Упаковочных материалов для пищевых продуктов
Одной из тенденций развития рынка упаковочных материалов на современном этапе является выделение упаковочного бизнеса в самостоятельный в отличие от изготовления упаковки непосредственно производителями товаров как потребительского, так и производственного назначения. В настоящее время инициатива по совершенствованию упаковки и большинство идей в области разработки более функциональных ее вариантов принадлежит упаковочным компаниям. Кроме того, последние активно финансируют рекламные мероприятия и компании по доведению до потребителя информации о свойствах товаров в более совершенной упаковке и формированию приверженности ее использования. Примерами является реклама молочных продуктов российских предприятий, проводимая компанией «Тетра Брик» с использованием знака высокотемпературной технологии (ВТТ) на упаковке «Тетра Пак». Современная упаковка должна иметь индивидуальный дизайн, немаловажными являются ее цена и четкое выполнение сроков поставок. Но белорусская упаковка пока, к сожалению, не может соответствовать всем этим требованиям. Отечественным производителям упаковки (Гродненский завод «Белвторполимер», Могилевское ПО «Химволокно», Витебское ПО «Химпласт», Новополоцкое ПО «Полимер» и др.) приходится осуществлять производственную деятельность довольно тяжелых условиях, когда дизайн упаковки по-прежнему остается второстепенным элементом. Но несмотря на это, нельзя не отметить довольно привлекательные упаковки некоторых продуктов, которые и так пользуются спросом покупателей. Например, на пакетах молока можно увидеть корову, аппетитно жующую зеленую траву, на фоне живописного уголка белорусской природы среди ромашек и васильков стоит белоснежный кувшин с молоком. Конечно, молоко покупают не только в таких красивых упаковках, но и в простых бутылках, но, как правило, молок в таких пакетах раскупают быстрее, и на прилавках остаются привычные стеклянные бутылки. Следует отметить, что белорусские производители отстают от их российских коллег. Это и неудивительно, ведь российским пищевым продуктам приходится противостоять безупречно оформленным импортным продуктам питания. Причем российские производители не ограничиваются цветовой гаммой упаковки, а предлагают покупателям совершенно новые виды упаковки, имеющие оригинальную конструкцию. В качестве примера можно назвать блистерную упаковку кондитерских изделий, которая, появившись совсем недавно на российском рынке, уже успела завоевать всеобщее признание. Блистерная упаковка экономична, увеличивает сроки реализации продукции и, что особенно нравится покупателям, дает возможность увидеть, а при желании и потрогать товар, не вынимая его из упаковки [3]. Но все по порядку.
Полимерная упаковка в настоящее время является важнейшим сегментом мирового упаковочного рынка. Благодаря комплексу полезных свойств и своему многообразию полимерные материалы используются для создания потребительской упаковки. Среди неоспоримых преимуществ полимерных материалов выделяют: 1. Герметичность упаковки в полимерные пленки, способствующей защите упакованного продукта от воздействия внешней среды (пыли, грязи, сырости и т.п.); 2. Возможность изготовления специальных типов полимерных материалов, обладающих барьерными защитными слоями для сохранения запаха и вкусовых качеств товара, предохранения его от высыхания и увеличения срока сохранности; 3. Невозможность частичного хищения товара, т.к. после вскрытия полимерной упаковки невозможно придать ей первоначальный вид;
4. Низкая себестоимость полимерной упаковки по сравнению с другими видами упаковочных материалов; 5. Компактность упаковки из полимерных пленок, следствием чего является экономия складских помещений и снижение транспортных расходов; 6. Минимизация отходов в процессе работы с полимерными упаковочными материалами и возможность их вторичного использования, т.к. термопласты не изменяют свою структуру при нагревании; 7. Полиэтиленовые, полипропиленовые, полистирольные и полиэфирные полимеры безопасны для человека и при утилизации не наносят сколь-нибудь значительного урона окружающей среде. Но надо отметить, что полихлорвиниловая (ПВХ) упаковка, наиболее часто применяемая в России, этим свойством не обладает и выделяет при горении вредные вещества. В связи с этим во всех европейских странах уже действует запрет на применение этого полимера для упаковки продуктов питания. Суммарная доля различных полимерных материалов, используемых в развитых странах на сегодняшний день для упаковки составляет свыше 35% общего объема потребления и почти 60% потребления всех материалов для упаковки продовольственных товаров. Среди них выделяют: 1. Полиэтилен (ПЭ) – один из наиболее дешевых видов полимерных упаковочных материалов, в который можно упаковывать практически любой продукт с ограниченным временем хранения. Существует несколько разновидностей ПЭ: - Полиэтилен низкой плотности (ПЭНП) – пленки из ПЭНП легко свариваются и образуют прочные швы, обладают хорошими механическими свойствами даже при очень низких температурах (до -70°С). Обладая высокой водо- и паронепроницаемостью, полимерные пленки из ПЭНП, однако, являются проницаемыми для газов и поэтому непригодны для длительного хранения продуктов, чувствительных к окислению; - Полиэтилен высокой плотности (ПЭВП) – пленки на основе ПЭВП обладают большей жесткостью и имеют большую плотность, чем ПЭНП. Применяются для изготовления дутых пустотелых сосудов (бутылок, бочек, канистр) для хранения и транспортированием химической продукции; - Линейный полиэтилен низкой плотности (ЛПЭНП) – обладает отличными эксплуатационными свойствами при высоких и низких температурах, хорошей химической стойкостью и применяется для производства непроницаемых растягивающихся и усадочных пленок.
2. Полипропилен (ПП) – хорошо сваривается и имеет привлекательный внешний вид (прозрачен). Разновидности: - Неориентированные пленки из ПП – хорошо свариваются, и их можно применять в качестве внутреннего термосвариваемого слоя упаковочных материалов; - Ориентированные полипропилены (ОПП, БОПП) – обладают более высоким, чем у ПЭ прозрачностью, механическими и барьерными свойствами. Однако имеют худшую свариваемость по сравнению с ПЭ. Для улучшения качества сварного шва ОПП покрывают другими полимерами с более низкой температурой плавления. Покрытые другим полимером ОПП-пленки используют для упаковки кондитерских изделий и сухих завтраков, предельно чувствительных к кислороду воздуха и парам воды. 3. Поливинилхлорид (ПВХ) – тонкие пленки из ПВХ применяют в России как усадочные и растяжимые для заворачивания подносов и лотков с пищевыми продуктами. 4. Полистирол (ПС) – методом термоформирования упаковочные изделия сложной конфигурации, например, стаканчики для торговых автоматов, коробки для тортов, коррексы, подносы и лотки для фасованного мяса и мясных полуфабрикатов. 5. Полиэтилентерефталат (ПЭТ) – полимер, отличающийся морозостойкостью и высокой теплостойкостью. ПЭТ-пленки имеют хорошую жесткость, прочность и прозрачность. Из него выпускают упаковочные термоусадочные пленки и многочисленные материалы, а также выдувную тару для разлива пищевых, косметических и химических продуктов [13]. Тара из ПЭТ (бутылки, банки, флаконы) нетоксична, в 10 раз легче стеклянной, а ее масса составляет около 10% массы упакованного продукта, не повреждается при транспортировке, при этом транспортные расходы снижаются на 40-50%, объем содержимого, располагаемого на стандартном поддоне, увеличивается на 60-80% по сравнению с аналогичным объемом для стеклянной тары. Затраты на изготовление тары из ПЭТ в 2-3 раза меньше, чем для стеклянной тары, а ее оборачиваемость – в 8-10 раз [10].
6. Поликарбонат (ПК) – отличается сочетанием таких необычных свойств, как термостойкость, хорошая ударная вязкость прозрачность, а также размерной стабильностью при высоких температурах. ПК легко формируется и применяется для производства упаковки полуфабрикатов типа «кипяти в упаковке», т.е. разогреваемых лотков с готовыми блюдами. 7. Полиамиды (ПА) – используют для упаковки колбасных изделий. 8. Комбинированные материалы и многослойные материалы – в состав комбинированных материалов входят слои, имеющие различную основу (бумага, фольга, ткань). К простейшим комбинированным упаковочным материалам можно отнести материалы на основе бумаги или картона с полимерным покрытием. Так, например, комбинированный материал для упаковки молочных продуктов типа тетра-брик, представляет собой бумагу с нанесенной на нее с одной стороны красочной печатью, покрытой с двух сторон слоями полиэтилена. Многослойные материалы – относятся к группе материалов, состоящих только из полимерных пленок. Среди двухслойных полимерных пленок наибольшее распространение получили целофан-полиэтилен, полиэфир-полиэтилен (ПЭТ/ПЭ) и полиамид-полиэтилен (ПА/ПЭ). Полученные эластичные материалы применяются для упаковки сухих пищевых продуктов, соков. Ну, а если рассматривать основные тенденции развития мирового рынка тары и упаковки в области использования материалов в перспективе, то они будут определяться следующими факторами: 1. Переоценка роли различных полимерных материалов, используемых для создания современных средств упаковки – высокие темпы роста мирового потребления будут характерны для использования ПЭТ, прирост применения которого для производства бутылок в 2004г. должен превысить 9% в год. В перспективе этот пластик будет широко использоваться не только для разлива газированных напитков, но и для упаковки молочной продукции. Так, например, фирма Tetra Pak уже выпускает ПЭТ-бутылки для пастеризованного молока, а компания Schmalbach Lubeca предложила 0,5-литровую бутылку для разлива свежего молока. 2. Изменение состава и структуры полимеров для улучшения их эксплуатационных свойств – ключевой задачей развития новых полимерных технологий является усовершенствование таких свойств полимеров, как ударная вязкость, прочность, прозрачность, обрабатываемость, термостойкость и др. Одним из путей совершенствования свойств полимерных материалов является модификация их посредством введения специальных добавок. Например, разработанный американскими учеными пластик, который благодаря содержащимся в его составе микрокапсулам, разрывающимся при разрушении пленки и выделяющим специальное вещество, которое заполняет трещины, восстанавливает целостность упаковки.
3. Увеличение роли многослойных и комбинированных материалов – разнообразие свойств полимеров и возможность их комбинирования с другими материалами при конструировании многослойных и комбинированных упаковок позволяет значительно улучшить потребительские свойства изделия. При этом важным направлением развития в сегменте создания комбинированных упаковочных материалов является уменьшение толщины каждого из слоев при возможности увеличения их числа в конечном изделии. Здесь еще следует отметить и существующую тенденцию замены алюминиевой фольги, широко применяемой при создании гибких упаковочных материалов, на металлизированные металлические пленки – это позволит создать более тонкие, экономичные и хорошо декорированные упаковки. 4. Разработка новых полимерных материалов и внедрение современных способов упаковки товаров – одним из перспективных направлений использования полимерных материалов в упаковочной индустрии является создание разогреваемой и стерилизованной упаковки. Такие материалы, пригодные, например, для хранения полуфабрикатов и их разогревания в микроволновой печи, должны иметь высокие эксплуатационные свойства при низких и высоких температурах и отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм. 9. Придание упаковке новых свойств, например, «активности» и «саморазрушаемости» [9]. Конкуренция с упаковкой из полимерных материалов привела к тому, что изготовители стеклянной тары, не желая терять связи со своими потребителями, стали обновлять производство, внедрять новые технологии, расширять ассортимент, улучшать качество продукции, уделять больше внимания дизайну стеклянной тары. За рубежом стеклянные банки для консервирования, как правило, повторно не используют. В отечественных же условиях их используют как возвратную тару. Поэтому до последнего времени, исходя из условий нашей промышленности и учитывая дальность транспортирования, стеклянные банки должны были быть универсальными для всего ассортимента консервов, отвечать высокой надежности герметизации при всех режимах тепловой обработки. В то же время за рубежом консервы с наиболее жесткими режимами стерилизации (мясные, овощные) выпускают, в основном, в жестяной таре, а стеклянные банки служат для фасовки фруктовых и натуральных консервов, обладающих привлекательным внешним видом, режимы стерилизации которых могут быть несколько ослаблены. Тем не менее стеклянная тара остается таким видом упаковки, который по своему дизайну имеет выгодно преподнести упакованный в нее продукт. Она прозрачна, гигиенична, может быть использована много раз и хорошо утилизируется [11]. Гибкая упаковка – наиболее распространенный упаковочный материал и самый широко применяемый вид упаковки. Гибкие упаковочные материалы, включающие разнообразные органические и неорганические вещества и их комбинации, используют также при производстве жесткой и полужесткой упаковки – коробок, туб, контейнеров. В производстве гибкой упаковки применяют современные технологии и оборудование, которые обеспечивают высокую производительность и качество. Объем продаж гибкой упаковки постоянно растет. В странах Восточной и Центральной Европы это рост составляет 7% в год. Основные достоинства алюминиевой фольги как гибкого упаковочного материала включают: уникальные барьерные свойства, в том числе защиту от ультрафиолетовых лучей, технологичность в переработке, стойкость к высоким (до 400°С) и низким (до -196°С) температурам. Все это обеспечивает возможность надежной стерилизации упаковки и термической обработки, включая быстрое замораживание покупаемого продукта [12]. Традиционно алюминиевая фольга выполняет функцию защитной мембраны во многих различных направлениях. Примерами являются стаканы с йогуртами, кофейные банки и петелька на картонных коробках для напитков. Алюминиевая фольга также выполняет и другую функцию в отношении банок для напитков, где важным является гигиенические требования. Какое-то время фирма Hueck Folien предлагала банку с дополнительной защитой в форме опечатанной тисненной алюминиевой фольгой, которая механически прикреплялась к ободку банки и предотвращала доступ пыли или примесей при длительном хранении на складах и при открывании банки [13]. Алюминиевая фольга остается самым важным материалом для упаковки молочных продуктов. Все молочные продукты содержат жир. Для предотвращения разрушающих химических изменений, вызванных световым излучением, идеальная упаковка должна быть светозащищенной. Алюминиевая фольга даже очень маленькой толщины как раз обеспечивает такую защиту, что позволяет этому уникальному гибкому материалу играть ведущую роль в упаковке молочных продуктов. Необходимость перемещения жидкого молока от производителей до полок магазинов вызвала появление пластиковых бутылок. И опять алюминиевая фольга сыграла главную роль в обеспечении гарантии стерильности продукта. Новый шаг был сделан фирмой VAW Flexibl Packing (Великобритания), которая внедрила отрывные крышки из алюминиевой фольги. Это обеспечивает дополнительное удобство для потребителей и открывает новые возможности для внедрения «порционных» размеров упаковки молочных и йогуртовых пакетов. Алюминиевая фольга также широко применяется в картонных коробках для жидких молочных продуктов Tetra Pak и Combibloc. Масло в обертке из алюминиевой фольги широко знакомо потребителям как ведущий продукт, представленный на полках магазинов. Недавно появились две новые разработки: «Ice-proof» (морозозащитная)- устойчивая к морозу и оттаиванию и другая (из ламината) – алюминиевая фольга (OPP от фирмы Pechiney Soplaril), которая устойчива к разрезанию и, как все обертки для масла и сыра, защищает от высыхания и прогорклости [14]. Еще один упаковочный материал – это картон. Упаковочные картоны предназначены для упаковки различного вида продукции. Сфера их применения - упаковка для различных продуктов питания и т.д. Помимо своего прямого назначения – защиты продукта от внешних воздействий, удобства при транспортировке и складировании картонная упаковка все чаще служит «рекламой» содержимого: чем качественнее упаковка, тем больше товар защищен от подделок. На долю картонной упаковки приходится 40% всех упаковочных материалов. В большинстве случаев для упаковки используются картоны с многослойной структурой, что увеличивает толщину и жесткость материала. Сырьем для них служат, как правило, беленая и небеленая целлюлоза, древесная масса, макулатура. Основным является средний слой, он составляет примерно 60-70% общей массы. В его состав входят (в зависимости от вида картона) макулатура, древесная масса, небеленая целлюлоза. Верхний слой – это один или несколько слоев беленой или небеленой целлюлозы (20-30%) либо отбеленной макулатуры, на который наносится 1 или больше (чаще 2) слоев мелования – примерно 10-20 г/м.кв. Нижний слой – беленая, небеленая целлюлоза или отбеленная макулатура. Исходя из этого, картоны делят на 3 группы: 1. Чистоцеллюлозный картон; 2. Картон из первичных волокон; 3. Картон из вторсырья (макулатурный). К сожалению, не существует общепринятой классификации упаковочных картонов, позволяющей по маркировке определить структуру картона. Но наиболее полной и детальной можно считать классификацию, принятую в Германии: U – немелованный; G – мелованный; D – дуплекс (двухслойный картон); T – триплекс (трехслойный картон); Z – целлюлозный [15]. Сегодня все больше и больше производителей разнообразных продуктов питания, соков, минеральной воды обращают внимание на упаковочный материал нового поколения – стретч-пленку. Это экономичный, удобный упаковочный материал нового поколения, не уступающий по своим качествам другим подобным, например, термоусадочной пленке, но имеет ряд преимуществ. 1. Благодаря своей способности к обратимому растяжению стретч-пленка надежно скрепляет продукцию или груз на паллете, а ее предварительное растяжение позволяет экономить расход материала; 2. Такое качество этого материала, как стойкость к проколу и раздиру, защищает продукцию от повреждений, загрязнения и расхищения; 3. Высокая прозрачность материала облегчает контроль содержимого паллеты; 4. Способность слоев пленки при соприкосновении прилипать друг к другу, что не требует дополнительных средств фиксации. Стретч-пленка, являясь сравнительно новым продуктом на рынке, в настоящее время приобретает все большую популярность среди производителей алкогольной и безалкогольной продукции, пива, различной тары и упаковки [16]. Различают два основных вида стретч-пленки: пищевую (для упаковки продуктов питания) и паллетную (для групповой и транспортной упаковки, паллетирования) [17]. Следуя европейским стандартам упаковки грузов, стретч-пленку используют и большинство европейских производителей, экспортером, чья продукция упаковывается на паллетах. Надежное скрепление стретч-пленкой грузов на поддонах-паллетах возможно благодаря «удерживающей силе», возникающей за счет стремления пленки при предварительном растяжении вернуться в исходное положение [16]. Одним из видов упаковки, которая появилась относительно недавно, но уже прочно завоевала себе место на рынке, являются пакеты типа «подушка» и «Дой-Пак». Эти пакеты получили широкое распространение за рубежом как универсальный тип упаковки, подходящий для фасовки сыпучих, жидких, пастообразных продуктов, а также продуктов горячего и холодного разлива. Так, например, в западных странах в такие пакеты фасуют мелкое печенье, вафли, конфеты, нарезанную ломтиками брынзу в заливке для салатов, супы, детское питание в порошке, кофе и др., в Индии – воду, соки, растительное масло [18]. Несмотря на многообразие упаковочных материалов, необходимым критерием выбора упаковки все же остаются национальные особенности, а также наличие природных ресурсов, т.е. сырья для изготовления упаковки. Например, в Финляндии для крупной фасовки сахара-песка используются четырехслойные крафт-мешки, в которых обычно внутренний слой имеет полиэтиленовое покрытие. Порционная упаковка сахара производится в пакетики из беленой крафт-бумаги с полиэтиленовым покрытием. Для соли вполне пригодна упаковка из сравнительно дешевых материалов – полиэтиленовая пленка и бумага с полиэтиленовым покрытием. Такая упаковка обеспечивает длительное (до 1-2 года) хранение продукта. Из-за небольших потерь такая упаковка экономичнее традиционной (бумажные пачки), при которой потери продукта составляют до 12%. Для остальных гигроскопичных пищевых продуктов такие упаковочные материалы, как бумага (картон), фольга – для хранения в течение 3-6 месяцев, а также полиэтиленовая пленка, целлофан-полиэтилен, лавсан-полиэтилен – для 1-2 лет. Что касается хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий, то срок хранения одних исчисляется днями, других – неделями и месяцами. Одни необходимо предохранять то влаги, другие – от увлажнения; некоторые – от кислорода и света, повышенной температуры и т.д. Рекомендуемые упаковочные материалы для этих товаров приведены в табл. 2. Таблица 2. Упаковочные материалы для хлебобулочных и кондитерских изделий
Кроме перечисленных в таблице материалов в зарубежных странах для упаковки хлебобулочных и кондитерских изделий используют такие материалы, как ламинаты, полиэфир-полиэтилен для упаковки вафель; пленка (саран) – для бисквитов; покровная пленка – майлар; полипропилен или сополимер этилена с пропиленом – для выпечки хлеба в упаковке. Выбор упаковочных материалов для напитков затруднен, т.к. пиво и газированные напитки высокой требуют упаковки высокой прочности, выдерживающей давление 0,6-0,7 мПа. Алкогольные напитки очень чувствительны к восприятию посторонних запахов, контакт с полимерами придает им посторонний привкус, изменяет букет вина; спиртные напитки экстрагируют даже мельчайшие примеси полимеров. Государственные санитарные законодательства ряда стран запрещают использовать поливинилхлорид и сополимеры акрилонитрита в контакте со спиртными напитками из-за опасности перехода в продукт винилхлорида и акрилонитрита. Кроме традиционной стеклянной упаковки, для данных продуктов широко применяются следующие виды упаковки: мягкая полимерная и комбинированная упаковки (пакеты-вкладыши, в металлическую и картонную тару, стоячие пакеты); полужесткая полимерная упаковка (бутылки из различных видов полимеров); полужесткая комбинированная упаковка (прямоугольной или тетраэдрической формы, фигурная упаковка из различных сочетаний полимеров, бумаги, картона, фольги). Не так давно появились и более прочные виды комбинированной упаковки. Это, прежде всего, тетра-кинг и ригелло, разработанные в Швеции. Тетра-кинг – фигурная упаковка полукруглого сечения, имеющая на крышке клапан-задвижку, изготовленная из комбинации пенополистирол-алюминиевая фольга-полистирол. Ригелло – поливинилхлоридная бутылка шарообразной формы, вмонтированная в картонный стакан. Она имеет колпачковую герметизирующую крышечку с кольцом. Стоячий пакет (дой-пак) изготовляют в двух исполнениях – прозрачном и непрозрачном. Для прозрачного применяю ламинаты (полиэфир-полиэтилен, полиамид-полиэтилен и др.), для непрозрачного пакета – полиэфир-алюминиевая фольга-полиэтилен найлен-фольга-полиэтилен, полифир-фольга-пропилен, а также металлические банки для газированных напитков и пива. Для хранения плодов и ягод можно применять поливинилхлоридные пластикаты различные пленочные материалы – для мелкой потребительской упаковки, соразмеряясь с интенсивностью «дыхания» объектов. Для быстрой реализации плодов и овощей через торговую сеть в качестве упаковки используют нетканые сетки из полимерных материалов. Даже при наибольших сроках хранения в ряде случаев используют пленочные материалы с нанесенными на них перфорационными отверстиями. К основным типам пленочных материалов, употребляемых при выпуске свежих фруктов, ягод, овощей в мелкой фасовке, относят: полиэтиленовую и полипропиленовую пленки (яблоки, груши, цитрусовые, бананы, финики, виноград и др.), целлофан, ацетилцеллюлозу (вишня, слива, крыжовник и др.). Мясные продукты весьма разнообразны по устойчивости в процессе хранения. Свежее или кулинарно обработанное мясо – один из самых скоропортящихся пищевых продуктов, копченые колбасы и сало – одни из самых устойчивых в хранении. От сроков хранения зависит подход к выбору оптимального материала. Среди способов упаковки мясных продуктов важное значение имеет образование покрытий непосредственно на пищевых изделиях. По своей сущности эта система защиты пищевого продукта аналогична применению усадочных пленок – образующееся покрытие в качестве «второй кожи» (крайовак) облегает поверхность продукта, повторяя его форму. Основные типы упаковочных материалов, применяемых для мясных продуктов, представлены в табл. 5. Таблица 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|