Состояние сферы бытовых услуг и ремесленничества в Российской Федерации на момент разработки концепции (итоги 1999 года)
Россия вступила в 2000 год в условиях ожидания оживления экономики, преодолев наиболее острые последствия финансового и экономического кризиса 1998 года. Этому способствовали усилия всех субъектов Российской Федерации, Правительства по стабилизации экономики и финансов в посткризисный период, а также благоприятные для России внешние условия, сложившиеся в 1999 году. Итоги развития экономики России в 1999 году свидетельствуют в структурных изменениях хозяйственной ситуации. Безусловно, позитивным результатом является рост промышленного производства в 1999 году, который не только компенсировал спад его в 1998 году, но и обеспечил превышение по физическому объему выпуска уровень относительно благоприятного 1997 года почти на 2,5%. По ВВП достигнутый рост (3,2%), на полностью компенсировал его снижение в 1998 году. Причиной стало сокращение физического объема оказываемых и потребляемых услуг. Это говорит о том, что методологическое обеспечение баланса денежных доходов и расходов населения требует дополнительного анализа и возможно изменения. Некоторые успехи в производстве сопровождаются качественными изменениями в финансах предприятий: значительно сократилось количество убыточных предприятий, несколько возросла прибыль, увеличились оборотные активы в денежной форме. Можно отметить некоторый прирост вложений в основные средства, а также иностранные инвестиции в российскую экономику. Улучшилась динамика поступлений доходов в бюджет. Вместе с тем, тенденции общего оживления ситуации в экономике сами по себе еще не могут быть признаны устойчивыми. Особенно это касается кризисного состояния сельского хозяйства. Кроме того реальные доходы населения в 1999 году, в целом составили только 70,5% к уровню 1997 года, что помимо влияния на социальную ситуацию, сдерживает экономический рост развития сферы платных услуг и особенно сферы бытового обслуживания населения. Продолжается также рост дифференциации населения по доходам.
Деятельность в сфере платного обслуживания происходила в соответствии с общей ситуацией в экономике России. Общий объем бытовых услуг, полученных населением в 1999 году (с учетом неформальной экономики) составил 71844 млн рублей, это составляет 133,2% к соответствующему периоду прошлого года, индекс физического объема к соответствующему периоду прошлого года составил 102,6%. В тоже время в 47 субъектах Российской Федерации произошло снижение объемов бытовых услуг в сопоставимых ценах. Особенно неблагополучное положение с получением населением бытовых услуг складывалось в автономных округах, большинстве Северных и сибирских территориях. Вывод: В сфере бытового обслуживания населения – одной из важных по своей социальной значимости, в целом по России наметились положительные тенденции, вместе с тем в большей части субъектов Российской Федерации продолжилось падение бытовых услуг, и как следствие снизились поступления в бюджет органов власти различных уровней. За последнее время существенные изменения произошли в структуре потребляемых услуг. Более чем в 3 раза поднялся удельный вес услуг по ремонту и строительству жилья, в 1,3 раза – транспортно-экспедиторских услуг, в 2,2 раза услуги по ремонту и строительству жилья. Фактически сохранили и даже несколько улучшился удельный вес в общем объеме бытовых услуг по сравнению с 1990 годом услуг по ремонту и индивидуальному пошиву одежды, в тоже время в 12 раз снизился удельный вес услуг по прокату, в 3,4 раза – химической чистке и крашению, более чем в 3 раза упал удельный вес услуг по ремонту и индивидуальному пошиву обуви, изготовлению и ремонту мебели, прачечных, в 1,8 раза – парикмахерских.
Изменения в структуре спроса на услуги, удержание составляющих себестоимости их производства и другие факторы оказались на росте цен. Устойчиво растут спрос и цены на ремонтные виды услуг (одежда, обувь). Более плавно растут цены на ремонт телевизоров. Что касается ремесленников, то после распада системы местной промышленности эта сфера занятости в основном выпала из поля зрения государственных органов, особенно на федеральном уровне. Только некоторые предприятия художественных промыслов смогли объединиться в ассоциацию, а народные промыслы – разобщены и нуждаются в профессиональном организационном начале. В 1999 году в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества России окончательно сложились многоукладные экономические отношения. Оформились 3 основные группы хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм: 1. Индивидуалы (мастера, ремесленники). 2. Малые предприятия с численностью до 30 человек. 3. Элитные предприятия (Дома моделей, Торгово-сервисные центры, салоны и т.п.), характеризующиеся высоким уровнем оснащенности, квалифицированными кадрами, современным высокопроизводительным оборудованием. В ряде субъектов Российской Федерации администрации стали уделять пристальное внимание вопросам бытового обслуживания населения. Созданы государственные и муниципальные структуры, координирующие деятельность предприятий в этой сфере экономики. Появились профессиональные объединения (ассоциации, союзы, ремесленные палаты и другие), ставшие основой решения специфических вопросов и опорой в защите интересов своих участников. Принят ряд местных законов, касающихся сферы бытового обслуживания, ремесленничества. Такие действия положительно сказались на стабилизации сферы бытовых услуг и ремесленничества. Вместе с тем на федеральном уровне, в структуре Правительства РФ, нет органа способного координировать развитие и через систему предприятий и ремесленников решать социальные проблемы в обществе, касающиеся удовлетворения потребностей населения в услугах. На уровне субъектов Российской Федерации, предприятий накапливаются нерешенные вопросы по нормативной базе, обмена опытом работы, сертификации, технологическим, конструктивным и другим специфическим проблемам (налоговая и кредитная политики, статистика и методология учета услуг).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|