Рекомендации школьному психологу
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Психологическая помощь отстающим в обучении школьникам может заключаться в проведении специализированных индивидуальных или групповых занятиях направленных на: - Коррекцию и развитие познавательных процессов; - Формирование отдельных мыслительных операций; - Повышение уверенности в себе, снятие тревожности, повышение самооценки - Коррекцию детско-родительских отношений и отношений с педагогами
Заключение
Цель нашего исследования заключалась в выявлении психологических условий преодоления отставания в обучении школьников. Поставленные задачи были выполнены. Анализ литературных источников позволил определить характеристики понятий «отставание в обучении» и «неуспеваемость», причины и варианты проявления отставания в обучении школьников и возможности преодоления отставания. Изучению проблемы отставания в обучении всегда уделялось много внимания в педагогике и психологии. Результаты различных исследований свидетельствуют о возможности коррекции неуспеваемости младших школьников. Наше исследование позволило определить психологические условия преодоления отставания в обучении подростков. Результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы: Проблема предупреждения неуспеваемости находится сегодня в ряду важнейших педагогических проблем, требующих серьезного изучения и решения. Ее актуальность обусловлена изменяющимися условиями реальной жизненной ситуации, возрастающими требованиями к качеству образования, потребностью в созидательной, творческой личности, с чувством собственного достоинства.
Для предупреждения отставания в обучении школьников наиболее целесообразным является использование концептуального подхода, отражающего три аспекта: личностно-ориентированный, индивидуально-дифференцированный и гуманистический. Предупреждение отставания в обучении школьников протекает более успешно в рамках системы, в которой проявляется единство и взаимосвязь целей, содержания, форм, методов, средств. Система работы по предупреждению неуспеваемости младших школьников имеет своей целью формирование у младших школьников такого уровня знаний. Результатом функционирования системы работы по предупреждению неуспеваемости является состояние успеваемости школьников, то есть отсутствие неуспеваемости. К психологическим условиям преодоления отставания в обучении относятся активизация познавательной деятельности, развитие мотивационной сферы подростка, снижение тревожности, повышение самооценки и уверенности в себе, поддержка родителей. Результаты проведенного формирующего эксперимента показали, что соблюдение этих условий действительно способствует преодолению отставания в обучении школьников. Разумеется, этот вопрос требует дальнейших исследований, которые могли бы дать более полную картину преодоления неуспеваемости. Изучение психологических условий преодоления отставания в обучении школьников именно подросткового возраста определяет новизну нашего исследования. Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные нами данные могут помочь педагогическим коллективам школ в организации работы с отстающими учениками. Возможные перспективы дальнейшего изучения психологических условий преодоления отставания в обучении могут осуществляться по следующим направлениям: - Исследование половых различий в преодолении отставания в обучении. - Исследование условий преодоления отставания в обучении в образовательных учреждениях с разной организацией образовательных программ.
Библиографический список
1. Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений[Текст]/ М.К.Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с. 2. Акутина Т.В., Преодоление трудностей учения. Нейропсихологичекский подход[Текст]/ Т.В.Акутина, Н.М.Пылаева. - СПб.: Питер, 2008. - 320 с. . Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/Э.М.Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 206 с. . Асташова H.A. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие. [Текст]/Н.А.Асташова, Н.А.Асташов, Г.Н.Сырникова. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1996. - 96 с. . Бабанский, Ю.К. Школа, семья и общественность в предупреждении неуспеваемости школьников [Текст]/ Ю.К.Бабанский. - М.: Знание, 1972. - 134 с. . Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст]/М.Р.Битянова. - М.: Генезис, 2000. - 298 с. . Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах[Текст]/ Под редакцией A.B. Петровского. - М., 1979. - Т.1. -304 с. - Т.2. - 399с. . Бударный, А. Преодолевать неуспеваемость [Текст]/А. Бударный // Народное образование. - 1983. - № 10. - С. 20-24. . Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для родителей/М.И. Буянов. - Москва: Просвещение, 1988. - 207 с. . Психолого-педагогические основы формирования и функционирования службы помощи детям и подросткам: Автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01/Брянск, гос. пед. ун-т им. И. Г. Петровского.- Брянск, 1997.- 20 с. . Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? [Текст]/Е.М.Волкова. - М.: Профиздат, 1992. - 96 с. . Гельмонт A.M. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. [Текст]/А.М.Гельмонт. - М.: Изд.- во Академии педагогических наук РСФСР, 1954. - 92 с. . Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. 2-е изд. [Текст]/А.О.Дробинская. - М.: Школа - Пресс, 2001. - 144 с. . Егорова М.С. Психология индивидуальных различий: Учеб. пособие [Текст]/М.С.Егорова. - М.: Планета детей, 1997. - 327 с.
. Емельянова Е.Н. Школьная неуспеваемость [Текст]/Е.Н.Емельянова. - М.: Эксмо, 2010. - 128 с. . Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст]/ В.И.Загвязинский, Р.Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 201 с. . Круглова Н.Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения. [Текст]/Н.Ф.Круглова. - М.: Вербум, 2004. - 120с. . Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. [Текст]/Г.Ю.Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с. . Кумарин В.А. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе: (Педагогическое расследование). [Текст]/В.А.Кумарин. - М.: Ассоциация независимых педагогов, 1996. - 64 с. . Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. [Текст]/К.С.Лебединская, М.М.Райская, Г.В.Грибанова М.: Педагогика. 1988. - 167 с. . Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст]/А.Г.Лидерс. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с. . Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика [Текст]/Н.П.Локалова. - М.: Феникс, 2009. - 368 с. . Макарова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников [Текст]/А.К.Макарова//Вопросы психологии. - 1980. - № 5. - с.47 . Матвеева O.A. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет [Текст]/О.А.Матвеева. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 160 с. . Монина Г.Б. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником [Текст]/Г.Б.Монина, Е.В.Панасюк. - СПб.: Речь, 2006. - 200 с. . Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников [Текст] /Н.И. Мурачковский. - Минск: Народная асвета, 1977. - 228 с. . Мягков И.Ф. Психологическая диагностика и коррекция личности школьников: Методические рекомендации для студентов пединститутов и школьных психологов. [Текст]/И.Ф.Мягков. - Воронеж, 1991. = 263 с. . Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: Психолого-педагогический аспект: Сб. научных трудов [Текст]/ Под ред. Е.Д. Божович. М.: Новая школа, 1995. - 96 с.
. Олкинуора Е. Психологический анализ трудностей в учебной деятельности школьников [Текст]/Е.Олкинуора// Вопросы психологии. - 1983. - №4. - с. 72 . Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. [Текст]/И.М.Осмоловская. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 160 с. . Педагогический энциклопедический словарь. [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с. . Психология проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних: Сборник научных трудов [Текст]. - Воронеж: ВГПИ, 1982. - 170 с. . Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста учеб.пособие [Текст]/Е.И.Рогов. - М.:Владос-пресс, 2008. - 383 с. . Родионов В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе [Текст]/В.А.Родионов, М.А.Ступницкая. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 221 с. . Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. [Текст]/Н.Ю.Синягина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 96 с. . Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. [Текст]/Л.С.Славина. - М.: Ид-во АПН РСФСР, 1958. - 220 с. . Трудный подросток [Текст]/ Под редакцией Г.А. Уманова. - Алма-Ата: Рауан, 1990. - 93 с. . Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних: Сб. науч. тр. [Текст]. - Воронеж: Изд-во ВГПИ, 1983. - 97 с. . Шиянов E.H. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. [Текст]/Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с. . Школа сотрудничества: Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. [Текст]. - М.: Первое сентября, 2000. - 272 с. . Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. [Текст]/И.С.Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с. . Ярошенко С.Н. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с низкой обучаемостью на уроках гуманитарного цикла. [Текст]/С.Н.Ярошенко. - Автореферат канд. дисс. М., 2000. - 27 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|