Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория поэтапного формирования умственных действий и на их основе понятий. Методологическое, теоретическое и прикладное значение.




Методологическая основа теории: 1) всякое внутреннее психическое есть превращенное, интериоризирован-ное внешнее; сначала психическая функция выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая (Л.С.Выготский); 2) психика и деятельность суть единство, а не тождество (С.Л.Рубинштейн): 3) психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим (образом, мыслью, планом); психическая, внутренняя деятельность имеет ту же структуру, что и внешняя, предметная (А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина); 4) психическое развитие имеет социальную природу (А.Н.Леонтьев);

Основные положения ТПФ: 1) вместе с действиями формируются чувственные образы и понятия о предметах этих действий; формирование действий, образов и понятий составляет разные стороны одного и того же процесса;

2) умственный план составляет только один из идеальных планов, другим является план восприятия; умственный план образуется только на основе речевой формы действия;

3) действие переносится в идеальный план или целиком, или только в своей ориентировочной части (двигательный навык);

4) перенос действия в идеальный, в умственный план, путем отражения его предметного содержания средствами каждого из этих планов и выражается многократными последовательными изменениями формы действия;

5) перенос действия в умственный план, его интериоризация составляют только одну линию его изменений; другие линии составляют изменения: полноты звеньев действия, меры их дифференцировки, меры овладения ими, темпа, ритма и силовых показателей; эти изменения обусловливают, во-первых, смену способов исполнения и форм обратной связи, во-вторых, определяют достигнутые качества действия; первые из этих изменений ведут к преобразованию идеально выполняемого действия в нечто, что в самонаблюдении открывается как психический процесс; вторые позволяют управлять формированием таких свойств действия, как гибкость, разумность, сознательность, критичность.

Шесть этапов поэтапного формирования умственных действий: 1) формируется мотивационная основа действия - складывается отношение обучаемого к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию учебного материала, намеченного для усвоения; 2) осуществляется предварительное ознакомление с действием, т.е. построение ориентировочной основы действий, выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия. ООД – система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Содержание ООД во многом предопределяет качество действия. Так, полная ООД обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций;

3) выполнение материализованного действия, в ходе которого обучаемый выполняет требуемое с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности - на схему ориентировочной основы действий;

4) внешнеречевой этап, проговаривание вслух описаний того действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;

5) выполнение действия в форме проговаривания его последовательности про себя;

6) полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде.

 

 

Любое формирование начинается с формулирования требований к качествам будущего действия. В связи с этим различают первичныеивторичныесвойства действия. Первичные свойства действия характеризуют действия на любой стадии его формирования (это свойства, опираясь на которые экспериментатор управляет процессом формирования нового способа деятельности). К ним относятся: форма(речевой план, умственный, материальный), сокращенность, временные показатели действия – темп и ритм, величина и распределение усилий на отдельных участках движений

 

Вторичные свойства действия – это свойства, которые способ деятельности приобретает в конце своего формирования.

1.Разумностьдействия - это возможность субъекта ориентировать действие на существенные отношения задачи, которая решается с его помощью.

2.Обобщенность действия – применимость его к более или менее широкому кругу задач.

3.Сознательностьдействия – возможность субъекта дать полный и понятный для окружающих словесный отчет о своем действии.

4.Критичность– возможность для субъекта различать свои представления о действительности и саму действительность.

5.Освоенность действия – умение быстро и уверенно выполнять действие в различных его формах и условиях и с различным материалом.

Между вторичными и первичными свойствами действия существуют тесные взаимосвязи, т.к. для обеспечения формирования любого вторичного свойства действия необходимо проводить его обработку по ряду первичных свойств.

 

Гальперин выделил три типа учения в соответствии с тремя типами ориентировки.

1-й тип неполная ООД, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб.

2-й тип все условия, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются субъекту 1) в готовом виде, 2) в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае.

3-й тип – ООД имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется учеником самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается.

 

Значение теории:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...