Характеристики высших психических функций.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Механизм возрастного перехода в концепции Л.С.Выготского и Д.Б. Эльконина. Переход из одного возрастного этапа в другой в концепциях Л.С.Выготского и Д.Б. Эльконина осуществляется с помощью кризисов. Выготский: Кризис- время качественных возрастных изменений, результатом которых является переход личности на новую, боле качественную ступень развития. Особенности кризисов: 1. Временные границы неотчетливы (от нескольких месяцев- до 2-ух лет) есть обострение в середине. 2. Во время кризисов для детей характерна трудновоспитуемость. 3. Негативный характер развития.
Возрастная периодизация: кризис новорожденности младенческий возраст (2 месяца-1 год) кризис 1 года раннее детство (1-3 года) кризис 3 лет дошкольный возраст (3-7 лет) кризис 7 лет школьный возраст (8-12 лет) кризис 13 лет пубертатный возраст (14-17 лет) кризис 17 лет.
Части кризиса: 1. Прекритическая 2. Критическая 3. Посткритическая Эльконин: Кризис- переход от одной системы к другой (от овладения мотивационно -потребностной сферы до операционно-технической, и наоборот). Существуют большие и малые кризисы. Переход между эпохами - большой кризис. В этот момент открывается новая эпоха и новый период развития мотивационно-потребностой сферы. Переход между периодами внутри одной эпохи называется «малый кризис». Он открывается следующим период формирования операционно - технической сферы.
…….. – мотивационно-потребностная сфера …….. – операционно- техническая сфера
Феномены «общественный предмет» и «общественный взрослый». Их роль в когнитивном и мотивационном развитии ребенка. Д.Б. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: ребенок-вещь(1) и ребенок – взрослый(2). (1)óВещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь - это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научиться с помощью взрослого. (2) ó Взрослый выступает перед ребенком не только как человек, а сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый - это общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем “ребенок - общественный предмет” и “ребенок - общественный взрослый” представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем “ребенок - предмет” и “ребенок - взрослый”, в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности, определяют последовательное чередование преимущественно системы “ребенок - предмет” и “ребенок - взрослый”.
Понятия «операция», «интеллект», «аккомодация», «ассимиляция» в теории Ж. Пиаже. Операция - «внутреннее действие”, продукт преобразования (“интериоризации”) внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция).
Интеллект - основа психическая развития. Процесс развития интеллекта происходит следующим образом: схемы организуются в операции, различные сочетания которых соответствуют качественно различным стадиям когнитивного роста. Когнитивное развитие- рост и совершенствование различных аспектов нашей интеллектуальной способности.
Ассимиляция - механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.
Аккомодация -изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков соответственно появлению новых условий. Характеристики высших психических функций. Высшие психические функции - прижизненно сформированные, произвольные процесс, социально обусловленные по происхождению. Проходят 3 этапа: 1. Интерпсихологический - распределение между людьми 2. Экстрапсихологический - я управляю собой с помощью внешнего средства 3. Интропсихологический - поведения является внутренне опосредованным
Основные характеристики ВПФ: A. Опосредованность по способу функционирования B. Произвольность по характеру действия C. Системность по строению D. Социальность по происхождению
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|