Основные направления психологоориентированных подходов в социальной работе
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Психологические теории в социальной работе План Введение Основные направления психологоориентированных подходов в социальной работе Заключение Список литературы Введение Эффективность социальной работы обеспечивается рядом факторов — экономическими, материальной базой, управленческими, педагогическими, психологическими. Психологическое обеспечение социальной работы — один из важнейших факторов. Психологические средства позволяют сформировать доверие людей к системе социальной работы. Не меньшее значение имеют социальные отношения, в которых стержневую роль играют психологические компоненты (интересы, потребности, чувства, установки, идеалы и др.) Практическая психология занимает одно из важнейших мест в обеспечении социальной работы. Именно она выступает центральной ячейкой социально педагогических приемов, используемых для решения задач социальной работы. Например, методы социального научения предполагают использование механизмов социального восприятия, социального мышления. Психологические основы социальной работы образуеттеория личности. Социальная работа тесно увязывается с типизацией личностей, и соответственно этому строятся ее стратегия и тактика. На практике хорошо зарекомендовала себя теория акцентуации характеров. Например, выявляются положительные, отрицательные черты характера, конфликтогенные ситуации и соответственно этому подбираются психотехнические упражнения, даются педагогические рекомендации. В социальной работе применяются психологические методы. Являясь психологическими по существу, они направлены на решение задач социализации, совершенствование социума.
Психологические методы, применяемые в социальной работе, подразделяются на индивидуальные и групповые. Существенные результаты в социальной работе дают методыпсиходиагностики, решающие многочисленные задачи изучения социальнопсихологических характеристик личности, коллективов, воспитательных, экономических отношений. В социальной работе широко применяетсяпсихологическая консультация. К ней прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, студенты, молодожены, семейные люди и т.д. По результатам этой работы строится их индивидуальная и групповая деятельность. Через социальную работу психология помогает человеку сделать жизнь осмысленной, значимой, реализовать индивидуальную субъектность, оптимизировать жизненное пространство, развивать жизненные силы. В этой связи показательно, что среди различных теоретических школ, существующих в современной психологии, все больше начинают преобладать гуманистические тенденции, в основе которых заложена вера в человека как высшее создание на Земле, в его возможности саморазвития, самосовершенствования. И формирующиеся парадигмы теории и практики социальной работы тесно связаны с психологическими парадигмами. Поэтому овладение основными категориями социальной работы предполагает значительную психологическую компетентность и подготовленность. Основные направления психологоориентированных подходов в социальной работе Существует огромное множество психологических подходов в социальной работе, применение которых на практике является эффективным и необходимым для разрешения тех или иных задач. На мой взгляд, выбор психологической теории, в рамках которой будет работать социальный работник, должен быть обусловлен, прежде всего, спецификой конкретной ситуации и личными предпочтениями и склонностями социального работника.
Первое и наиболее часто применяемое направление, которое будет рассмотрено – это психодинамические теории в социальной работе. Психодинамические теории явились основой для многих теорий социальной работы, например, таких как функциональная, проблемно-разрешающая, эго-ориентированная, психосоциальная и др. Поэтому есть смысл познакомиться более подробно с их сущностью. Современные психодинамические теории имеют довольно широкий спектр различий, но всех их объединяет опора на идеи классического психоанализа Зигмунда Фрейда. Он с позиций последовательного детерминизма считал, что все психическое вызывается и определяется предшествующими событиями. Сознание, подсознание, бессознательное — три уровня психического. Именно на последнем уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов. Этот уровень личности Фрейд назвал Ид. Состоит он преимущественно из либидо (стремление к сексуальному удовлетворению), инстинкта агрессии и стремления к смерти. Высший уровень личности — Супер-Эго (что-то вроде совести), между ними находится уровень Эго — следует инстинктам бессознательного и требованиям морали, отвечает за произвольное поведение и формирование психологических защит. [11, 20] Хотя позиции, выдвигаемые Фрейдом, вызывали и до сих пор вызывают неумолкающие дискуссии, ни у кого не возникает сомнений в их важности. Многочисленные ученики и последователи психоанализа бесконечно модифицируют концепцию Фрейда: Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Эрих Фромм, Хорни, Карл Юнг — весьма известные имена в психологии. Психоанализ стимулировал развитие новых идей — трансактного анализа (Э. Берн), биоэнергетики (А. Лоувен), гештальт — традиций (Ф. Перлз) и др. Это направление объединяет большое число теорий и школ, не похожих друг на друга, порой парадоксальных. Спектр их различий довольно широк — от ортодоксальных, традиционных (классических) до более гуманистических, с использованием методов других направлений. Психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходящего корнями в его детство, который, как правило, не осознается субъектом. Эта идея выражается понятием "предметные связи". Отсюда центральным понятием является "конфликт" — непознанные ("бессознательные") моменты, возникшие в ходе развития человека, начиная с детства, и продолжающиеся в жизни взрослого. Такие конфликты — манеры поведения — были заложены как кластеры чувств, мыслей и поступков. Они возникли в результате взаимодействия различных событий в индивидуальной истории развития человека.
Считается, что на основе прошлого опыта формируется особая организация (совокупность чувств, мыслей и манер) поведения, оказывающая воздействие на нынешнее восприятие мира. Если она выражается в неадекватных условиям реакциях, то, исследуя настоящие события в контексте прошлого опыта, можно изменить эти "организующие системы", способствуя тому, чтобы информация и опыт в будущем у личности структурировался иначе, став основой нормального психического самочувствия. При его нарушении от тревоги и неуверенности спасает человека своеобразный механизм, названный психологической защитой, который действует на подсознательном уровне. "Защита" и "сопротивление" — с позиций психодинамики представляются как особые когнитивные способности человека, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, держать их вне своего сознания, обеспечивающие бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая защита — один из механизмов, препятствующих изменению личности. В современном психодинамическом подходе описан ряд наиболее распространенных защитных механизмов: вытеснение, отрицание, подавление, идентификация, рационализация, интеллектуализация, регрессия, сублимация, расщепление, проекция и др. Примером возможного современного использования психодинамического подхода может служить Эго-психология (ego psychology), разработанная Анной Фрейд. Она изучала проблему основных функций и защитных механизмов ego как "регуляторной" структуры. Уже в этой теории проявилась тенденция к целостному осмыслению человека [11].
Еще в большей степени отмеченная тенденция характерна для одной из современных психодинамических теорий, получившей название "Я-психология" ("self-psychology"). Основная сущность Я-психологии, созданной X. Кохутом [2], состоит в рассмотрении "Я" как рефлексивной структуры, выполняющей функцию самоотражения и самоотношения. Тенденция к гуманизации относится и к теоретическим построениям Э. Берна — трансактному анализу [5, 6]. Рассмотрим их более подробно. Трансактный, или структурный анализ (ТА) развил совершенно новый оригинальный взгляд на поведение человека, в основе которого лежат неосознаваемые, запрограммированные игры, в которые он играет в течение всей жизни. Э. Берн в этой связи отмечал тот факт, что каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным, набором психических свойств (систем чувств, поведенческих схем своего "Я"). Репертуар этих состояний он назвал так: "Родитель" (сходное с образом родителей); "Взрослый" (субъективный реальный опыт) и "Ребенок" (начало, действующее с раннего детства). Все три составляющие важны для человека: Ребенок — источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости; Взрослый — источник рациональности; Родитель — мудрости. Каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной, и все они должны находиться в оптимальном равновесии. Проблемы возникают обычно при неадекватности их сочетаний, что проявляется в играх. Игры — типичная модель невыраженных компромиссов (трансактов), которая постоянно повторяется, превращается в стереотипы и способствует созданию дискредитирующих ситуаций. Психологические идеи динамического подхода легли в основу целого ряда моделей социальной работы. Имевшая большую популярность в последние десятилетия психосоциальная работа предполагает обычно длительное взаимодействие с клиентом. Но в социальной работе нередко приходится иметь дело с ситуациями, требующими немедленного изменения. Теоретически и технологически это обосновывается с позиций кризис-интервентной модели социальной работы. Сущность этого подхода можно рассмотреть на типичном примере, который широко используется в зарубежной литературе. [1, 19] N пришел к социальному работнику после смерти своего отца через неделю в состоянии сильного душевного расстройства. Если подойти к этой ситуации поверхностно, то можно полагать, что это состояние вызвано смертью отца. Однако социальный работник, изучая историю жизни N, установил, что он недавно расстался со своей женой, которая уехала в другой город. N уже находился в стрессовом состоянии, пытался с этим бороться (завел новую подругу, чрезмерно употреблял алкоголь), но не чувствовал себя комфортно. Смерть отца еще сильнее дала почувствовать ему свое одиночество, что и вызвало состояние сильного душевного расстройства.
Поняв ситуацию с N, социальный работник помог ему поверить, что на него не свалилась серия разных несчастий, а что все неприятности сплетались в одно целое. Это не только облегчило страдания N по поводу смерти отца, и он смог освободиться от страха, вызванного одиночеством после ухода жены, но и изучить самые простые способы установления отношений с окружающими и нормализовать их [1]. На этом примере видно, что для оказания помощи клиенту N необходимо было специальное вмешательство социального работника и, прежде всего — стремление понять истинную причину его острой эмоциональной напряженности. Согласно такой позиции кризисное вмешательство (четко регламентированное, базирующееся на методах психологического воздействия) является действием, которое прерывает серию событий, ведущих к нарушению нормальной жизни людей. Поэтому кризисное краткосрочное вмешательство рассматривается как общая теория решения проблем клиентов. Видный представитель этого направления в социальной работе Голан разработала и описала основные теоретические положения кризисного краткосрочного вмешательства. При этом важное внимание, как практически в любой теории психодинамического подхода, уделяется изучению истории кризиса и происхождению переживаний. Основанная на психодинамических идеях кризис интервентная модель социальной работы наиболее эффективно применима для помощи людям, пережившим несчастье, снова приспособиться к жизни, совершенствовать прежние уровни функционирования, по-новому справляться с трудностями.[1] Однако многие специалисты в области социальной работы не вполне удовлетворены методологией и теорией психоаналитического и базирующегося на нем психодинамического подхода в связи с его известной ограниченностью, что создаст определенные сложности на практике [19]. В связи с этим возникает необходимость в использовании других теоретических оснований, практикуемых в современной психологии, что также требует предметного ознакомления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|