Развитие изобразительной функции в онтогенезе.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Доизобразительный период- 1,5-2 – 3-3,5 года. a) Стадия «марания»- случайные метки, слегка закругленные. Нажим слабый. b) Стадия ритмических каракулей - упорядочение каракулей. Ребенок сам не знает, что рисует. c) Ассоциативная стадия - связь между изображением на листе и образом, а голове. Ребенок знает, что нарисовано. 2. Изобразительный период(3,5-н.в.) a) Этап рисунков примитивной выразительности (3-5 лет)- выражение эмоций и движения в рисунках. Рисует, что знает (спасибо детскому саду за шаблоны). b) Этап большей схематизации рисунков (6-7 лет)- детализированные рисунки. Рисует по памяти. c) Этап правдоподобного изображения (с 7-ми лет) - отказ от схем и попытки воспроизведения действительного вида предметов. Расширяется тематика. Изображение становится пластичным.
Характеристика перинатальных матриц (С. Гроф).
Тератогенные факторы. Тератогены - факторы, порождающие отклонения. Группы факторов: 1. Физические - температура, вибрация, удары. 2. Химические - алкоголь, лекарства, кофе, никотин, таломид (противорвотное, искалечившее народ в 60-х).
3. Биологические - краснуха, герпес. 4. Психологические - стресс.
Шкала Апгар. Рефлексы новорожденных. Шкала Апгар - обязательный и первый тест, по которому проверяют развитие только сто родившегося ребенка. Оценивает жизнеспособность ребенка. Проводят 2 раза: через минуту и через 5 минут после рождения. Признаки: 1. Пульс 2. Дыхание 3. Мышечный тонус 4. Рефлексы 5. Цвет кожи
В зависимости от состояния за каждый из признаков начисляется 0-2 балла.
Интерпретация: 7-10 баллов - нормальное состояние. 4-6 баллов - удовлетворительное состояние, нужна медицинская помощь. <4 баллов - неудовлетворительное, ребенку надо спасать жизнь.
Рефлексы новорожденного: Основные - сосательный, оборонительный, ориентировочный. Остальные: 1. Хватательный 2. Вкусовой 3. Отдергивания 4. Моро - разводит руки в стороны при ударе у головы. 5. Бабинского - разгибает большой палец стопы при раздражении наружного слоя подошвы. 6. Автономной походки- при постановке на опору, ребенок стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Если его наклонить - начнет совершать шаговые движения. 7. Бауэр - при укладке на живот выполняет ползающие движения. 8. Галанта- при раздражении кожи вдоль позвоночника, выгибается, образую дугу. Эксперименты М. Эйнсворт. М. Эйнсворт и ее студенты во время проведения исследования в Балтиморе наблюдали малышей и их матерей в домашних условиях в течение первого года жизни детей, пребывая в их домах примерно 4 часа каждые 3 недели. Когда младенцам было 12 месяцев, Эйнсворт решила посмотреть, как они поведут себя в новой обстановке; с этой целью она привела их и их матерей в игровую комнату Университета Джона Хопкинса. Ее особенно интересовало, как малыши будут использовать мать в качестве отправной точки своих исследований и как они прореагируют на два коротких разлучения. Во время первого разлучения мать оставляла малыша с незнакомцем (приветливой аспиранткой); во время второго малыш оставался в одиночестве. Каждое разлучение длилось 3 минуты, укорачиваясь, если малыш проявлял слишком сильное беспокойство. Вся процедура, продолжавшаяся 20 минут, была названа Незнакомой ситуацией. Эйнсворт и ее коллеги (Ainswort, Bell & Stanton, 1971; Ainswort, Blehar, Waters & Wall, 1978) наблюдали следующие три паттерна.
2.1 Надежно привязанные младенцы (securely attached infants)
Вскоре после прихода в игровую комнату с матерью эти малыши начинали использовать ее в качестве отправной точки для своих исследований. Но когда мать покидала комнату, их познавательная игра шла на убыль и иногда они проявляли заметную обеспокоенность. Когда мать возвращалась, они активно ее приветствовали и некоторое время оставались рядом с ней. Как только к ним опять возвращалась уверенность, они с готовностью возобновляли свое исследование окружающей обстановки.
Когда Эйнсворт изучила записи наблюдений за этими детьми, сделанные ею ранее у них дома, то обнаружила, что их матери, как правило, оценивались как сенситивные и быстро реагирующие на плач и другие сигналы своих малышей. Матери всегда были доступны и делились своей любовью, когда малыши нуждались в утешении. Малыши, со своей стороны, плакали дома очень редко и использовали мать в качестве отправной точки своих домашних исследований.
Эйнсворт полагает, что эти младенцы демонстрировали здоровый паттерн привязанности. Постоянная отзывчивость матери придала им веры в нее как в своего защитника; одно ее присутствие в Незнакомой ситуации придавало им смелости, чтобы активно исследовать окружающую обстановку. В то же время их реакции на ее уход и возвращение в этой новой среде свидетельствовали о сильной потребности в близости к ней - потребности, которая имела огромную жизненную ценность на протяжении всей человеческой эволюции. При исследованиях методом выборки по всем Соединенным Штатам было установлено, что этот паттерн распространен среди 65-70% годовалых младенцев.
2.2 Неуверенные, избегающие младенцы (insecure-avoidant infants)
Эти младенцы выглядели достаточно независимыми в Незнакомой ситуации. Оказавшись в игровой комнате, они сразу же начинали изучать игрушки. Во время своих исследований они не использовали мать в качестве отправной точки в том смысле, что не подходили к ней время от времени. Они ее просто не замечали. Когда мать покидала комнату, они не проявляли беспокойства и не искали близости с ней, когда она возвращалась. Если она пыталась взять их на руки, они старались этого избежать, вырываясь из ее объятий или отводя взгляд. Этот избегающий паттерн был выявлен примерно у 20% младенцев в американских выборках.
Поскольку эти малыши демонстрируют такую независимость в Незнакомой ситуации, они кажутся многим людям исключительно здоровыми. Но когда Эйнсворт увидела их избегающее поведение, то предположила, что они испытывают определенные эмоциональные трудности. Их отчужденность напомнила ей детей, которые пережили травмирующее разлучение.
Домашние наблюдения подтвердили догадку Эйнсворт, о том, что что-то обстоит не так. Матери в этом случае оценивались как относительно несензитивные, вмешивающиеся и отвергающие. Их дети часто казались неуверенными в себе. Хотя некоторые из них были дома очень независимыми, большинство тревожились по поводу местонахождения матери. Разлука с ней сопровождалась громким плачем.
Таким образом, общая интерпретация Эйнсворт сводится к следующему: когда эти малыши попадали в Незнакомую ситуацию, они опасались, что не смогут найти у своей матери поддержки и поэтому реагировали в оборонительном ключе. Они избирали безразличную, сдержанную манеру поведения, чтобы себя защитить. Их так часто отвергали в прошлом, что они пытались забыть о своей потребности в матери, чтобы избежать новых разочарований. А когда мать возвращалась после эпизодов разлучения, они отказывались на нее смотреть, как бы отрицая какие-либо чувства к ней. Они вели себя так, как будто говорили: "Кто ты? Должен ли я тебя признавать? - ту, которая не поможет мне, когда мне это будет нужно".
Боулби полагал, что это оборонительное поведение может стать фиксированной и всеохватывающей частью личности. Ребенок превращается во взрослого, который излишне самонадеян и отчужден, - в человека, который не может никогда "опустить забрало" и поверить другим настолько, чтобы установить с ними тесные отношения.
2.3 Неуверенные, амбивалентные младенцы (insecure-ambivalent infants)
В незнакомой ситуации эти младенцы держались настолько близко к матери и так беспокоились по поводу ее местонахождения, что практически не занимались исследованиями. Они приходили в крайнее волнение, когда мать покидала комнату, и проявляли заметную амбивалентность по отношению к ней, когда она возвращалась. Они-то тянулись к ней, то сердито отталкивали ее.
У себя дома эти матери, как правило, обращались со своими малышами в непоследовательной манере. Иногда они бывали ласковыми и отзывчивыми, а иногда нет. Эта непоследовательность, очевидно, оставляла малышей в неуверенности относительно того, будет ли их мама рядом, когда они будут в ней нуждаться. В результате, они обычно хотели, чтобы мать была поблизости - желание, которое сильно возрастало в Незнакомой ситуации. Эти малыши очень расстраивались, когда мать покидала игровую комнату, и настойчиво пытались восстановить контакт с ней, когда она возвращалась, хотя при этом также изливали на нее свой гнев.
Амбивалентный паттерн иногда называют "сопротивлением", поскольку дети не только отчаянно добиваются контакта, но и сопротивляются ему. Этот паттерн характеризует 10-15% годовалых детей в выборках по США.
Исходя из своих наблюдений Эйнсворт (Ainswort, Blehar и др.) выделяют 3 типа привязанностей у младенцев:
1. Дети группы «А» обычно не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью, игнорируют и даже избегают ее при встрече. Такое поведение ребенка свидетельствует об отчуждении и избегании матери, об отсутствии чувства безопасности у ребенка. Этот тип привязанности был назван «избегающая, небезопасная привязанность» (avoidant-unsecure attachment).
2. Дети группы «В» огорчаются и плачут (либо не плачут) при разлуке с матерью и сильно радуются, стремятся к близости и к взаимодействию при ее появлении. Такое поведение ребенка свидетельствует о надежности привязанности и о чувстве безопасности, которое дает ребенку мать. Поэтому тип привязанности этой группы детей получил название «безопасная привязанность» (secure attachment).
3. Дети группы «С» дают яркую гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и «взяли на ручки». Такое поведение свидетельствует об амбивалентном, непоследовательном отношении к матери и об отсутствии чувства уверенности и безопасности у ребенка. Данный тип привязанности обычно называют «амбивалентная небезопасная привязанность» или «тревожно-амбивалентная привязанность» (ambivalent-unsecure attachment; anxious-unsecure attachment).
Некоторые исследователи выделяют кроме того еще и четвертый тип, который у разных авторов имеет разное содержание и, как правило, является одним из вариантов приведенных выше типов привязанности – дезорганизованная привязанность. Матери в этом случае страдали от депрессии, либо в случаях жестокого обращения, а также в шизоидных семьях. Дети с такой привязанностью вели себя очень по-разному. Часто им был свойственен детский аутизм.
В большинстве исследований, однако, рассматриваются только предыдущие три типа привязанности. 4 вида привязанности:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|