действие механизм

ответственности за требование предоставления информации, то не без

оснований можно предположить, что для его действенной реализации

необходим, прежде всего, достаточно высокий уровень правовой культуры

граждан и степени информированности о своих правах в этой сфере, а данное

обстоятельство представляется нам весьма сомнительным.

В-третьих, что касается правового регулирования, то регламентация

права на экологическую информацию представлена целым массивом

законодательных актов, правовое содержание которых нередко весьма

противоречиво.

93Большинство из них являются одновременно и нормативной

базой для осуществления права на экологическую информированность.

Однако положения отдельных документов представляют собой правовую

основу исключительно для экологической информированности.

В качестве примера можно привести п. 2 ст. 18 Градостроительного

кодекса РФ от 7 мая 1998 года ФЗ № 73-ФЗ, в которой говорится о том, что

информирование граждан, их объединений и юридических лиц Российской

Федерации о градостроительной деятельности осуществляется

соответствующими федеральными органами исполнительной власти,

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органами местного самоуправления через средства массовой информации,

посредством проведения общественных обсуждений, а также организации

экспозиций и выставок. При этом в случае непредоставления информации, ее

несвоевременного предоставления, предоставления неполной и (или)

недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности и ее

предполагаемых изменениях соответствующими органами государственной

власти, органами местного самоуправления и должностными лицами

граждане Российской Федерации имеют право обращаться в суд (п. 3).

Аналогичное положение содержится также и в п. 2 ст. 18 Лесного

кодекса РФ.

Таким образом, экологическая информация и экологическая

информированность - лишь две сущности одного и того же явления,

имеющие, однако, собственные специфические особенности.

Необходимо особо подчеркнуть тот важный момент, что уровень

экологической информированности является отражением не только

деятельности СМИ, но и, правда в гораздо меньшей степени, деятельности

экологических общественных организаций, а также специализированного

(экологического) образования.

Эта ситуация представляется нам весьма неоднозначной, поскольку на

современном этапе явно недооценивается роль образования в сфере

экологии, хотя определённые подвижки в этом направлении наблюдаются, в

том числе и законодательные. В качестве примера можно привести

положение некоторых статей Федерального закона от 10 января 2002 года №

7-ФЗ «Об охране окружающей среды», где наряду с установлением системы

всеобщего и комплексного экологического образования, предусматривается

распространение экологических знаний (ст. 71) и информирование населения

о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве

в области экологической безопасности в том числе через средства массовой

информации (ст.74).

А также следует отметить инициативу принятия Федерального закона

«О государственном регулировании образования в области экологии», проект

которого впервые был принят к рассмотрению 25 мая 1995 года и затем

прошёл достаточно долгий законодательный путь, однако так принят и не

был.

Что же касается СМИ, то они, как нам представляется, выполняют роль

носителя «второго уровня», поскольку используют сведения, полученные из

вышеперечисленных источников, кроме случаев прямого цитирования

нормативных документов. Согласно Федеральному закону от 19 июля 1998

года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» информационная

продукция – это полученная в результате обработки сведений (данных)

обобщенная информация, предназначенная для распространения или

реализации. Таким образом, СМИ являются, прежде всего, источниками не

экологической информации, а информационной продукции. Этим

обстоятельством и обусловлено положение и деятельность СМИ как

специфического носителя экологической информации и основного звена в

реализации права граждан на экологическую информированность.

В дискуссиях последних лет активно обсуждается проблема свободы

СМИ, при этом акцент обычно ставится на законодательное закрепление

прав журналистов, на свободную деятельность по сбору и распространению

информации, а также охрану этих прав от любых посягательств. В России эта

проблема, нашла отражение в Законе РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I 86

«О средствах массовой информации» и в других, затрагивающих

деятельность журналистов документах.

В отношении экологии деятельность СМИ весьма специфична и

сводится, в основном, к критике и пессимистическим выводам относительно

тех или иных событий или людей. И как следствие, немаловажным фактом

является то, что на СМИ оказывается давление вплоть до угроз журналистам

и даже убийств: со стороны чиновников; спецслужб; крупных предприятий

добывающей промышленности, чёрной и цветной металлургии, особенно

тех, основная продукция которых связана с добычей полезных ископаемых

или с функционированием экологически опасных производств, что не может

рано или поздно сказаться на экологической обстановке; транспортных и

строительных кампаний.

Населению требуется информация о строительстве, поскольку это

связано не только с некоторыми неудобствами для граждан, проживающих

на близлежащей территории, но и ввиду того, что при осуществлении любого

строительства используются технологии, результатом применения которых

является превышение уровней шума, загрязнение атмосферы, почвы и вод, не

говоря уже о вырубке зелёных насаждений.

Следует отметить, что при всем несовершенстве законодательства и

разного рода давлений на прессу, СМИ добились весомых результатов в

реализации этих прав (порой даже переступая границы). При этом в борьбе

СМИ за свободную эколого-информационную деятельность едва ли не

главным аргументом служит утверждение: свободная журналистика - гарант

права общества и граждан на получение информации, в том числе и

экологической.

Таким образом, чем свободнее СМИ, тем больше возможностей

гражданам получать разнообразные массово-информационные «продукты».

Однако стоит задуматься: действительно ли предоставление свободы

деятельности СМИ само по себе полностью гарантирует реализацию права

на экологическую информированность? Сомнение возникает ввиду того, что87

может сложиться такая ситуация, когда журналисты «сказали» все, что

хотели, но граждане при этом не получили того, ради чего обратились к

СМИ. Иначе говоря, далеко не факт, что существует жесткая зависимость:

«максимум свободы СМИ - максимум реализации права на информацию».

Тем более, если понимать право на экологическую информацию не

абстрактно-количественным образом, а в виде конкретно-качественного

права на информированность. Такая интерпретация права на экологическую

информированность предполагает возможность для граждан получать

информацию в соответствии с объективными потребностями каждого

социального слоя, притом всю информацию, «необходимую и достаточную»

для всесторонней ориентации в действительности и сознательной выработки

направленности и характера социальной активности. А также такую

информацию, которая позволит гражданам наиболее полноценно

ориентироваться и адекватно реагировать, принимая соответствующие своим

интересам решения.

Из того, что право на экологическую информацию (в предельном

случае как его высшем проявлении - на информированность) относится к

основным правам человека, следует, что журналистика не может не принять

на себя обязанность реализовать его в эколого-информационной сфере

максимально полно и всесторонне. Но нельзя не заметить, что существует

ясное внутреннее противоречие между свободой СМИ передавать (в рамках

закона) ту информацию, которую данное СМИ сочтет необходимой для

граждан, и правом этих граждан на ту информацию, которая ей необходима,

хотя именно её может и не хотеть передавать данное СМИ. Противоречие это

реальное, и потому требующее не ликвидации, что невозможно, а устранения

посредством разработки специальных мер.

По нашему мнению, можно предложить следующий механизм их

создания. А именно, путем анализа имеющихся правовых норм и

определения способа реализации конкретного права на экологическую88

информацию с учётом социально-экономической обстановки и уровня

потребностей граждан.

Необходимо особо отметить и то обстоятельство, что право на

экологическую информированность и на распространение экологической

информации в современном демократическом обществе не может не быть

равным для всех: в очень важной и очень обязывающей ст. 19 Конституции

РФ равенство всех граждан на получение и распространение информации не

просто провозглашается, но и гарантируется государством. Значит,

государство своим Основным Законом обязуется обеспечить это равенство

прав.

Между тем, чтобы выполнить эту норму, нужна целая система

экономических и политических решений, законодательных актов и

организационных мер, притом строго скоординированных и основанных на

четко разработанной концепции обеспечения прав граждан в эколого-

информационной сфере. Однако прежде чем принимать организационные

решения, важно разобраться в системе назревших проблем и, соответственно,

тех задач, которые предстоит решать.

Как известно, общественные обсуждения, слушания в парламенте,

работа в президентской администрации привели на государственном уровне

к публикации ряда документов, среди которых следует выделить Послание

Президента РФ от 30 марта 1999 года95 и Постановление Государственной

Думы «О выполнении в Российской Федерации ст. 29 Конституции РФ».96

Основные выводы, вытекающие из знакомства с этими документами,

неутешительны: конституционные гарантии права на получение и

распространение информации гражданами остаются пока висящими в

воздухе, простой декларацией.

Причина этому кроется в отсутствии теоретической концепции,

обеспечивающей демократический уровень взаимоотношений общества и

прессы. Однако в послании Президента РФ от 30 марта 1999 года впервые

всё же было сказано о том, что ключевая роль в защите природной среды

принадлежит государству, которое через систему образования, средства

массовой информации и законодательную базу обязано сформировать

своеобразный кодекс «экологического поведения». Правда, для реального

осуществления этого ещё далеко.

Содержанием такой концепции, а затем и разработки на ее основе

информационно-экологической политики (на разных уровнях - от

общенационального до регионального и местного), по нашему мнению,

является представление об оптимальной системе средств массовой

информации и организации ее функционирования в расчете на полноценную

реализацию права на экологическую информацию. При этом подход к

системе СМИ должен быть «двухсоставным» - с одной стороны, необходимы

ясные критерии формирования макросистемы (как совокупности

находящихся в сложных отношениях сотрудничества, соперничества,

конкуренции, борьбы изданий и программ, циркулирующих в стране), в

рамках которой складываются микросистемы – «наборы» источников

информации, к входящим в которые изданиям и программам обращается

конкретная аудитория (семья, малая группа, слой населения и т.д.).

Оптимальной система в обоих своих проявлениях будет тогда, когда каждый

человек из доступных ему (по имеющимся у него материальным

возможностям, по культурно-образовательному уровню, по характеру

социальных ориентаций, по наличному свободному времени и т.д.) каналов

может получить всю необходимую (соответствующую потребностям,

интересам, запросам, мотивациям, необходимостям) экологическую

информацию. И не только получить, но и на основе обращенного к нему

сопоставительного представления разнородной информации, исходящей из

различных социальных сил, разобраться в действительности и определить

свою позицию на основе самостоятельного решения и сознательного выбора.

А чтобы это было вполне реальным, гражданин должен обладать

возможностью задать вопрос, высказать мнение, бросить реплику, выступить

с запросом на информацию и уверенно рассчитывать на адекватную

реакцию.

Заведомо ясно, что только такое состояние системы СМИ позволяет

каждому реализовать право на экологическую информированность. Но столь

же заведомо ясно, что существующая система не предоставляет

подавляющему большинству людей возможность реализации этого права.

Каким же образом может быть обеспечена реализация права на информацию,

вкупе с обеспечением равенства этого права для всех?

Общеизвестно, что существует два основных подхода к решению

данной проблемы. Первый - «либеральный» - заключается в пропаганде

полной неподконтрольности СМИ никаким государственным или

общественным институтам в сочетании с открытостью последних для

журналистов. Второй подход – «этатистский» - отводит роль гаранта

соблюдения прав и свобод в области информации государству. Этот подход

разрабатывает политические, юридические и организационные аспекты

массово-информационной деятельности и обеспечивает их реализацию на

практике.

Что касается первого подхода, то все авторы солидарны в полной

несостоятельности подобной точки зрения. Гораздо больше эвристической

ценности во втором подходе, в частности Е. Прохоров отмечает, что «именно

государство, как всеобщий представитель, должно взять на себя

ответственность в деле обеспечения права граждан на информацию.

Первостепенная роль здесь принадлежит четко разработанной

информационной политике и организационному обеспечению ее

реализации». Подводя итоги, хотелось бы отметить, что реальная проблема,

противоречия между свободой СМИ передавать ту экологическую

информацию, которую они считают необходимой, и правом граждан на

экологическую информированность по интересующим их вопросам, не

может быть решена путем абсолютизации одной из сторон указанного

противоречия и «уничтожения» другой. Напротив, разрешение противоречия

возможно лишь путем опосредования между этими сторонами и перехода к

новому основанию их взаимодействия.

Важно подчеркнуть, что право на экологическую информацию

реализуется лишь при полной информированности человека,

предполагающей такую степень упорядочивания и организованности знаний

об окружающем мире либо конкретной ситуации, которая позволяет ему

ориентироваться и делать собственный осознанный выбор в направлении

удовлетворения своих интересов и реализации своих целей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...