Город мастеров и торговые пути
Скотоводством и хлебопашеством, рыбной ловлей и бортничеством занималась или могла заниматься каждая семья, хотя и здесь существовала некоторая специализация, зависевшая прежде всего от окружающих природных условий. Внутри семьи осуществлялись и такие работы, как прядение, ткачество, изготовление обиходной керамики и т.д. Производство этих предметов находилось, как принято говорить, на стадии домашнего ремесла. Но у скифов были и ремесленники, для которых производство каких-либо предметов было основным занятием, основным средством к существованию, профессией. Они производили продукцию не только и не столько для себя, сколько на продажу. В области своей специализации они достигали высоких результатов и совершенства. Вопрос о ремесле у скифов, благодаря большому размаху археологических исследований и технологическому изучению музейного материала, раскрывается довольно полно. Раскопки таких городищ, как Вельское (Полтавская область), Матронинское и Пастерское (Киевская область), дали материал, позволяющий судить о существовании центров, где было сосредоточено ремесленное производство. Все исследователи скифских поселений и городищ отмечают высокое развитие металлургии. Одним из крупнейших ремесленных центров справедливо считается Каменское городище[237]на Днепре, раскопки которого сильно обогатили наши представления о ремесле у населения степной и лесостепной зон. Исследователи даже при поверхностном осмотре городища обнаружили много железных шлаков и криц[238]. Раскопки дали ясную картину существования здесь в древности крупного металлургического центра. Были найдены обломки ошлакованных тиглей и разбитых горнов, раскрыты мастерские. В одном помещении обнаружены ямы с древесным углем и глинобитный горн с сильно прокаленными стенами, размерами метр на метр сверху и 1,35 на 1,35 метра внизу, высотой 0,7 метра, заполненный углем. Здесь же найдены остатки медного литья, тигли и льячки для плавки меди. Установлено, что литье производилось по восковой модели. Все это входило в один жилой и производственный комплекс. Здесь имелась печь для восстановления железа и были орудия для кузнечных работ.
Таких комплексов открыто несколько, и это свидетельствует о том, что мастера Каменского городища работали на широкий круг потребителей. Среди прочего в мастерских делали медные стрелы и украшения для рядовых членов скифского общества. Но изготавливались не только простые вещи: были обнаружены серебряная головка орла и золотая серьга — показатели высокого ювелирного искусства. Помимо готовой продукции, мастера продавали и крицы. И хотя форму товарных криц исследователям установить не удалось, можно предполагать, что их производили. Ремесло у скифов не было дифференцировано. Оно еще только вступало в свою первую фазу, когда мастера, обслуживавшие до этого только одну свою общину, стали работать на широкий рынок. Материал раскопок позволил прийти также к выводу, что вся металлургия относилась к ведению одних и тех же лиц. Кричник, добывавший железо в горне, был и кузнецом, который не только проковывал крицу, но и выковывал железные предметы. Он же занимался и литьем. Исследователи Каменского городища установили, что одни и те же мастера проводили все операции по изготовлению вещей. Поэтому, приготовляя ножи, они не только отковывали металлическую часть, но и вырезали рукоять из кости, судя по остаткам костерезного производства. Такой порядок работы сохранялся довольно долго. Во всяком случае, в раннем Средневековье ремесленное производство во многих местах выглядело так же.
На каменном городище обнаружено много редких ремесленных орудий. Так, например, найден молот-пуансон, служивший, как предполагают, для изготовления панцирных чешуек[239]. Найдены пробойники, зубила разных размеров[240]. Продукция мастерских городища представлена остатками копий, бронзовыми наконечниками стрел различных типов, крючками для подвешивания горитов или колчанов, пращевыми камнями, панцирными бляшками, железными и медными, и конским убранством. О высоком уровне технологии можно судить по материалам, полученным при изучении металлических орудий, хранящихся в наших музеях[241]. Металлографическое изучение железных орудий показало различие в приготовлении орудий в зависимости от их назначения. Так, установлено, что ножи по способу изготовления делятся на четыре группы: цельножелезные, стальные, приготовленные из цементированных частей и сделанные путем наварки стального лезвия на железную основу. Определенному технологическому приему соответствует и форма ножа. Так, ножи без черенка, у которых деревянная рукоятка присоединялась при помощи заклепок, — все цельножелезные. Среди ножей этой группы оказался только один стальной. Ножи с горбатой спинкой — сварные. Из металла невысокого качества делались иглы. Серпы были наварными. Удила имели различный структурный состав. Они приготовлялись из чистого железа или из высокоуглеродистой стали. Скифские мечи изготовлялись из материала различного качества: из малоуглеродистой и высокоуглеродистой стали с цементацией режущей стороны и полосатой структурой. О совершенстве техники изготовления мечей свидетельствует крайне малое количество шлаковых включений, что достигалось тщательностью проковки. Проковка была длительной, металл успевал остыть, и его приходилось подогревать. Об этом судят по структуре зернистого перлита (железоуглеродистый сплав), которая получается двух-трех-кратным нагревом при невысоких температурах 680—750°. Сталь, имеющая структуру зернистого перлита, отличается высокими механическими свойствами. Интересен прием изготовления меча с Вельского городища. Этот меч был откован из малоуглеродистой стали, почти железа. После проковки лезвие меча подвергли цементации, благодаря чему оно имеет большую твердость, а сердцевина сохраняет вязкость. Иной, более совершенный прием был применен при изготовлении мечей, происходящих из Шали-на на Северном Кавказе и Куйбышевской области. Оба меча частично изготовлены из процементированной заготовки. Такая заготовка ковалась, сгибалась, сваривалась и снова проковывалась. В результате многократного повторения этой операции меч приобретал полосчатую структуру: перлитовые (стальные) полосы чередовались с ферритными (железистыми)[242]. Первые давали твердость, а вторые — вязкость. Такой способ изготовления мечей и сабель долго сохранялся в Европе и использовался еще в Средневековье. С его применением изготовлялись скифскими мастерами также копья и дротики.
Изучение всего материала показывает, что уже в начале скифской истории мастера умели получать высокоуглеродистую сталь. С самого раннего периода, во всяком случае с VI века до н. э., как можно судить по материалу Вельского городища, скифские кузнецы знали цементацию[243]. Если привлекать более поздний средневековый материал, с которым скифский связан культурной преемственностью, можно реконструировать следующую картину. В Средневековье железные вещи клали в глиняные горшки с углем и костями животных. Затем горшок закрывался наглухо и ставился в большое пламя. Благодаря присутствию костей процесс науглероживания протекал весьма активно; по прошествии необходимого срока горшок разбивали и вещи поступали в окончательную обработку на обычном кузнечном горне. В скифское время, вероятно, поступали так же: предметы из железа клались в горшки с углем, костями и кожей. Подтверждает это предположение и то, что на городищах скифского времени неоднократно находили обломки горшков со скипевшимся железом[244]. По-видимому, уже к VI веку до н. э. скифы обладали большим опытом в обработке металла. Им была известна и кузнечная сварка, необходимая для многих целей. Существенных различий на этот счет между данными по степной и лесостепной части нет. Но, судя по всему, кузнецы таких центров, каким было Каменское городище или сменивший его в политической жизни Неаполь Скифский, обладали б о льшим мастерством, чем работавшие изолированно кузнецы мелких населенных пунктов[245]. Изучение небольших скифских поселений дает материалы, свидетельствующие о том, что и здесь имелось кузнечно-литейное производство[246]. Так, на Нижнем Днепре при раскопках Нижнепокровского селища были обнаружены куски железной руды и шлака[247]. Но тамошние мастера, по-видимому, работали только на свою общину.
Помимо мастеров-металлургов существовали, по-видимому, представители и других ремесел. К их числу можно отнести специалистов по обработке кожи. Здесь, по-видимому, следует выделить первичную обработку кожи, которая не только шла на нужды самого населения, но и являлась предметом экспорта за пределы Скифии. Страбон особо отмечает в качестве товара, идущего из Скифии, шкуры. Говоря о городе Танаисе в устье Дона, он пишет: «...раньше он служил общим торжищем для азиатских и европейских кочевников и для приезжающих по озеру из Боспора; первые доставляли рабов, шкуры, разные другие товары кочевников, а другие взамен привозили на судах платье, вино, прочие предметы, свойственные цивилизованному образу жизни»[248]. Изготовлялись также кожаные защитные одежды, заменяющие бедному человеку панцирь. Одежду же — например, башлыки, шаровары и обувь — каждая семья, по всей вероятности, производила сама[249]. Все остальные ремесла имели домашний характер. Каждая хозяйка изготовляла глиняную посуду по слагавшейся древней семейной традиции, пряла и шила одежду. Можно думать, что наконечники стрел из кости, кочедыки[250], грузила также делала каждая семья. Об этом свидетельствуют черты индивидуальной отделки костяных вещей. Конечно, индивидуальные черты трудно выделить при изучении таких вещей, как рукоятки, струги, костяные наконечники стрел, но они весьма заметны, когда дело доходит до прикладных изделий. Наряду с вещами высокого искусства, в которых угадывается рука талантливого резчика-профессионала, встречаются изделия, совершенно лишенные художественной отделки. В более позднее время, около II века н. э., когда на территории степей Причерноморья уже господствовали сарматы, в районах, близких античным центрам, возникло гончарное производство. Население Каменского городища, кроме того, занималось сельским хозяйством и подсобными промыслами; точно так же позднее в числе занятий жителей средневековых городов были земледелие и скотоводство.
Каменское городище было одним из немногих, но не единственным городом Скифии. Можно полагать, что в Северном Причерноморье скифские города существовали уже с V века до н. э. Они возникали как ремесленные и торговые центры и бурно развивались; развитие их было ускорено связями с античным рабовладельческим миром. Каменское городище, в частности, было не только поселком ремесленников, но и центром торговли. Археологи нашли множество античных амфор, обломки чернолаковой и краснолаковой греческой посуды. Импортная греческая посуда относится ко времени IV—II веков до н. э. и хорошо характеризует торговые связи. Касаясь вопроса о культурных и торговых связях скифов, не следует забывать, что население Северного Причерноморья завязало отношения с другими странами Причерноморья и Средиземноморья, может быть, уже в III тысячелетии до н. э. Греческим мореплавателям северное побережье Черного моря было известно еще до основания их городов-колоний. Уже в VII веке скифы вступают в контакт с центрами античной и малоазийской цивилизаций. Восточные веши из Урарту и Ассирии попадали в Предкавказье и Северное Причерноморье и оказали влияние на искусство скифов. В стиле многих вещей из ранних скифских курганов угадывается влияние стран Переднего Востока. Особенно оживленными были торговые связи с греками, они проходят красной нитью через всю историю скифов. Скифы нередко совершали торговые поездки к грекам. Греки, по сведениям Геродота, с теми же целями совершали поездки в глубь скифских земель. В своей «Истории» Геродот отмечает, что при дальних поездках на северо-восток страны скифы пользуются для своих деловых сношений семью переводчиками и семью языками[251]. Связи с греческими центрами скифы осуществляли через греческие колонии Черного моря. Из ввозимых вещей для раннего времени характерна ионийская керамика, которая, по-видимому, шла через торговый пункт на острове Березань, расположенном близ устья Южного Буга. Ранние образцы греческой художественной посуды широко распространялись в Восточной Европе: на правобережье (курган Болтышка) и левобережье (Вельское городище) Среднего Днепра, на Дону и в других местах. Позднее ассортимент ввозимых греческих предметов расширился. Археологи находят самый разнообразный состав расписной посуды — как столовой, так и для косметики. Встречается много амфор для перевозки вина, которое в больших количествах потребляли скифы. Значительно меньше встречено художественной металлической посуды. Она найдена только в самых богатых скифских погребениях. Однако и эти вещи встречаются не только в областях, соседствующих с античным миром, но и далеко на севере. Роскошная бронзовая гидрия V века до н. э., найденная на Среднем Дону, яркая тому иллюстрация. Ввозилось много золотых украшений, от обычных изделий до роскошных, являющихся подлинными шедеврами ювелирного искусства. Эти вещи были рассчитаны на господствующую верхушку. Особенно много дорогих изделий греческого производства встречается в курганах, расположенных недалеко от греческих городов, где проживали знатные скифы, находившиеся в тесных экономических связях с греками. Но помимо золотых вещей, предназначенных богатым покупателям, от греков шли и простые вещи, небогатые украшения и много бус. Помимо изделий, выполненных в античной манере, из греческих городов Причерноморья поступали вещи, изготовленные по заказу скифов и рассчитанные на их вкус. Ярким примером является серебряная ваза из Чертомлыцкого кургана, на которой изображены скифы с лошадьми. Фриз этой вазы вызывает восхищение многочисленных посетителей Эрмитажа тонкостью работы и строгим реализмом в передаче фигур людей и коней. Весь декор вазы выполнен в античной манере. Несомненно, такой шедевр мог выполнить только крупный мастер — художник, хорошо знавший быт скифов. Скифы вывозили сырье и хлеб, который производили оседлые племена каллипидов, аллазонов и скифов-пахарей. Страбон перечисляет статьи скифского экспорта: хлеб, рабы, шкуры животных, мед, рыба. Торговые связи, несомненно, содействовали развитию у скифов товарного хозяйства и усилению эксплуатации рабов. Скифы играли огромную роль в посреднической торговле. Несомненно, через них попадали к народам северной периферии вещи из культурных центров тогдашней цивилизации. За пределами скифских земель встречаются греческие расписные сосуды VI—V веков. Примером могут служить находки на городище Кузина Гора. Найденная на Северном Урале бронзовая фигурка египетского бога Амона своим появлением там наверняка обязана скифам. В Приуралье встречаются вазы из ахеменидского Ирана. Через скифов попадали в отдаленные места зеркала, крючки, бусы, оружие, различные произведения быта и прикладного искусства, оказавшие большое влияние на местное искусство. Они шли в обмен на вывозимые из этих мест меха бобров и других пушных животных, весьма ценившиеся в то время. Следует напомнить и о связях скифов с населением Центральной и Западной Европы, особенно оживленных с IV века до н. э. Эти связи подтверждаются найденными на территории скифов (в частности, в Неаполе) вещами латинского производства, в том числе мечами и шлемами. Но в III веке до н. э. в торговле Скифии с внешним миром начинается резкий спад. Причина — вторжение сарматских племен в Северное Причерноморье — нам уже известна.
Рабы и цари
Мы рассмотрели производство у скифов, уровень развития этого производства. Известно, что именно производство определяет в конечном счете общественные отношения, характер отношений между людьми в обществе. Но связь тут не столь уж проста, чтобы можно было, изучив производство, с уверенностью реконструировать общественные отношения, на сложение которых влияют и другие факторы, в том числе окружение, пример соседей. Несомненно, что на формирование скифского общества оказало влияние знакомство с классовыми обществами Переднего Востока и постоянно воздействовало соседство рабовладельческих греческих государств и городов. Также несомненно, что основную роль в Скифии играли все же внутренние процессы. Попытаемся суммировать то, что мы знаем о скифском обществе. Уже упоминалось, что в ранний период истории скифы находились на стадии военной демократии. Это было общество еще родовое, но нормы родовой жизни уже претерпели значительные изменения, происходит разложение старого уклада, зарождаются предпосылки для возникновения классов и государства. Насколько далеко зашло разложение родоплеменных отношений, можно судить по одному из свидетельств Геродота. «С головами врагов, впрочем не всех, а только злейших, они обращаются следующим образом: отпилив всю часть черепа до бровей, скиф очищает его и затем, если он беден, то только снаружи обтягивает его сырою воловьею кожей и пользуется им в таком виде, а если богат, то обтягивает череп кожею, покрывает внутри позолотою и в таком виде употребляет вместо чаши. Так поступают они и с родственниками, если рассорятся с ними и если перед лицом царя один одержит верх над другим. Когда явятся гости, которым скиф желает оказать внимание, то он приносит такие черепа и рассказывает, что это были его родственники, но вступили с ним в борьбу и он одержал верх над ними. Это рассказывается как геройский подвиг»[252]. Понятно, что данное свидетельство говорит об укладе, который ничего общего не имеет с нормами родового общества. Здесь родственные связи, ранее священные, не играют никакой роли. В случае ссоры с родственником с ним сражаются на поединке в присутствии царя и поступают не просто как с врагом, а как со злейшим врагом[253]. Одним из показателей разложения родоплеменного уклада является разделение членов общества на богатых и бедных. В науке этот процесс называется имущественной дифференциацией. У скифов он зашел к описываемому времени очень далеко и хорошо иллюстрируется археологическими памятниками. На скифской территории повсеместно выделяются погребения знати с очень богатым инвентарем. Мы касались этого вопроса, когда говорили о том, что часть кочевников вынуждена была либо переходить к оседлости и земледелию, либо идти в услужение к богатым скотоводам. В последнем случае уже предполагается эксплуатация богатыми скифами своих соплеменников. Но говорить на этом основании о существовании классов, по-видимому, еще рано. Вероятно, такая эксплуатация носила патриархальный характер, можно предполагать включение обедневших в число домочадцев большой семьи, как это известно из этнографических примеров. Во всяком случае, обедневшие соплеменники, вероятно, оставались формально свободными. Но в то же время есть сведения о существовании у скифов и несвободного населения — рабов. Правда, во всех случаях следует учитывать, что сведения исходят от греческих авторов, для которых наличие рабства было привычной нормой жизни, естественным атрибутом общества. Поэтому они могли рассматривать как свидетельство существования рабства такие явления в жизни скифов, которые к рабству отношения не имели, или, во всяком случае, свидетельствовали о рабстве совсем не на той стадии развития, которая была привычна грекам. Что же сообщают на этот счет древние авторы? Геродот, как мы помним, сохранил не очень ясное описание восстания рабов, происшедшее после возвращения скифов из похода. Передавая эту легенду, мы опустили ту ее часть, где рассказывается, каким образом скифы победили рабов. Дело будто бы было так: «Произошло много сражений, но скифы никак не могли одолеть противников; тогда один из них сказал так: “Что это мы делаем, скифские воины? Мы боремся с нашими собственными рабами! Ведь когда они убивают нас, мы слабеем; если же мы перебьем их, то впредь у нас будет меньше рабов. Поэтому, как мне думается, нужно оставить копья и луки, пусть каждый со своим кнутом пойдет на них. Ведь пока они видели нас вооруженными, они считали себя равными нам, т.е. свободнорожденными. Если же они увидят нас с кнутом вместо оружия, то поймут, что они наши рабы, и, признав это, уже не дерзнут противиться”. Услышав эти слова, скифы тотчас последовали его совету. Рабы же, устрашенные этим, забыли о битвах и бежали»[254]. Приведенный рассказ довольно точно передает психологию рабовладельцев и психологию рабов. Причем передает эту психологию, так сказать, в ее расцвете, и это заставляет подозревать, что именно греки — основные творцы данной легенды. Любопытно, что древние авторы сохранили еще один подобный рассказ, но действие его уже происходит в самой Греции, в Спарте. Понятно, что последнее обстоятельство еще более увеличивает сомнения. Но все же было, вероятно, какое-то реальное восстание и у скифов. Упоминание о плетке не случайно. На каменных изваяниях скифов, вошедших в науку под именем «каменных баб», рядом с кинжалом находится изображение кнута. Некоторые ученые даже полагают, что плетка символизировала власть рабовладельцев[255]. Тем не менее следует думать, что приведенный рассказ характеризует степень развития рабства у греков, а не у скифов. В науке, кстати сказать, нет единого толкования этого эпизода. Одни исследователи считают, что в данном случае речь идет не о рабах, а о племенах, плативших, а затем переставших платить скифам дань; эти племена, как пишет тот же Геродот, царские скифы считали своими рабами. Другие видят здесь описание восстание рабов, принадлежавших отдельным богатым скифам. Наконец, есть и такие, которые не видят в этом сообщении никакой исторической правды. Гораздо интереснее данное в той же легенде объяснение Геродота, почему скифы ослепляют своих рабов. Греческий историк пишет: «Всех своих рабов скифы ослепляют из-за кобыльего молока, употребляемого для питья... Выдоенное молоко скифы сливают в глубокие деревянные сосуды и, расставив вокруг сосудов слепцов, велят им взбалтывать молоко; поднимающиеся при этом на поверхность сливки снимаются и считаются более ценными, а остающееся внизу считается худшим сортом. Из-за этого скифы ослепляют всех, кого только захватят в плен[256]. Не совсем понятно, зачем нужно ослеплять рабов, которые взбалтывают молоко; вряд ли таким путем можно уберечь сливки. Тут объяснение Геродота явно неудовлетворительно. Но из него мы узнаем, что рабами были военнопленные и что они использовались на домашних работах, а не на основном производстве. Естественно, что слепые рабы не могли заниматься сложными ремеслами, пахать землю, а тем более пасти скот. Следовательно, это была лишь подсобная сила, еще не определявшая жизнь общества. Рабство еще только зарождалось, причем зарождалось внутри большой патриархальной семьи. Из этнографии известны примеры, когда рабов специально калечили. Обычно это было в тех случаях, когда они выполняли в основном домашние работы, а государственный аппарат, призванный охранять интересы рабовладельцев, был недостаточно развит. И калечили их, разумеется, не для того, чтобы сберечь сливки, а чтобы они не могли бежать. Вопрос о первоначальных формах рабства в науке еще мало разработан. На ранней стадии рабство имело коллективный характер, иначе говоря, рабами владели сообща. Так, по-видимому, дело обстояло у древних евреев, когда рабы принадлежали всему роду и распоряжался ими, естественно, глава рода, патриарх. В Библии Авраам, возглавлявший род или, может быть, племя, руководит и народом и рабами[257]. У древних германцев и в Древней Греции известны целые племена, покоренные более сильными племенами и находившиеся в рабстве. То же можно сказать о древних этрусках и других племенах древней Италии[258]. Этнографический материал позволяет несколько конкретизировать подобные формы рабства. Так, североафриканские туареги в XIX веке держали другие родственные племена в коллективном рабстве, заставляли пасти свой скот, обрабатывать землю и выполнять другие работы. Результатами такого рабского труда пользовалось все племя[259]. По-видимому, эти отношения аналогичны отношениям, сложившимся между скифами царскими и другими племенами скифов[260], причем покоренные племена несли все тяготы рабского положения. В принципе не так уж важно, какая группа рабов восстала в случае, описанном Геродотом: коллективные или частные рабы. Важен сам факт. В VI веке, по-видимому, у скифов существовало и коллективное, и индивидуальное рабство. Сообщение Геродота интересно тем, что говорит о напряженных отношениях между рабами и рабовладельцами, о каких-то классовых конфликтах, о классовых отношениях, за которыми скрываются классовые противоречия, приводящие в конечном счете к образованию государства. О рабстве у скифов упоминают и более поздние авторы. Гиппократ сообщает о существовании у скифов рабынь[261], Страбон в своей «Географии» упоминает о продаже рабов. Эти краткие сообщения не дают возможности конкретизировать положение рабов у скифов и определить род их деятельности. Значительно дополняет наши знания археология. Наиболее ранними курганами, где обнаружены погребения с рабами, являются кубанские. Так, в кургане № 1, около станицы Келермесской, за пределами сооружения, созданного для умершего, около восточной стены найдены кости человека, смешанные с лошадиными. В кургане у станицы Костромской, на уступах погребальной камеры, найдены погребения слуг или, вернее, рабов. В кургане у станицы Елисаветинской найдены погребения лошадей и людей, расположенные вне камеры. Во втором кургане у этой станицы вне основной могилы обнаружены останки четырех человек и десяти лошадей. При останках были ожерелья из простых бус. В третьем кургане вне склепа обнаружено пять женских костяков. Почти во всех богатых погребениях находили оружие, украшения и бытовую утварь, останки лошадей и рабов. Слуги, как правило, похоронены вместе с имуществом, чаще всего с лошадьми. Весьма интересны захоронения рабов, открытые в лесостепном левобережном Приднепровье. Основные погребения совершались по строгому ритуалу. Трупы же убитых рабов, сопровождавшие в загробный мир своих господ, просто бросали в могилу. Так их и нашли археологи — лежащими в самых невероятных позах, с разбросанными руками и ногами[262]. Положение рабов в курганах находится в строгом соответствии с идеологией рабовладельцев, считавших рабов имуществом. В общем, данные письменных источников и археологии позволяют утверждать, что рабство у скифов существовало. В раннее время, в VII—VI веках до н. э., оно, по-видимому, носило еще патриархальный характер. Что касается позднего периода, после V века и эпохи Крымского царства, то многие исследователи полагают, что в это время оно уже было достаточно развито и, может быть, приближалось к тому уровню, какой существовал в античных городах — в Херсонесе, Ольвии и на Боспоре. С вопросом о рабстве тесно связан и вопрос о возникновении государства у скифов. Разделение общества на классы, в данном случае на рабовладельцев и рабов, неминуемо ведет к возникновению государства, к созданию аппарата угнетения. Тем не менее вопрос о государстве у скифов еще не может быть окончательно решен в силу недостатка материала. В настоящее время на этот счет существует несколько точек зрения. Ряд исследователей относит формирование рабовладельческих отношений к раннему времени, VI—V векам до н. э.[263]Основываясь на Геродотовой характеристике общественных отношений у скифов, эти исследователи склонны считать государственным аппаратом военные отряды, находившиеся в распоряжении скифских царей. По-видимому, опорой государственной власти здесь, как и в других ранних рабовладельческих обществах, были отряды вооруженных рабовладельцев. Однако система подавления не могла сводиться только к существованию вооруженных воинов, способных ограждать интересы господствующего класса и защищать свою землю. Необходим был сложный аппарат насилия и идеологического воздействия, который пронизывает все поры общества. Поэтому для удержания власти над рабами и рядовыми членами общества использовались старые родовые учреждения[264]. Энгельс в своей классической работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» отмечает: «...органы родового строя постепенно отрываются от своих корней в народе, в роде, во фратрии, в племени, а весь родовой строй превращается в свою противоположность: из организации племен для свободного регулирования своих собственных дел он превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа»[265]. Существует и другая точка зрения, относящая возникновение государства у скифов к правлению царя Атея (конец V века — 339 год до н. э.)[266]. Сторонники этого взгляда не располагают прямыми данными для подтверждения своей точки зрения и основываются на косвенных соображениях, которые в такой же мере могут относиться и к VI и V векам до н. э. Уже в VII веке у скифов существовала наследственная царская власть, которая сохранилась до конца существования Скифского царства. Во главе отдельных областей стояли вожди племен, платившие дань скифскому царю. В IV веке царь Атей объединил отдельные части скифского государства под своей властью. К этой эпохе относятся богатейшие скифские курганы, свидетельствующие о сосредоточении огромных ценностей в руках правящей верхушки. Из изучения всех материалов можно сделать вывод, что IV век был золотым веком Скифии. Скифские цари использовали все методы идеологического воздействия, в том числе и легенду о Геракле, исходя из которой устанавливалось божественное происхождение царской власти в доатеевское время. Совершенно естественно, что позднее этот сюжет получил широкое распространение в прикладном искусстве, однако, как представляется, это не может служить основанием для того, чтобы считать IV век до н. э. временем возникновения скифского государства. Рабовладельческие отношения, подтверждаемые всей совокупностью данных, существовали в Скифии давно, а при царе Атее скифское могущество находилось в зените своего расцвета. При этом отсутствуют принципиальные различия между эпохой Атея и эпохой его предшественников[267]. Сторонники третьей точки зрения считают, что государство возникло только в последний, крымский период, когда столицей стал Неаполь Скифский[268]. Однако никаких новых источников, подтверждающих возникновение рабства в это время, нет, и в дело опять-таки вступают косвенные соображения[269]. Сторонники этой гипотезы как-то забывают, что государственная власть не может сразу возникнуть с чиновниками, войском, тюрьмами, то есть в готовой форме, характерной для развитого государства. Первое рабовладельческое государство, совершенно естественно, должно было приспособить старые учреждения родового общества к новым задачам, и некоторую эволюцию родовые учреждения проделали уже в период военной демократии, когда им приходилось удерживать в повиновении захваченных в плен рабов. Наличие в государственном аппарате раннего классового общества элементов старых родовых учреждений — явление не исключительное. Подобное имело место во всех ранних рабовладельческих обществах. Так, например, было в Египте во время формирования государства при Первой династии, когда сам институт царской власти носил на себе отпечаток происхождения из института власти племенного вождя. По этому пути шло развитие титулатуры и обожествления царя, а должности отдельных государственных чиновников выросли из обязанностей членов родовых советов. Скифская примитивная государственная власть во многом напоминала родовые учреждения. Однако в Скифии старая оболочка давала возможность господствующей группе вуалировать классовые противоречия. На одном полюсе скифского общества находились рабы, на другом — цари. Пришедшие на смену родовым вождям, обладавшим огромным авторитетом среди сородичей, цари должны были опираться не только на воинов, в условиях раннего рабовладельческого общества выполнявших роль аппарата принуждения, но и на идеологию. Именно потребностями создания определенной идеологической базы и следует объяснять возникновение легенды о происхождении скифов, и прежде всего скифских царей, от богов — Зевса или Геракла. Той же цели служило и принятие царем на себя роли главного жреца. Можно думать, что по примеру переднеазиатских монархий и у скифов обожествлялась личность царя. Во всяком случае, сохраненное Геродотом описание погребения скифского царя свидетельствует о воздании ему действительно божественных почестей, в том числе и человеческих жертвоприношений. «Гробницы царей находятся в Геррах (до этого Борисфен еще судоходен). Когда у скифов умирает царь, то там вырывают большую четырехугольную яму. Приготовив яму, тело поднимают на телегу, покрывают воском; потом разрезают желудок покойного; затем очищают его и наполняют толченым кипером[270], благовониями и семенами селерея[271]и аниса. Потом желудок снова зашивают и везут на телеге к другому племени. Жители каждой области, куда привозят тело царя, при этом поступают так же, как и царские скифы. Они отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами. Затем отсюда везут покойника на повозке в другую область своего царства. Сопровождают тело те, к кому оно было привезено раньше. После объезда всех областей они снова прибывают в Герры к племенам, живущим в самых отдаленных пределах страны, и к царским могилам. Там тело на соломенных подстилках опускают в могилу, по обеим сторонам втыкают в землю копья, а сверху настилают доски и покрывают их камышовыми циновками. В остальном обширном пространстве могилы погребают одну из наложниц царя, предварительно задушив ее, а также виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника, коней, первенцев всяких других домашних животных, а также кладут золотые чаши (серебряных и медных сосудов скифы для этого вовсе не употребляют). После этого все вместе насыпают над могилой большой холм, причем наперерыв стараются сделать его как можно выше»[272]. Погребения скифских царей известны археологам. Назовем здесь два кургана: Чертомлык и Солоху, упоминавшиеся при описании «этнокарты Геродота», ритуал погребения в которых, по данным раскопок, очень близко напоминает описание, приведенное выше. Напомним, что бальзамирование уже известно по алтайским скифам, где условия вечной мерзлоты способствовали сохранению трупов погребенных. Однако продолжим описание обряда погребения, точнее, уже не погребения, а поминок: «Спустя год они вновь совершают такие погребальные обряды: из остальных слуг покойного царя выбирают самых усердных (все они коренные скифы: ведь всякий, кому царь прикажет, должен ему служить; купленных же за деньги рабов у царя не бывает). Итак, они умерщвляют 50 человек из слуг удушением (также 50 самых красивых коней), извлекают из трупов внутренности, чрево очищают и наполняют отрубями, а затем зашивают. Потом на двух деревянных стойках укрепляют половину колесного обода выпуклостью вниз, а другую половину — на двух других столбах. Таким образом они вколачивают много деревянных стоек и ободьев; затем, проткнув лошадей толстыми кольями во всю длину туловища до самой шеи, поднимают на ободья. На передних ободьях держатся плечи лошадей, а задние подпирают животы у бедер. Передние и задние ноги коней с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|