Математическое представление бизнес-модели
Обобщенное математическое представление
В самом общем виде представить взаимосвязь компонент бизнес-модели в данном определении вполне несложно. Опуская процедуру вывода, можно привести следующее достаточно простое и широко известное соотношение:
где, p(t) — прибыль в момент времени t,
r=r(t) — доля реинвестируемых с прибыли средств в момент времени t,
q=q(t) — объем всего рынка в момент времени t,
m=m(t) — доля рынка предприятия,
с=с(t) — цена продукции,
g=g(t) — затраты на единицу продукции (таким образом c-g это маржа с единичной продажи).
Компоненты бизнес-модели под управлением предприятия вычленить из этого соотношения достаточно легко — это все, кроме объема рынка. Это единственный ресурс (фактор), который не находится полностью под управлением предприятия, однако он поддается моделированию с использованием модели Басса.
При:
a. постоянном уровне реинвестирования (пусть r = 0),
b. постоянной марже с единицы продукции и жизненном цикле рынка (пусть с-g = 1),
c. использовании модели Басса анализа выхода нового продукта на рынок:
где M — число потенциальных покупателей (пусть M = 1000),
P и Q — коэффициенты отрасли (для примера 0.018 и 0.54 соответственно для закусочных McDonalds),
q(t) — число покупок в момент времени t,
d. линейном убывании доли рынка (пусть m(t) = 1 — 0.05*t) — за 20 лет компания уходит с рынка из-за конкуренции. Вообще говоря, модель Басса не подразумевает того, что на рынок входят все новые игроки, и этот множитель призван упрощенно смоделировать ситуацию с их появлением («со временем игроков все больше»).
Описание любой бизнес модели должно включать 9 блоков, отражающих логику действий компании, направленных на получение прибыли:
полная бизнес-модель компании - это совокупность функционально ориентированных информационных моделей, обеспечивающая взаимосвязанные ответы на следующие вопросы: "зачем" - "что" - "где" - "кто" - "сколько" - "как" - "когда" - "кому" (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Полная бизнес-модель компании
Таким образом, организационный анализ предполагает построение комплекса взаимосвязанных информационных моделей компании, который включает:
- Стратегическую модель целеполагания (отвечает на вопросы: зачем компания занимается именно этим бизнесом, почему предполагает быть конкурентоспособной, какие цели и стратегии для этого необходимо реализовать);
- Организационно-функциональную модель (отвечает на вопрос кто-что делает в компании и кто за что отвечает);
- Функционально-технологическую модель (отвечает на вопрос что-как реализуется в компании);
- Процессно-ролевую модель (отвечает на вопрос кто-что-как-кому);
- Количественную модель (отвечает на вопрос сколько необходимо ресурсов);
- Модель структуры данных (отвечает на вопрос в каком виде описываются регламенты компании и объекты внешнего окружения).
Представленная совокупность моделей обеспечивает необходимую полноту и точность описания компании и позволяет вырабатывать понятные требования к проектируемой информационной системе.
Вопрос
В России для моделирования и анализа бизнес-процессов достаточно широко используются следующие средства моделирования: Rational Rose, Oracle Designer, AllFusion Process Modeler (BPWin) и AllFusion ERwin Data Modeler (ERWin), ARIS, Power Designer. За рубежом, помимо упомянутых, активно используются такие средства как System Architect, Ithink Analyst, ReThink и др. В Таблице 1 представлен перечень инструментальных средств, участвующих в рассмотрении. Представленная информация включает:
- наименование инструментального средства;
- данные о поставщике и представителе в России;
- краткая характеристика инструментального средства.
Таблица 1. Перечень инструментальных средств
№
| Наименование
| Краткая характеристика
|
| BPWin и ERWin
| BPWin - инструмент визуального моделирования бизнес-процессов. ERWin - средство, используемое при моделировании и создании баз данных произвольной сложности на основе диаграмм "сущность - связь". Один из лидеров российского рынка. Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России.
|
| Oracle Designer
| Функциональное средство для описания предметной области. Входит в комплекс инструментальных средств Oracle9i Developer Suite по проектированию программных систем и баз данных, реализующих технологию CASE и собственную методологию разработки ИС компании Oracle - "CDM", позволяющих команде разработчиков провести проект, начиная от анализа бизнес-процессов через моделирование к генерации кода и получению прототипа, а в дальнейшем и окончательного продукта. Это средство имеет смысл использовать при ориентации на всю линейку продуктов Oracle, применяемую для проектирования, разработки и реализации сложной программной системы. Участник российского рынка. Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России.
|
| Rational Rose
| Средство моделирования объектно-ориентированных информационных систем. Позволяет решать практически любые задачи в проектировании информационных систем: от анализа бизнес-процессов до кодогенерации на определенном языке программирования. Позволяет разрабатывать как высокоуровневые, так и низкоуровневые модели, осуществляя тем самым либо абстрактное проектирование, либо логическое. Один из лидеров российского рынка. Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России.
|
| ARIS
| Интегрированное средство моделирования бизнес-процессов, объединяющее разнообразные методы моделирования и анализа систем. В первую очередь, это средство описания, анализа, оптимизации и документирования бизнес-процессов, чем средство проектирования ПО. Лидер на мировом рынке. Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России.
|
| System Architect
| System Architect представляет собой универсальное CASE-средство, позволяющее осуществить не только проектирование данных, но и структурное моделирование. Средство проектирования данных и создания ER-диаграмм является одной из составных частей этого продукта. Один из мировых лидеров, пока еще не представлен на российском рынке. Локализация ориентировочно к июлю 2006 г. Продажа и поддержка пока из Нидерландов.
|
| Power Designer
| PowerDesigner - средство моделирования бизнес-процессов, проектирования баз данных и объектного моделирования. Участник российского рынка, преследователь лидеров на мировом рынке. Поддержка, продажа, обучение в России есть. Нет информации по количеству проданных лицензий, количеству пользователей, поэтому достаточно сложно оценить распространенность в России.
|
| Re-Think
| Графическая объектно-ориентированная среда создания и сопровождения интеллектуальных приложений мониторинга, диагностики и управления сложными динамическими системами в реальных и моделируемых ситуациях. Один из преследователей мировых лидеров.
|
| Ithink Analyst
| Пакет для ситуационного моделирования. Позволяет строить наглядные и точные модели самых сложных политических и экономических ситуаций, используя библиотеку базовых моделей и методы системной динамики. Также используется при анализе инвестиционных проектов и реинжиниринге. Один из участников мирового рынка. Пакет не распространен на российском рынке. Русского интерфейса нет. Продажа, поддержка и обучение в России осуществляется только одной компанией. Учебные материалы на русском существуют.
|
| Workflow Modeler (ранее Design/IDEF)
| Пакет для функционального и информационного моделирования, анализа и проектирования бизнес-процессов. Используется как составная часть в некоторых известных пакетах типа CIM (Computer Integrated Manufacturing) и САЕ (Computer Aided Engineering) и принят в качестве стандарта для проектов, финансируемых американскими и европейскими спонсорами. Один из участников мирового рынка.
|
Выделим основные критерии, позволяющие из представленных средств моделирования выбрать те, применение которых в России могло бы с большей вероятностью себя оправдать. Такими критериями являются:
- устойчивое положение продукта на рынке (срок его существования, программа развития продукта, система отчетов о проблемах, совокупность применений и др.);
- распространенность продукта (количество проданных лицензий, наличие, размер и уровень деятельности пользовательской группы);
- доступность поддержки поставщика. Такие услуги могут включать телефонную "горячую линию", техническую и консультационную поддержку через представителя поставщика в России;
- доступность обучения. Обучение может проводиться на территории представителя поставщика в России, пользователя или где-либо в другом месте;
- доступность материалов по продукту. Они могут включать компьютерные учебные материалы, учебные пособия, книги, статьи, информацию в Интернете, демоверсии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: