Организация психолого-педагогической помощи школьникам, имеющих отставания в процессе обучения и проверка ее эффективности
Учащиеся, отнесенные к группе неуспевающих, характеризуются недостаточными знаниями, низким уровнем развития мыслительных операций, недостаточной мотивацией. У них отсутствует интерес к учению, наблюдается равнодушие к школьным занятиям, повышенная тревожность, отрицательные эмоции. Плохая успеваемость, как правило, ведет к ухудшению отношений с одноклассниками, усложнению отношений с родителями и учителями и как следствие - к обострению ситуации. Перечисленные психологические факторы отставания в обучении, по нашему мнению, могут быть преодолены в результате совместной целенаправленной деятельности педагогов, родителей и обучающихся. Во-первых, необходимо повысить и укрепить интерес к учению, с помощью психологических мер придать отстающему школьнику уверенность в своих силах. Среди данных мер можно указать следующие: а) организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи; б) индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер; в) включение ребенка в активную деятельность; г) преодоление демотивированности, негативной мотивации учения; д) организация успеха ребенка в условии школьной программы; Осуществление мероприятий по укреплению положения запущенных детей в классе. Среди таких мероприятий следует выделить руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности и работу по формированию мотивации достижения отстающего ребенка определенных целей, связанных с достижением социальной значимости в коллективе сверстников. Ведение работы с преподавателями по совершенствованию их поведения как педагога (учителям следует проявлять к детям уважение и доброжелательность, приветливость и дружелюбие, несмотря на их выходки).
Работа с родителями отстающего ребенка. Следует при необходимости показать родителям, как нужно работать с ребенком дома, как организовать его рабочее (учебное) и свободное время, как оказать помощь в учебе. Для этого особое внимание следует уделить следующим факторам семейного воспитания отстающего ребенка: а) повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений; б) создание воспитывающей ситуации в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс; в) индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании; г) контроль над организацией режима ребенка, устранение безнадзорности; д) помощь родителям в организации деятельности ребенка, его общения в семье. В случае необходимости обращаться в правоохранительные органы и органы опеки и попечительства с вопросами о признании отдельных запущенных семей неблагополучными. Вести учет особо неблагополучных семей. Положительным моментом этой программы является оказание разного вида помощи ребенку, то есть подключение различных специалистов к решению коррекционных задач; совместная деятельность всех участников образовательного процесса, заключающаяся в повышении и укреплении интереса к учению, совершенствование поведения педагогов с отстающими школьниками, повышение психологической грамотности родителей и т.п. способствует преодолению отставания в обучении подростков. 2.1 Рекомендации учителям и педагогу-психологу школы по преодолению отставания в развитии школьников
Рекомендации учителю Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.
.Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей. Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности. Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, следовательно и не справляются с заданием в ситуации, когда учитель требует немедленного ответа.; в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь); в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл. Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же: дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени; не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться; следует осторожно оценивать неудачи ученика; желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными. . Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости. Что в этом случае делать учителю? . Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой. . Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).
. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям. . Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе. . Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов. . Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам). . Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику. . Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала). Рекомендации родителям Первое - не рассматривайте школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь, старейтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача - помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе. Второе - вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться). Третье - ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребенка в своих силах, постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить как дела, или отругать - это не помощь, а основа для новых конфликтов. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него..
Никогда не торопитесь заставить ребенка выполнить задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать. Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребенку - это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы родители вознаграждали ребенка не по результатам работы, которые могут быть хорошими, а по затраченному труду. Если этого не делать, ребенок будет приступать к работе с мыслью: «Нет смысла стараться! Я все равно не получу хорошую оценку и никто не заметит моих успехов!» Вознаграждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Детям с трудностями в обучении необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|