Также, следует обратить внимание на возможности применения дианетической концепции личности в социальной работе.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Дианетика — наука о разуме, душевном здоровье описана Л. Хаббардом [25]. Она основывается на специфических философских и психологических представлениях о человеке, его сущности, эмоциях и разуме. С позиций дианетики единственный принцип и общий знаменатель всей жизни — это стремление к выживанию как истинного значения "жизненной силы", которую Р. Хаббард назвал центром сознания "Я", т.е. сам человек. Но имеется в виду не его тело или имя, не его разум, а то, что он осознает, самосознание. А это и есть личность. Абсолютной целью выживания постулируется бессмертие или бесконечное выживание. Человек стремится выжить как организм, продолжить себя в детях, в группе, членом которой он является, во всем человечестве и других симбиотах. Наградой за действия, способствующие выживанию, является удовольствие, ощущение психологического комфорта. Наказанием за разрушительные действия становятся смерть и боль. Центральное понятие дианетики "клир". Клир — это человек, личность в оптимальном состоянии: отсутствии любых заболеваний, с высоким уровнем интеллекта, живущий энергично и с удовольствием, с полнотой всех ощущений. Р. Хаббарт дает полную характеристику человека-клира: его восприятия, памяти, эмоций, мышления. Именно клир воспринимает, перерабатывает и интерпретирует окружающий мир наиболее адекватно, а не аберрированно, т.е. искаженно. Для иллюстрации автор приводит пример: если попросить клиров и неклиров подумать о розе, то будут соответственно разные результаты. Неклиры обычно могут либо представлять, либо чувствовать запах, но не видеть цветок, затрудняются одновременно видеть различные цвета роз, оттенки... Клир же "видит" розу во всем многообразии се свойств и оттенков. [25]
Подобные свойства клиров проявляются и в других психических процессах, что важно для разума, прогнозирования и планирования целей и будущей жизни. Исследования клиров и неклиров, проведенные основателем дианетики, показало, что основные цели разума, как и человеческой натуры, направлены на созидание и постоянное благо. Изменяются они лишь под влиянием того, что он видит и в зависимости от его образования и взглядов. Р. Хаббарт доказывает, что клир является целью дианетической терапии. Той целью, которую можно достичь при помощи некоторого терпения, умения и труда. Любой человек может стать клиром, если он не потерял части мозга в результате операции или несчастного случая или не был рожден с дефектом нервной системы. При неоднозначности отношений к дианетике различных ученых и практиков тем не менее можно признать, что ее идеи весьма полезны для психологии и социальной работы. Ведь одна из конечных целей и социальной работы и дианетики совпадает — помочь человеку жить в состоянии психологического комфорта, поднять его личные возможности и самосознание, освободить от трудностей, омрачающих его существование, помочь обрести средство, помогающее решать жизненные проблемы. Также немаловажен взгляд на индивида с позиций соционического подхода к личности, группе в социальной работе. Соционическое направление в понимании личности возникло в 80-е годы, когда достаточно широко распространились работы А. Агустинавичюте. В настоящее время соционика переживает бурное становление: уточняются понятия, рождаются концепции, накапливается исследовательский опыт, новые технологии влияния на психику людей. В основе соционического подхода к личности лежит убеждение, что различные отношения между людьми, находящимися в одних и тех же социальных условиях, могут объясняться лишь своеобразием психологических структур индивидов [21]. Соционика описывает 16 типов личностей, которые отличаются друг от друга следующими параметрами: особенностями восприятия и переработки информации, ее обмена, структурирования.
При этом соционика демонстрирует и характер интертипных отношений, устанавливающихся внутри каждой пары типов (диад). Основой психологических разработок по соционике явилась теория Юнга, модель индивидуальности которого строилась на концепции четырех психологических функций: интуиция, сенсорика, мышление (логика), эмоции (этика), находящихся в экстравертированной и интравертированной установках. Эти функции психического мира личности в соционике были определенным образом подвергнуты классификации, в результате чего и появились 16 типов личности. Каждому из типов был подобран условный псевдоним, названный именем исторического или литературного героя. Например, интуитивно-логический экстраверт ("Дон-Кихот") и логико-интуитивный экстраверт ("Д. Лондон") или интуитивно-логический интроверт ("Бальзак") и интуитивно-этический интроверт ("Есенин") и др. В процессе взаимодействия люди вступают в различного рода отношения между собой, которые могут развиваться гармонично, создавая общающимся состояние психологического комфорта (дуальные пары). Отношения в парах оказывают положительные влияния, которые выражаются как отношения тождества, зеркальные, родственные, деловые, активизирующие, полудополнения и др. Эти взаимоотношения могут носить иррелевантный или конфликтный характер (миражные, конфликтные, отношения погашения, квазитождества, супер-эго и др.) Все 16 типов личностей составляют социон как структурно-функциональную единицу человеческого разума. В соционе принято выделять 4 квадры, т.е. такое сочетание соционических типов личности, которые могут вместе работать активно и плодотворно. Причем каждая квадра состоит из дуальных пар и наиболее эффективно может выполнять определенную работу. Очевидно, что эта область психологического знания имеет прямое отношение к решению проблем социальной работы, к эффективности взаимодействия клиента и соционома.
В последние годы возникает методологическая, теоретическая и технологическая необходимость сочетания различных психологических подходов. Это особенно важно для социальной работы. Такое соединение возможно двумя путями: эклектическим и конструктивным. В первом случае выбираются наиболее понравившиеся специалисту положения того или иного подхода и механически объединяются между собой. Такой путь возможен, что нередко и происходит. Второй путь более трудоемок. Использование различных подходов в нем связано с формированием иных принципиальных положений, отсутствующих в каждом из них в отдельности. В психологии такое направление получило название психосинтеза, которое возникло совсем недавно. Современный психосинтез требует сочетания различных методологических, теоретических и технологических воззрений в целом и нового метода для каждого клиента в отдельности. Один из вариантов психосинтеза описан Р. Асаджиоли [3]. В центре описанного им подхода — построение новой концепции человека, его личности. Автор отмечает, что для психосинтеза важно использовать как различные психологические модели личности (психоанализ, динамическую психологию, экзистенциальную психологию), так и хорошо изученные факты из других областей (психосоматической медицины, психологии религии, исследований сверхсознательного, парапсихологического, восточной психологии, холодинамики, социальной психологии, психиатрии, антропологической психологии, активных методов воздействия на личность и др.). Согласно рассматриваемому подходу, все элементы личностной структуры сфокусированы в высшем "Я", которое приводит к единому видению и познанию различных эмпирических данных. Именно рассогласование в высшем "Я" и личном "Я" препятствуют в понимании индивидом и себя, и других людей, что делает его тревожным и дезадаптированным. В этой связи следует помочь человеку в осознании (самоанализе) внутреннего высшего "Я", путем создания "идеальной модели Я", т.е. "нового центра Я", вокруг которого и начинается психосинтез — построение новой концепции личности с помощью специальных техник и технологий.
Психосинтез постулирует целостную концепцию психологической жизни как постоянного взаимодействия и конфликта между множеством различных и противоположных сил и объединенным центром (высшее "Я"), который всегда стремится координировать, гармонизировать и объединять их. Очевидно, что это дает весьма гибкий инструмент в руки социального работника в его взаимодействии с клиентом. Психосинтез используется в различных сферах деятельности: психологическом консультировании, психотерапии, самосовершенствовании личности, интегральном обучении. Использование психосинтеза в социальной работе является перспективным при оказании личности помощи и поддержке в решении внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов. Возможно использование психосинтеза в разрешении и профилактике национальных, социальных, экономических, научных и религиозных противоречий. И в этом смысле психосинтез примыкает к комплексно-ориентированным концепциям социальной работы. Заключение
Социальная работа в современном психологическом понимании представляет собой неразрывную связь с психологией, а также широкое использование психологических процедур. Будучи объектом социального действия, индивид занимает пассивную общественную и личностную позицию. Психологически это проявляется как стремление к детерминированности своих жизненных стратегий, исполнительности, отказу от самостоятельного принятия решений, преобладанию поведенческих стереотипов, ригидности мышления, экстернальности. Подлинную активность, возможности к саморазвитию, самоактуализации, интернальности, целенаправленности, креативности может проявить личность только в качестве субъекта социальных действий. Ослабление личностной, индивидуальной субъектности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъектность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и социальной работы — создание условий для проявления жизненных сил и социальной субъектности, оказания помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его развитие. Это возможно сделать многими путями. И к этим путям относится то многообразие методов, которые дает психология социальной работе. Литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология.— М.: Аспект Пресс, 2004. 2. Айви Е., Айви М.Б., Саймен Л.Д. Консультирование и психотерапия: Сочетание методов теории и практики. Новосибирск, 1992.
3. Асаджиоли Р. Психосинтез. М., 1993. 4. Бендлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы: Нейро-лингвистическое программирование - Новосибирск, 1992. 5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. - 576 с. 6. Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. – 272 с. 7. Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д. Психология и социальная работа. Барнаул, 1991. 8. Джайтис М., Джюнгвард М. Рожденные выигрывать: (Трансактный анализ с гештальт-экспериментами). М., 1993. 9. Маслоу А. Самоактуализация: Психология личности: Тексты. М., 1982. 10. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. Татылбаевой А.М. Вступительная статья Чубарь Н.Н. – СПб.: Евразия, 2001. – 478 с. 11. Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 539 с. 12. Необычная психотерапия: (Психотерапевтические техники Милтона Эриксона). - М., 1986. 13. Общая психодиагностика / Ред. А.А. Бодалев и др., М, 1986. 14. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 368 с. 15. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия / Пер. с англ. Т.Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 512 с. (Серия «Психологическая коллекция»). 16. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы к групповой работе с людьми. - СПб., 1992. 17. Социальная работа: Теоретические основы подготовки социальных работников. - М., 1992. 18. Тобин С. А. Сравнение психоаналитической Я-психологии и личностно центрированной терапии К. Роджерса // Иностр. психология. - М., 1993. Т. 1, №1. 19. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.: Тула, 1993. Т. 1,2. 20. Теории личности/ Л.Хьелл, Д.Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2003. – 608 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). 21. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. Проф. С.И. Григорьева, Изд-во "Наука" 1994. 22. Теория и методология социальной работы. — М., 1994. 23. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. 24. Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин Практикум по гештальт-терапии. – Пер. с англ. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с. 25. Xaббapд Л.Р. Дианетика. - М.: Издательская группа Нью Эра, 1995. 26. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотронике. - М., 1992.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|