Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Истоки, роль и назначение теории разделения властей.




Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более 300 лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье.

Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей изложены в главном его труде «Два трактата о государственном правлении» (1690), а идеи Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения — в романе «Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и основном его произведении — «О духе законов» (1748).

Теория разделения властей возникает и начинает «материализовываться» лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.

Именно в такой период, в конце XVII в., в период так называемой «славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием «теория разделения властей». В частности, Локк выделял три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Последняя, по его мнению, должна заниматься внешнеполити­ческими вопросами. Судебную власть Локк относил к исполни­тельной ветви. Соотношение ветвей власти он видел в верховен­стве законодательных органов.

Ш. Монтескьё привел принцип разделения властей в классическую форму, разделив власть на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Ш. Монтескьё считал, что власти должны быть равноправны.

Впоследствии Джон Адамс дополнил теорию разделения властей идеей их взаимного сдерживания, и в США эта теория получила наименование системы сдержек и противовесов.

Первыми нормативными актами, закреплявшими принцип разделения властей, явились Конституция США 1787 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г. во Франции. В Российской Федерации принцип разделения властей был впервые провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. До этого в СССР данный принцип не признавался, так как считалось, что власть едина и принадлежит народу в лице Советов народных депутатов.

Принцип разделения властей выражается в следующем:

1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным государственным органам и должностным лицам;

2) власти автономны в своем функционировании, не могут быть устранены друг другом;

3) никакая ветвь власти не может пользоваться теми полномочиями, которые по конституции предоставлены другой ветви власти.

Идея разделения властей имела и своих противников. Например, Ф. Гегель считал идею взаимного ограничения властей ошибкой, так как при таком подходе как бы уже предполагается враждебность каждой из властей по отношению к другим, их взаимные опасения и противодействие. Один из американских президентов В. Вильсон указывал, что «чем больше власть подвержена разделению, тем более безответственной она становится». К недостаткам разделения властей относят их борьбу за перераспределение властных полномочий, перекладывание ответственности на другие ветви власти.

Принцип разделения властей закреплен в Конституции РФ 1993 г. Действующая Конституция РФ совмещает принцип разделения властей с разграничением полномочий федерального центра и субъектов Федерации (иногда такое разграничение называется вертикальным разделением властей).

На современном этапе в Российской Федерации существует проблема сильной президентской власти.

В науке и практике выделяется так называемая четвертая власть, причем одни понимают под ней контрольно-надзорные органы, а другие—средства массовой информации.

В современном мире разделение властей - характерная черта, признан­ный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разде­ления властей - итог многовекового развития государственности, поиска на­иболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632-1704 гг.), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689—1755 гг.) и в ее современной фор­ме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем -авторами «Федералиста» (серии статей, выходивших под общим заголовком в ведущих газетах Нью-Йорка в период обсуждения американской Конституции 1787 г., в которых пропагандировалось единство США на федеративной основе).

Основные положения теории разделения властей следующие:

- разделение властей закрепляется конституцией;

- согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

- все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устране­на любой другой;

- никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

- судебная власть действует независимо от политического влияния, су­дьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит кон­ституции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...