Эмпирическое исследование типов темперамента у юношей и девушек
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения. А. Белова Методика А. Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента [22, С 36 - 49]. Тип темперамента у юношей флегматик - 6 человек (40%), холерик - 5 человек (33,3%), сангвиник - 3 человека (20%), меланхолик - 1 человек (6,7%); у девушек меланхолик - 8 человек (53,3%), сангвиник - 4 человека (26,7%), флегматик - 2 человека (13,3%), холерик - 1 человек (6,7%),
Рисунок 2 - Диаграмма анализа преобладания типов темперамента у юношей и девушек Таблица 2 - Анализ преобладания типа темперамента у юношей и девушек
После проведенного анализа можно сказать о том, что у юношей преобладает флегматичный тип темперамента. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. У девушек проявляется меланхоличный тип темперамента, этим людям свойственно малые разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувств. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко. Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей. Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. Данные результаты могут быть связаны с возрастными и физиологическими особенностями молодежи. Для юношеского возраста характерен целый ряд проблем. Среди них особое место занимают кризис интимности, чувство одиночества и боязнь одиночества. Характер любовных чувств и привязанностей личности зависит от ее общих коммуникативных качеств. Коммуникативные трудности, возникающие в юности, связаны не только с нестабильным образом «Я», но и с половозрастными и индивидуально-психологическими различиями. Определенные проблемы возникают также в связи с психосексуальными особенностями юношей и девушек. Решение этих проблем возможно при наличии таких характеристик в образе «Я», как самопринятие, положительное самоотношение, положительная Я-концепция, любовь к себе и т.д. Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности. Своевременно заметив их, можно не только помочь юноше (девушке) справиться с этими трудностями, но и выработать собственный стиль отношений, соответствующий его (ее) психологической индивидуальности (психологическому портрету личности) [10].
Таким образом, психологический портрет содержит преобладающие способности и черты характера, которые могут помочь узнать, какие аспекты индивидуальности необходимо развивать, реализовывать, совершенствовать, а от каких лучше избавиться. Это, несомненно, может помочь юноше (девушке) в общении с разными людьми, в нахождении подходов к разным людям. Юношеский образ характеризуется развитием умственных способностей, развитием эмоциональной и чувственной сферы. В этом возрасте происходит переориентация в отношениях со сверстниками, родителями и учителями. Время, проводимое со сверстниками, увеличивается, создаются группы, основанные на общих интересах, возникает крепкая и дружба между однополыми ребятами и возрастает интерес к противоположному полу. Меняется критерий в подходе к межличностным отношениям, которые опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием. Отношения со взрослыми становятся более ровными, менее конфликтными, чем в подростковом возрасте. Они тесно связаны с проблемами социального самоопределения. Частью социального самоопределения личности, является выбор жизненного пути, профессиональная ориентация. Учитывая противоречия современного общества, которые в полной мере испытывает на себе молодежь, можно сказать, что данная возрастная категория еще не получила достаточного изучения именно в данный, характеризующийся глобальными изменениями период развития общества.
Заключение юность молодежь характер акцентуация Один из характерных моментов развития современной молодежи состоит в крайней неравномерности, не одновременности, которые проявляются как на межиндивидуальном уровне, так и на внутрииндивидуальном (разные системы организмов созревают в разные сроки; не совпадает время наступления физиологической, интеллектуальной и социальной зрелости) уровне. Такого рода ситуация оказывает влияние на его поведение и психику, нередко играя патогенную роль в возникновении эмоциональных нарушений и трудностей развития. Таким образом, происходит не столько формирование отдельных психических функций, сколько кардинальные изменения в самой структуре и содержании личности старшего школьника. Думаю, что через представление психологических особенностей юности, ее принципов, философии мне удалось сформировать портреты современного юноши и девушки. Конечно, можно говорить о том, что на юношей и девушек оказывают влияние атрибуты современного общества (Интернет, стирание разницы между полами, большие возможности и т.д.), но самое большое влияние оказывает само время - время большого выбора, как для мира, для страны, так и для каждого из нас. Таким образом, юность является периодом завершения физического созревания и формирования первичной социализации личности. В юности расширяются временные представления, включая будущее, личные и социальные перспективы. Мировоззренческий поиск в юношеском возрасте обусловливает социальную ориентацию личности, способствует осознанию себя частицей, элементом социальной общности, выбору своего будущего социального положения и способов его достижения. Становление социальной зрелости предполагает формирование полоролевых отношений, как основы взаимодействия между мужчиной и женщиной в общественных и семейных отношениях. Эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и являются ее неотъемлемой частью. Главным фактором становления личности юношей и девушек является чувство взрослости, как центральное новообразование подростничества, на основе, которого осуществляется развитие самосознания, выражающееся в критичности мышления, склонности к рефлексии, формированию самоанализа. Физиологически обусловленная повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность и осуществление контроля над этими состояниями приводит к заметному развитию волевых качеств.
Исходя из полученных данных и проанализированной теории, поставленной гипотезы исследования можно утверждать о том, что у юношей и у девушек присутствует целостный психологический портрет, который в зависимости от внутренних и внешних факторов может меняться. Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека - из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.
Список источников
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга 2002. - 423 с. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с. . Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анцыферова. - М.: Мысль, 2001. - 426 с. . Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды / В.М. Бехтерев. - М.: Воронеж, 2000. - 416 с. . Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна / Вступит. статья Д.И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. . Гаврилова Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков. / Т.П. Гаврилова // Психологическая наука и образование. - 2000. - №1. - С. 19-52. . Кон. И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Наука, 2002. - 189 с . Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох / С.В. Кривцова. - М.: Генезис., 2005. - 156 с. 9. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды <http://forum.myword.ru/index.php?app=downloads&showfile=1367> / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д.А. Деонтьева, Е.Ю. Патяевой]. - М.: Смысл, 2001. - 453 с. . Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. - 544 с. . Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2005. - 352 с. . Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 2007. - 416 с. . Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. - Л.: ЛГУ, 2003. - 526 с. 14. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для высш. учеб. заведений: в 3-х кн Кн. 1 / Р.С. Немов. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 2000. - 576 с. . Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 2000. - 369 с. 16. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А.В. Петровский А.В. - М.: Наука 2008. - 521 с. . Прихожан А.М. Проблемы подросткового кризиса. /А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2007. - №1. - С 26 - 54. . Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина / В 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Т.1. - 312 с. 19. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина / В 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Т.2. - 248 с. . Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 2001. - 169 с. 21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер. - 2000. - 712 с. . Сердюк, С.Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: Учебно-диагностическое пособие для слушателей очного и заочного отделений ВИ МВД России / С.Ф. Сердюк, И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина. - Воронеж: ВИ МВД России, 2000. - 116 с. 23. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов - М.: изд-во Института психологии, 2002. - 490 с. . Хазанов В.Е. Социально-психологический портрет современного студента / В.Е. Хазанов. - М.: Просвещение, 2003. - 305 с. 25. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. - 416 с. . Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 2003. - 269 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|