Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упаковочные материалы для молочных продуктов




Продукт Рекомендуемый упаковочный материал Примечание
Молок, сливки, кефир Полиэтиленовая пленка, пигментированная сажей и диоксидом титана, бумага (картон)-полиэтилен, полиэтилен-бумага (картон)-полиэтилен, бутылки из жесткого ПВХ, ПЭТФ, поликарбоната; полиэтилен-бумага-фольга-полиэтилен  
Йогурт, сметана Банки из жесткого ПВХ, ударопрочного полистирола, полиэтиленовые пленки Для длительного хранения при асептическом розливе
Творог Бумага-ВХВД, полиэтиленовая пленка  
Плавленый сыр Фольга с полимерным покрытием, банки из жесткого ПВХ  
Сыры твердые Саран, плиофильм, целлофан-полиэтилен Упаковка крайовак, усадочная
Мороженое Бумага-полиэтилен, бумага-ВХВД, фольга с полимерным покрытием, картонные стаканчики с полимерным покрытием  

Вся полимерная и комбинированная упаковка молока может быть подразделена на: мягкую полимерную упаковку (полиэтиленовые пакеты типа фин-пак, берта-пак и др.); полужесткую полимерную упаковку (бутыли из полиэтилена, полинилхлорида, полиэтилентерефталата, поликарбоната) и полужесткую упаковку из комбинированных материалов (тетраэдрическая, прямоугольная, фигурная из различных сочетаний бумаги или картона с полимерными покрытиями тетра-пак, тетра-брик, тетра-рекс, пьюр-пак, перга-пак, перга-блок, блок-пак, брик-пак, гипа, цу-пак, селф-пак, и др.). К этой же группе относятся усиленные упаковки, в которые входят алюминиевая фольга. Они предназначаются для фасовки молока длительного хранения (до 1 месяца), розлив которого производят в асептических условиях: тетра-пак, асептик, тетра-брик-асептик, пьюр-пак-асептик.

Рыбные продукты одни из самых скоропортящихся. Их устойчивость в хранении ниже, чем у мясных продуктов, что объясняется присутствием в составе рыбы большого количества легкоокисляющихся жиров и белка, на 70-80% состоящего из не устойчивого к внешнему влиянию миозина. Защитные свойства упаковки усиливаются оптимальными условиями хранения – в основном при пониженных температурах (табл. 7).

Таблица 7

Упаковочные материалы для рыбной продукции

Продукт Рекомендуемый упаковочный материал
Свежая рыба и филе (охлажденная, замороженная) Полиэтиленовая пленка, бумага (картон) с покрытием ВХВД, целлофан-полиэтилен, пленки ВХВД (саран, повиден), сополимеры этилена с винилацетатом
Рыба копченая и балыки Пленки ВХВД, лакированный целлофан (покрытие ВХВД)
Рыбная кулинария Картон-ВХВД, жесткий ПВХ, ПП, лакированная ориентированная полипропиленовая пленка, бумага-ВХВД, лакированный целлофан
Ценные сорта рыбы (порционная упаковка) Полиэтилентерефталат-полиамид, лакированная полипропиленовая пленка

Пищевые продукты и масла легко подвергаются окислительной деструкции с промежуточным образованием перекисных соединений. Пищевые продукты этой группы хранят при пониженной температуре в прозрачной или полупрозрачной упаковке.

Упаковкой для жиров и масел являются жиростойкие пленки и, прежде всего, бумага с жиростойким покрытием из пропилена, фольги; полиэтилентерефталат-полиамида; упаковка из поликарбоната, полипропилена.

Все консервированные продукты можно подразделить по способу консервирования и соответственно выделить:

· Упаковку обезвоженных продуктов;

· Замороженных продуктов;

· Продуктов, консервированных различными способами, без нагревания в упаковке;

· Продуктов, пастеризуемых и стерилизуемых в упакованном виде;

· Упаковку при асептическом консервировании пищевых продуктов.

Обезвоженные пищевые продукты защищают, прежде всего, от обезвоживания. В некоторых случаях при хранении продуктов в условиях низкой относительной влажности и повышенной температуры в сухом теплом помещении он теряет влагу, и его качество снижается. Продукты этой группы: концентраты киселей, сухие напитки, некоторые сгущенные овощи и фрукты. Большая часть пищевых концентратов первых и вторых блюд чувствительна к действию кислорода, а часто и света.

При упаковке пряностей и чая необходимо исключить возможностей потерь продуктов ароматических веществ и приобретения посторонних запахов. С учетом этих требований для обезвоженных продуктов рекомендуются следующие виды упаковочных продуктов (табл. 8).

Таблица 8

Упаковочные материалы для пищевых продуктов,

консервируемых обезвоживанием

Пищевой продукт Упаковка
Срок хранения 3-4 месяца Срок хранения 9-12 месяцев
     
Сушеные овощи Крафт-бумага с полиэтиленовым покрытием, целлофан-полиэтилен Многослойная крафт-бумага с полиэтиленовым покрытием, лавсан-полиэтилен
Сухие кисели и напитки Бумага с полиэтиленовым покрытием, целлофан-полиэтилен Бумага-ВХВД, бумага-фольга-полиэтилен, лавсан-полиэтилен
Пищевые концентраты обеденных блюд, содержащих до 15% жира Бумага-полиэтилен, целлофан-полиэтилен, бумага-ВХВД Бумага-фольга-полиэтилен, целлофан (или лавсан)-фольга-полиэтилен, лавсан-полиэтилен, бумага- ВХВД
Пищевые концентраты обеденных блюд, содержащие более 15% жира Бумага-ВХВД, бумага-полипропилен Бумага-фольга-ВХВД, лавсан-фольга-полипропилен, целлофан-фольга-ВХВД
Сухие завтраки с большим содержанием жира Целлофан-ВХВД, бумага-ВХВД, бумага-ПП, лакированный ориентированный ПП Целлофан (или лавсан)-фольга-ВХВД, бумага-фольга-ВХВД, лакированная металлизированная полипропиленовая пленка
Сухие завтраки с малым содержанием жира Целлофан-полиэтилен, лавсан-полиэтилен, лакированная ориентированная полипропиленовая пленка Целлофан-фольга-полиэтилен, лавсан-фольга-полиэтилен
Кофе и кофейные напитки Целлофан (лавсан)-фольга-полиэтилен, бумага-ВХВД Целлофан (лавсан)-фольга-полиэтилен, целлофан (лавсан)- фольга-ВХВД
     
Продукты сублимационной сушки для детского и диетического питания Целлофан (лавсан)-фольга-полиэтилен, целлофан (лавсан)-фольга-ВХВД Целлофан (лавсан)-фольга-полиэтилен, целлофан (лавсан)- фольга-ВХВД
Чай Бумага (картон)-ВХВД Бумага (картон)-фольга-ВХВД
Пряности Лакированный целлофан, лакированная ориентированная полипропиленовая пленка, целлофан-полиэтилен, лавсан-полиэтилен, бумага ВХВД Целлофан (лавсан)-фольга-полиэтилен, целлофан (лавсан)- фольга-ВХВД, бумага-фольга-ВХВД

К быстрозамороженным продуктам, в основном, относят закуски, первые, вторые и третьи обеденные блюда, в том числе плодовоовощные соки.

Современная техника изготовления быстрозамороженных продуктов в большинстве случаев предусматривает замораживание предварительно упакованных продуктов, хотя иногда фасуют и упаковывают уже замороженные пищевые продукты.

Основной упаковкой для замороженных готовых блюд первоначально был парафинированный картон, затем развитие получили различные виды картонной упаковки с полимерными покрытиями, главным образом полиэтиленовым. Можно выделить три группы упаковочных материалов, используемых при производстве быстрозамороженных блюд: полимерные пленочные материалы (одно- и многослойные); бумага и картон с полимерными покрытиями; алюминиевая фольга и материалы на ее основе.

К упаковке продуктов, консервируемых без нагревания в упакованном виде, относят: упаковку пищевых продуктов, консервированных солением, маринованием, квашением, мочением; упаковку пищевых продуктов, консервированных добавкой химических консервантов; упаковку при радиационных методах консервирования пищевых продуктов.

Соления, маринады, квашения упаковывают в крупные полимерные пакеты и мешки, применяют также пакеты или мешки-вкладыши для картонной, фанерной, деревянной, бочковой или ящичной упаковки.

Пищевые продукты с добавкой химических консервантов упаковывают в тонкую поливинхлоридную пленку или алюминиевую фольгу с адизивным термопластичным покрытием. В США применяют банки таф-сил, обладающие высокой прозрачностью, декоративностью и изготовленные из высокопрочных сополимеров акрилонитрита со стиролом.

Для упаковки продуктов радиационного консервирования применяют пленочные полимерные материалы, в структуру которых входят ароматические соединения – полиэтилентерефталат, полиамиды.

Для пищевых продуктов, пастеризуемых и стерилизуемых термическим воздействием в упакованном виде, наиболее экономичной и совершенной считается эластичная упаковка, которая позволяет снизить стоимость консервов, упакованных в нее: до 80% стоимости тех же продуктов в металлических банках (белая жесть). Для изготовления эластичной упаковки применяют трехслойные материалы: полиэфир-фольга-модифицированный полиолефин.

Преимущества эластичной упаковки перед традиционной (жесть, алюминий, стекло) при выпуске консервов следующие: легкость (масса упаковки сокращается в 4-10 раз по сравнению с металлической и в 20 раз по сравнению со стеклянной); экономия складских помещения – 25%; удобство потребления продукта (быстрый разогрев, легкость вскрывания); экономичность; обеспечение более высокого качества продукта.

В Республике Беларусь, к сожалению, эти преимущества во внимание не принимаются, основной упаковкой этих товаров по-прежнему остаются стеклянные и металлические банки.

Для продуктов асептического консервирования упаковочные материалы подвергаются асептической обработке, проводимой различными способами в зависимости от природы, сроков и условий его хранения. Наиболее распространена при асептическом консервировании полужесткая упаковка из комбинированных материалов на основе бумаги или картона. Если упаковка такого рода предназначена для длительного (в течение нескольких месяцев) хранения пищевых продуктов (соков), в ее состав вводят алюминиевую фольгу. В США запантетовал способ асептического консервирования в пакетах из термопластичных полимеров (ПЭ, ПП, сополимеры).

Таким образом, упаковка различных пищевых продуктов зависит от их свойств и влияние на них окружающей среды. В настоящее время большой популярностью пользуются полимерные и комбинированные упаковочные материалы, а также материалы на естественной основе – целлофан, целлюлоза, т.к. они являются самыми экономичными и удобными на данный момент времени, но, к сожалению, не самыми безопасными для окружающей среды (см. Приложение) [3].


Заключение

Если товар начинается с вешалки, то товар – с упаковки. Любой товар от самого маленького до самого большого, от хрупкого до особо прочного нуждается в надежной, привлекательной, удобной и легкой упаковке.

Удачная упаковка – это, прежде всего, улучшение имиджа и презентабельности товара, снижение потерь при транспортировании, увеличение объема продаж.

В системе потребления упаковка не является лишь только способом хранения или же средством, дающим информацию о продукте. Очень часто, особенно в случае широкого потребления, именно упаковка «продает» продукт или, по меньшей мере, способствует возникновению акта покупки, подготовляемого рекламой или стимулированием продаж, которые заранее обеспечивают продукту спрос. Внешний вид товара, даже самого сложного, должен привлекать к нему.

За последние десятилетия динамично развивается отечественная упаковочная отрасль, которая успешно решает вопросы упаковки товаров. В производстве упаковки используются, в основном, картон, бумага, стекло, алюминий, жесть и пластмасса. При переходе к рыночной экономике большее внимание уделяется внешней привлекательности товара и защищенности продукта от подделки. Важную роль здесь играют этикетка, выполняющая информационную, рекламную и эстетическую функции. В отличие от европейского рынка на белорусском и российском в области упаковки достается популярной бумажная этикетка. Поскольку бумага наиболее дешевый материал, с учетом возможностей современной полиграфии и этикеточного оборудования она является наиболее привлекательным и удобным элементом упаковки. Несмотря на многочисленные достоинства пластмассовой тары из полиэтилентерефталата (ПЭТ), стеклянная бутылка в настоящее время и в ближайшей перспективе остается наиболее экологически чистым, экономичным и удобным средством упаковки для пищевой промышленности.

Упаковка напоминает нас самих. Иногда она не оправдывает ожиданий, порой способна обмануть. Она ярка, изобретательна, умна и полна жизни. И без нее сложно представить наше существование. Благодаря ей пищевые продукты могут распространяться так широко и рационально. Она помогает прогнозировать потребление и потому немало способствует развитию многих отраслей промышленности. Миллионы людей заняты деятельностью, которая стала возможна только благодаря существованию упаковки. Поскольку упаковка делается из расчета на предполагаемого покупателя, то и преподносит она нам непривычное и волнующее представление о том, кто мы такие и чего мы хотим.


 

Список использованной литературы

1. Коммерческая логистика: учебник для ВУЗов/Ю.М.Нерум. – М.: ЮНИТИ, 1997.;

2. Товароведение продовольственных товаров: учебное пособие/ Л.С.Микулович, О.А.Брилевский, И.Н.Фурс и др. – Мн.: БГЭУ, 1998;

3. Упаковка для пищевых продуктов: учебное пособие/Л.С.Микулович, Е.К.Шарковский. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 67с.;

4. Основы логистики: Учебное пособие/А.М.Гаджинский. – М.: Маркетинг, 1995г.;

5. Все об упаковке: Эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков/Пер. с англ. И.Шаргородской. – СПб.: Азбука-Терра, 1997 – 288с.;

6. Логистика для предпринимателя: основные понятия и процедуры: учебное пособие/ Л.Б.Миротин, Ы.Е.Ташбаев – М.: ИНФРА-М, 2003 – 252с. – (Серия “Высшее образование”);

7. Сергей Альбертович. Зеленый листок - символ чистоты//Белорусская торговая газета.№15. 2004;

8. Этикетка «ИН-МОЛД»//Тара и упаковка. №6. 2003. С. 13-14;

9. ЗАО «Мосвнешинформ». Тенденции применения полимерных материалов для тароупаковочных изделий//Тара и упаковка. №3. 2003г. С.42-45;

10. Яков Деркач. Современная технологии и оборудование для производства тары и упаковки из полиэтилентерефталата//Тара и упаковка. №3. 2003. С. 12-15;

11. Новые стандарты на стеклянную тару//Тара и упаковка. №1. 2002г. С. 50-51;

12. Михаил Локшин, Марк Сиротский. Гибкая упаковка: рынки и технологии Восточной и Центральной Европы//Тара и упаковка. №6.2003г. С. 68-70;

13. Европейская ассоциация алюминиевой фольги. Алюминиевая фольга и антиконтрафакция: что на упаковке, то и в упаковке//Тара и упаковка. №6.2003. С.84;

14. Алюминиевая фольга для молочных продуктов//Тара и упаковка. №6. 2003. С. 86;

15. Ольга Морозова. Упаковочные картоны//Тара и упаковка. №3. 2003. С. 58-60;

16. Новые мощности – новые возможности//Тара и упаковка. №1. 2004. С. 30-31;

17. В.А.Трунов. Паллетные машины для упаковки поддонов с продукцией стретч-пленкой//Пищевая промышленность. №2. 2003. С.36-39;

18. Новое решение в упаковке – новый успех в бизнесе//Пищевая промышленность. №11. 2003. С.20-21;

19. Стандарты для пищевых продуктов/корректор Н.А.Космачева – М.: Издательство «Приор», 1998г. – 48с.;

20. Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр./А.Дайан, Ф.Букерель, Р.Ланкар и др.; Науч. ред. А.Г.Худокормов. – М.: Экономика, 1993г. – 572с.


Приложение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...