Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Американская бухгалтерская ассоциация (American Accounting Association — ААА)




ААА — это ассоциация профессоров и преподавателей бухгал­терского учета и практикующих бухгалтеров, основной целью ко­торой является развитие теории бухгалтерского учета, иницииро­вание и финансирование научных исследований в области бухгал­терского учета, улучшение преподавания учета и учетного образо­вания. Ассоциация осуществляет свою деятельность через комите­ты, публикует монографии, отчеты комитетов и периодические из­дания ("Бухгалтерское обозрение" (Accounting Review), "Бухгалтер­ские горизонты" (Accounting Horizons) и др.). Публикации ААА, касающиеся теории и принципов учета, носят рекомендательно про­гнозный характер, отвечая на вопрос "каким должен быть учет", а не описывают существующие GAAP. Комитет ААА играет доста­точно большую роль в разработке стандартов учета как с точки зрения развития теории, так и с точки зрения практических реко­мендаций и отзывов на Меморандумы для обсуждения и Предлага­емые проекты стандартов, рассылаемые FASB.

Кроме вышеназванных, проблемами учета занимаются Инсти­тут управленческих бухгалтеров (Institute of Management Accoun­tants), Институт финансовых руководителей (Financial Executives Institute) и ряд других.

Таким образом, мы рассмотрели деятельность организаций, разрабатывающих теорию и практику финансового учета, правила и процедуры, регулирующие ведение учета и составление отчетнос­ти и стандартизирующие учетный процесс в США. Все вышеназ­ванные документы представляют собой "систему GAAP".

GAAP — это система бухгалтерских стандартов и процедур, об­ладающая своей иерархической структурой. Как правило, выделя­ют четыре уровня системы GAAP*. Такое деление обусловлено тем, что, согласно Правилам этики независимых общественных дипло­мированных бухгалтеров (Правило № 203), упоминавшимся выше,

* Delaney P. R.. Adier J. R., Epstein В. J„ Foran V. F. GAAP. Interpretation and Application. John Wiley & Sons, 1992, p. 4—5.

аудитор может дать стандартное заключение о финансовой отчет­ности компании, если только она составлена в соответствии с об­щепринятыми принципами учета (GAAP). Соответственно четыре уровня системы GAAP определяют обязательность исполнения тех или иных стандартов — документов, принятых уполномоченными организациями.

Первый уровень. Официально установленные принципы (стан­дарты) учета — документы FASB и предшествующих ему органи­заций:

Положения о стандартах финансового учета (FASB);

Интерпретации (FASB);

Мнения АРВ (AICPA), не отмененные последующими решени­ями FASB;

Бюллетени бухгалтерских исследований САР (AICPA), не от­мененные последующими решениями FASB.

Для государственных органов власти (штатов и местных) ис­пользуются Положения и Интерпретации GASB.

Если финансовая отчетность компании не удовлетворяет тре­бованиям этих документов, то аудитор не имеет права давать стан­дартное заключение, за исключением необычных, экстраординар­ных случаев, когда следование общепринятым стандартам искажа­ет сущность отчетности.

Документы первого уровня — это обязательные стандарты уче­та. Достаточно часто эту часть GAAP отождествляют с GAAP в целом, хотя, по мнению автора, здесь можно говорить лишь о GAAP в узком смысле или об основной части системы GAAP.

Второй уровень. Документы, принятые уполномоченными про­фессиональными бухгалтерскими организациями, утвержденные в соответствующем порядке и устанавливающие определенные бух­галтерские принципы (стандарты) или описывающие общеприня­тую существующую практику. К ним относятся Отраслевые руко­водства по учету и аудиту (AICPA), Заявления о позиции (AICPA), Технические бюллетени (FASB, GASB).

К данным источникам информации аудитор должен прибегать, если бухгалтерская трактовка учетного события не специфициро­вана в категории документов первого уровня.

Третий уровень. Сложившаяся практика и документы, которые являются "общепринятыми", поскольку представляют собой пре­валирующий способ учета в определенной отрасли или широко ис­пользуются в конкретной ситуации. Этот уровень представлен Учетными интерпретациями (А1СРА) и широко используемой практи­кой в отраслях.

Во втором и третьем случаях аудитор может дать стандартное заключение, обосновав бухгалтерскую трактовку. Документы вто­рого и третьего уровней являются предпочтительными GAAP в от­личие от документов первого уровня.

Четвертый уровень. Бухгалтерская практика, рекомендованная другими документами и бухгалтерской литературой. К документам этого уровня относятся Положения (АРВ), Доклады о проблемах (А1СРА), Практические бюллетени (А1СРА), Положения рабочей группы по возникающим проблемам (FASB), Положения о концеп­циях финансового учета (FASB) и другие документы профессиональ­ных организаций и регулирующих органов (например, SEC), а так­же бухгалтерская литература и периодика. Использование этих ис­точников информации зависит от конкретных обстоятельств, спе­цифики документа, статуса организации, выпустившей документ (очевидно, что документы FASB имеют большую значимость, чем статья в журнале). Заключение аудитора в этом случае будет бази­роваться в большей степени на профессиональном суждении.

Таким образом, GAAP представляет собой иерархическую сис­тему стандартов учета (в широком смысле) США *.

В Великобритании учет регулируется целым рядом документов:

1) законодательными актами;

2) обязательными и рекомендательными стандартами учета;

3) требованиями Биржи ценных бумаг;

4) необязательными рекомендациями различных учетных орга­низаций;

5) требованиями Европейских директив и рекомендациями Меж­дународных стандартов учета.

1. До 1981 года в Великобритании практически не существова­ло законодательного регулирования финансовой отчетности, ко-

* Имеются в виду не только Положения о стандартах (FASB), но и все другие документы и источники информации, перечисленные выше.

** Подробнее о Директивах ЕС мы будем говорить несколько позже. Здесь отметим, что Директивы ЕС — это законы, принятые на уровне ЕС и обязательные для исполнения всеми странами — членами ЕС, т. с. требования этих директив дол­жны быть введены в законодательство стран — членов ЕС.

 

торая должна предоставляться компаниями. В 1981 году был при­нят Акт о компаниях (Company Act 1981), который включал в себя требования 4-й Директивы ЕС**, касающейся форм финансовой от­четности. В 1985 году вступил в силу "обобщающий" Акт о компа­ниях (Company Act 1985), который объединил требования Актов 1947, 1948, 1967, 1980 и 1981 годов. Часть 4 Акта о компаниях 1985 определяет правила и форматы (формы) ежегодной финансовой от­четности английских компаний (кроме банков и страховых компа­ний). Компания имеет право самостоятельного выбора из двух форм баланса и четрыех форм отчета о прибылях и убытках, выбрав ко­торые, должна использовать их постоянно. Кроме баланса и отче­та о прибылях и убытках, отчетность компаний должна включать отчет о движении денежных средств и пояснения, причем эти фор­мы отчетности должны быть представлены как для самого пред­приятия, так и консолидированные. Отчетность должна подтверж­даться аудиторским заключением. Акт о компаниях 1985 был ис­правлен и дополнен Актом о компаниях 1989, который, кроме того, учел требования 7-й (консолидированная отчетность) и 8-й (аудит) Директив ЕС и ввел правила, регулирующие деятельность малых компаний и директоров. Законодательно было закреплено требо­вание "честного и правдивого представления" (true and fair concept) информации в финансовой отчетности и специфицированы основ­ные принципы учета (принцип продолжающейся деятельности, по­стоянства учетной политики, осмотрительности, начислений и др.) и правила оценки активов.

2. Собственно стандарты учета существуют в форме Положе­ний о стандартной практике учета (Statements of Standard Accoun­ting Practice — SSAP), Стандартов финансовой отчетности (Fi­nancial Reporting Standards — FRS). Положений о рекомендованной практике (Statements of Recommended Practice — SORP).

Начало процесса разработки стандартов финансового учета относится к 1970 году, когда Институт дипломированных бухгалте­ров Англии и Уэльса (Institute of Chartered Accountants in England and Wales — ICAEW) образовал специальный комитет — Управля­ющий комитет по учетным стандартам (Accounting Standards Steering Committee — ASSC), основной задачей которого являлась разработка стандартов финансовой отчетности. В дальнейшем к вышеназванному Институту присоединились другие ведущие про­фессиональные бухгалтерские организации: Институт дипломиро­ванных бухгалтеров Шотландии (Institute of Chartered Accountants

of Scotland — ICAS), Институт дипломированных бухгалтеров Ир­ландии (Institute of Chartered Accountants of Ireland — ICAI), Дипло­мированная ассоциация дипломированных бухгалтеров (Chartered Association of Certified Accountants — ACCA), Дипломированный институт бухгалтеров по управленческому учету (Chartered Institute of Management Accountants — CIMA), Дипломированный институт публичных финансов и учета (Chartered Institute of Public Finance and Accountancy — CIPFA), которые совместно сформировали Комитет по учетным стандартам (Accounting Standards Committee — ASC), подчиняющийся. Консультативному комитету этих шести органи­заций. Комитет (ASC) состоял из двадцати одного члена, представ­ших как бухгалтерскую профессию, так и промышленность и тор­говлю. Этим комитетом была определена процедура разработки учетных стандартов, которая принимала во внимание мнения всех заинтересованных сторон. За время своего существования (до июля 1990 года) Комитетом было выпущено двадцать пять Положений о стандартной практике учета (SSAP), которые были обязательными к исполнению и касались наиболее важных и значимых вопросов бухгалтерского учета (например, № 2 "Раскрытие учетной полити­ки", № 12 "Учет износа", №13 "Учет затрат на НИОКР" и др.), и семнадцать Положений о рекомендованной практике (SORP), ко­торые не были обязательными к исполнению и касались отдельных специфических вопросов или проблем в какой-либо определенной отрасли.

Однако в начале 90-х годов деятельность комитета стала под­вергаться критике, поскольку он не мог достаточно быстро реаги­ровать на возникающие проблемы, его члены работали не на по­стоянной основе, многие фундаментальные вопросы не были реше­ны. Поэтому в августе 1990 года он был упразднен и вместо него образована новая независимая организация — Совет по учетным стандартам (Accounting Standard Board — ASB), который является частью целой структуры, регулирующей разработку учетных стан­дартов в Великобритании. Следует отметить, что, как и в США, система стандартов учета Великобритании отличается преемствен­ностью: все Положения, выпущенные ASC (за исключением отме­ненных), остаются в силе и обязательность SSAP подкрепляется тре­бованиями Актов о компаниях 1985 и 1989.

Процесс разработки стандартов учета в Великобритании имеет следующую структуру:

Рабочая группа по новым возни­кающим проблемам (Urgent Issues Task Force — UITF)

Основной обязанностью Совета по финансовой отчетности

(FRC) является общее наблюдение за процессом разработки стан­дартов (он не занимается детализированными правилами учета). Этот совет осуществляет руководство организациями, непосред­ственно разрабатывающими стандарты, обеспечивает адекватное финансирование работ по стандартизации учета (в основном за счет спонсоров: профессиональных бухгалтерских организаций, Депар­тамента торговли и промышленности, Биржи ценных бумаг, бан­ков и др.) и представляет "общественное мнение", которое имеет существенное влияние на учетную практику. Совет состоит как из представителей бухгалтерской профессии, так и представителей других заинтересованных сторон. Кроме того, в его состав входят наблюдатели от правительств Великобритании и Ирландии. Чле­ны Совета (около двадцати человек) обычно собираются три-че­тыре раза в год.

Организацией, которая несет полную ответственность за раз­работку и публикацию стандартов учета в Великобритании, явля­ется Совет по учетным стандартам (ASB). Председатель Совета и технический директор работают на постоянной основе, общее чис­ло членов не может превышать девяти человек. Совет по учетным стандартам независим от шести основных профессиональных бух­галтерских организаций, т. е. он выпускает стандарты от своего имени и не нуждается в одобрении Консультативного комитета этих организаций. Советом были дополнены, изменены или отменены существующие к моменту его образования SSAP (из 25 SSAP дей­ствует 21) и выпущены восемь Стандартов финансовой отчетности (FRS) на начало 1997 г.* В дополнение к этому был разработан про­ект Положения о принципах финансовой отчетности (Statements of Principals for Financial Reporting), определяющий основные прин­ципы составления финансовой отчетности и, по сути, являющийся аналогом концептуальных основ, рекомендованных международ­ными стандартами, и существующих в США. Этот документ состо­ит из семи глав, в которых рассмотрены следующие вопросы **:

1) цели финансовых отчетов;

2) качественные характеристики финансовой информации;

3) элементы финансовой отчетности;

4) отражение (recognition) статей в финансовой отчетности;

5) оценка статей в финансовой отчетности;

6) представление финансовой информации;

7) предприятия, которые должны представлять финансовую от­четность.

Помимо вышеназванных стандартов, которые являются обяза­тельными, ASB подтвердил действенность Положений о рекомен­дованной практике учета (SORP) и учредил два специальных коми­тета, которые должны оказывать ему помощь в разработке таких положений (там же, р.11).

Рабочая группа по новым возникающим проблемам (UITF) яв­ляется подкомитетом ASB, и ее основная задача состоит в разра­ботке решений по возникающим проблемам в применении суще­ствующих стандартов (стандарт существует, однако интерпретиру­ется неадекватно). Документы, выпускаемые Рабочей группой, пред­ставлены в виде Выводов (Abstracts), которые могут касаться либо достаточно специфичных вопросов, либо общих интерпретаций. Компании, которые не следуют рекомендациям этих документов, должны обязательно отразить этот факт в финансовой отчетности и представить объяснения. За время существования Рабочей груп­пой было выпущено более десяти Выводов.

Комиссия по наблюдению за финансовой отчетностью (FRRP) не является разработчиком стандартов. Ее основной функцией яв­ляется выявление и отслеживание существенных отклонений от имеющихся учетных стандартов. В основном это касается крупных компаний. Согласно Акту о компаниях 1989, предприятия обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с учетными стан­дартами, которые разрабатываются вышеназванными организаци ями, представляющими профессиональных бухгалтеров. На осно­вании законодательства Комиссия, выявив расхождения со стан­дартами учета, предлагает компании переделать финансовую от­четность, а если соглашение не достигается, имеет право подать на данную компанию в суд, который может обязать компанию соста­вить финансовую отчетность, соответствующую стандартам. Та­ким образом, в Великобритании сложился достаточно интересный подход к регулированию учета, когда стандарты учета разрабаты­ваются профессиональными бухгалтерскими организациями, а их применение требуется законодательством, причем отслеживание от­клонений также находится в компетенции бухгалтерской профес­сии. Такой опыт мог бы найти свое применение и в России, где тра­диционно учет регулировался законами, однако, с точки зрения ав­тора, существует необходимость активного участия профессиональ­ных бухгалтеров в разработке учетных стандартов.

3. Биржа ценных бумаг (Stock Exchange) фактически первой в Великобритании начала процесс регулирования финансовой отчет­ности, представляемой компаниями. Многие из ее требований были включены в законодательство и в учетные стандарты. Однако до сих пор существуют отдельные требования, которые не нашли от­ражения в данных документах и действуют только для компаний, зарегистрированных на бирже и выпускающих акции в открытую продажу. Для того чтобы быть зарегистрированной на бирже (quo­tation, listing), компания подвергается тщательной проверке с целью обеспечения безопасности потенциальных кредиторов, а затем обя­зана выполнять правила или требования Биржи, которые изложе­ны в таких документах, как Требования Биржи ценных бумаг (реги­страционные) (Stock Exchange (Listing) Regulations) и Подача цен­ных бумаг на регистрацию (Admission of Securities to Listing). После­дний документ содержит раздел "Продолжающиеся обязательства" (Continuing Obligations), в котором определены требования к раск­рытию информации в финансовой отчетности. Например, зарегист­рированные компании должны раскрывать информацию, касающу­юся собственности директоров и их других операций с компанией*.

Требования биржи касаются как собственно финансовой отчет­ности и порядка ее представления, так и обязательной публикации промежуточных результатов деятельности (interium accounts) и объявления информации, которая влияет на цены акций (share-price-sensitive information).

4. В дополнение к вышеназванным документам, регулирующим учет и являющимся, как правило, обязательными, существуют ре­комендации отдельных профессиональных бухгалтерских организа­ций (таких, как Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса и др.). Они не являются обязательными и представляют со­бой рекомендации по отдельным профессиональным вопросам для членов таких организаций. Например, АССА выпускает руковод­ства по техническим (методическим) вопросам представления фи­нансовой отчетности, раскрытия информации о распределении прибыли в контексте Акта о компаниях и т. п. Совет по учетным стандартам (ASB) выпустил документ под названием Операцион­ный и финансовый обзор (Operating and Financial Review) и т. д.

5. Все вышеназванные документы прямо регулируют ведение учета и составление отчетности, представляя собой национальные законы и стандарты учета Великобритании. Однако система регу­лирования учета подвержена и опосредованному влиянию со сто­роны Европейского законодательства и Международных стандар­тов учета. Мы уже говорили о том, что требования европейских директив включены в Акты о компаниях (4-, 7-, 8-я директивы). Международные стандарты оказывают большое влияние на разра­батываемые стандарты учета Великобритании. ASB в предисловии к учетным стандартам отмечает, что стандарты разрабатываются с учетом международных тенденций, в соответствии с чем Стандар­ты финансовой отчетности (FRS) содержат ссылки на международ­ные стандарты по аналогичным вопросам или ссылки на прямое применение международных стандартов*.

Таким образом, мы рассмотрели системы учета, существующие в США и Великобритании, способы регулирования ведения учета и составления отчетности и порядок такого регулирования.

Очевидно, что учетные системы различных стран существенно различаются. Причинами таких различий являются как социаль­но-экономические, так и политические и даже географические факторы.

В качестве социально-экономических причин можно выделить характер развития рынков капитала, количество инвесторов и кре­диторов, участие в международных рынках капитала, уровень ин­фляции, размеры и организационную структуру предприятий, об­щий уровень образования, типы законодательных систем.

* Elliot В., Elliot J. Financial Accounting and Reporting, 2-nd ed. Prentice Hall, 1996, p.138.

Традиционно в США и Великобритании рынки ценных бумаг получили широкое развитие, основными поставщиками капитала для компаний выступает большое число мелких инвесторов, кото­рым требуется постоянная и полная информация о деятельности фирм и которую они получают с помощью финансовой отчетнос­ти. Велико число транснациональных корпораций, играющих ве­дущую роль на мировых рынках. В Германии и Японии потребно­сти компаний в капитале удовлетворяются в основном немногими крупными банками, которые имеют доступ к дополнительной (по­мимо содержащейся в отчетности) информации о деятельности пред­приятий. Во Франции и Швеции большую роль в экономике и со­ответственно в финансировании компаний играет государство, что предполагает ориентацию системы учета и отчетности на удовлет­ворение требований государственных органов. Страны можно раз­делить на имеющие высокий уровень и низкий уровень инфляции. К первым относятся прежде всего страны Южной Америки. Для того чтобы информация, содержащаяся в финансовой отчетности, была полезна для пользователей, она должна быть скорректирована на индексы инфляции. Для стран с низким уровнем инфляции такая проблема не актуальна. В силу высокого уровня развития экономи­ки в США, Великобритании, Нидерландах, Германии и других раз­витых странах предприятия отличаются достаточно крупными раз­мерами и сложной организационной структурой, уровень образова­ния высок. Это приводит к сложности учетной информации, кото­рая, с одной стороны, адекватно отражает существующую экономи­ческую реальность, а с другой стороны адекватно воспринимается пользователями. В слаборазвитых странах учетные системы доста­точно просты по причине небольшого размера предприятий и невы­сокого уровня общего образования. Историческое развитие законо­дательных систем также оказало большое влияние на системы учета. Страны обычно делят на две большие группы: страны-законодатели (code-law countries; legalistic orientation) и страны-незаконодатели (common-law countries; non-legalistic orientation). Первые отличаются предписательностью законов по принципу: "разрешено то, что раз­решено". В силу этого, учетные правила жестко регламентированы и определяются законодательством. К таким странам относятся, например, Германия, Франция, Австрия и др. Для стран-незаконо­дателей характерен разрешительный подход по принципу: "разре­шено то, что не запрещено". Соответственно учетные системы от­личаются большей многовариантностью и гибкостью, как правило очерчены рамки, в которых предприятиям предоставлена свобода выбора. Учетные правила или стандарты определяются не законо­дательством, а разрабатываются профессиональными организаци­ями бухгалтеров. Такой подход используется в США, Великобри­тании, Канаде и ряде других стран.

Учетные системы могут быть экспортированы так же, как и любые другие товары. Влияние учетных правил одной страны на учетные правила другой может быть обусловлено политической или экономической зависимостью, географическим положением. Напри­мер, учетная система Индии близка к английской в результате су­ществовавшей коллониальной зависимости, система учета Канады находится под сильным влиянием американской учетной практи­ки в силу географического положения.

Таким образом, учетные системы различных стран отличаются многообразием. Однако можно выделить группы стран, придержи­вающихся однотипных подходов к построению систем учета. Заме­тим, что не существует двух стран, где правила учета были бы абсо­лютно тождественны.

Одной из самых распространенных является трехмодельная классификация учетных систем*, согласно которой выделяются:

1) британо-американская модель (Великобритания, США, Ни­дерланды, Канада, Австралия и др.);

2) континентальная модель (Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Италия и др.);

3) южноамериканская модель (Бразилия, Аргентина, Боливия и др.).

Основными характеристиками первой модели являются ориен­тация учета на нужды широкого круга инвесторов, что обусловлено высокоразвитым рынком ценных бумаг; отсутствие законодатель­ного регулирования учета, который регламентируется стандартами, разрабатываемыми профессиональными организациями бухгалте­ров; гибкость учетной системы; высокий образовательный уровень как бухгалтеров, так и пользователей финансовой информации.

Вторая модель отличается наличием законодательного регули­рования учета; тесными связями предприятий с банками, являющи­мися основными поставщиками капитала; ориентацией учета на государственные нужды налогообложения и макроэкономическо­го регулирования; консерватизмом учетной практики.

И наконец, основной особенностью третьей модели считается ориентация методики учета на высокий уровень инфляции и нуж­ды государственного регулирования.

Наличие столь разных подходов к формированию систем учета затрудняет "общение" национальных предприятий на международ­ном уровне, выход на международные рынки капитала, совмест­ную деятельность компаний разных стран. Возникает вопрос: "Что делать?" На него существует несколько ответов.

1) Не делать ничего, если предприятие функционирует только на внутреннем рынке или если язык и валюта такой компании изве­стны в мировом масштабе (например, компании США).

2) Подготовка "удобного перевода" (convenience translation) отчетности на язык пользователя без изменения валюты и принци­пов учета (такие отчеты часто представлялись финскими компани­ями для ведения переговоров с российскими контрагентами).

3) Подготовка "удобного отчета" (convenience statement), ког­да отчетность не только переводится на язык пользователя, но и пересчитывается в валюту пользователя, хотя учетные принципы остаются теми же (этот подход характерен для японских компаний).

4) Подготовка "частично пересчитанного отчета" (restate on a limited basis) с переводом, пересчетом валюты и частичным пере­счетом отдельных элементов финансового отчета в соответствии с принципами учета страны пользователя. Эта информация дается как приложение к различным формам отчета. (Компания "Вольво" пользовалась этим способом.)

5) Подготовка "дублирующего финансового отчета" (secondary financial statement). В этом случае делается перевод, пересчет валю­ты и пересчет всех показателей отчетности в соответствии с учет­ными принципами пользователя. Это самый дорогой вариант, хотя и самый удобный для пользователя (такой подход характерен прак­тически для всех предприятий с иностранными инвестициями на российском рынке, когда составляются две отчетности: одна —для российской налоговой инспекции в соответствии с действующим российским законодательством, вторая — для западного инвесто­ра в соответствии с его принципами учета).

6) Подготовка финансового отчета в соответствии с междуна­родными стандартами учета.

Международные стандарты учета (International Accounting Standards) представляют собой документы, определяющие общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагающие варианты учета отдельных средств или операции предприятий. Они не являются обязательными и носят рекомендательный характер. Однако, в силу объективных интеграционных процессов в разви­тии мирового хозяйства, эти стандарты приобретают все большее значение как наиболее удобное средство "общения" между пред­приятиями различных стран. Помимо собственно стандартов, в со­став международных стандартов учета входят Концептуальные ос­новы подготовки и представления финансовой отчетности (Frame­work for the Preparation and Presentation of Financial Statements), в которых изложены основные принципы ведения учета и составле­ния отчетности. Эти принципы можно считать общепринятыми в мировом масштабе, поскольку в той или иной форме они закрепле­ны в учетных стандартах всех стран. С 1995 года эти принципы в большинстве своем были приняты и в России и задекларированы Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предпри­ятия" от 28 июля 1994 г. (ПБУ 1/94), хотя, к сожалению, их практи­ческое применение затруднено. Этим принципам на Западе прида­ется большое значение, поскольку теоретические, на первый взгляд, положения оказывают существенное влияние на практику ведения учета и являются базой для принятия решений при отсутствии пре­цедентов. Более подробно принципы ведения учета будут рассмот­рены ниже.

Международные стандарты разрабатываются Комитетом по международным стандартам учета (International Accounting Standard Committee), который был создан в 1973 году соглашением между профессиональными организациями бухгалтеров из девяти стран. В настоящее время этот комитет включает более ста членов — орга­низаций. К 1997 году разработано более тридцати учетных стан­дартов (31*), касающихся различных аспектов ведения учета:

1. Раскрытие учетной политики.

2. Запасы.

4. Учет износа основных средств.

5. Информация, которая должна быть раскрыта в финансовой отчетности.

7. Отчет о движении денежных средств.

8. Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике.

9. Затраты на научные исследования и разработки.

10. Потенциальные (непредвиденные) события и события, про­изошедшие после даты составления баланса.

11. Строительные контракты.

12. Налоги на прибыль.

13. Представление текущих (оборотных) активов и текущих (краткосрочных) обязательств.

14. Отражение в отчетности финансовой информации о деятель­ности сегментов (сегмент — часть предприятия, работающая в оп­ределенной отрасли или в определенном географическом регионе).

15. Информация, отражающая результаты изменения цен.

16. Основные средства.

17. Учет лизинга.

18. Доходы.

19. Затраты на пенсионное обеспечение.

20. Учет правительственных грантов (субсидий) и раскрытие информации о правительственной помощи.

21. Результаты изменений курсов иностранных валют.

22. Объединения предприятий (Business Combinations).

23. Затраты по заемным средствам.

24. Раскрытие информации о взаимосвязанных сторонах (Rela­ted Party Disclosures) (стороны считаются взаимосвязанными, если одна ui них может контролировать или существенно влиять на другую).

25. Учет инвестиций.

26. Учет и отражение в отчетности пенсионных планов (схем).

27. Консолидированная отчетность и учет инвестиций в дочер­ние предприятия (филиалы).

28. Учет инвестиций в зависимые предприятия.

29. Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции.

30. Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов.

31. Отражение в финансовой отчетности долей участия в совме­стных предприятиях.

32. Финансовые инструменты: раскрытие и представление ин­формации.

33. Показатель чистой прибыли на акцию.

При разработке учетных стандартов делалась попытка обоб­щения бухгалтерского опыта, накопленного в разных странах. Сле­дует отметить, что в силу различных причин международные стан­дарты находятся под сильным влиянием практики ведения учета в

Глава 1


США. Международные бухгалтерские стандарты отличаются мно­говариантностью подходов к решению учетных проблем (напри­мер, возможность использовать несколько методов начисления износа основных средств, несколько методов учета запасов, несколь­ко вариантов оценки финансовых инвестиций), они постоянно до­рабатываются и изменяются, принимаются новые. Последний год данный процесс протекает наиболее интенсивно, и в настоящий момент практически все стандарты находятся в стадии переработ­ки. Интересно отметить, что в октябре 1996 года был предложен проект стандарта "Представление финансовой отчетности" (Expo­sure Draft E53 "Presentation of Financial Statements"), касающийся информации, которая должна содержаться в финансовой отчетно­сти, и предлагающий ее формы.

Еще одной влиятельной международной организацией, занима­ющейся проблемами унификации учета на мировом уровне, явля­ется Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants), созданная в 1977 году и разрабатывающая и публи­кующая Международные стандарты аудита (International Auditing Standards).

Кроме вышеназванных, вопросами учета в международном масштабе занимаются ООН (UN) и Организация экономического сотрудничества и развития (OECD).

Работа по унификации подходов к учету ведется не только на международном, но и на региональном уровне. Обязательными для исполнения компаниями европейских стран — членов ЕЭС явля­ются Директивы или законы ЕЭС. Наиболее важными из них в об­ласти учета являются 4-я Директива "Об унификации форм отчет­ности и правил их аудирования" (25 июля 1978 года) и 7-я Директи­ва "О принципах составления консолидированной отчетности" (13 июня 1983 года). Региональные организации существуют также в Африке, Южной Америке, странах тихоокеанского региона.

Таким образом, в каждой стране действует своя национальная система учета, со своими индивидуальными особенностями. Одна­ко, как уже отмечалось выше, можно выделить общие концепту­альные основы или единые принципы, на которых строится финан­совый учет и составляется финансовая отчетность и которые при­знаются как во всех странах, так и на международном уровне. С этой точки зрения, можно говорить о принципах учета, общепри­нятых на Западе.

Глава 2

ПРИНЦИПЫ УЧЕТА НА ЗАПАДЕ

Принципы учета могут быть разделены на три большие группы:

1) качественные характеристики учетной информации, обобща­емой в отчетности;

2) принципы учета этой информации;

3) элементы финансовой отчетности.

В России большинство из этих принципов признается либо пря­мо, либо косвенно или частично. Некоторые из них не нашли свое­го отражения в российском законодательстве совсем, однако, с точ­ки зрения автора, основная проблема состоит не только в призна­нии этих принципов, но и в обеспечении практического механизма использования уже задекларированных.

Рассмотрим подробнее каждую из этих групп. При изложении данного материала мы будем опираться в основном на междуна­родные стандарты. В США эти принципы объединены в трехуров­невую систему, в Великобритании группы имеют несколько другие названия, однако в целом суть их остается неизменной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...