Отличие следственного эксперимента от осмотра. 1 глава
1. Присутствие в эксперименте многократности экспериментальных действий. А в осмотре участники просто показывают и уточняют место нахождения какого – либо предмета.
75. Обыск. Понятие, основания, виды и процессуальный порядок производства (тетрадь). Обыск представляет собой следственное действие, направленное на отыскание и изъятие орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, а также других предметов и документов, которые могут иметь значение для дела. Обыск может производиться для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов. В соответствии с законом обыск проводится в тех случаях, когда имеются достаточные данные полагать, что названные предметы и документы находятся в каком-либо помещении, ином месте или у какого-либо лица (ст. 168 УПК). КРФ устанавливает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения (ст. 25). Для получения судебного решения на обыск прокурор или следователь по согласованию с прокурором должен обратиться в суд, представив при этом материалы, обосновывающие необходимость производства этого действия. Судья обязан рассмотреть поступившие материалы незамедлительно. По результатам рассмотрения судья выносит мотивированное постановление о разрешении производства обыска или об отказе в этом. Решение об отказе может быть обжаловано в вышестоящий суд. По ныне действующему уголовно-процессуальному законодательству обыск может быть произведен по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора. Санкционирование обыска осуществляется прокурором или его заместителем. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением ему в суточный срок о произведенном обыске (ст. 168 УПК).
Закон предусматривает обыск в помещении, на местности и личный обыск. При производстве обыска присутствуют понятые. Следователь должен обеспечить присутствие лица, у которого производится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи. Если обеспечить присутствие этих лиц не представляется возможным, приглашаются представители жилищно-эксплуатационной организации. К уч.ю в обыске в необходимых случаях привлекается соответствующий.специалист. По общему правилу, кроме случаев, не терпящих отлагательства, обыск производится в дневное время. Следователь вправе запретить лицам, находящимся в обыскиваемом помещении, покидать его, а также сноситься друг с другом до окончания обыска. Закон устанавливает следующий порядок производства обыска. Следователь, предъявив постановление о производстве обыска, предлагает выдать орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, или иные предметы и документы, которые могут иметь значение для дела. Если они выданы добровольно и нет оснований для опасений сокрытия разыскиваемых предметов и документов, следователь вправе ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков. При производстве обыска следователь вправе вскрывать закрытые помещения, хранилища в тех случаях, когда владелец отказывается открыть их добровольно: при этом необходимо избегать излишнего повреждения имущества. Изымаются только те предметы и документы, которые могут иметь значение для дела или запрещены к обращению. Следователь обязан при этом обеспечить неразглашение обнаруженных при обыске документов, касающихся интимной жизни граждан. Изымаемые предметы и документы предъявляются понятым и другим присутствующим лицам. В случае необходимости эти предметы и документы упаковываются и опечатываются (ст. 168-171 УПК).
Личный обыск может быть произведен без вынесения постановления и санкций прокурора при задержании или заключении под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в обыскиваемом помещении или ином месте, скрывает при себе могущие иметь значение для дела предметы или документы (ст. 172 УПК). Личный обыск производится лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. Обыск в помещениях дипломатических представительств может производиться лишь по просьбе или с согласия дипломатического представителя. При обыске обязательно присутствуют прокурор и представитель Министерства иностранных дел (ст. 173 УПК). О производстве обыска составляется протокол, в котором наряду с другими сведениями содержатся указания на разъяснение присутствующим лицам их прав и сделанные ими заявления и замечания по поводу тех или иных действий следователя. При изъятии или передаче на особое хранение предметов и документов составляется особая опись. В отношении этих предметов и документов делается отметка: выданы ли они добровольно или изъяты принудительно, в каком именно месте и при каких обстоятельствах обнаружены. В протоколе обыска или описи перечисляются все эти предметы и документы с точным указанием их количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по возможности их стоимости. Если во время обыска имели место попытки уничтожить или спрятать предметы или документы либо факты нарушения порядка со стороны обыскиваемых или других лиц, протокол должен содержать указание на это и на меры, принятые следователем (ст. 176 УПК). Копия протокола вручается под расписку лицу, у которого производился обыск, или совершеннолетним членам его семьи, а при их отсутствии - представителю жилищно-эксплуатационной организации. Если обыск проводился в помещении учреждения, предприятия или организации, копия протокола вручается под расписку соответствующему должностному лицу (ст. 177 УПК). 76. Выемка. Понятие, основания, виды, порядок производства (тетрадь).
Выемка производится в тех случаях, когда следователь располагает точными данными, что предметы и документы, имеющие значение для дела, находятся у определенного лица или в определенном месте. При выемке в отличие от обыска следователю заранее известен объект, подлежащий изъятию. Следователь этот объект не разыскивает, так как уже знает, где и у кого он находится. Выемка производится для изъятия любых предметов и документов, имеющих значение для дела, на основании мотивированного постановления следователя (ст. 167 УПК). В случае отказа выдать требуемые объекты выемка производится в принудительном порядке. Документы, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной, изымаются с санкций прокурора и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения. При выемке должны соблюдаться ранее изложенные правила. В соответствии со ст. 23 Конституции РФ тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений охраняется законом. Ограничение этого права может иметь место только по судебному решению. Порядок получения решения о выемке почтово-телеграфной корреспонденции таков же, что и получения судебного решения о производстве обыскав Осмотр и выемка почтово-телеграфной корреспонденции производится в присутствии понятых из числа работников этого учреждения. К уч.ю в этом действии может быть привлечен соответствующий специалист. В тех случаях, когда необходимость в наложении ареста на корреспонденцию отпадает, следователь вправе отменить арест своим постановлением (ст. 174 УПК). 77. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. (тетрадь) Статья 185. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка 1. При наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест. 2. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165.
3. В ходатайстве следователя о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются: 1) фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться; 2) основания наложения ареста, производства осмотра и выемки; 3) виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту; 4) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления. 4. В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя. 5. Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производятся следователем в соответствующем учреждении связи. В необходимых случаях для уч.я в осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений следователь вправе вызвать специалиста, а также переводчика. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или задержаны. 6. Арест на почтово-телеграфные отправления отменяется следователем с обязательным уведомлением об этом суда, принявшего решение о наложении ареста, и прокурора, когда отпадает необходимость в этой мере, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу. Данное следственное действие регламентировано ст. 185 УПК и по существу является особой разновидностью выемки. Оно состоит из 2 относительно самостоятельных, но взаимосвязанных элементов: а) наложения ареста на почтово-телеграфные отправления и б) их осмотра и выемки. Наложение ареста в данном случае является принудительной мерой, обеспечивающей последующее следственное действие — выемку. Особенности данного следственного действия подчинены обеспечению конституционного права граждан на тайну переписки и иных сообщений (ч.2 ст.23 КРФ). Основанием для наложения ареста являются доказательства о том, что почтово-телеграфные отправления могут содержать относящуюся к делу информацию. Получение этой информации составляет конечную цель данного следственного действия. При этом закон не разрешает налагать арест на корреспонденцию в иных целях, например, для создания препятствий общения подозреваемого или обвиняемого с иными лицами. Эта цель может быть достигнута путем применения меры пресечения, например, домашнего ареста (п. 2 ч. 1 ст. 107 УПК).
Производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке ст. 165. Судебное решение о наложении ареста одновременно означает и разрешение на проведение осмотров и выемку почтово-телеграфных отправлений. Поэтому во время действия ареста неоднократные осмотры и выемки корреспонденции проводятся без дополнительного обращения к суду. Порядок производства данного следственного действия складывается из следующих этапов. 1. Вынесение следователем постановления о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра, получение соответствующего согласия прокурора и разрешения судьи. В постановлении следователя указываются данные о лице, чья корреспонденция подлежит аресту, основания для этого, виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту, и наименование исполнителя ареста — учреждения (операторы) связи (ч. 3 ст. 185).
При этом следует иметь в виду, что арест накладывается только на отправления конкретного лица — подозреваемого или обвиняемого — как на исходящие, так и входящие. Не может быть наложен арест на корреспонденцию свидетеля, потерпевшего и др. В то же время арестована может быть корреспонденция юридического лица, если она будет исходить от подозреваемого (обвиняемого) или будет ему адресована. Если обвиняемый использует постороннее лицо для отправки и получения корреспонденции, то последняя может быть изъята в ходе другого следственного действия — обыска или выемки. Процессуальный закон прямо не устанавливает срок, в течение которого производится контроль отправлений. Учитывая тесную связь между арестом почтово-телеграфных отправлений и контролем и записью переговоров суду целесообразно устанавливать по аналогии срок ареста в пределах 6 месяцев (ч. 5 ст. 186). 2. Исполнение ареста почтово-телеграфных отправлений возлагается на оператора связи, который исполняя решение суда, уведомляет следователя о факте задержания отправлений. 3. Осмотр и выемка отправлений. Следователь вправе в любой момент (в том числе, и до поступления к нему уведомления оператора связи) приступить к осмотру и выемке почтово-телеграфных отправлений. При этом должны обеспечиваться условия нераспространения конфиденциальной информации, подпадающей под понятие тайны сообщений. В частности, при осмотре, выемке и снятии копий с отправлений понятыми могут быть только лица из числа работников данного учреждения связи. Каждый факт осмотра и выемки отправлений (вне зависимости от его результатов) оформляется протоколом, составляемым по правилам ст. 166. По результатам осмотра отправления могут быть задержаны и приобщены к делу (в оригиналах или копиях) или отправлены адресату. 4. Отмена ареста почтово-телеграфных отправлений. Арест отменяется постановлением следователя, когда в нем отпадает необходимость, с уведомлением об этом суда (судьи), принявшего решение о наложении ареста, и прокурора. Для ареста отправлений как процессуальной меры принуждения должны соблюдаться общие условия их применения. В частности, арест не может действовать по приостановленному либо по прекращенному делу. Срок ареста не может превышать срока предварительного расследования. Следует иметь в виду, что ч. 2 ст. 23 Конституции РФ допускает ограничение права граждан на тайну «иных сообщений» только по судебному решению. Поэтому выемка подобных сообщений должна быть проведена только по решению суда. Нарушение этого требования влечет признание полученных доказательств недопустимыми 78. Контроль и запись переговоров. Понятие, основания, порядок производства. (тетрадь) Как следственное действие состоит: а) в поручении следователем специализированным органам вести прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации лиц, которые могут располагать сведениями, имеющими значение для уголовного дела; б) в истребовании полученной фонограммы; г) фиксации содержания переговоров в протоколе (п. 141 ст. 5; ст. 186 УПК). Контроль и запись переговоров необходимо отграничивать от ареста и выемки почтово-телеграфных отправлений. Во-первых, арест и выемка состоит в контроле, задержании и изъятии материальных носителей информации, уже созданных самими участниками письменных переговоров (записки, письма, пейджинговые сообщения, документы, отправленные по электронной почте). При контроле и записи переговоров материальные носители — фонограммы создаются по поручению следователя, поскольку переговоры ведутся устно. Во-вторых, при контроле и записи переговоров основным участником является специализированное оперативное подразделение органа дознания, которое их прослушивает и записывает. В выемке же почтово-телеграфных отправлений принимает уч.е обычный (неконспиративный) оператор связи, через который передаются сообщения. Основанием для производства контроля и записи переговоров являются данные о возможности получения из них относящихся к делу сведений. Контролю и записи могут быть подвергнуты как телефонные, так и любые другие устные переговоры подозреваемого, обвиняемого, и других лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела. В качестве условия для проведения данного следственного действия закон признает наличие производства по тяжкому или особо тяжкому преступлению (ч. 4–5 ст. 15 УК РФ). По общему правилу контроль и запись переговоров производится по судебному решению, выносимому в порядке ст. 165 УПК. Без судебного решения данное следственное действие может производиться по письменному заявлению одного из участников переговоров, когда существует реальная угроза совершения насилия, вымогательства или иных преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля, их близких. Срок контроля и записи переговоров не может превышать ординарного срока предварительного следствия и устанавливается в пределах 6 месяцев. Порядок осуществления контроля и записи переговоров включает в себя несколько этапов. 1. Вынесение следователем мотивированного постановления о возбуждении перед судом ходатайства о контроле и записи переговоров. Оно направляется в суд в порядке ст. 165. Постановление судьи об осуществлении контроля и записи переговоров направляется следователем в соответствующий орган для исполнения. Если контроль и запись переговоров ведется по письменному заявлению их участника, то следователь лишь выносит постановление и уведомляет об этом прокурора. 2. Техническое производство контроля и записи переговоров специализированным подразделением органа дознания. 3. Истребование следователем фонограммы переговоров от органа, осуществляющего их контроль и запись, может быть сделано в любое время в течение всего срока контроля и записи. В ответ на запрос следователя фонограмма ему передается в опечатанном виде с сопроводительным письмом, с указанием времени начала и окончания записи, кратких технических характеристик использованных средств. При этом не нужны сведения о лицах, которые осуществляли сами контроль и запись переговоров. 3. Осмотр и прослушивание фонограммы следователем производится в присутствии понятых. В осмотре могут участвовать специалист и лица, чьи переговоры записаны. О результатах осмотра составляется протокол по правилам ст. 166, причем в нем излагается (дословно) лишь та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному делу. Однако вся фонограмма в полном объеме приобщается к делу в качестве вещественного доказательства. Контроль и запись переговоров прекращаются по постановлению следователя, когда в них отпадает необходимость, либо истекает установленный судом срок их производства или срок предварительного следствия, либо прекращается уголовное дело, или приостанавливается предварительное расследование. 79. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. (тетрадь) Статья 186.1. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами 1. При наличии достаточных оснований полагать, что информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет значение для уголовного дела, получение следователем указанной информации допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165. 2. В ходатайстве следователя о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, указываются: 1) уголовное дело, при производстве которого необходимо выполнить данное следственное действие; 2) основания, по которым производится данное следственное действие; 3) период, за который необходимо получить соответствующую информацию, и (или) срок производства данного следственного действия; 4) наименование организации, от которой необходимо получить указанную информацию. 3. В случае принятия судом решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами его копия направляется следователем в соответствующую осуществляющую услуги связи организацию, руководитель которой обязан предоставить указанную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе информации. Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств. 4. Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю. 5. Следователь осматривает представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, с уч.ем специалиста (при необходимости), о чем составляет протокол, в котором должна быть указана та часть информации, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу (дата, время, продолжительность соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами, номера абонентов и другие данные). Лица, присутствовавшие при составлении протокола, вправе в том же протоколе или отдельно от него изложить свои замечания. 6. Представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, приобщаются к материалам уголовного дела в полном объеме на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц и обеспечивающих их сохранность. 7. Если необходимость в производстве данного следственного действия отпадает, его производство прекращается по постановлению следователя, но не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу. 80. Проверка показаний на месте. Понятие, основания, порядок производства. Проверка показаний на месте не предусмотрена в качестве следственного действия в УПК, поэтому она производится по правилам допроса и осмотра. Сущность этого действия состоит в том, что следователь проверяет показания обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля в их присутствии на месте путем сопоставления этих показаний с фактической обстановкой на месте. Проверка показаний на месте производится в следующем порядке. Обвиняемый, подозреваемый, свидетель или потерпевший указывает место, где происходило проверяемое событие, пользуясь при этом полной свободой выбора пути движения, указания самого места и отдельных его деталей и т. д. Каждый из них дает пояснения по поводу совершаемых им действий. Следователь сопоставляет даваемые показания с наблюдаемым им местом события, устанавливает при этом определенные фактические данные. Эти данные позволяют объективно подтвердить или опровергнуть объяснения лица, показания которого проверяются, убедиться в их достоверности или несоответствии действительности. Сущность проверки показаний на месте не должна сводиться к простому пересказу ранее данных показаний на месте расследуемого события. В отличие от свидетеля и потерпевшего, которые по требованию следователя обязаны принять уч.е в данном действии, обвиняемый и подозреваемый участвуют в нем при условии своего согласия. Дача показаний является их правом, а не обязанностью. Проверка показаний на месте производится отдельно с каждым из лиц, чьи показания проверяются. В необходимых случаях следователь осуществляет фотографирование, а также киносъемку и магнитофонную запись. Результаты этого действия фиксируются в протоколе (ст. 141, 142 УПК). В целях установления новых или уточнения известных фактических обстоятельств совершения преступления, имеющих значение для правильного разрешения УД, следователь/дознаватель вправе проверить ранее данные показания путем производства проверки показаний на месте. Проверка показаний на месте - урегулированное уголовно-процессуальным законом следственное действие, заключающееся в общении в виде беседы следователя с ранее допрошенным лицом на месте, связанном с исследуемым событием, и сопоставлении даваемых им показаний на месте с ранее данными показаниями и объективной обстановкой соответствующего места с целями уточнения и установления обстоятельств, имеющих значение для УД (ст. 194 УПК). Материальными основаниями производства проверки показаний на месте являются достаточные данные полагать, что в ходе этого действия будут установлены новые обстоятельства или получены новые доказательства не/виновности конкретного лица. Процессуальными основаниями производства следует считать, по всей вероятности, повестку или иное сообщение лицу о его вызове, поскольку никакими документами данное решение в материалах УД не фиксируется. Обязательными участниками этого следственного действия являются следователь/дознаватель и одно из ранее допрошенных лиц (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель), педагог, если в этом следственном действии принимают уч.е потерпевший, свидетель, не достигшие возраста 14 лет, а также понятые. Факультативными участниками могут быть: 1) должностные лица государственного органа, осуществляющие ОРД; 2) сотрудники спецподразделений, которые обеспечивают безопасность участников следственного действия и предотвратить попытки подозреваемого/обвиняемого скрыться от органа расследования; 3) защитник, представитель участника уголовного процесса, адвокат свидетеля; 4) специалист и переводчик, педагог, если в следственном действии принимает уч.е лицо в возрасте от 14 до 18 лет. Проверка показаний начинается с предложения лицу указать место, где его показания будут подвергнуты проверке. Проверка показаний на месте состоит в том, что ранее допрошенное лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, указывает на предметы, документы, следы, имеющие значение для дела, демонстрирует определенные навыки и действия. Какое-либо постороннее вмешательство в ход проверки показаний на месте и наводящие вопросы (данное требование является общим) не допускаются. Лицу, показания которого проверяются, после свободного рассказа и демонстрации совершенных действий могут быть заданы вопросы. Запрещена одновременная проверка на месте показаний нескольких лиц. Факт, ход и результаты проверки показаний на месте оформляются протоколом, который должен отвечать требованиям, установленным ст. 166, 167 и 190 УПК. Статья 194. Проверка показаний на месте 1. В целях установления новых обстоятельств, имеющих значение для УД, показания, ранее данные подозреваемым или обвиняемым, а также потерпевшим или свидетелем, могут быть проверены или уточнены на месте, связанном с исследуемым событием. 2. Проверка показаний на месте заключается в том, что ранее допрошенное лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, указывает на предметы, документы, следы, имеющие значение для УД, демонстрирует определенные действия. Какое-либо постороннее вмешательство в ход проверки и наводящие вопросы недопустимы. 3. Не допускается одновременная проверка на месте показаний нескольких лиц. 4. Проверка показаний начинается с предложения лицу указать место, где его показания будут проверяться. Лицу, показания которого проверяются, после свободного рассказа и демонстрации действий могут быть заданы вопросы. 81. Назначение и производство судебной экспертизы. Виды экспертиз, права участников уголовного процесса при назначении и производстве экспертиз. Случаи обязательного производства экспертиз. Сущность судебной экспертизы состоит в проведении сведущим лицом — экспертом — на основе его специальных познаний самостоятельного процессуального исследования, необходимого для доказывания тех или иных обстоятельств дела с помощью заключения эксперта. Как видно из данного определения, судебная экспертиза обладает следующими отличительными признаками: • проведение ее лицом, сведущим в определенной специальной области или областях знаний; • необходимость в использовании этих познаний для проведения особого исследования объекта; • самостоятельный характер такого исследования; • особая процессуальная форма экспертного исследования. К специальным познаниям относятся знания в науке, технике, искусстве или ремесле и других отдельных областях человеческой деятельности. Постановка перед экспертами вопросов правового характера по общему правилу недопустима. Так, эксперт не вправе выходить за пределы своей специальной компетенции и решать юридические по своей природе вопросы: ü о роде насильственной смерти (убийство, самоубийство, несчастный случай), хотя может устанавливать причины смерти и характер телесных повреждений; ü об обезображении лица, притом что может дать ответ о неизгладимости (без оперативного вмешательства) либо изгладимости повреждений на лице; ü о подлоге или подделке документа, в то время как вправе дать ответ о наличии на нем, например, следов подчистки, травления; ü о том, изготовлено ли холодное оружие с целью нанесения телесных повреждений или самозащиты; ü имело ли место хищение либо недостача материальных ценностей и т. п. Специальными познаниями в сфере уголовного, гражданского, процессуального и других отраслей внутригосударственного права должны обладать сами лица и органы, ведущие процесс: следователь, дознаватель, прокурор, суд. Однако, если содержанием правовых норм являются специальные технические или профессиональные правила, для разрешения вопроса о соблюдении которых необходимы специальные познания (медицинские нормы, позволяющие определить степень тяжести вреда здоровью; ряд наиболее сложных норм, регулирующих дорожное движение и технику безопасности, правила бухгалтерского учета, государственные стандарты, строительные нормативы и т. п.), то назначение экспертизы возможно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|