Сатанизм в поп-культуре становится нормой?
Один знакомый обратил мое внимание на клип певицы Kesha к песне Die young, появившийся в конце 2012 года: он был шокирован открыто звучавшем там сатанинским посланием и хотел понять, можно ли найти этому какое-то объяснение. Вначале я подумал, что это бессмысленно: я имею сомнительное удовольствие понимать тексты западных «хитов» и мне не один раз приходилось слушать вещи, которые не щадили ничего святого. Но задумавшись над вопросом моего знакомого, я понял, что он заметил одно очень опасное явление. Дело не просто в явно сатанинском содержании клипа Kesha, а в том, что оно предназначено для широких масс. Мы привыкли, что тема сатанизма ограничивается закрытыми кругами. Нас не удивляет, когда сатанист — это бородач с пентаграммой на шее, одетый в черную кожаную куртку с заклепками. Но этой оптимистичной картине пришел конец: сатанизм превращается на наших глазах в продукт, предназначенный для совершенного иного потребителя. Не преувеличение ли это? Начнем с начала. В 1985 году вокалистка Сандра выпустила свой знаменитый хит «Мария Магдалина». Это был отнюдь не жанр госпел. В своем «произведении» певица с вызовом заявлял, что она не будет такой, как Мария Магдалина. В припеве аккомпанировавшей ей гитарист сообщал, что она — творение ночи. Как можно интерпретировать такую песню? Мне в голову приходит только один вариант: лирический герой — женщина легкого поведения, которая не хочет вернуться на прямой путь, хотя сознает свою греховность. Кажется даже, что словами «обещай мне удовольствие», она обращается к самому сатане. Она выбирает земные утехи и отказывается от спасения души. Мою интерпретацию можно укорить в излишней однозначности, тогда как песня в целом производит, скорее, впечатление, плохо скроенной поэзии, чем пакта с дьяволом. Я думаю, что эта неясность была намеренной: некоторые вещи тогда еще не принято было называть своими именами, чтобы не напугать слушателей.
Сандра - Мария Магдалина Аналогичным примером может служить известный Thriller Майкла Джексона. Клип начинается заставкой с надписью, что «это произведение ни в коей мере не выражает веры в оккультизм». В контексте дальнейшего содержания эта фраза звучит странно: уже в самом начале клипа Джексон превращается в оборотня и убивает невинную девушку, которой он только что признался в любви. Когда выясняется, что это был только фильм, который Майкл смотрел в кинотеатре, вновь начинают происходить страшные вещи: Джексон превращается в зомби и танцует с себе подобными. Под конец, когда и это оказывается лишь чьим-то сном, Майкл появляется снова, уже в другом обличи — не зомби, а человека со змеиными глазами. Какое послание несет в себе этот клип? Противоположное исходному посылу. Он говорит, что наши самые мрачные сны — это отражение правды о демоне. Вот до какой степени бессовестно можно рекламировать сатанизм, делая вид, что речь идет совершенно не о нем. Майкл Джексон - Триллер Тактика дозирования сатанистского содержания строго соблюдалась еще совсем недавно. Когда возведенная в ранг идола миллионов подростков Бритни Спирс обрила себе голову, нарисовала на лбу три шестерки и заявила, что она антихрист, мир облетела новость, что певица попала в психиатрическую клинику. Через некоторое время она вышла оттуда и спела песню с весьма однозначным содержанием, в которой появлялся даже голос сатаны. Однако новый потенциальный хит назвали провалом, и это был, пожалуй, последний раз, когда Бритни была в центре внимания. Судя по всему, «звезда» перестала следовать советам пиарщиков, которые понимали, что значат для общественности такие прямые заявления, и Спирс пришлось уйти в тень.
С виду непотопляемой антимадонне тоже пришлось отступить. Мы помним ее кощунственное выступление перед концертом в Польше, когда она заявила, что «в одной стране нет места двум королевам». Я знаю, что порядочные журналисты обратили на это внимание, но прежде чем они успели придать теме надлежащий резонанс, источник надвигающегося скандала пропал с сайта. Обозначенного метода придерживался даже исключительно скандальный, а одновременно известный коллектив Rammstein. Их сингл 2009 года Ich tu dir weh («Я причиняю тебе боль») содержал отвратительный набор садомазохистских мотивов с отсылками к религиозным образам. При этом несмотря на прозрачные аллюзии в песне не было ни единого прямого упоминания о дьяволе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|