Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики высших психических функций.




Механизм возрастного перехода в концепции Л.С.Выготского и Д.Б. Эльконина.

Переход из одного возрастного этапа в другой в концепциях Л.С.Выготского и Д.Б. Эльконина осуществляется с помощью кризисов.

Выготский:

Кризис- время качественных возрастных изменений, результатом которых является переход личности на новую, боле качественную ступень развития.

Особенности кризисов:

1. Временные границы неотчетливы (от нескольких месяцев- до 2-ух лет) есть обострение в середине.

2. Во время кризисов для детей характерна трудновоспитуемость.

3. Негативный характер развития.

 

Возрастная периодизация:

кризис новорожденности

младенческий возраст (2 месяца-1 год)

кризис 1 года

раннее детство (1-3 года)

кризис 3 лет

дошкольный возраст (3-7 лет)

кризис 7 лет

школьный возраст (8-12 лет)

кризис 13 лет

пубертатный возраст (14-17 лет)

кризис 17 лет.

 

Части кризиса:

1. Прекритическая

2. Критическая

3. Посткритическая

Эльконин:

Кризис- переход от одной системы к другой (от овладения мотивационно -потребностной сферы до операционно-технической, и наоборот).

Существуют большие и малые кризисы. Переход между эпохами - большой кризис. В этот момент открывается новая эпоха и новый период развития мотивационно-потребностой сферы. Переход между периодами внутри одной эпохи называется «малый кризис». Он открывается следующим период формирования операционно - технической сферы.

 

 

…….. …….. …….. …….. …….. ……..
…….. …….. …….. …….. …….. ……..
Младенчеств (2 месяца- 1 год) Ранний возраст (1 год- 3 года) Дошкольный (3 года- 7 лет) Мл. школьный (7 лет- 12 лет) Младшее (12 лет- 15 лет) Старшее (15 лет- 17 лет)
Раннее детство Детство Подростничество

 

…….. – мотивационно-потребностная сфера

…….. – операционно- техническая сфера

 

 

Феномены «общественный предмет» и «общественный взрослый». Их роль в когнитивном и мотивационном развитии ребенка.

Д.Б. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: ребенок-вещь(1) и ребенок – взрослый(2).

(1)óВещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь - это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научиться с помощью взрослого.

(2) ó Взрослый выступает перед ребенком не только как человек, а сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый - это общественный взрослый.

Деятельность ребенка внутри систем “ребенок - общественный предмет” и “ребенок - общественный взрослый” представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем “ребенок - предмет” и “ребенок - взрослый”, в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности, определяют последовательное чередование преимущественно системы “ребенок - предмет” и “ребенок - взрослый”.

 

Понятия «операция», «интеллект», «аккомодация», «ассимиляция» в теории Ж. Пиаже.

Операция - «внутреннее действие”, продукт преобразования (“интериоризации”) внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция).

Интеллект - основа психическая развития.

Процесс развития интеллекта происходит следующим образом: схемы организуются в операции, различные сочетания которых соответствуют качественно различным стадиям когнитивного роста.

Когнитивное развитие- рост и совершенствование различных аспектов нашей интеллектуальной способности.

 

Ассимиляция - механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.

 

Аккомодация -изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков соответственно появлению новых условий.

Характеристики высших психических функций.

Высшие психические функции - прижизненно сформированные, произвольные процесс, социально обусловленные по происхождению.

Проходят 3 этапа:

1. Интерпсихологический - распределение между людьми

2. Экстрапсихологический - я управляю собой с помощью внешнего средства

3. Интропсихологический - поведения является внутренне опосредованным

 

Основные характеристики ВПФ:

A. Опосредованность по способу функционирования

B. Произвольность по характеру действия

C. Системность по строению

D. Социальность по происхождению

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...