Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы используемые для воспитания у студентов СПО полезных и преодоления вредных привычек




 

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи метода воспитания, осуждала практику «уединенного средства» (термин А.С. Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.

В своей совокупности методы воспитания призваны с учетом содержания и устойчивости трудновоспитуемости; оптимально использовать средства перевоспитания (слово преподавателя, пример взрослых, деятельности самих учащихся, традиции, режим и т. д.); координировать различные воспитательные влияния при решение конкретных воспитательных задач; активизировать самого воспитанника на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию.

Переубеждение - призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных. Переучивание предназначено для изменения жизненного опыта, формирования здоровых социально ценных потребностей и привычек.

«Взрыв» разрушает отрицательный стереотип поведения. (Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал мгновенное разрушение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных переживаний.)

«Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное.

«Переключение» служит задаче изменения направленности и переориентации воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру.

Процесс воспитания представляет собой специфически преломленное (переубеждение, переучивание, поощрение, наказание и др.), и специальных, присущих только перевоспитанию («взрыв», переключение, «реконструкция»).

Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе преподавателя по формированию убеждений, критериев оценки себя и других, нравственных установок в общественном мнении коллектива; переучивание органически связанно с приучением к деятельности, «реконструкция» характера - с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе и взаимовоспитание, а также самовоспитание.

Общим требованием к методам перевоспитания является применение их через коллектив. Сплоченный коллектив обеспечивает преподавателю привлечение авторитетных для трудного подростка сверстников при осуществлении того или иного метода. В этом случае требования преподавателя выступают в единстве с требованиями товарищей, взыскание воспринимается как осуждение товарищей, поощрение - как одобрение действий коллективом, контроль педагога перерастает в контроль коллектива. Такой подход увеличивает силу воздействия любого метода и создает, условия для перехода перевоспитания в самоперевоспитание.

Эффективность методов перевоспитания в значительной мере зависит от восприятия и переработки подростками тех воспитательных мер, которые применяют взрослые и сверстники. И в этом плане решающее значение имеет воспитание, у трудных, чувства ответственности за себя, за свое поведение. Пока не выработана личная ответственность за свои действия и поступки, трудно рассчитывать на эффективность общих методов воспитания.

Один метод более подробно,мы рассмотрим на одном примере:

Переубеждение.

Переубеждение выступает как самостоятельный метод перевоспитания и одновременно как условие действенности других методов. Поэтому ему придается особое значение. Переубеждение одновременно направлено на изменение сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в результате воздействия на ее сознание возникает чувство неудовлетворенности, отвращение к плохому в себе. Активизируя нравственные чувства, педагог помогает воспитаннику осознать причины эмоциональной неудовлетворенности и изменить образ жизни осмысление воспитанником своего поведения с порцией нравственных требований. Ощущение радости от нравственных поступков и недовольства от безнравственных способствуют формированию социально ценного жизненного опыта. В детской среде иногда устанавливается неправильное отношение к нравственным требованиям взрослых, т. е. то, что мы называем антиидеалами (учиться отлично ненормально, учатся добросовестно лишь «зубрилы», «зазнайки», «любимчики»). Поэтому двойки умного и способного студента не влияют на его положение в коллективе; вести себя безукоризненно - значит быть паинькой.

Нормальный студент должен иметь замечания от преподавателей, иначе его не будут уважать;

Обманывать преподавателя - признак ума и находчивости, не грех и разыграть товарища, даже смошенничать;

Пренебрегать правилами поведения в СПУ, быть «объектом» постоянной критики преподавателей может, по мнению многих трудных подростков, только человек с сильным характером.

Переубеждение совершается быстро, если подростка удается включить в коллектив (спортивный, учебный, трудовой), где его неправильные взгляды оказываются несовместимыми с общими нравственными установками.

Необходимо усиливать педагогический контроль над поведением тех учащихся, которые пытаются отстоять свои неверные убеждения. Преподаватели должны предупреждать отрицательные действия и поступки, отражающие неправильные убеждения. Если этого удается достигнуть, они разрушаются под влиянием здорового общественного мнения.

Отсутствие же контроля позволяет подростку и дальше поступать безнравственно. В этом случае взамен разоблаченных мотивов неправильного поведения подросток создает новые, сохраняя свои неправильные убеждения.

Словесные воспитательные влияния не дают положительного результата, если они не подкреплены новым практическим опытом трудновоспитуемого, реальными поступками и действиями окружающих. Из системы воспитания необходимо также исключить противоречия между словами и действиями преподавателей (угрожают, но не наказывают, обещают, но не выполняют, учат одному, а сами поступают иначе). Двойная мораль в ближайшем социальном окружении лишь укрепляет неверные установки и представления.

Подросткам, как и взрослым, трудно отказаться от сложившихся убеждений. Поэтому в процессе переубеждения неизбежны срывы и ошибки в поведении, деятельности и общении.

Перестройка неправильных убеждений требует длительных усилий педагогов. Общим условием ее эффективности является создание в зоне ближайшего социального окружения такой атмосферы, чтобы подросток почувствовал угрызения совести, огорчение от своего поведения.

Метод переубеждения эффективен в том случае, если он исходит от человека, авторитетного для подростка. Такому педагогу легче разрушить неправильные взгляды и установки воспитанника. Первоначально необходимо расшатать неправильные убеждения, а затем окончательно их перестроить. Процесс расшатывания, требующий много времени и усилий педагога, включает ряд приемов:

Побудить подростка к сравнению себя с другим, поближе познакомить с интересным для него человеком, который руководствуется противоположными взглядами (например, подросток не хочет учиться, а его знакомый много читает, изучает и работает на компьютере, не может сидеть без дела, получает удовольствие от работы и т. д.);

Показать, куда в будущем могут привести подростка его неправильные взгляды и установки (например, рассказать о человеке, который страдал теми же недостатками и, в конечном счете, погубил свой талант, свою жизнь, потерял самое дорогое - свободу, честь, совесть);

Довести до парадокса логику рассуждений подростка, отстаивающего свои убеждения (например, что будет, если все станут на такую же позицию);

Создать воспитаннику условия для самораскрытия, т. е. предоставить возможность высказать все аргументы в защиту своих взглядов, а затем каждый аргумент опровергнуть.

Расшатывание убеждений может осуществляться и путем обсуждения коллективом действий и поступков трудного, критики отрицательного поведения, вытекающего из неправильных убеждений. Покажем это на конкретном примере.

Опыт показывает, что каждое неправильное убеждение разрушается медленно и преимущественно под влиянием сильных, ярких, неопровержимых фактов.

Перестройка убеждений завершается этапом их разрушения при одновременной замене неправильных взглядов подлинно нравственными представлениями, установками и ценностями. Это наиболее важный этап переубеждения.

Для разрушения неправильных убеждений используются столкновение ценностей в духовном мире подростка:

Хочется стать сильным, заниматься любимым видом спорта, но для этого надо выполнять режим дня, добросовестно учиться;

Можно записаться в авто или мотокружок, но для этого надо не иметь

двоек;

Можно пойти в туристский поход на шлюпках, но надо стать дисциплинированным, организованным, иметь примерное поведение.

Столкновение нравственных качеств педагога с неправильным поведением студента: в ответ на грубость преподаватель проявляет сдержанность и вежливость, подчеркнутое уважение личного достоинства подростка. Перестройка взглядов путем оказания подростку доверия, уважения даже тогда, когда он совершает неправильный поступок.

Открытая борьба между неправильными убеждениями подростка и здоровым общественным мнением группы, построенная на аргументированном, с опорой на практический опыт подростков опровержении каждого довода, из которого складывается неправильное убеждение.

В результате рационального и эмоционального воздействия посредством столкновения жизненного опыта подростка с опытом коллектива, авторитетных для него людей и одновременного противоборства взаимоисключающих идей и осуществляется переубеждение.

Перестройка взглядов происходит эффективнее, если аргументы подростка не просто опровергаются, а вскрывается причина их появления (откуда они взялись, почему именно, кто подобные взгляды распространяет).

Если удается найти аналогичные высказывания у отрицательных героев литературных произведений, то сравнение должно быть весьма деликатным: «Подобную мысль уже не раз высказывали в прошлом (читается высказывание, указывается автор и источник). Задумайтесь, случайно ли взгляды некоторых наших товарищей совпадают с этой точкой зрения?»

Очень важно, разрушая неправильные убеждения, сохранить некоторые правильные, но ложно толкуемые доводы, доказательства и сказать: «Здесь ты прав. Но ведь отсюда следует вот что, а не то, что ты предлагаешь». Признание частичной правоты облегчает подростку отказ от неправильного в целом убеждения.

Новый социально ценный опыт должен подтвердить те контраргументы, которые коллектив товарищей или педагоги использовали в переубеждении. Деятельность на основе правильных нравственных убеждений должна, приносить удовлетворение и укреплять авторитет воспитанника в глазах сверстников и взрослых. В этом случае подросток становится активным борцом против тех неправильных убеждений, которыми сам еще недавно руководствовался.

Был проведён небольшой опрос студентов СПО на тему: «Что вас побуждает к плохим привычкам?» И итоги получились такими:

страх перед сильным товарищем побуждает следовать отрицательному примеру около 70 % опрошенных подростков;

боязнь прослыть трусом - 24%, слабохарактерность;

безволие - почти всех, нежелание оказаться вне коллектива - 15-17%;

необдуманная подражательность («как все, так и я») проявляется у 85 %.

При этом действуют две-три причины, обусловливающие устойчивость следования отрицательному примеру.

По второй главе своего исследования, я делаю выводы, что:

Большую роль в воспитании подростков играют не только родители, но их преподаватели, которые своими знаниями и методиками могут помочь преодолеть плохие привычки;

большинство подростков приучаются к вредным привычкам только потому, что следуют примеру авторитетных для них людей;

правильно созданные психологические условия в средне - профессиональных учреждениях могут полностью избавить учащихся от вредных привычек и привить здоровый образ жизни.

 


Заключение

 

Изучив литературу и всевозможные исследования по затронутой теме были сделаны выводы и приведены методики для воспитания полезных привычек у обучающихся СПО.

В ходе исследования данной работы выяснены причины, толкающие подростков на злоупотребление вредными привычками, проанализирован вред никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье подростка. А ведь здоровье человека зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8 - 10%), медицины (8 - 10%).

Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья студентов является формирование психологических условий для воспитания полезных и преодоления вредных привычек, что находится в компетенции педагогических работников

Также я остановилась на изучении вопросах профилактики вредных привычек у обучающихся СПО. Важно на современном этапе развития общества формировать у учащихся здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.

От того, насколько успешно удается сформировать психологические условия для воспитания полезных и преодоления вредных привычек в учебном заведении для студентов, зависит вся последующая деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности. Т.е привить студентам здоровый образ жизни. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

оптимальный двигательный режим;

рациональное питание;

закаливание;

личная гигиена;

положительные эмоции.

Сложившаяся система средне - профессионального образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам.

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о колледже, то действия преподавателя должны быть направлены не на то, чтобы студент бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы студент не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика. И здесь я хотела бы предложить Приложение В, чтобы выяснить знания о здоровом образе жизни. И создание тех, самых психологических условий воспитания. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления.

Что касается табакокурения, то подавляющее большинство студентов курит, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все" в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из действий героев кино - и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих студентов. И, наконец, сам преподаватель ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае, студенты не должны его видеть курящим).

Подводя итог своей работы, я пришла к таким выводам, что методики недостаточно разработаны, раз количество студентов с вредными привычкам растет. Проблема в том, что дано мало времени для создания психологических условий и профилактических занятий со студентами.

В настоящее время нет единого подхода в решении проблемы формирования здорового образа жизни среди подростков, есть только единичные исследования в разных областях науки: педагогики, валеологии, медицины, но этого мало для полного преодоления вредных привычек и воспитания полезных. Требуется создание вокруг студента информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями. На основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приводят к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность. На основе обретаемых знаний и опыта у студентов вырабатываются самостоятельные убеждения относительно сохранения своего здоровья. Все это приводит к формированию валеологической культуры, как части культуры личности в целом. Поэтому необходимо планировать образовательный процесс так, чтобы в нем приоритетным стало формирование культуры здоровья обучающихся, духовности и нравственности.

 


Список литературы

 

1.  Абросимова М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю. Абросимова и др.

2. Казань: «Медицина», 2007. - 220 с.

.   Александров А.А. Курение и его профилактика в школе. - М.: Медиа Сфера, 1996. - 96 с.

.   Ахметова И. Мой выбор: Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. - М., 2003. - 79 с.

.   Гранкин П.Г. Табак и верзилу сведет в могилу! // Воспитание школьников. - 2003. - с.70-74.

.   Грушецкая Т. Нет - алкоголизму, курению и наркотикам. // Воспитание школьников. - 2000. - №4. - С.58-64.

.   Журнист Л.А., Лобанова Н.С. Суд над табаком. // Читаем, учимся, играем. - 2000. - Вып.4. - с.102-105.

.   Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних. Учебно-методическое пособие /Под ред.Л.М. Шипициной. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 101 с.

.   Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2005. - 192 с.: ил.

.   Латчук В.Н. и др. Основы безопасности и жизнедеятельности.10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004. - 320 с

.   Макеев А.Г. Не допустить беды: Пед. Профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 191 с.

.   Михайлова, Л.А. Здоровый подросток Сибири. Физиологические и экологические аспекты становления кислородтранспортной функции / Л.А. Михайлова. - Новосибирск: Наука, 2006. - 192 с.

.   Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.

.   Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 608 с.

.   Основы здорового образа жизни (Образование и здоровье): Библиографический указатель - справочник для работников образовательных учреждений / Ред. В.В. Судаков, Сост.: Б.Б. Быков и др. - Вологда: Изд. Центр ВИРО, 2006. - 192 с.

.   Панков Д., Д Медицинские и психологические проблемы школьников - подростков: разговор учителя с врачом. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 239 с.

.   Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркотиков. - М.: Центр: "Планетариум", 2004. - 96 с.

.   Профилактика табакокурения среди детей и подростков. Руководство для врачей / под ред. Н.А. Геппе. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2008. - 144 с.

.   Семёнкова Е. Запретный плод сладок // Тотемские вести. - 2008. - 26 января.

.   Свияш, А.Г. Здоровье в голове, а не в аптеке / А.Г. Свияш. - М.: ЗАО Центрополиграф, 2007. - 320 с.

.   Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.

.   Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.

 


Приложение А

 

Процентное соотношение зависимости от причин курения

Возрастные группы Подражание другим студентам % Чувство новизны, интереса % Желание казаться взрослым, самостоятельным % Точной причины не знают %
1 курса 4,1 25,5 25,5 45,4
3 курса 1,5 10,0 25,1 63,4
6 курса 0 0 1,5 98,5

 


Приложение Б

 

Анкета "Я и мое здоровье"

Уважаемый участник! Перед Вами анкета, позволяющая определить Ваше отношение формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль твоей жизни. Вам будет предложено три варианта ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает ваш образ жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.

. Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

o Именно такой;

o Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;

o Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима.

. Регулярно ли вы делаете зарядку?

o Да, это для меня необходимость;

o Иногда делаю;

o Нет, не делаю вовсе

. Часто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?

o Регулярно (как минимум два раза в месяц)

o Иногда (2 - 3 раза в пол года);

o Нет, не делаю вовсе.

. Насколько Вы оцениваете свою успеваемость:

o Очень низкая.

o Низкая.

o Средняя.

o Высокая.

o Очень высокая.

. Хорошо ли Вы спите?

o Очень плохо.

o Плохо.

o Удовлетворительно.

o Хорошо

o Очень хорошо.

Теперь подумайте над вопросами, характеризующими, состояние Вашего здоровья.

. Часто ли Вы болеете?

o Никогда.

o Редко

o Иногда.

o Довольно часто.

o Часто.

. Страдаете ли Вы хроническими заболеваниями?

o Да.

o Были раньше

o Участились в последнее время.

o Не замечал (а).

o Нет.

. Соблюдаете ли правильный режим дня?

o Нет.

o Редко.

o Иногда.

o Часто

o Да, всегда.

. Часто ли Вы устаете?

o Почти никогда не устаю.

o Иногда устаю очень сильно.

o Да, почти всегда сильно устаю.

. Занимаетесь ли Вы каким-нибудь видом спорта?

o Да, я регулярно посещаю спортзал.

o Периодически посещаю спортивные секции.

o Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.

. Курите ли Вы?

o Да.

o Нет.

o Редко.

. Употребляете ли Вы спиртное?

o Нет, даже пиво.

o Иногда бывает.

o Выпиваю довольно часто.

. Пьете ли Вы кофе?

o Очень редко, в основном предпочитаю чай.

o Пью не больше одной чашки в день.

o Пью его очень много.

14. Возраст.__________________________________________________

. ФИО_____________________________________________________

 


Приложение В

 

Пояснительная записка

Проведенные методики дали определенную научную ориентацию в практической разработке программы направленной на формирование у подростков привычек здорового образа жизни. При создании такой программы были учтены современные достижения социальной педагогики, психолого - педагогической науки, методики оздоровительной работы.

Программа предусматривает следующие направления деятельности в содержании:

учебно-воспитательное

социально-педагогическое

психолого-педагогическое

Цель программы - формирование привычек здорового образа жизни у подростков.

Должен учитываться механизм привычки: мотивация? совершение действия? автоматизация действия.

Для осуществления поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:

.Выявить уровень знаний подростков о здоровье и здоровом образе жизни.

.Информировать подростков о достоинствах заботы о собственном здоровье и ведении здорового образа жизни.

.Обучить подростков способам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без нарушения социальных норм и применения стимуляторов.

.Разъяснить подросткам принципы здорового образа жизни.

В соответствии с поставленными задачами социально-педагогическая деятельность основывается на следующих принципах:

комплексности;

адресности (учет возрастных, половых и социально-психологических характеристик);

массовости (приоритет групповых форм работы);

позитивности информации;

минимизации негативных последствий;

личностной заинтересованности и ответственности участников;

устремленности в будущее.

Кратко опишем содержание каждого из блоков профилактической работы.

Блок 1. Теоретический.

Цель - формирование осознанного отношения подростков к своему здоровью, информирование подростков о принципах здорового образа жизни.

Тема 1. Что такое здоровье?

Определение здоровья; факторы, благоприятно воздействующие на здоровье; необходимость заботиться о своем здоровье; значении здоровья для успешной учебной деятельности; определение ЗОЖ.

Домашнее задание: написать десять причин, почему именно мне важно поддерживать свое здоровье.

Тема 2. Здоровый образ жизни.

Определение здорового образ жизни, основные принципы здорового образа жизни, вредные привычки, которые влияют на здоровье как противопоставление привычкам ЗОЖ.

Домашнее задание: дать свое определение понятию ЗОЖ, рассказать о известном человеке придерживающегося принципов здорового образа жизни и о его жизненных достижениях.

Тема 3. Иммунитет.

Здоровье как необходимое условие высокой работоспособности в любом виде деятельности; возрастные особенности физического и психического развития и их влияние на здоровье человека; определение иммунитета, способы повышения иммунитета, принципы закаливания, польза физических упражнений.

Домашнее задание: рассказать о своих привычках положительно влияющих на иммунитет, написать план действий, которые окажут положительное влияние на иммунитет и здоровье в целом, и придерживаться его в течение 20 дней, фиксируя на бумаге изменения в самочувствии.

Тема 4. Половое созревание.

Половые особенности. Половые стереотипы. Половые связи. Венерические заболевания.

Домашнее задание: рассказать об одном из венерическом заболевание(условия заражения, протекание, симптомы).

Тема 5. Рациональное питание. Вариант занятия по рациональному питанию представлен в приложении 3.

Питательные вещества; польза основных пищевых продуктов, "полезные" и "вредные" продукты; значение режима питания; правила приема пищи.

Домашнее задание: принести на занятие обертку от любимого продукта, рассказать о добавках, находящихся в нем и его пользе для организма. В течение 20 дней вести запись употребляемых продуктов (дневник здорового питания).

Тема 6. Алкоголь.

Последствия употребления алкоголя, начало пьянства, причины употребления алкоголя, стадии и формы алкоголизма, последствия алкоголизма.

Домашнее задание: подготовить рассказ о влияние алкоголя на работу головного мозга.

Тема 7. Никотин.

Определение никотина, состав сигареты, влияние никотина на организм человека.

Домашнее задание: написать десять причин моего отказа от курения.

Тема 8. Наркотические вещества.

Наркотики, виды наркотиков, влияние наркотиков на организм человека.

Домашнее задание: рассказать, почему я говорю "нет" наркотикам.

Блок 2. Практический.

Цель - создание благоприятной атмосферы для привития младшим подросткам с девиантным поведением привычек ЗОЖ.

Занятие 1. Знакомство.

Упражнения на знакомство, "Имена по кругу", "Шаг вперед все, кто…", "На тебе надето…" и т.д.

Цель: знакомство участников группы друг с другом и с ведущим, установление правил поведения в группе.

Упражнение на доверие. "Доверяющее падение", "Слепой и поводырь". Цель: научиться быть открытым перед участникам игр.

Занятие 2. Развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков.

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа, совершенствовать коммуникативные навыки.

Приветствие "Я рад тебя видеть", упражнения на представление чувства собственного достоинства, упражнение "что требуется, чтобы вести себя достойно?".

Занятие 3. Развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации.

Цель: способствовать развитию умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать др. людей, ситуации, возникающие в процессе общения.

Приветствие (невербальное), психологический этюд "Замочная скважина", упражнение "Грани сходства", упражнение "Мимика и жесты".

Занятие 4. Сопоставление информации о себе "изнутри" и "извне"; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями.

Цель: продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации, выявить индивидуальные особенности общения, формировать эффективные способы общения.

Приветствие. Каждый участник (по-очереди) - в центре круга. Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга. упражнение "Ассоциации", ролевая гимнастика. Конструирование образов. Психодрама. Упражнение "Откровенно говоря...".

Занятие 5. Определение принципов здоровья.

Упражнение "Я здоров, потому что…", "Через двадцать лет я буду…"

Инструкция: Напишите, как вы представляете свое будущее в 30 лет. положение в обществе, финансовый достаток, семья.

Напишите, каким путем вы до этого дойдете. Кто вам поможет. Опишите, какие трудности вы встретите. Как вам поможет ваше здоровье.

Упражнение. "Преодоление препятствий".

Инструкция: Группа садится в круг. Каждый по очереди читает план карьеры и свои достижения. Группа придумывает ему сложности, связанные со здоровьем, а участники рассказывают, как будут их преодолевать.

Задание 6. Здоровье и сила воли.

Упражнение. "Учимся говорить "Нет!"

Инструкция: Предлагается набор ситуаций, провоцирующих опасное поведение, вредящее здоровью и ролевое проигрывание отказов от опасного поведения. После этого предлагается обсудить все, что записано, и выбрать самый эффективный отказ. Обсуждается, почему эти фразы оказались самыми действенными. Обсуждение качеств человека, который умеет отказаться от сомнительных предложений.

Упражнение. "Человек в трудной ситуации"

Инструкция: Работа в группах по поиску оптимального решения. Обсуждение возможностей выхода из трудных ситуаций. Конструктивные и неконструктивные способы решения трудных ситуаций. Кто может помочь в трудной ситуации.

Задание 7. "Нет наркотикам!"

Упражнение: "Статистика":

Инструкция: анализ статистических данных, задающих, увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей от потребления наркотиков.

Игра: "Наркомания и общество".

В роли "специалистов" выступают учащиеся с заранее подготовленной информацией. Тексты выступлений пишут на основании книг, журнальных и газетных публикаций, а также данных опросов, проводимых в школе с помощью учителей и психологов. Материал ролевой игры должен быть организован так, что научные факты чередуются с описанием житейских ситуаций или историческими экскурсами, что позволяет легче усвоить информацию. До игры можно провести опрос об отношении школьников к употреблению наркотических веществ, "социолог" знакомит аудиторию с результатами.

На ролевой игре:

"социолог" - приводит статистические данные и результаты опросов об отношении к наркотическим веществам и негативных социальных последствиях наркомании;

"историк" - о некоторых фактах истории приобщения человечества к наркотикам, о роли наркотиков в молодежной субкультуре;

"медик" - о физиологическом действии наркотических веществ, особенностях заболеваний, с ними связанных;

"юрист" - приводит статьи УК РФ, связанные с употреблением наркотиков и алкоголя.

"Специалисты" - остальные учащиеся.

Задание 8. Опровержение мифов.

Участники делятся на две команды. Одна из них рассказывает об основных мифах, касающихся наркотиков, алкоголя, курения, а другая опровергает их.

Упражнение. "Антиреклама".

Цель: профилактика курения.

Инструкция: учащимся предлагаем сделать антирекламу для сигарет "Мальборо".

Задание 9. Обобщающее занятие.

Обсуждение вопросов здоровья, здорового образа жизни, способов сохранения здоровья, усилий предпринятых участниками для сохранения собственного здоровья.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...