Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние и перспективы электронной торговли типа бизнес-покупатель.

 

С каждым днем в России становится все больше людей, покупающих товары через Интернет. Другие могли бы делать покупки в Интернете, но пока не решились. Есть категория людей, которые виртуальной среде вообще не доверяют и ничего там покупать не собираются. Интернет-магазин представляет собой сайт, на котором выставлены предложения товаров или услуг и предусмотрена возможность заказа товара или платной услуги в режиме on-line, в том числе по электронной почте. А кто является покупателем в Интернет- магазине?

К сожалению, магазины редко проводят анкетирование покупательской аудитории: опросы требуют затрат, и не все магазины могут себе это позволить. Тем не менее, продавцам важно знать, какая публика заходит на сайт магазина и каков доход потенциального покупателя. Большим подспорьем в этом вопросе могут быть данные, собранные аналитическими службами. Большинство Интернет-маркетологов при подготовке данных чаще полагаются на такой инструмент, как рейтинги и счетчики посещений web-страниц. Такая статистика позволяет с высокой степенью точности определить предпочтения Интернет-аудитории. По данным Rambler.ru, в рабочие часы по будним дням часовая аудитория Рунета, то есть число пользователей, посещавших Сеть в течение часа, составляет около 250 тысяч человек, суточная аудитория приближается к полутора миллионам. Основная часть посещений Интернет-магазинов приходится на рабочие дни, а в выходные посещаемость несколько падает. По всей видимости, покупатели пользуются возможностью доступа в Интернет преимущественно на работе. Что касается студентов и школьников, то это весьма динамичная прослойка пользователей. Тот, кто сегодня еще только учится, в недалеком будущем найдет себе хорошую работу, поэтому Интернет-магазины стремятся чем-то привлечь молодежь уже сейчас. Покупки в Интернет-магазинах делают не только частные лица, но и малый бизнес: например, небольшие организации часто покупают конторское оборудование и канцтовары для офиса.

Успех электронной коммерции во многом зависит от того, как поставлена система доставки и расчетов. Оплата товаров и услуг, предложенных в Интернете, через традиционные банковские учреждения, принимающие оплату от граждан наличными, может проходить с задержками. Укрепление инфраструктуры электронной коммерции должно сопровождаться наведением порядка в работе структур, осуществляющих доставку и оплату. Формы оплаты в Интернет- торговле могут быть самыми разными: наличными, наложенным платежом при получении товара по почте, банковским переводом, почтовым переводом, пластиковой картой, электронными деньгами (в этом случае магазин и покупатель должны быть зарегистрированы в одной из существующих систем цифровых платежей).

Существенного роста количества Интернет-магазинов в регионах ожидать пока не стоит. Разумеется, это не касается региональных филиалов крупных магазинов. Есть ниши, которые заняты достаточно крупными компаниями, работающими на рынке Интернет-торговли много лет. Скорее всего, будут созданы специализированные подразделения действующих магазинов, ориентированные на обслуживание заказов, поступающих из регионов. Следует учитывать и покупательскую активность в отдельных городах. Интернет-торговля в Нижнем Новгороде занимает не такое значительное место, как, например, в Екатеринбурге или Санкт-Петербурге, где достаточно много Интернет-магазинов. Во многом успех бизнеса B2C связан с развитием телекоммуникаций. В рамках СНГ уже сформировались более или менее активные торговые зоны, охватывающие Белоруссию, Украину, регионы европейской части России, Урал и Дальний Восток.

До недавнего времени наиболее часто покупаемыми в Интернете товарами были программное обеспечение, компьютерные комплектующие, книги, аудиозаписи на CD, видеофильмы на кассетах VHS и DVD. Однако сегодня посетители Интернет-магазинов стали приобретать и более дорогие товары. Заметную активность стали проявлять торговые площадки, представляющие антикварные магазины, художественные галереи, салоны искусства, предлагающие произведения изобразительного искусства, ювелирные изделия, мебель, предметы роскоши. Характеристики таких товаров, как книги, музыкальные записи, вино, бизнес-сувениры и парфюмерия, часто бывают известны покупателю еще до похода на сайт, поскольку часто достаточно знать имя производителя, чтобы принять решение о покупке. А вот деликатесы, предлагаемые крупнейшими Интернет-гастрономами, вдохновляют немногих. Россияне, покупающие продукты питания в Сети, несомненно, ощущают себя героями. Для большинства россиян колбаса из Интернет- магазина все еще является экзотикой. Говорят, что скоро появится такой вид услуг, как виртуальная примерка одежды. Сегодня же приобретение одежды без примерки требует от покупателя определенной смелости. Предположим, вы привыкли носить джинсы Levi’s 501-й модели. Если вы знаете свой размер и точно знаете, что хотите купить именно ту модель, вы можете смело отправляться в виртуальный магазин для обновления гардероба. Даже стилисты и визажисты также начали предлагать свои услуги в Интернете. Уже сегодня вы можете без проблем подобрать программными методами подходящую модель прически в Сети. В моду входят интерактивные творческие сервисы. В Интернете есть магазины, где клиент сам конструирует мебель для комнаты или офиса, сам собирает комбинацию из готовых элементов разных конфигураций, за которую готов платить деньги. В каком-то смысле это развивающий интерактивный сервис, побуждающий к творчеству. Зная реальный размер пространства, куда должна встать мебель, можно самому сконструировать виртуальный интерьер. Даже если такая игра не завершится покупкой, в таком сервисе есть определенная польза: это увлекательная игрушка для взрослых и детей. Особенно активно развивается в Сети торговля бытовой техникой. На сайтах крупных московских магазинов успешно продаются компьютеры, сотовые телефоны, кухонное оборудование и оргтехника. Как правило, эти товары снабжены техническими характеристиками, фотографиями и описанием в стандартной и доступной форме. Оснащенность Интернет-магазинов аппаратными и программными средствами ведения бизнеса неодинакова. Некоторые магазины принимают заказы по электронной почте. Другие вообще сообщают лишь номер телефона и почтовый адрес, куда следует направить заказ.

Из-за недостаточного распространения электронных карт для оплаты покупок в Интернет- магазинах основная масса расчетов происходит наличными деньгами при получении заказа. В этом случае курьер выполняет еще и роль кассира. Наиболее популярные способы оплаты в порядке убывания: оплата наличными при получении заказа (более 75% покупок); более 60% магазинов принимают оплату через банк; меньшинство составляют покупки, оплачиваемые через сетевые системы или с помощью платежных пластиковых карт. Недостаточная популярность пластиковых карточек отчасти объясняется и недоверием, укоренившимся в массовом сознании. Не все уверены в том, что привезут именно тот товар, который оплачивается заранее. Тем не менее, недоверие постепенно уступает место желанию пользоваться благами цивилизации, в том числе электронными платежами.

Успех того или иного Интернет-торгового ресурса определяется не только тем, что именно можно там купить, но и тем, насколько наглядно и полно представлены продаваемые предметы. Преимущества Интернет-витрины заключаются в том, что она всегда доступна, к ней можно в любой момент вернуться и внимательно ознакомиться с потребительскими свойствами и изображением предложенного товара. Разумеется, выбор товаров в Интернете не всегда заканчивается покупкой. Очень часто витрины Интернет-магазинов используются как информационные ресурсы, позволяющие получить подробную характеристику товара, увидеть его фотографию, выбрать лучшую модель, сравнить существующие цены на однотипные товары или услуги, прочесть комментарии, оставляемые другими покупателями. Подача заказа осуществляется в режиме on-line или по электронной почте. Если Интернет-магазин имеет достаточно стабильную посещаемость, у него есть шанс добиться успеха. На каком-то этапе он может даже обойтись без постоянной рекламной поддержки. Как правило, на посещаемость влияет масса факторов: время суток, возможности доступа пользователя в Интернет, праздники, каникулы. Новые явления в жизни российских регионов – веерные отключения электричества – тоже влияют на посещаемость. Некоторые магазины стремятся к тому, чтобы у них на сайте было больше сопровождающей информации, например, онлайновые консультации специалистов по бытовой технике или отзывы читателей на продаваемую книгу или новый CD. Все это создает атмосферу, побуждающую покупателя принять позитивное решение о покупке. Создание положительного имиджа сайта весьма полезно. Были случаи, когда покупатели магазинов, представленных в рейтинге Rambler’s TopShop обращались к руководителям проекта TopShop как к авторитетному жюри с жалобами такого рода: «Вы держите магазин N в своем рейтинговом списке, а меня там плохо обслужили». Негативная информация в виртуальной среде распространяется очень быстро. Тем, кто уже добился в Сети успеха, хочется сохранить свое доброе имя в Рунете. В целом уровень Интернет-торговли выше, чем существующая ныне в России общая культура торговли.

Смысл публикации и постоянного обновления добровольного рейтинга Интернет-магазинов скорее не в том, чтобы сравнивать, какой из магазинов лучше и круче, а в том, что пользователям нужен каталог и рубрикатор. Тут дух конкуренции отступает перед необходимостью знать реальное положение дел в том или ином сегменте е-торговли. Идея рейтингового каталога достаточно проста. Это элементарный рубрикатор, где сайты выстроены в определенном порядке. Пользуясь статистикой покупок или посещений, можно определить степень популярности сайта, время пиковых нагрузок, характер запросов, направляемых посетителями и многое другое. Рубрикация в TopShop’е устроена по иному принципу, нежели у Top100. Это обусловлено прежде всего тем, что у TopShop и Top 100 разные цели. Рейтинг TopShop более мобильный, лучше отображает текущую ситуацию на рынке Интернет-торговли. На сайте наглядно показана динамика поступления заказов, регулярно меняются данные, публикуемые в прайс-листах. Участники рейтинга сумели обзавестись собственной службой доставки. Сегодня в рейтинге Rambler’s TopShop зарегистрировано почти 2 тысячи больших и малых Интернет-магазинов. В этот престижный «клуб достойных» принимаются лишь те, кто полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к участникам рейтинга. Участвуя в рейтинге магазинов, маленькая компания может преподнести свой каталог не менее достойно, чем большая. При создании рейтинга основной задачей была объективность и полнота.[5]

Чуть более полутора года тому назад в Рунете начался новый процесс - процесс освоения пространства электронной коммерции. И если до 1998 - начала 1999 года Интернет был местом энтузиастов и людей увлеченных новыми технологиями и возможностями, то, начиная с середины 1999 и весь 2000 год большинство участников Интернет движения стали в массовом порядке пытаться зарабатывать деньги.

В России стало появляться большое количество разнообразных интернет- проектов. Это как проекты по предоставлению платного контента, проекты электронных торговых площадок, так и интернет-аукционы, разнородные порталы, интернет-магазины и пр.

Одним из самых популярных бизнесов в интернете стало создание интернет-магазина или иначе модель B2C (B2C, business-to-consumer - продажа товаров и услуг частным лицам).

Что было обусловлено стремительными темпами развития подобного рода проектов на западе, в первую очередь, Amazon.com. А также, это связано с тем, что данная модель бизнеса интуитивно наиболее понятна большинству российских предпринимателей. По сути, это реализация схемы обычного торгового предприятия с пременением новейших технологий. Эксплуатируется свойство сети интернет, что в одно и тоже место (на сайт компании) может одновременно прийти неограниченное количество потенциальных покупателей. Так, на сайты магазинов Amazon.com, eToys.com в день приходят несколько миллионов посетителей. Ни один реальный offline магазин не выдержит такого наплыва. Плюс к этому, потенциальная возможность сокращения издержек за аренду помещения, количестве персонала, возможность представления большой номенклатуры изданий (Амазон.com - 28 млн. наименований) и т.п.

Рассмотрим общую схему работы бизнес модели B2C, применяемую большинством предприятий.

Принципиальная схема работы модели B2C. Через сеть Интернет покупатель при помощи броузера заходит на web-сайт интернет-магазина. Web-сайт содержит электронную витрину, на которой представлены каталог товаров (с возможностью поиска) и необходимые интерфейсные элементы для ввода регистрационной информации, формирования заказа, проведения платежей через Интернет, оформления доставки, получения информации о компании-продавце и on- line помощи.

Регистрация покупателя производится либо при оформлении заказа, либо при входе в магазин. После выбора товара от покупателя требуется заполнить форму, в которой указывается, каким образом будет осуществлена оплата и доставка. По окончании формирования заказа и регистрации вся собранная информация о покупателе поступает из электронной витрины в торговую систему интернет-магазина. В торговой системе осуществляется проверка наличия затребованного товара на складе, инициируется запрос к платежной системе. При отсутствии товара на складе направляется запрос поставщику, а покупателю сообщается о времени задержки.

В том случае, если оплата осуществляется при передаче товара покупателю (курьером или наложенным платежом), необходимо подтверждение факта заказа. Чаще всего это происходит посредством электронной почты или по телефону. При возможности оплаты через Интернет, подключается платежная система. Подробное описание всех возможных способов, применимых для электронных платежей в России будет приведено ниже. После сообщения о проведении on-line платежа торговой системой формируется заказ для службы доставки.

В настоящее время в Рунете существует 700-800 магазинов, большинство из которых было создано в последние полтора-два года (на начало 1999 года существовало менее сотни магазинов). Наиболее популярными товарами, представленными в интернет-магазинах, являются книги, видео, CD, DVD, компьютеры и комплектующие, продукты, бытовые товары. (по данным исследований на компьютерный ассортимент приходится более 50% оборота, при том, что доля заключенных сделок по товарам данной группы не превышает 10 % от общего объема, на книги, видео, CD приходится более 70% всех заключаемых сделок и лишь 30% оборота).

Как показывает практика, большинство созданных интернет-магазинов не испытывают ажиотажного наплыва посетителей, и это, несмотря на широко рекламируемые "преимущества" интернет-торговли, а уж покупателей у подобного рода торговых точек и того меньше. На сегодняшний день чуть более десятка интернет магазинов преодолели планку в 1000 посетителей в день (заметим, посетителей, а не покупателей). У одного из самых популярных магазинов Рунета - магазина "Озон" количество посетителей чуть более 4-5 тысяч, а заказов не более двух-трех сотен в день. Несмотря на явное лидерство по количеству посетителей, по словам руководства "Озона" "магазин пока еще не достиг прибыльности". Что тогда говорить об остальных участниках интернет-торговли Рунета. Ведь подавляющую часть интернет-магазинов составляют магазины с посещаемостью 200-300 посетителей в день (от 5-15 заказов). Сегодня, реальной торговли в Рунете нет. Причин, объясняющих данное положение дел, находят множество: это и недостаточное количество пользователей интернет, низкий доход населения, и не развитость платежных систем в России, отсутствие систем доставки и пр. Оправданий плохой работе интернет-проектов находится много.

Но, если объективно рассматривать данное положение дел в секторе B2C, можно отметить, что до последнего времени торговлей как таковой никто заниматься не стремился. Действия большинства игроков в секторе электронной коммерции были направлены не на создание эффективной модели бизнеса, а на раздувание спекулятивных ожиданий на рынке интернет. Копирование опыта западного рынка высоких технологий (который многими российскими специалистами считается "единственно правильным, а поэтому верным") привело к тому, что большинство компаний участвующих в становлении интернет-рынка России видели единственное решение - выпуск акций компаний. А по этому, активно стремились создать Русский NASDAQ, но не успели. Сначала на американском рынке акций технологических компаний произошел весенний спад, а в декабре 2000 пузырь сдулся. И теперь, когда надежды заработать на выпуске акций канули в небытие, перед руководством многих компаний с роковой необходимостью встанет вопрос - или закрывать проект, либо стремиться сделать его, по крайней мере, безубыточным.

В третьем квартале 2000 года затраты интернет- предприятий достигли $2 млрд. При этом прибыли в этом бизнесе оказались значительно меньше. С учетом того, что в этом году ожидается дальнейший спад в области электронной коммерции, многие компании не сумеют найти средств к существованию. В результате превышение затрат над доходами станет основой проблемой, которую придется решать интернет-проектам.

По данным компании Webmergers.com, в течение 2000 года прекратили свое существование 210 интернет-фирм, при этом 60% из них были закрыты в течение четвертого квартала ушедшего года.[15]

Низкий уровень компьютеризации и сравнительно незначительное количество индивидуальных пользователей Интернет не позволяют России повторить динамику развития, характерную для промышленно развитых стран Запада, когда объемы сделок типа В2С увеличивались из года в год в разы. Кроме того, темпы развития этого сектора электронного бизнеса в России в существенной мере зависят от темпов развития экономики в целом. Однако, несмотря на ограничивающие электронную торговлю потребительскими товарами факторы, этот вид бизнеса весьма перспективен и будет особенно быстро развиваться в крупных относительно хорошо компьютеризированных и охваченных сетью Интернет городах России.

По состоянию на середину 2000 года в России было зарегистрировано свыше 500 Интернет-магазинов, из которых реально функционировало лишь 80. Их совокупный доход за 1999 год составил всего 1-1,5 млн. долл. Роль Интернет- торговли для бизнеса, как правило, сводилась к размещению информации о компаниях и их услугах на страницах Рунета (часть сети Интернет, в которой преобладающим языком общения является русский) и документообороту через Интернет.

Одним из главных препятствий широкому распространению электронной коммерции в России, особенно по направлению В2С (потребитель-бизнес), является отсутствие адекватных современных систем безналичного расчета. Начавшееся распространение системы пластиковых карт резко затормозилось после августовского 1998 года финансового кризиса. В настоящее время лишь в крупных Интернет-магазинах можно расплатиться с помощью недебетовых карт. В более мелких - наличными с курьером или через систему CyberPlat (для чего нужен счет в соответствующем банке) наложенным платежом, через Сбербанк, почтовым переводом. Осваиваются и более прогрессивные технологии расчетов в Интернет. Так, некоторые российские банки уже в 1999 году начали осваивать системы электронных платежей, позволяющие приобретать товары в Интернет-магазинах. В основу таких систем закладывается технология "цифровых наличных" или электронных кошельков.

Электронный кошелек представляет собой клиентскую программу, позволяющую переводить и получать деньги, хранить их в Интернет-банке, конвертировать, выводить из системы на обычные банковские счета, проводить ряд других операций. В настоящее время с помощью этой технологии расчетов можно купить такие товары и услуги, как доступ в Интернет или услуги компьютерной телефонии, справки о прогнозе погоды, адреса служб знакомств, пейджинговую связь. Технология цифровых наличных имеет высокую степень конфиденциальности информации и защиты от подделок, фальсификаций и копирования.

Следует отметить, что в России успех развития электронного бизнеса типа В2С будет существенно зависеть от возможности завоевания необходимого уровня доверия населения к компаниям, продающим товар через виртуальный магазин. Косвенным признаком перспективности розничного сектора электронного рынка России, а также приближающейся острой конкуренции в российской части Интернет является оживление инвестиционной активности в этом направлении.

Все чаще стала появляться информация о заинтересованности западных инвесторов в приобретении российских Интернет-компаний и Интернет- магазинов. Еще в конце 1999 года Холдинг Golden Telecom объявил о покупке своей дочерней структурой, компанией "ТелеРосс", двух петербургских Интернет- компаний - "Невалинк" и "Нева Телеком". В начале 2000 года инвестиционная группа "Русские фонды" и компания Orion Capital Advisors приобрели контрольный пакет "Компании Стек", владельца одного из самых популярных сайтов в российской Сети - информационно-поисковой системы Rambler. Кроме того, участники этой сделки не скрывали своих намерений инвестировать в ближайшее время и в другие проекты русскоязычной части Интернета несколько десятков миллионов долларов.

Об обострении конкуренции свидетельствует почти одновременное появление и второго крупного инвестора: о создании совместного предприятия ru-Net Holdings для вложения средств в российский Интернет объявили компания Baring Vostok Capital Partners (дочерняя фирма инвестиционного фонда Baring Private Equity Partners, входящего в ING Group) и российский банк "Объединенная финансовая группа". Кроме двух главных партнеров, в фирме ru-Net Holdings еще около 15 акционеров. Общий капитал холдинга составляет сегодня около 20 млн. долл. Первым проектом ru-Net стало приобретение контрольного пакета крупнейшего отечественного Интернет- магазина "Озон" за 1,8 млн. долл. Еще 1,2 млн. долл. новый владелец должен вложить в магазин до конца 2000 года. В 2001 году компания обещала инвестировать средства еще в 4-6 крупных проектов. Возможно, повышенная заинтересованность иностранных инвесторов в российских компаниях, занимающихся электронной торговлей, подогревается их надеждами в перспективах развития фондового рынка России. Зарубежный, особенно американский, опыт свидетельствует о поразительной динамике компаний электронного бизнеса и Интернет-компаний. Так, по данным на ноябрь 1999 года, отношение рыночной стоимости ряда компаний к их обороту выглядело следующим образом:

электронный бизнес

Amazon.com - 35;

CDNOW - 7,3;

Charles Schwab - 9;

традиционный бизнес

Borders - 0,4;

Musicland - 0,2;

Merill Lynch - 0,8. 

Капитализация Интернет-компании Amazon.com за три года достигла 27 млрд. долларов, что заметно превышает рыночную стоимость инвестиционного банка J.P. Morgan (21 млрд.) и более чем в три раза выше стоимости одной из ведущих авиастроительных компаний мира - Lockheed Martin. Еще контрастнее выглядит отношение капитализации к объему полученной прибыли (коэффициент - Е/Р). Этот показатель для электронных компаний, занятых в потребительском секторе экономики, составил 1038. Для сравнения: для крупнейших федеральных банков США этот коэффициент на уровне 20, для крупнейших региональных банков США - 18. В США очень скоро из-за чрезвычайно высоких темпов роста капитализации компании электронного бизнеса станут недосягаемыми для корпораций реального сектора экономики. Уже сейчас чаще наблюдается обратная ситуация: электронный бизнес приобретает компании реального сектора. Этот факт должны иметь в виду и российские компании, решившие создать современную структуру в области Интернет-технологий и электронного бизнеса.[13]

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...