Измерение пульса и артериального давления
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Пульс исследуют двумя пальцами на лучевой, височной или сонной артериях (рис. 39). У детей до 1 года пульс обычно определяют на височной артерии, а у детей старше 1,5 лет отдают предпочтение исследованию пульса на лучевой артерии. Пульс определяют в покое (можно во время сна), подсчет ударов должен производиться в течение минуты. Если пульсовые толчки следуют один за другим через одинаковые промежутки времени, то такой пульс называется ритмичным. При неодинаковых промежутках времени между ударами говорят о неправильном ритме, или аритмии. В случае обнаружения аритмии необходимо сообщить об этом врачу. Данные о пульсе отмечают в температурном листе. Артериальное давление измеряют с помощью аппаратов с пружинными манометрами — тонометров и ртутных сфигмоманометров Рива-Роччи (рис. 40). Различают систолическое (максимальное) и диастолическое (минимальное) артериальное давление, т.е. давление крови на стенки сосудов во время систолы и диастолы. Нормальные величины артериального давления колеблются в зависимости от возраста детей, времени суток, состояния нервной системы и пр. Для ориентировочного подсчета артериального давления (в миллиметрах ртутного столба) у детей старше 1 года можно воспользоваться следующими формулами: Систолическое = 90+2« Диастолическое = 60+и, где и — возраст в годах. Измерять артериальное давление можно в положении больного сидя или лежа после 5—10 мин отдыха. На обнаженное плечо выше локтевого сгиба плотно накладывают манжетку. Над местом пульсации локтевой артерии в области локтевого сгиба прикладывают фонендоскоп. Постепенно нагнетают баллоном воздух в манжетку, фиксируя момент, когда исчезнет звук пульсации крови всосуде. После этого делают еще несколько нагнетательных движений. Затем следует постепенно снижать давление в манжетке, приоткрыв вентиль баллона В момент появления звуковых ударов регистрируют показатель манометра. Первый короткий, но довольно громкий звуковой удар соответствует величине систолического давления. При дальнейшем снижении давления в манжетке тоны постепенно ослабевают. Регистрируют также момент исчезновения звуковых ударов, характеризующий диастолическое давление.
Оказание неотложной помощи. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей может довольно быстро развиться сердечная недостаточность с возникновением венозного застоя. У больного появляются сердцебиение, одышка, которые требуют оказания помощи. 121) Медицинские мантгуляции являются составной частью ухода за больным ребенком. Некоторые манипуляции, например очистительные клизмы, применяются и у здорового ребенка. Выполнение простых манипуляций, таких как термометрия, транспортировка больного и др., можно поручить младшему медицинскому персоналу. Другие манипуляции, несмотря на различную степень их сложности, должны выполняться наиболее квалифицированным персоналом — медицинской сестрой, а при необходимости врачом. Следует учитывать, что некоторые манипуляции и процедуры (постановка банок, инъекции и т.п.) могут оказывать психогенное воздействие на ребенка, что обусловливает необходимость быстрого и безболезненного их выполнения. Особое внимание необходимо обращать на внешний вид медицинской сестры, который всегда должен успокаивающе действовать на больного ребенка. 132) Взвешивание и измерение длины тела. Взвешивание ребенка и измерение роста проводят для оценки физического развития, правильной дозировки лекарственных средств. Взвешивание детей до 2 лет проводят на лоточных весах (рис. 46, а). Они состоят из корпуса, лотка, подвижного коромысла с двумя шкалами делений: нижняя в килограммах (кг), верхняя в граммах (г). На левой части коромысла находится противовес, на правой части — стреловидный отросток. Можно использовать электронные весы.
Весы уравновешиваются перед взвешиванием каждого ребенка. Это достигается путем вращения противовеса до момента, когда стреловидный отросток коромысла будет находиться на одном уровне с аналогичным отростком, неподвижно закрепленным на корпусе весов. Гири при этом находятся на нулевых делениях шкал. Весы следует устанавливать около пеленального столика на неподвижной тумбочке. На лоток кладут сложенную в несколько раз чистую пеленку (пеленку меняют послекаждого взвешивания). Весы обычно уравновешивают вместе с пеленкой. Ребенка укладывают на лоток весов (на пеленку) так, чтобы голова располагалась на широком конце лотка, а ноги - на узком. Чтобы весы работали надежно и долго, затвор должен быть постоянно закрыт, их не следует часто передвигать и трясти. Перед работой и после окончания лоточную часть весов протирают 0,5 % раствором хлорамина. Взвешивание детей старше 2 лет производится на рычажных медицинских весах (рис. 46, б). Независимо от возраста детей взвешивают утром натощак, желательно после мочеиспускания и дефекации. Рост детей грудного возраста измеряют при помощи специального горизонтального ростомера (рис. 46, в), который представляет собой доску прямоугольной формы длиной 80 см и шириной 40 см. Перед началом измерения ростомер протирают 0,5 % раствором хлорамина и кладут пеленку. Ребенка, одетого в распашонку, укладывают на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась теменем к неподвижной поперечной планке ростомера, ноги выпрямляют в коленях и к подошвам прижимают подвижную поперечную планку ростомера. По боковой планке со шкалой определяют расстояние между неподвижной и подвижной планками (рост ребенка). Измерение роста детей старшего возраста производится ростомером в положении стоя. Последний представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8—10 см и толщиной 5—7 см, установленную вертикально на деревянной площадке размером 75x50 см (рис. 46, г). На вертикальной доске нанесены две шкалы делений в сантиметрах: справа —для измерения роста в положении стоя, слева —для измерения роста в положении сидя. По доске скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста в положении сидя.
Порядок измерения: ребенок становится на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, в естественном выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, спиной и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положение, при котором нижний угол глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку прикладывают к голове без надавливания. Рост детей от 1 года до 3 лет измеряют при помощи того же ростомера, только вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет ведут по шкале слева. Установка головы и тела та же, что и при измерении роста детей более старшего возраста. 133) Полоскание полости рта, зева и глотки. Для полоскания полости рта у больных детей раннего возраста требуется помощник, который фиксирует ребенка в положении сидя. Медицинская сестра (врач), предварительно набрав в прокипяченный резиновый баллон 1 % раствор натриябикарбоната или слабый раствор (1:10 ООО) калия перман-ганата, держа в левой руке шпатель, открывает рот ребенку и направляет легкую струю к твердому небу. Во время процедуры голову ребенка наклоняют вниз вначале на один, а затем на другой бок. При этом вода из полости рта стекает в подставленный лоток или тазик. Полоскать зев и глотку можно лишь детям после 3—4 лет. Для полоскания используют растворы фурацилина (1:5000), риванола (1:2000), калия перманганата (1:500), а также раствор натрия бикарбоната, настои ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта и др. Важно научить ребенка во время полоскания удерживать жидкость так, чтобы она частично попадала на заднюю стенку глотки. При ангине желательно полоскать горло 5—6 раз в день, при фарингите, остром респираторном заболевании — 3—4 раза.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|