Схема взаимоотношений основных участников процесса перевозки грузов морем
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Основы морского агентирования Лекция 1 - 16.01.12 ВВЕДЕНИЕ Морское агентирование – одна из специфических функций, выполняемая морскими посредниками; посредническая деятельность широко распространена в торговле, страховании и на транспорте; особое место она занимает в морском бизнесе. Посредническая деятельность связана с выполнением следующих операций: · фрахтование и отфрахтование судов – фрахтовый брокер · купля-продажа судов – фрахтовый брокер · агентирование судна в порту – морской агент · привлечение грузов на линейные суда – линейный агент и экспедитор (у нас больше экспедитор) – операции канвассинга и букирования · страхование судов и грузов – страховой агент Канвассинг (canvassing) – поиск клиентуры, привлечение грузов к перевозке. Букирование (booking) – бронирование судового пространства под определенную партию груза; выполняется при помощи оформления букинг-нота (booking-note), впоследствии заменяемого линейным коносаментом. В правовом аспекте агентская деятельность относится к институту представительства и подпадает под понятие договоров: · комиссии (континентальное (Гамбургское право)) · поручения (континентальное (Гамбургское право)) · коммерческого посредничества. За последние 20 лет в Украине создана целая сеть морских агентств – более 300 агентских компаний различных форм собственности. Государственная монополия на агентскую деятельность отменена в 1994 г. Лицензирование агентской деятельности отменено в 2000 году, однако компании нуждаются в государственной регистрации. Ассоциация морских агентств Украины (АМАУ) координирует агентскую деятельность в стране и представляет интересы агентского бизнеса на международном уровне. Включает 25 агентских компаний.
АМАУ и редакция журнала «Порты Украины» проводит ежегодный рейтинг агентских компаний по количеству обслуженных судов: · ООО «Скиф Шиппинг» – 836 · ЧГМА «Инфлот» – 620 · ООО «Пасифик Меритайм» – 482 и т.д. Агентский рынок Украины: · 30 млн. долл. в год · около 20 тыс. судов в год АГЕНТ И АГЕНТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Понятие о морском агенте Понятие о морском агенте впервые появилось в 14 в. в Испании. В статуте города Марселя были целые главы, посвященные агентам. К середине 19 в. сложилась сеть морских агентств во всех крупных портах мира. Для обозначения морского агента используются следующие термины: · судовой агент · портовый агент · агент судовладельца · доверенное лицо судна Однако термин «морской агент» предпочтительнее, т.к. агент представляет интересы не только судовладельца, но и фрахтователей, грузовладельцев и страховщиков. Агент – как правило, юридическое лицо, выступающее в качестве представителя и помощника другого юридического лица, именуемого принципалом. По поручению принципала, от его имени, за его счет и в его пользу агент заключает коммерческие сделки с третьими лицами в рамках тех полномочий, которыми располагает сам принципал. Агентские отношения Агентские отношения представляют собой свод общих правил, в соответствии с которыми одно лицо, именуемое агентом, имеет полномочия изменять правовые отношения другого лица, именуемого принципалом. Схема агентских отношений:
Отношения «принципал-агент» – внутренние; базируются на агентском соглашении или договоре морского агентирования (агентском договоре). Отношения «агент-третьи лица» – внешние; базируются на других видах договоров (купли-продажи, хранения, буксировки, перевозки и т.д.).
Ратификация полномочий агента Ратификация действий агента – выдача полномочий по конкретной сделке. Агент не несет ответственности ни перед третьими лицами, ни перед принципалом, если действует от лица принципала и в рамках полномочий. Иногда агент может действовать в интересах принципала, не имея на то полномочий. Принципал впоследствии может подтвердить полномочия агента по такой сделке (сделка «на свой страх и риск»). Если принципал подтверждает сделку, он должен подтвердить все действия агента, относящиеся к ним. Он не может подтвердить только те действия, которые выгодны для него. Если принципал отказался подтвердить действия агента по такой сделке, то сам агент несет ответственность перед принципалом и третьими лицами. Молчание принципала в ответ на информацию на действия агента не является согласием на ратификацию. Об отказе ратификации сообщают не только агенту, но и третьим лицам. Агент, подписывая документы от имени принципала, должен указывать, что он делает это «только как агент» («as agent only»), чтобы исключить возможное толкование его подписи как подписи стороны в договоре (по некоторым национальным законодательствам). Если агент имеет на то поручение, он подписывает документы «от имени и по поручению» («for and on behalf»). Лекция 2 - 23.01.12 Классификация морских агентов По виду деятельности: · портовый агент · агент-брокер · грузовой агент · страховой агент По объему полномочий: · всеобщий (универсальный) агент – выполняет любые сделки · генеральный агент (general agent) – координирует деятельность морских агентов в стране или регионе; особенно часто в линейном судоходстве · специальный агент – выполняет какую-либо одну функцию (бункерный агент, тур-оператор) По виду обслуживаемого судоходства: · агенты, обслуживающие трамповые суда · агенты, обслуживающие линейные суда · агенты, обслуживающие пассажирские суда По порядку назначения: · назначаемые судовладельцем и оплачиваемые им · назначаемые фрахтователем, но оплачиваемые судовладельцем В последнем случае судовладелец часто назначает протектинг-агента (protecting agent) для проверки деятельности агента фрахтователя с оплатой ему от 30% до 50% обычного агентского вознаграждения; в Украине – 35%.
По форме собственности: · государственные агентские компании · частные агентские компании · компании со смешанным капиталом По принадлежности капитала (по отношению зависимости): · независимые агенты · полностью зависимые агенты · агенты, частично контролируемые судовладельцами, фрахтователями, операторами, стивидорными компаниями и т.д. Классификация третьих лиц Официальные третьи лица: · администрации портов · таможенные власти · пограничные власти · ветеринарные власти · карантинные власти · санитарные власти · полиция (милиция) · консульства · нотариусы · судебные органы Договорные третьи лица: · по договору перевозки: ü фрахтователи ü грузоотправители ü грузополучатели ü их агенты ü страховые компании · компании, обслуживающие груз: ü стивидорные ü тальманские ü экспедиторские ü терминальные · компании, обслуживающие судно: ü лоцманские ü буксирные ü швартовные ü судоремонтные ü аварийно-спасательные ü навигационные камеры (обеспечивают судно навигационными картами и пособиями; устраняют девиацию) · кампании, осуществляющие обслуживание судна и экипажа: ü шипчандлерские (доставка технического снабжения, продовольственных товаров) ü бункерные ü водолейные · компании, обслуживающие парк оборудования: ü лизинговые ü ремонтные ü железнодорожные ü автотранспортные ü контейнерные депо ü прочие треть лица: ü сюрвейеры ü адвокаты ü представители классификационных обществ ü представители клубов взаимного страхования (P&I Club) Парк оборудования – средства укрупнения (контейнеры, флеты, шасси, трейлеры, ролл-трейлеры) и запасные части к ним. Сюрвейеры – независимые компании, оценивающие качество и количество груза и повреждения судна (как независимые стороны). Схема взаимоотношений основных участников процесса перевозки грузов морем
При трамповых перевозках коносамент выполняет следующие функции: · служит распиской в приеме груза на судно · является доказательством наличия договора перевозки (чартера) · является товарораспорядительным документом, т.е. является ценной бумагой, по которой можно купить или продать груз При линейных перевозках коносамент выполняет следующие функции: · служит распиской в приеме груза на судно · является договором перевозки · является товарораспорядительным документом, т.е. является ценной бумагой, по которой можно купить или продать груз Лекция 3 - 30.01.12 Варианты распределения расходов по грузовым работам между судовладельцем и фрахтователем по чартеру: · free in – судовладелец свободен от расходов по погрузке · free out – судовладелец свободен от расходов по выгрузке · fio – судовладелец свободен от расходов по погрузке и выгрузке · fiot – судовладелец свободен от расходов по погрузке, выгрузке и штивке · fios – судовладелец свободен от расходов по погрузке, выгрузке и укладке · fiost – судовладелец свободен от расходов по погрузке, выгрузке, укладке и штивке · gross terms – судовладелец оплачивает все грузовые работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|