Направление развития бытового обслуживания населения и ремесленничества в Российской Федерации на период 2000 – 2005 года
Период - 1996 – 1999 годы определялся поиском путей стабилизации деятельности предприятий, организаций, ремесленников в условиях рыночной экономики. Посту установления многоукладных экономических в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества основными проблемами дальнейшего движения вперед стали следующие: 1. Самоустранение Федеральных органов власти от координации развития бытового обслуживания населения и неадекватная Государственная политика в сфере малого предпринимательства. 2. Отсутствие полной правовой базы стимулирующей деятельность предприятий, организаций в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества. 3. Создание рыночных структур профессиональных объединений как на различных уровнях административных единиц, так и в целом в Российской Федерации, способных стать основой профессионального единства, центром технологической культуры и качества работ, услуг. 4. Взаимодействие профессиональных объединений с органами власти, с учётом защиты их интересов и поддержки. 5. Пути создания благоприятных условий хозяйствования в рамках рыночной экономики: - реальная и экономически целесообразная инвестиционная и налоговая политика; - щадящий режим по оплате коммунальных услуг, арендной плате и другим составляющим себестоимости услуг; - упрощенная регистрация новых предприятий и ремесленников с учетом профессиональных способностей; - оказание им экономической и финансовой помощи со стороны органов власти всех уровней - создание координационного органа на Федеральном уровне по вопросам нормативов, в том числе технологических, обеспечение современным технологическим оборудованием.
6. Отсталая кадровая политика, некомпетентность и непрофессионализм руководителей крупных и малых предприятий, ввиду их частой сменяемости и полная их незащищенность.
Создание правовой базы стимулирующей деятельность предприятий и организаций в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества
Имеющиеся законодательные акты и Постановления в области бытовых услуг и ремесленничества не образуют целостной системы, что существенно снижает эффективность деятельности предприятий и развитие их предпринимательской активности. Главной задачей на ближайшую перспективу является окончательное принятие Закона Российской Федерации «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации». Именно в нем заложены правовые основы, определяющие развитие бытового обслуживания населения и ремесленничества, вопросы регулирования и поддержки хозяйственных субъектов. Названный Федеральный Закон определяет правовое поле системы Ремесленных палат в стране. Практика некоторых субъектов Российской Федерации, принявших подобные местные Законы, создание территориальных Ремесленных палат и Ремесленной палаты России дает возможность до принятия Федерального Закона «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации» продолжить начатую работу имеющейся правовой базы. При этом имеется в виду разработка регистра (закона о ремесленной палате и ремесленничества в России) Закона «О бух учете, отчетности и налогообложении малых и средних предприятий». Кроме того, принимаемые федеральные и местные законодательные акты по налогообложению (налог с продаж, налог на вмененный доход и другие) должны стимулировать стремление предприятий бытового обслуживания населения и ремесленников, к развитию производства, быть привлекательной сферой для инвесторов.
Создание рыночных структур профессиональных объединений в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества
За последние годы как в стране в целом, так и в субъектах Российской Федерации велись упорные поиски оптимальных рыночных структур в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества. Практика показала, что жизнеспособными оказались смешанные структуры или профессиональные объединения, наделенные органами власти рядом функций, существенных для жизнедеятельности отдельных предприятий и ремесленников. Предстоящий период должен стать периодом неуклонного подъема в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества, впитавшим в себя идеи создания устойчивого среднего класса, класса собственников на базе малого предпринимательства. Главным структурным звеном в этом случае должны стать некоммерческие партнерства – территориальные ремесленные палаты, объединенные ремесленной палатой России. Ремесленные палаты должны выполнять функции: центров по координации деятельности предприятий службы быта и ремесленников, подготовке и переподготовке кадров, сертификации, разработке и внедрению нормативных документов, обеспечивающих профессионализм и качество выполняемых работ, решение технических и технологических проблем, юридической защите и некоторые другие. Ремесленные палаты могут объединять, как отдельных ремесленников, так и их объединения по отраслевому принципу – гильдии.
Профессиональные объединения и органы власти
В настоящее время бытовое обслуживание населения и ремесленничество остаются одним из секторов экономики, государственное регулирование которого требует особого внимания. Государственное регулирование осуществляется властными органами через профессиональные объединения Ремесленной палаты, пользуясь поддержкой и выполняя ряд важных узаконенных функций координирует деятельность предприятий службы быта и ремесленников, в том числе вносят предложения по их финансовой поддержке, представлении льгот, лоббировании интересов во властных структурах. В тоже время, органы власти используют возможности Ремесленных палат для создания комплексных или целевых программ развития сферы бытовых услуг и ремесленничества, формирования госзаказа для предприятий этой сферы, решают другие задачи, связанные с социальным развитием региона.
Согласно Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» ремесленные палаты могут заниматься сертификацией. В Законе записано, что допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений (союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления. Для тесного взаимодействия в органы Управления ремесленных палат могут включаться представители властных структур. Органы власти субъектов Российской Федерации принимают специальные законодательные акты, создающие благоприятные условия для производства и занятия предпринимательством в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества (снижение платы за аренду помещений, коммунальные услуги, щадящий режим налогообложения) тем самым решается ряд важных социальных задач: создаются дополнительные рабочие места, снимая проблему с занятостью населения, сдерживая рост цен на товары, услуги и другие.
Инвестиционная политика В разработанных сценарных условиях функционирования экономики страны в 2001 году и на период до 2003 года и рассмотренных на заседании Правительства Российской Федерации, к сожалению не предусмотрено конкретных мероприятий по существенному изменению кредитной политики государства в отношении малого бизнеса и среднего бизнеса,, в т.ч. предприятий бытового обслуживания населения и ремесленников. Основной целью кредитной политики, на период до 2003 года, по предложениям работников, является создание нормативной и институциональной базы для обеспечения нефинансового сектора экономики ресурсами по ставкам привлечения, сопоставимым с рентабельностью производственной деятельности. В этой связи – главной задачей государственной инвестиционной политики в сфере бытовых услуг и ремесленничества является формирование благоприятных условий для роста инвестиционной активности и заинтересованности банков, предпринимателей в развитии сферы бытового обслуживания и ремесленничества в субъектах Российской Федерации на местах.
Причем инвестиционная активность должна стимулироваться действиями органов власти всех уровней, созданием экономической привлекательности занятия бытовым обслуживанием населения и ремесленничеством, создания зоны благоприятствования (виды и ставки налогообложения; коммунальные платежи; арендная плата и т.п.) в целях обеспечения доступных цен на оказываемые услуги и производимый ремесленниками товар, изделия. Инвестиционная деятельность может осуществляться также за счет собственных финансовых ресурсов предприятий, заемных и привлеченных средств, бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, иностранных инвестиций целевого характера. В целях поддержки районов со слаборазвитой материально-технической базой службы быта необходимо предусмотреть отчисления от сумм реализации услуг и продукции в фонд развития бытового обслуживания населения и ремесленничества при ремесленных палатах и фондах поддержки малого предпринимательства, расположенных в территориях.
Налоговая политика В целях сбалансирования государственного бюджета и необходимости расширения финансовой базы предусматривается совершенствование налоговых реформ, направлениями которых являются: - Снижение налогового бремени, в том числе на оплату труда и его оптимальное перераспределение между различными категориями налогоплательщиков; - Упрощение налоговой системы; - Расширение налоговой базы за счет упорядочения системы налоговых льгот; - Повышение эффективности налогового администрирования. В целях выполнения поставленных задач с 2001 года предусматривается введение в действие специальной части налогового кодекса, в которой будут решены основные проблемы в налогообложении прибыли, поэтапно отменены оборотные налоги, пересмотрено налогообложение в сырьевых отраслях, сокращено число налогов за счет отмены малозначимых налогов и объединения налогов со сходной базой и пр. Как видно, Правительство не имеет конкретных мер, направленных на ослабление налогового пресса на предприятия малого и среднего бизнеса и, особенно в сфере бытового обслуживания и ремесленничества. Должна существенно реформироваться налоговая система в малом и среднем бизнесе, в сфере бытового обслуживания населения.
Подготовка кадров
Система подготовки кадров для сферы бытового обслуживания и ремесленничества должна осуществляться ремесленными палатами всех уровней. Внимание ремесленных палат субъектов Российской Федерации должно быть сосредоточено на подготовке рабочих отраслевых профессий и ремесленников как через специальные группы, созданные в профтехучилищах, так и непосредственно на рабочих местах (подмастерья). На Федеральном уровне необходимо определить базовые предприятия для подготовки специалистов-технологов, менеджеров по заявкам с мест. Для этого в Ремесленной палате России должен быть создан Учебный центр.
Сертификация Основными рыночными рычагами регулирования деятельности предприятий бытового обслуживания населения являются механизмы лицензирования и сертификации. Учитывая, что государственные законодательные акты мало охватывают отраслевые виды бытовых услуг лицензированием, надо больше внимания уделять вопросам сертификации. Необходимо иметь такой механизм сертификации, который в соответствии с Законом о сертификации обеспечит доступное и понятное для всех предприятий и ремесленников проведения проверочных работ по подтверждению соответствия услуг (работ) установленным требованиям нормативных документов (ГОСТов, Правил, нормативов и т.п.), безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителей. На данный момент только 4 вида бытовых услуг подлежат сертификации (техническое разрешение): техобслуживание и ремонт автомототранспортных средств, химическая чистка и крашение, услуги парикмахерских, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов. Главным направление в проведении сертификации должна стать организационная работа созданных Госстандартом России Центральных органов (ЦОСов) и практическая работа сети органов сертификации (ОС).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|