Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия





Важное место в организации экономического анализа на пред­приятии занимает его информационное обеспечение. При анализе используется не только экономические данные, но и техническая, технологическая и другая информация. Все источники данных для анализа делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.

К нормативно-плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, теку­щие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценни­ки, проектные задания и др.

Источники информации учетного характера — это все данные, ко­торые содержат документы бухгалтерского, статистического и опера­тивного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная доку­ментация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принад­лежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отра­жаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевре­менный и полный анализ данных первичных и сводных учетных регистров и отчетности обеспечивает принятие необходимых кор­ректирующих мер, направленных на достижение лучших результа­тов хозяйствования.

Основными источниками информации учетного характера для анализа финансово-хозяйственной деятельности организации являются:

- бухгалтерский баланс (форма 1). Значение его настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса;

- отчет о прибылях и убытках (форма 2) (поставляет данные для анализа финансовых результатов).

Кроме того, источниками дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служат:

- отчет о движении собственных средств (форма 3);

- отчет о движении денежных средств (форма 4);

- приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5);

- отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).

Для проведения оперативного анализа финансового состояния организации могут использоваться:

- отчет о составе средств и источниках их образования (форма 2-ф);



- отчет о финансовых результатах (форма 5-ф);

- отчет о задолженности (форма 6-ф).

Данные статистического учета и отчетности предприятия ис­пользуются для углубленного изучения тенденций основных пока­зателей и факторов, формирующих их уровень. Изучение данных макроэкономической статистики в целом по отрасли или народному хозяйству необходимо для оценки внешних условий функциониро­вания предприятия и степени хозяйственных и финансовых рисков.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативно­му по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспече­нию анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитиче­ских исследований.

Учетным документом, согласно нашей классификации, является и экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах хозяйственной деятельности за несколько лет. Значи­тельная детализация показателей, которые содержатся в паспорте, позволяет провести многочисленные исследования динамики, вы­явить тенденции и закономерности развития экономики предпри­ятия.

Внеучетные источники информации — это документы, регулирую­щие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия. К ним относятся:

1. Официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, указы президента,
постановления правительства, приказы вышестоящих органов управ­ления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководи­телей предприятия, решения совета директоров, собраний акционе­ров и т.д.

2. Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.

3. Научно-техническая информация: публикации, отчеты по ре­зультатам научно-исследовательской работы и др.

4. Техническая и технологическая документация.

5. Материалы специальных обследований состояния производства
на отдельных рабочих местах — хронометраж, фотография и т.п.

6. Информация об основных контрагентах предприятия — постав­щиках и покупателях. Данные о поставщиках необходимы для про­гнозирования их надежности и ценовой политики. Сведения о поку­пателях требуются для характеристики их текущей и долгосрочной платежеспособности.

7. Данные об основных конкурентах, полученные из разных ис­точников информации — интернета, радио, телевидения, газет, жур­налов, информационных бюллетеней.

8. Данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).

9. Сведения о состоянии рынка капитала (ставки рефинансирова­ния, официальные курсы иностранных валют, ставки коммерческих банков по кредитам и депозитам и др.).

10. Данные о состоянии фондового рынка (цены спроса и предло­жения по основным видам ценных бумаг, объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов, сводный индекс динами­ки цен на фондовом рынке).

11. Данные Госкомстата об изменениях макроэкономической си­туации в стране и др.

Не менее важное значение в организации анализа имеет методиче­ское его обеспечение. От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность. Ответственность за методическое обеспечение анализа обычно возлагается на специа­листа, который осуществляет руководство аналитической работой на предприятии. Он обязан постоянно совершенствовать методику комплексного анализа хозяйственной деятельности на основе изуче­ния достижений науки и передового опыта в области анализа и вне­дрять ее во всех сегментах предприятия, осуществлять подготовку и переподготовку кадров по вопросам анализа. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация готовых компьютерных про­грамм анализа, позволяющих оперативно и комплексно исследовать результаты хозяйственной деятельности с использованием экономи­ко-математических методов.

Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом или его сегментов должны быть оформлены со­ответствующими документами. Это может быть аналитический отчет (пояснительная записка), справка, заключение.

Основные направления и приемы анализа финансового состояния предприятия

Для проведения финансового анализа используются методы, которые можно применять на всех предприятиях без учета отраслевой принадлежности, организации управления и формы собственности. Все они имеют количественную и качественную сторону осуществления финансового анализа.

К наиболее распространенным и применяемым на практике способам относится сравнительный метод.

Сравнительный метод основывается на сравнении фактических достижений конкретных показателей с плановыми данными, а также с данными прошлого периода. Кроме того, отдельные показатели аналогичных предприятий сопоставляются со среднеотраслевыми данными (рентабельность, ликвидность и т.д.), установленными нормами или международными стандартами. Целью этого анализа является выявление отклонений фактических данных от принятых заданий или достигнутых результатов. В литературе выделяются следующие разновидности этого метода: горизонтальный и вертикальный анализ.

Горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Его целью является определение абсолютных и относительных изменений показателей финансовой отчетности за определенный период и их оценка.

С помощью вертикального анализа оценивается финансовая отчетность с точки зрения рациональной структуры баланса и эффективности использования имущества и капитала предприятия. Эти данные в последующем используются для прогноза структурных изменений активов и источников их покрытия.

Многофакторный метод заключается в установлении влияния отдельных факторов на изменения анализируемых параметров. С этой целью используется метод цепных подстановок, который базируется на исключении воздействия всех факторов на величину анализируемого показателя, кроме одного (выбранного).

Метод коэффициентов предполагает расчет числовых отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Реальная оценка аналитических исследований в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации, эффективных методов оценки явлений, а также последовательности проведения аналитических действий [10].

Первостепенное значение для конкретных выводов аналитических действий имеет точное определение объекта, а также установление критериев, которые будут использоваться при оценке деятельности предприятия (например, анализ структуры источников финансирования с учетом уровня риска и цены соответствующих ресурсов). Кроме этого, необходимо соблюдать правила сохранения уравнивания показателей во времени и в единицах измерения. Это возможно при наличии достоверной информации, быстрой ее обработке и умелом использовании.

Оценка аналитических данных и презентация результатов анализа производится в форме группировки отдельных показателей в таблицы и их сопоставления в определенном периоде времени. Кроме того, часто результаты анализа могут быть представлены графически, в форме диаграмм, рисунков и т.д. Все данные должны быть описаны, на их основе сделаны выводы и обоснованы предложения улучшения отдельных участков деятельности.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.