Основные изучения юности в работах российских и зарубежных авторов
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Психологический портрет современной девушки и юноши Юноши и девушки - представители современной молодежи Основные изучения юности в работах российских и зарубежных авторов
В возрастной психологии юность определяется как стадия развития от начала полового созревания и до наступления взрослости. По отечественной периодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст (14,5 -17-18 лет) относится к шестому периоду. Юноша является промежуточным звеном между ребенком и взрослым. Юность - это завершающий этап созревания в формировании личности. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью положения (ведь уже не ребенок, но еще и не взрослый), с расширением круга лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместе взятое резко увеличивает активность ценностно-ориентационную деятельность в юношеском возрасте. Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм. Ранняя юность характеризуется появлением чувства собственной неповторимости, личной индивидуальности; в отрицательном варианте возникает расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность. Главное новообразование этого возраста - открытие «я», развитие рефлексии, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные сферы жизни. В ответах прослеживается ориентация на будущее. Положительные качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В связи с тенденцией мышления юношей и девушек к абстрагированию у них появляются собственные теории философии, счастья, любви [12, С. 101 - 105].
Последняя - особенно у девушек, которым свойственны любовные переживания, тогда как юноши больше думают о будущем. Для юноши и девушки зрелость и внешность имеют некоторую социальную ценность (в ответах проскальзывает неразделение психологических и непсихологических качеств: прибавить мускулы и т.п.). Внешность для данного возраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них соответствующие чувства и ожидания. Для юношей понятия «величина» и «величие» - почти синонимичны. Со стройным, мускулистым телом в этом возрасте ассоциируются качества вожака: энергичность, решительность. Юношеский возраст - важный этап развития умственных способностей. Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: «Почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Для этого возраста характерна тяга к обобщению, поиску универсальных принципов и законов, стоящих за частными фактами. Ответы на тесты представляют собой некие общие формулы жизни и социального устройства общества [12, С. 89 - 99]. Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к индивидуальному стилю умственной деятельности. В тестах встречаются такие ответы, как желание прибавить к своим психологическим качествам артистизм. Многим детям данного возраста свойственно преувеличение своей уникальности, что также проявляется в ответах. Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается застенчивость и все больше возрастает интерес в своем будущем. Юношеские самоописания более динамичны, более разбросаны, а у девочек более субъективны, больше связанные с чувствами, отсюда наблюдается, в ответах у девочек, меньшее количество качеств, направленных на других, чем у юношей. Ответы девушек больше связанны с любовью. Самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлениях мужчины и женщины. Поэтому девочки хотят прибавить более «материнские чувства»: нежность, ласку, доброту, а мальчики мужество, выносливость, силу. Юноши хотят убрать: нерешительность, застенчивость, скромность. В этом возрасте замечается такое подразделение: одни ставят четкие цели в своем будущем, а другие живут фантазиями.
А характерная черта юношеского возраста - формирование жизненных целей. Юноша также задумывается о пути достижения его целей. И поэтому в ответах мы встречаем желания добавить такие качества как ум, терпеливость, совесть. Внутренний мир только-только сформировался и он еще очень хрупок и человек нередко в этом возрасте переживает нереальность своего Я, одиночества, непонимания. Ранняя юность - период роста социальной активности. Старшеклассник более заинтересован в происходящем вокруг него и старается принять участие. Юность - завершающий этап первичной социализации [16, С. 50 - 52]. Яркий представитель этого направления - американский психолог начала XX в. С. Холл. Главным законом психологии развития он считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовство. Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости и началу цивилизации; а юность, охватывающая период с начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет), эквивалентна эпохе романтизма. Это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Хотя Холл свел воедино большой фактический материал, что способствовало дальнейшей разработке возрастной психологии, его теория сразу же подверглась критике со стороны психологов, указывавших, что внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития [6, С. 46 - 26].
Юношеский возраст, т.е. переход от детства к взрослости, продолжается, по Гезеллу, от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет (от 11 до 16). На основании длительного (12-летнего) изучения 165 подростков Гезелл подробно описывает особенности биологического созревания, интересов и поведения детей каждого возраста. Десять лет, по Гезеллу, это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма; ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 12 лет турбулентность частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно - влияние сверстников. Главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор; подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола. Ведущее свойство 13-летнего - обращение внутрь, подросток становится более интровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе; соматические сдвиги усиливают и без того частые колебания настроений [7, С. 23 - 40]. Таким образом, биогенетический подход перерастает у Гезеллав эклектическое описание разных аспектов развития, объединенных чисто хронологически. Но календарный возраст сам по себе не может быть основой содержательной возрастной периодизации, так как он смазывает индивидуальные различия и социальные условия воспитания. Социогенетическая ориентация в изучении юности связана с влиянием социальной психологии. Такова, в частности, «теория поля» К. Левина, немецкого психолога, который последние годы жизни провел в США. Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой - окружающей ее среды. Однако свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Как ребенок не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти общественные институты не имеют существования отдельного от взаимодействующих с ними и благодаря ним индивидов. Единство и взаимодействие всех личностных и средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим пространством [7, С. 12 - 15; 11, С. 50 - 69].
Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка (юноши) определяется прежде всего маргинальностью (промежуточностью) его положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Эта особенность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в его психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани. Поэтому степень «подросткового поведения» никогда не бывает одинаковой. Достоинство концепции Левина в том, что он рассматривает юность как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Однако эта концепция слишком абстрактна. Ставя жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, К. Левин оставляет в тени его общесоциальные детерминанты, такие, как социальное происхождение, род занятий, общие условия развития. Кроме того, Левин не уточняет возрастных граней периода маргинальности, в частности различий между подростком и юношей, и ее индивидуально-типологических вариаций. Между тем неопределенность возрастного статуса далеко не всегда означает также неопределенность уровня притязаний и ценностных ориентации. Эмпирическая проверка теории К. Левина английским психологом Д. Бамбером показала, что понятие юношеской маргинальности слишком расплывчато и не объясняет конкретных вариаций психики и поведения подростков и юношей [9, С. 46 - 50].
Портрет ранней юности Психологический портрет - направление в фотоискусстве, разновидность портретного жанра в фотографии. Подобный портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.
Периодизация Д.Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды: Раннее детство: младенчество (0-1 год), ранний возраст (1-3 года); Детство: дошкольный возраст (3-7 лет), младший школьный возраст (7 - 11/12 лет) Отрочество: подростковый возраст (11/12 - 15 лет), ранняя юность (от 15 лет) [25, С 10 - 16]. Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства - направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я». Б.Г. Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности. На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты: темперамент, характер, способности; направленность, эмоциональность, волевые качества, умение общаться, самооценка, уровень самоконтроля [2, С. 8 - 15]. Развитие современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, то есть только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человеке индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека - из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения. Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V-IV в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова «желчь», сангвинический - от слова «кровь», флегматический - слизь и меланхолический - черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека способность к групповому взаимодействию [14, С. - 19 - 50]. В данном пункте, опираясь на мысли и мнения авторитетных психологов, я представлю то, что можно назвать «психологическим портретом» юности. Для ранней юности характерна устремлённость в будущее Устремлённость в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость настоящим. При благоприятных условиях развития юноша стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет ещё лучше. И.Ю. Кулагина: «Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность - период стабилизации личности. В это время складывается устойчивых взглядов на мир и своё место в нём - мировоззрение. Центральным новообразованием периода становится самоопределение: профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни» Р.С. Немов: «Осознание перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях» [14, С. 123 - 156]. В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки: после 15 лет самоуважение возрастает, не только компенсируя «потери» подросткового периода, но и превосходя уровень самоуважения младших школьников. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников - она относительно устойчива, высока, адекватна и сравнительно бесконфликтна. Подростки именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Всё это, безусловно связано с формированием «Я-концепции» и необходимостью самоопределения [13, С. 169 - 172]. В выпускном классе ситуация становится более напряжённой. Часть старшеклассников сохраняет «оптимистическую» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания притязания и оценка собственных возможностей. У других самооценка высока и глобальна - охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое. Ещё одна группа детей отличается неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознаётся. Их самооценка низка, конфликтна. Повышается тревожность. Несмотря на различия в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, происходит общая стабилизация личности в этот период. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15 лет. В это же время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своём поведении юноша всё больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретённых знаний и своего жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной. Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. В подростковом возрасте ребёнок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются той основой, на которой в ранней юности строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, или создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания [16, С. 89 - 102]. Юноша, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задаётся мировоззренческими вопросами: «Какой Я?», «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нём?», «Каковы мои возможности?». Он ищет чётких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме. Однако мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций. Ещё один момент, связанный с самоопределением, изменение учебной мотивации: юноши, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу, как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлён в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь.
Философия молодежи
«Они (молодежь) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет ни какого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…» Сократ (470/469-399 гг. до н.э.) Наверное, эти слова Сократа, вынесенные мною в эпиграф этой главы, не утратили своей актуальности да сих пор, как, возможно, не утратят ее никогда. Проблемы молодежи, ее взаимоотношения с окружающим миром и со старшим поколением, внутренние противоречия и взаимосвязи в молодежной «прослойке» волновали и будут волновать не только философов, писателей, поэтов, но и рядовых обывателей. Неразрешимый конфликт «отцов и детей» уже давно отнесен к разряду вечных, а социальный прогресс, поступательное развитие общества многие объясняют именно стремлением нового поколения как-то самовыразиться, «найти себя», оставить свой след в этой жизни. Что есть молодежь? Можно ли дать этому понятию конкретное определение? Наверное, если подойти к нему с точки демографии или социологии, то можно. Но скупая научная дефиниция вряд ли сможет отразить все грани этого понятия. Ведь молодежь - это больше чем просто демографическая «прослойка», категория людей определенного возраста. Это скорее характеристика определенного состояния души. Ведь недаром же говорят «молод душой», «молодые мысли». Можно и в 20 лет быть стариком, в то время как 80-летние старцы будут считаться молодыми. Таким образом, молодой возраст - понятие растяжимое. Это не состояние организма, обусловленное физиологическим статусом его клеток, то есть форма, а его внутреннее содержание. В данном случае именно содержание доминирует над формой. Так что же характеризует молодежь, если не возраст? Возможно, мысли, стремления, искания, желания, взгляд в будущее? Да, но, наверное, лишь на определенном этапе. Правильнее будет сказать, на более позднем этапе, на завершающих стадиях «молодого возраста». Ведь никакое иное слово так не характеризует подростков, как слово «беспечность» [14, С. 145 - 150]. Но приходит время, приходит определенный жизненный опыт. И молодой человек, если только он, конечно, развивается нормально и соответствующим образом воспитан, начинает задумываться о будущем. Он пытается каким-то образом определить свое место в жизни, прислушивается к своим желаниям, наклонностям, выбирает занятие себе по душе. Конечно, вкусы и понятия о жизни у всех разные, они обусловлены во многом воспитанием родителей, учителей, собственными мыслями: для кого-то предел мечтаний и жизненный идеал - устроиться на таможню, кто-то хочет выучиться и получить степень доктора наук, а есть те, кто поставил перед собой цель эмигрировать из этого государства и т.д. Но в любом случае - молодежь полна планов, стремлений, ее взгляд устремлен в будущее. Подобная характеристика молодого поколения нередко используется теми, кто хочет направить всю ее энергию в нужное себе или, возможно, для государства, русло. Ярким примером такого использования служат знаменитые «комсомольские стройки» в СССР. Сколько важнейших, грандиознейших объектов возведены таким способом - не перечесть. Это и Магнитогорский металлургический комбинат, и Днепрогэс, и Комсомольск-на-Амуре и т.д. Именно молодежь поднимала целину и осваивала заполярные области. Все это служит показателем того, что при разумном использовании-при соответствующей политической и идеологической подготовке-неуемную энергию молодого поколения можно направить в полезное, созидательное русло. А то, что сейчас в большинстве случаев, к сожалению, она направлена в прямо противоположную сторону - ни для кого не секрет [13, С. 12 - 21]. Многочисленные молодежные неформальные антисоциальные группировки тому подтверждение. Распад пионерской и комсомольской организаций, при всех их недостатках, привел к тому, что энергия молодежи не находит правильного выхода. Она обращается не туда, куда бы следовало. Небывало распространившиеся наркотики и СПИД в данном случае - лишь средство для ухода от реальности и следствие желания куда-либо деть себя в идеологическом вакууме. Общеизвестно, что молодежь, особенно студенчество, всегда было самой активной в политическом плане массой. Многие знаменитые революционеры и философы-политологи начинали свою деятельность именно в молодом возрасте в студенческие годы. Среди общеизвестных, хрестоматийный примеров можно назвать Владимира Ленина. Многие социалистические (точно так же как и наоборот, антикоммунистические - в странах Восточной Европы в конце 80-х) перевороты совершались именно благодаря студенческим массам. Студенты бросались под советские танки в Будапеште 56-го и Праге 69-го, митинговали на площади Тань-Янь-Мэнь в Пекине, свергли французское правительство в конце 60-х. И если вспомнить российскую президентскую кампанию 1996-го года, то нетрудно понять, почему именно на молодежь был рассчитан основной поток пропаганды. Программа «Голосуй или проиграешь» также была настроена именно на изменение общественного мнения молодежи. Это как раз таки, по-моему, было связано со стремлением пробудить в молодежи те самые позитивные тенденции, которые лучше всего ее характеризуют, то есть стремление порвать с прошлым и направиться в будущее. Таким образом, Геннадий Зюганов, будучи коммунистом, ассоциировался с темным прошлым (чтобы подчеркнуть «темноту» этого прошлого демонстрировалось очень много художественных фильмов о сталинизме, красном терроре времен гражданской войны и других негативных явлениях коммунистического общества, например, «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова). Борис Ельцин уже ассоциировался не со светлым будущим, и даже не с антикоммунизмом, а просто воспринимался как альтернатива тоталитарному прошлому. И как мы видим, молодежь, подчинившись своим внутренним стремлениям, сделала свой выбор. Если вновь вспомнить вечную проблему отцов и детей, то опять же нельзя не отметить, что этот антагонизм является двигателем общества. Мы не похожи на своих отцов, и наши дети не будут похожи на нас. Но вместе с тем, мы - две стороны единого целого, отпрыски рода человеческого. Тут сразу же приходит на ум диалектический закон «единства и борьбы противоположностей». Противоположности могут быть и бывают тождественными, превращаясь друг в друга, причем ум человека не должен брать эти противоположности, за мёртвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую [15, С 123 - 136]. Так же и отцы и дети: они противоположны по сути, у них разные взгляды на жизнь, разные подходы к одним и тем же вещам. Они часто конфликтуют, «борются». Но вместе с этим это - живые люди, и пройдет некоторое время - и дети сами превратятся в отцов. «Вот появятся свои дети - поймешь меня» - нередко говорят нам родители. И тут важен не только и не столько физиологический процесс этого превращения, хотя тут опять же вспоминается диалектический закон перехода количественных изменений в качественные. Тут важно перерождение духовного состояния. Не правда ли, трудно найти более четкую иллюстрацию к первому, важнейшему закону диалектической философии? Таким образом, можно еще раз сказать, что молодость - это состояние души. Молодежь, благодаря своим стремлениям, желаниям, чаяниям, движет мир вперед. И даже вечные конфликты, с философской точки зрения, суть лишь благо, которое только надо понимать и использовать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|