Разграничены понятия биологического, органического, социального в психике человека
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Определение предмета психологии в учении П.Я. Гальперина. Компоненты ОД, объективный признак наличия ОД. Значение данного механизма для психологии. П.Я. Г считал, что теоретический вопрос о предмете психологии является самым насущным нашей науки(теорию он разрабатывал в середине 20ого века). Все предложенные до определения предмета психологии он считал несостоятельными приводя различные доказательства этого, указывая что практики много, но она слепа без теории. В своих исследованиях ПЯГ опирается на учение Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций и учение Леонтьева и Рубинштейна об отношении психики к осмысленной внешней предметной деятельности. Для понимания предмета психологии в том виде, в каком он представлен во “Введении в психологию”, ПЯГ, особое значение имели исследования Леонтьева (о превращении субсенсорных раздражений в ощущаемые), Запорожца (о роли организации ориентировочной деятельности для формирования физических, а позднее и перцептивных действий), Эльконина (о формировании разного рода “умственных действий”). Психика во всем диапазоне ее форм – познавательных процессов, от восприятия до мышления включительно, потребностей, чувств, воли, по своей жизненной функции – есть ориентировочная деятельность(ОД) субъекта в проблемных ситуациях на основе образа. Т.О предметом психологии является ОД субъекта. “Предмет психологии должен быть решительно ограничен. Психология не может изучать всю псих.деятельность и все стороны каждой из ее форм. Процесс ориентировки составляет главную сторону каждой формы псих. д-ти и всей психической жизни в целом; ОД не ограничивается одними интеллектуальными функциями. И потребности, и чувства, и воля тоже нуждаются в ориентировке, но с психологической стороны представляют ни что иное, как разные формы ОД субъекта в различных проблемных ситуациях, разных задачах и с разными средствами их решения. Все формы душевной жизни представляют собой разные формы ОД, психология во всех псих.процессах или функциях изучает именно эту ОД. Это означает, заключает ПЯГ, что неправильно было бы сказать, что психология изучает мышление, чувства, воображение и т.д., неправильно потому, что психология изучает не все аспекты мышления, чувства, воли и др, а только ОД во всех этих функциях.
ОД состоит из четырех основных компонентов: составление образца той ситуации, в которой находится и будет действовать субъект; выделение цели действия; составление плана действия; контроль и коррекция выполняемого действия. Т.о, ОД представляет единство двух ее основных элементов: построение образа ситуации и действие в плане этого образа. Главной структурной единицей ориентировки является действие. Выделяют четыре вида действий: физические, перцептивные, умственные, речевые.Физические действия выполняются с реальными предметами в физической, внешней среде. Предметом перцептивных действий является образ – его построение и функционирование. Умственные действия имеют своим предметом понятия, речевые действия - поведение самого субъекта и других субъектов. На этой основе ПЯГ было разработано учение об эволюции психики. Психика возникает в жизненной ситуации для ориентировки в предметном поле на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. “ Эта ориентировка на новое значение объектов, их свойств или отношений, значение, которого они не имели в прошлом опыте данного животного … и которое они впервые приобретают благодаря ориентировке в наличной ситуации, - вот это и составляет объективный показатели ОД, объективные признаки психики ” Для человека- изменение значения вещей, которое было получено в прошлом опыте в результате активной ориентировки в наличной ситуации – объективный признак психического.
Он выделил и описал основные эволюционные уровни действия. Уровень физического действия – неорганические формы материи; уровень физиологического действия – организмы, действия которых регулируются физио. механизмами; уровень действий субъекта – животные, действия которых регулируются в плане образа; уровень действий личности – действия чел, регулируются не только индивидуальным, но и социальным опытом. Метод исследования - формирующий эксперимент. не искать то, что уже сформировано, а формировать это в контролируемых условиях. Значение: Новое понимание предмета психологии Показана объективная необходимость психики Главная функция психики – ориентировка в ситуации на основе образа. Ситуация, когда психика не нужна, - процессы, происходящие внутри тела (автоматические). Большинству животных, ведущих активный образ жизни, необходимо психическое отражение ситуации (образ), иначе погибнут. Для получения отражения необходима ориентировочная деятельность. Определен объективный признак психики Изменение значения вещей, которое было получено в прошлом опыте в результате активной ориентировки в наличной ситуации – объективный признак психического. Проанализирована эволюция психики в животном мире Рассмотрены итоги антропогенеза (отмирание инстинктов) и показано их значение У человека нет инстинктов, у него не непосредственное отношение к объектам, удовлетворяющим потребность, а опосредованная системой общественных отношений. разграничены понятия биологического, органического, социального в психике человека У человека нет биологических потребностей (непосредственное удовлетворение), есть органические потребности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|