Распределение объема учебной дисциплины на контактную работу с преподавателем и самостоятельную работу обучающихся
Негосударственная автономная
Некоммерческая организация
Высшего образования
«Институт мировых цивилизаций»
СОГЛАСОВАНО
| УТВЕРЖДАЮ
|
Выпускающая кафедра ___________
| Проректор по учебной работе
|
Зав. кафедрой ___________________
(подпись, Ф.И.О.)
| __________________________
|
«_____»______________ 20 г.
| «_____»______________ 20 г.
|
|
|
Кафедра: «Гуманитарные дисциплины и коммуникационные технологии»
Автор: В.В. Дзюбан, доктор исторических наук, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «ГД и КТ».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Философия
Направление: 41.03.01 Зарубежное регионоведение
Профиль: «Европейские исследования»
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Одобрена на заседании кафедры
Протокол №__________
«___»________________2017_ г.
Зав. кафедрой ___________/ В.В.Дзюбан/
Москва 2017
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины Философия являются:
– формированиеу студентов представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира;
– объяснение сути и значения истории философии для становления научно-теоретического мышления;
– ознакомление с основными разделами современного философского знания, философскими проблемами и методами их исследования;
– обучение базовым принципам и приемам философского познания;
– выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;
– введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
Учебная дисциплина Философия относится к Блоку 1, «Дисциплины (модули)» базовой части.
Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые дисциплинами, изучаемыми в средней школе:
1.История Отечества
Знания: гуманистических традиций и ценностей современного общества.
Умения: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию в современном обществе, понимать культурное многообразие мира.
Навыки: осознания своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной общности.
2. Обществознание
Знания: основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
Умения: находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).
Навыки: давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей
Наименования последующих учебных дисциплин:
1. История мировых цивилизация
Знания: методологии науки, основных законов общественного развития, направленности исторического процесса;
Умения: анализировать исторические явления на базе философско-методологической культуры;
Навыки: использования понятий, категорий и методов философии для анализа основных этапов общественно-исторического развития и особенностей культуры
2. Теория государства и права
Знания: основных понятий и категорий социальной философии;
Умения: анализировать и обобщать явления государственно-правовой жизни на основе философских знаний;
Навыки: использования понятийно-категориального аппарата и методов философии для гуманитарной оценки государственно-правовых явлений
3. Политическая этика.
Знания: основных понятий и категорий философской антропологии;
Умения: анализировать нравственные основы поведения людей с общефилософских позиций;
Навыки: философского осмысления нравственных императивов поведения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№
п/п
| Индекс и содержание
компетенции
| Планируемые результаты
|
|
|
|
| ОК-1 – способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
| Знатьосновные проблемы онтологии и гносеологии, социальной философии, философии истории и философской антропологии
|
Уметьиспользовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений
|
Владетьнавыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества
|
| ОПК-1 – способностью применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач
| Знатьосновные философских понятия и категории, всеобщие закономерности природы, общества и мышления, методы философии и условия их применения в профессиональной деятельности
|
Уметьприменять полученные философские знания для решения социальных, гуманитарных, экономических проблем и прикладных профессиональных задач
|
Владетьнавыками решения текущих профессиональных задач на основе философских знаний и умений
|
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ И АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ
4.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет:
3 зачетных единицы (108 академических часов).
Распределение объема учебной дисциплины на контактную работу с преподавателем и самостоятельную работу обучающихся
Вид учебной работы
| Количество часов
|
Всего по учебному плану
| Семестры
|
№1
| №2
| №3
| №4
| №5
| №6
| №7
| №8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контактная работа (всего)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аудиторные занятия (всего):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лекции (Л)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контроль самостоятельно работы (КСР):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экзамен (при наличии):
)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины:
| Часы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зач. ед.:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Текущий контроль успеваемости (количество и вид текущего контроля)
| ТК1, ТК2
(тестирование)
| ТК1, ТК2
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды промежуточной аттестации
(экзамен, зачет, зачет с оценкой)
| Э
| Э
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
№ п/п
| Семестр
| Тема (раздел) учебной дисциплины
| Виды учебной деятельности в часах/ в том числе интерактивной форме
| Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|
Л
| ЛР
| ПЗ
| КСР
| СР
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. История философии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.1. Введение в философию. Философия, ее предмет и место в культуре
Понятие мировоззрения и его структура. Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Проблема «мир-человек» как центральная проблема философии. Основной вопрос философии, специфика егопостановки и решения в различных философских системах. Структура философии. Философия и философские науки. Философия и история философии.
Основные характеристики философского знания. Функции философии. Философия и идеология, философия и политика, философия и мораль. Философия и наука. Философские вопросы в жизни современного человека. Роль философских знаний в деятельности специалиста.
Основные философские понятия и категории
| 2/2
|
|
|
|
| 4/2
|
|
|
| Тема 1.2. Философия древнего мира (Индия, Китай, Античность)
Социально-экономические, политические, общекультурные и духовные предпосылки возникновения древнеиндийской философии. Классификация периодов развития древнеиндийской философии. Ортодоксальные и неортодоксальные учения. Социально-экономические, политические, общекультурные и духовные предпосылки возникновения древнекитайской философии. Пятикнижие - как основа мировоззрения древних китайцев и исток древнекитайской философии. Основные черты древнекитайских мифологических представлений о возникновении мира и человека, и их гармонии. Основные философские школы древнего Китая Социально-экономические, политические, общекультурные и духовные предпосылки возникновения древнегреческой философии. Классификация периодов развития античной философии. Основные школы натурфилософского периода. Классический период развития древнегреческой философии. Специфика философии эллинского периода Специфика Римской философии (II в. до н.э. – VI в. н.э.).
|
|
| 2/2
|
|
| 6/2
|
|
|
| Тема 1.3. Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения
Особенности духовной жизни феодального общества. Формирование средневековой философии. Важнейшие принципы христианской философии Средневековья. Этапы развития средневековой философии.Философская мысль Востока в эпоху средневековья. Характерные черты эпохи Возрождения (XIV-XVII вв). Основные направления философии Возрождения и их характеристика: гуманистическое, неоплатонизм, натурфилософское, политическая философия Никколо Макиавелли, философия социалистов- утопистов, реформация.
|
|
|
|
|
| 5/0
|
|
|
| Тема 1.4. Философия Нового времени. Философия эпохи Просвещения
Философия Нового времени - философия эпохи первых буржуазных революций. Научная революция XVII века. Формирование механистической картины мира. Рост научных знаний и необходимость разработки методов научного познания. Эмпиризм и рационализм, индукция и дедукция как методы научного познания.
Просвещение XVIII в. и специфика его проявления в Англии, во Франции, в Германии, в Америке.
|
|
|
|
|
| 7/0
|
|
|
| Тема 1.5. Немецкая классическая философия
Классическая немецкая философия конца XVIII - начала XIX века. Иммануил Кант, его натурфилософия, учение о познании. Социально-политические воззрения И. Канта. Философские воззрения И. Г. Фихте и В. Й. Ф. Шеллинга. Г. В. Ф. Гегель, его философская концепция. Тождество мышления и бытия как исходный пункт философской системы Гегеля. Логика, философия природы, философия духа. Разработка диалектики. Противоречие между системой и методом. Материализм и теория познания Л.А. Фейербаха. Младогегельянцы. К. Маркс, Ф. Энгельс и марксизм как критики классической немецкой философии
|
|
|
|
|
| 7/0
|
|
|
| Тема 1.6. Основные течения западной философской мысли XIX-XXI вв.
Характерные черты философской мысли XIX-XX вв. на Западе. Условия и предпосылки формирования философии марксизма, ее характерные черты и особенности. Исторические судьбы марксизма.
Возникновение и исторические формы позитивизма. Структурализм.
Неокантианская философия Марбургской и Баденской школ.
Иррационалистическая философия. Философия жизни. Интуитивизм. Идея бессознательного и психоанализ. Персонализм. Философская антропология. Феноменология Э. Гуссерля. Философия экзистенциализма. Неореализм (Д. Мур, Н. Гартман и др.). Критический реализм (Дж. Сантаяна и др.). Философская герменевтика. Франфуртская школа.
Эволюция религиозной философии в XX веке. Философия постмодернизма.
|
|
|
|
|
| 3/0
|
|
|
| Тема 1.7. Отечественная философия
Традиции и особенности русской философии. Периодизация отечественной философии. Становление религиозно-философских воззрений в XI-XIII веках.
Период борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига и становления Московской Руси (XIII – XVII вв.). Философия эпохи петровских реформ.
Философия русского Просвещения. Русская общественно-политическая мысль первой половины ХIХ века. Истоки спора между западниками и славянофилами в философии Петра Ильича Чаадаева.
Философские воззрения русских революционных демократов. Русская буржуазная либеральная мысль и идеи западничества.
«Серебряный век» русской философии.
Русский космизм как уникальный философский феномен Русский марксизм. Развитие отечественной философии в XX веке. Основные особенности развития советской философии. Философия «русского зарубежья»
|
|
|
|
|
| 3/0
| Письменная проверочная работа
|
Раздел 2. Философская онтология и теория познания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.1. Философское учение о бытии и сознании. Философское учение о развитии
Философский смысл проблемы бытия. Основные элементы бытия и их диалектика. Формы бытия.
Категория материи в истории философии. Структура материи. Движение как способ существования материи. Основные формы движения и развития материального мира и их взаимосвязь. Пространство и время как атрибуты материи.
Категория сознания в истории философии. Сознание и душа. Сознание и идеальное. Сознание и человек, происхождение сознания, сущность сознания. Сознание как активное отражение действительности. Психика и сознание. Сознание и язык. Структура сознания. Свойства сознания. Сознательное и бессознательное.
Деятельностная сущность сознания. Функции сознания. Философский смысл проблем моделирования мышления и создания искусственного интеллекта.
Понятие развития, его соотношение с понятиями «движение» и «изменение». Диалектическая и метафизическая концепции развития. Основные этапы развития диалектики.
Принцип всеобщей связи и принцип развития, их сущность и содержание.
Понятие закона. Законы диалектики.. Понятие категории. Методологическая роль категорий диалектики. Проблема систематизации категорий. Диалектика категорий всеобщего, особенного и единичного, сущности и явления, содержания и формы, необходимости и случайности, причины и следствия, действительности и возможности
| 2/2
|
|
|
|
| 7/2
|
|
|
| Тема 2.2. Теория познания. Философия и методология науки
Философия познания (гносеология, эпистемология) как теория всеобщих оснований и закономерностей познавательного процесса. История становления гносеологии как особого раздела системы философского знания. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии (оптимизм, агностицизм, скептицизм, релятивизм, солипсизм). Объект и субъект познания. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь.
Сенсуализм и рационализм. Теория отражения и ее роль в понимании познания. Роль интуиции в познании. Творчество в процессе познания. Истина как аксиологическая характеристика знания. Объективность и субъективность истины. Соотношение абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Соотношение истины и заблуждения в познании. Критерий истины. Практика как источник, основа, цель познания и критерий истины. Соотношение истины, убеждения и веры в познавательной деятельности.
Философия и наука. Специфика научного познания. Научное, ненаучное (вненаучное), паранаучное, квазинаучное, лженаучное познание. Структура и логика научного познания. Основания, идеалы и нормы научного познания. Эмпирический и теоретический этапы научного познания, их различие и взаимосвязь. Основные формы научного познания. Понятие метода научного познания. Классификация методов научного познания. Метод, методика, методология. Общие черты и различие естественнонаучного и социально-гуманитарного научного исследования
|
|
| 2/2
|
|
| 7/2
|
|
Раздел 3. Социальная философия и философия истории
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.1. Социальная философия. Философия истории
Социальная философия как учение о всеобщих основаниях и принципах изучения общества и его истории. Соотношение социальной философии, истории, социологии и других социальных наук. Философские концепции объяснения общества. Общество как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система.
Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация.
Философия истории: предмет, отличие от исторических наук. Источники и субъекты исторического процесса. Динамика и типология исторического развития, периодизация истории. Концептуальные схемы понимания специфики социального детерминизма. Проблемы смысла и назначения истории, социального прогресса и регресса, единства и многообразия истории, роли личности в истории
|
|
|
|
|
| 7/0
|
|
|
| Тема 3.2. Сферы общественной жизни
Понятие основных сфер общественной жизни общества. Экономическая сфера. Формы существования экономической сферы. Политическая сфера общества. Основные функции государства Социальная сфера. Основные элементы социальной структуры общества. Классовый и стратификационный подходы к пониманию социальной сферы общества. Социальная мобильность. Гражданское общество. Духовная сфера. Основные элементы духовной сферы: духовная деятельность, духовные отношения, духовные ценности, духовные потребности, духовное потребление, индивидуальное и общественное сознание. Элементы общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание; общественная идеология и психология. Формы общественного сознания.
|
|
|
|
|
| 3/0
|
|
|
| Тема 4.1. Философское учение о человеке. Личность и общество. Смысл жизни
Человек – главный объект философии. Человек и мир в современной философии. Проблемы антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Научные представления о природе и сущности человека. Природа, общество, человек. Сущность человека как совокупность общественных отношений. Деятельный подход к познанию человека. Человек, свобода, творчество.
Жизнь и смерть человека как философско-социологическая проблема. Религия и философия о смертности и бессмертии человека. Альтернативные представления о жизни и смерти человека в биологии и геронтологии.
Понятие смысла жизни, его основные элементы. Смысложизненные идеалы, интересы, ценностные ориентации, нормы и принципы, убеждения. Деятельностная сущность смысла жизни. Счастье в смысле жизни
| 2/2
|
|
|
|
| 5/2
|
|
|
| Тема 4.2. Проблема свободы и ответственности личности
Индивид, индивидуальность, личность. Личность как продукт общественных отношений и деятельности. Характер и структура личности. Типизация личности. Роль личности в истории. Специфика проявления свободы человека как частицы космоса и элемента общественной жизни. Понимание свободы как познанной и освоенной необходимости. Свобода как гуманистическая ценность. Отрицательная и положительная свобода – «свобода от» и «свобода для». Свобода и необходимость. Фатализм и волюнтаризм. Свобода, принуждение, насилие. Свобода и ответственность личности, ее права и обязанности.
|
|
| 2/2
|
|
| 5/2
| Письменная проверочная работа
|
|
| Тема 4.3. Глобальные проблемы человечества
Понятие «глобальные проблемы современности», его объем и содержание. Глобальные и общечеловеческие проблемы. Современная цивилизация и глобальные проблемы. Идея выживания человечества Типы глобальных проблем.
Характеристика глобальных экологических проблем. Социальные глобальные проблемы: борьба с болезнями и голодом, обеспечение людей безопасными продуктами питания и другими средствами жизни. Пути решения социальных глобальных проблем.
|
|
|
|
|
| 3/0
|
|
ВСЕГО:
| 16/6
|
| 16/6
|
|
| 72/12
| Экзамен
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: