Закон: понятие, признаки и роль в демократическом обществе.
Закон является одним из видов нормативно-правовых актов. Иногда понятие закона употребляется как синоним понятия права, синоним любого источника права. Поэтому иногда различают понятие закона в материальном и формальном смысле. В материальном смысле закон и понимается как синоним всех источников права, в формальном - как акт высших представительных органов. Совокупность законов именуется законодательством. В более широком смысле под законодательством иногда понимается совокупность всех актов законодательных органов либо вся совокупность нормативных актов данного государства. Для того чтобы сформулировать определение закона, необходимо рассмотреть его признаки. 1. Законы принимаются высшими представительными органами государства либо 2. Закон является нормативно-правовым актом, т. е. актом, содержащим оригинальные нормы права. 3. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения (по крайней мере так должно быть, иначе значение закона размывается, а его авторитет снижается). 4. В системе нормативно-правовых актов законы обладают высшей юридической силой. В случае противоречия закона и подзаконного акта приоритет принадлежит закону, а противоречащий ему акт должен быть отменен или изменен. 5. Законы принимаются в особом порядке, в ходе длительных многоступенчатых процедур. Законодательный процесс включает целый ряд стадий и, как правило, регламентирован в соответствующих конституциях и регламентах парламентов и их палат. Итак, на основе данных признаков можно сформулировать определение закона.
Закон - это изданный высшим представительным органом в особом порядке нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Совокупность законов именуется законодательством. В широком смысле под законодательством понимается совокупность всех нормативных актов, действующих в определенном государстве. Существует несколько классификаций законов. 1. По сфере действия в федеративных государствах различают федеральные законы и законы субъектов федерации. Сферы законодательной компетенции федераций и их субъектов обычно разграничены в конституциях или федеративных договорах. 2. По времени действия законы подразделяются на временные и постоянные. Постоянные действуют до своей официальной отмены, временные - в течение определенного срока (законы о бюджете). 3. По систематизированное™ выделяются кодифицированные законы (например, Основы законодательства, Кодексы) и обычные. 4. По юридической силе законы делятся на конституционные и обычные. В некоторых государствах конституционные законы называются органическими. В Российской Федерации по этому основанию в Конституции выделены федеральные конституционные законы и федеральные законы. Часть 3 статьи 76 Конституции РФ указывает, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Перечень вопросов, по которым могут приниматься федеральные конституционные законы, исчерпывающе обозначен в Конституции. Федеральные конституционные законы имеют усложненную процедуру принятия (подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации и принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 2/3 голосов членов Совета Федерации). Структура закона. Любой закон государства имеет установленную структуру, реквизиты. Соблюдение надлежащей структуры нормативного акта, прежде всего закона, является одним из важных требований законодательной техники. Закон включает следующие структурные части:
1. Наименование. Наименование закона позволяет определить предмет его регулирования, сферу регламентируемых общественных отношений. Название должно быть по возможности кратким и соответствовать содержанию излагаемых предписаний. 1. Наименование органа, принявшего закон, а также дата его принятия. 2. Преамбула. Обычно в преамбуле излагаются причины, мотивы и цели принятия данного закона. Преамбула может также содержать так называемую констатирующую часть, в которой содержится критический анализ состояния определенной сферы общественных отношений или нормативного регулирования данной сферы. Данная структурная часть закона является факультативной. Обычно преамбула как часть, пропагандирующая Закон, встречается лишь в законах, имеющих большое социально-политическое значение. 4. Нормативное содержание. Иногда данную часть называют постановляющей. Она специалБНбши^атчлшшагдИх^аканиннавыражающими их суть. 5. Указания на последствия нарушения данного закона. В данном случае законодатель либо называет конкретную санкцию, либо ограничивается общим указанием на наказуемость нарушения данного закона. 6. Указание на нормативные акты, которые подлежат отмене в связи с принятием данного закона. При этом законодатель должен либо полностью перечислить эти акты, либо ограничивается общей формулой: «Все акты, ранее принятые по данному вопросу, считать утратившими силу». 7. Указание на порядок вступления данного закона в силу. 8. Подпись соответствующего должностного лица. В Российской Федерации федеральные В литературе обсуждается проблема выделения и других структурных частей закона. Так, в ряде законов выделяются части, указывающие на порядок разрешения споров в соответствующей сфере отношений, а также приложения. В зарубежной юридической практике используются, такие структурные элементы, как оговорки, условия, чрезвычайные, обстоятельства и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|