Области применения системного анализа.
Системный анализ - это методология исследования трудно наблюдаемых и понимаемых свойств и отношений в объектах путем представления этих объектов в качестве целенаправленных систем и изучения свойств этих систем, взаимоотношений между целями и средствами их реализации. Если подавляющее большинство методов исследования и анализа ориентировано на непосредственное наблюдение точно определенных объектов с учетом их природы и специфики, то системный анализ, базирующийся на теории систем, учитывает принципиальную сложность исследуемого объекта, его разветвленные и прочные взаимосвязи с окружающей средой, не наблюдаемость целого ряда его свойств. Исследователь в рамках системного анализа, отталкиваясь от реального явления, от имеющихся фактических данных о его свойствах, внутренних и внешних связях, переводит их в абстрактные категории и на основе известных свойств систем выявляет новые свойства и новые взаимосвязи. Главное в системном анализе - как сложное превратить в простое, как не только трудноразрешимую, но и труднопонимаемую проблему превратить в четкую серию задач, имеющих методику решения. Системный анализ не исчерпывается расчленением сложной проблемы на более мелкие, а направлен на то, чтобы понять сущность целого, выявить факторы, влияющие на принятие решений и, в конечном счете, вернуться к целому, к проблеме. Системный анализ представляет собой совокупность определенных научных методов и практических приемов, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов и решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности, при проектировании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между целями, возможными путями их реализации и потребными для этого ресурсами.
Системный анализ предназначен для исследования в первую очередь слабоструктурированных систем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, для решения задач, возникающих в ситуациях, характеризующихся неопределенностью и содержащих неформализуемые элементы, которые не переводятся на язык математики. Поэтому основная особенность методик системного анализа заключается в сочетании формальных методов и неформализованного экспертного знания. Примерами могут служить задачи, связанные с целеобразованием в системах управления; · разработка основных направлений развития отрасли, региона или организации, перспективных планов и т.п.; · задачи перестройки, совершенствования или разработки организационных структур; · проблема управления разработками автоматизированных систем разного рода и т.д. В последнее время привлечения методов системного анализа потребовали и некоторые задачи объемно-календарного планирования (например, в условиях по-заказной системы производства). Итак, основные области приложения системного анализа с точки зрения характера решаемых задач, следующие: · задачи, связанные с целеобразованием и анализом целей и функций (это — задачи определения основных направлений развития отрасли, предприятий, объединений и т.д.; формирования прогнозов и перспективных планов экономики на федеральном и региональных уровнях, развития целевых комплексных программ и комплексных программ по решению важнейших научно-технических проблем и т.п.);
· задачи разработки или совершенствования организационных структур; · задачи проектирования (проектирование сложных робото-технических комплексов, гибких- производственных систем разного рода, управление разработками автоматизированных систем). Все эти задачи по-разному реализуются на различных уровнях управления экономикой. Поэтому целесообразно выделить области применения системного анализа и по этому принципу: задачи общегосударственные, отраслевые, региональные, отдельного предприятия.
Методика системного анализа. Этап 1. Анализ проблемы: · существует ли проблема; · точная формулировка проблемы; · анализ логической структуры проблемы; · развитие проблемы (в прошлом, настоящем и будущем); · описание связей рассматриваемой проблемы с другими проблемами; · принципиальная разрешимость проблемы. Этап 2. Определение и анализ структуры организации Этап 3. Формулирование общей цели и ее декомпозиция: · Формулирование общей цели для решения поставленной проблемы; · Декомпозиция цели путем построения дерева целей. Этап 4. Проектирование организации: Для достижения поставленной цели построить структуру организации в усовершенствованном варианте в соответствии с деревом целей.
Преимущества и недостатки системного подхода. Преимущества: · Выявляется общее в различных объектах и процессах, что трудно обнаруживается, пока не отброшены частности. · Методы принятия решений переносятся из одних функциональных областей в другие. · Не допускается переоценка возможностей отдельных методов при принятии решений, например, только математического моделирования в ущерб экспертным оценкам · Осуществляется синтез знаний из различных наук. · В проекты вводится информационное описание системы (виды, объемы, назначение и пути прохождении информации). · Возникает объективная основа выбора необходимых направлений дальнейшего развития исследований в области, к которой относится проектируемая система. Недостатки. Системность означает определенность. Но мир неопределенен. Неопределенность сущностно присутствует в реальности человеческих отношений, целей, информации, в ситуациях. Она не может быть определена до конца, а иногда принципиально доминирует над определенностью.
Системность означает целостность, но клиентская база оптовых, розничных фирм, банков и т.п. никакой целостности не образует, поскольку она не всегда может быть интегрирована и каждый клиент имеет несколько поставщиков и может бесконечно их менять. Нет целостности и у информационных потоков в организации. Вопрос Бизнес-модель — это описание предприятия как сложной системы с заданной точностью. В рамках бизнес-модели отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы. Форма представления бизнес-модели и уровень ее детализации определяются целями моделирования и принятой точкой зрения. Термин «бизнес-модель» используется для того, чтобы охватить широкий диапазон формальных и неформальных описаний ключевых элементов бизнеса. Мы применяем этот термин в следующем смысле: «Бизнес- модель компании определяет, как она получает прибыль – как обращается к своему рынку, представляет свои предложения и развертывает бизнес-отношения». (PWC) Бизнес- модель компании – это способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли. Любая бизнес-модель должна давать ответ на три ключевых вопроса: как компания создает ценность для внешних клиентов; как компания зарабатывает деньги; как компания обеспечивает стратегический контроль над цепочками создания ценности. Бизнес-модель логически описывает, каким образом организация создаёт, поставляет клиентам и приобретает стоимость — экономическую, социальную и другие формы стоимости[1]. Процесс разработки бизнес-модели является частью стратегии бизнеса. В теории и практике термин бизнес-модель употребляется в широком спектре формальных и неформальных определений, для передачи основных аспектов бизнеса, включая цель бизнеса, продуктовый ряд, стратегию, инфраструктуру, организационную структуру, способы продаж, операционные процессы и политики.
Бизнес-модель разрабатывается и внедряется, но не остаётся неизменной, т.к. меняется под влиянием различных факторов внешней среды с течением жизненного цикла компании. Алгоритм создания бизнес-модели: 1. Анализ бизнес-модели отрасли. 2. Анализ существующей бизнес-модели компании. 3. Ориентиры стратегии развития компании. 4. Определение новой бизнес-модели. 5. Конкретизация новой бизнес-модели. Бизнес-моделирование (деловое моделирование) — деятельность по формированию моделей организаций, включающая описание деловых объектов (подразделений, должностей, ресурсов, ролей, процессов, операций, информационных систем, носителей информации и т. д.) и указание связей между ними. Требования к формируемым моделям и их соответствующее содержание определяются целями моделирования. Бизнес-моделированием также называют дисциплину и отдельный подпроцесс в процессе разработки программного обеспечения, в котором описывается деятельность компании и определяются требования к системе — те подпроцессы и операции, которые подлежат автоматизации в разрабатываемой информационной системе. С финансовой точки зрения, бизнес-модель любой компании можно описать как произведение рентабельности продаж и оборачиваемости активов (капитала)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|