Средства выражения позиции автора.
1. Слова – маркеры. Авторская позиция может быть также выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т.д. Главное – научится различать, что действительно красиво, а что подделка (В. Лакшин). Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев). Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В. Розов). Оценочная лексика. Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, противный – отрицательная оценка. Например: Любящий человек – это великое благо (Е. Сикирич); Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию (Л. Матрос). Средства выразительности. Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д. Гранин). Как много во всем этом ума и чувства красоты! (Л. Андреев). Вводные слова. Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае, затевающие ненужные ссоры, встречаются часто; К несчастью, так складывается жизнь, что все чаще она возвращает нас к проблемам связанным с нарушением прав человека; К счастью, есть предприятия, которые жестко следят за качеством своей продукции. Ко всеобщей радости, проблемы в отношениях сотрудников вскоре разрешились.
5. Побудительные предложения. Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращенные к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис). Авторская позиция в художественном тексте В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, как при выявлении проблемы, обращайте внимание на речь, портрет и, самое лавное, на поступки героя. Ведь и в жизни мы лучше всего понимаем и вернее оцениваем человека по его речи и поступкам. Автор произведения придумывает эти поступки, выстраивает линию поведения героя, его взаимоотношения с другими персонажами. Итак, чтобы определить позицию автора х художественного текста ответьте на следующие вопросы: 1)Положительные и отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя? 2)Как относятся к герою окружающие его персонажи? 3)Как связываются поступки героя на других героях произведения? 4)Согласен автор с героем или нет? 5)Автор осуждает или одобряет поведение автора? 6)Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?
Помните! Даже если автор не говорит о своём отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущий зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы. Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать! Типовые конструкции для выявления авторской позиции. Типовые конструкции: 1)Автор считает, что… 2)Автор подводит читателя к выводу о том, что… 3)Рассуждая о проблеме, автор приходит к следующему выводу… 4)Позиция автора такова… 5)Позиция автора,как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом… 6)Автор призывает нас (к чему?)… 7)Автор убеждает нас в том, что…
8)Автор осуждает (кого/что, за что)… 9)Отношение автора к поставленной проблеме однозначно. 10)Основная цель автора заключается в том, что… 11)Хотя позиция автора не выявлена явно, логика текста убеждает в том, что… Аргументация собственной позиции. Обратите внимание! Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении. Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе. Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.
1)Рассуждение Тезис (положение, которое нужно доказать)
Аргументация(2) (Доказательство, доводы)
Вывод (Общий итог)
Тезис (ваша позиция)
Вывод (Общий Итог)
Цель данного типа речи- убедить адресата в чём-либо,укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Тезис (Ваша позиция)
Аргумент 1 Аргумент 2 (иллюстрации) (иллюстрации)
Вывод Аргументация- это способ доказательстваистинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров. Аргументы- это основания,доводы,подтвержающие или опровержающие какую-либо мысль. Виды Аргументов Существуют различные классификации аргументов. Например, различают логические аргументы - это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (Научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы - доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (Эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловечеловеческим ценностямм и др.). Существуют также и другие классификации аргументов, например такая:
Аргументы Рациональные (Логические) иллюстративные ссылки на авторитет
e itKDecRRn6esaGKWY+6a8ui3ykUsc42PBRfzeXbDIXMsXtt7xxN46mri0sPqkXnXcy4iVW9gO2sH vCu+KdLCfBFBqkzKXV/7fuOAZuL0j0l6Afb17LV78ma/AQAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAbln+ NeAAAAAIAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPwU7DMBBE70j8g7VIXFDquFRRCXEqilQucCgt CLi58ZJExOsQu23g61lOcFzN08zbYjG6ThxwCK0nDWqSgkCqvG2p1vC0XSVzECEasqbzhBq+MMCi PD0pTG79kR7xsIm14BIKudHQxNjnUoaqQWfCxPdInL37wZnI51BLO5gjl7tOTtM0k860xAuN6fG2 wepjs3ca3rLVkrL1/QU99KFaPt+Z79eXT63Pz8abaxARx/gHw68+q0PJTju/JxtEpyFRSjHKwWwG goHk8grETsNUZSDLQv5/oPwBAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAA AAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACU AQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAz+t6M3sCAAA6 BQAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAbln+NeAA AAAIAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAADVBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAOIF AAAAAA== " fillcolor="#4f81bd [3204]" strokecolor="#243f60 [1604]" strokeweight="2pt"/>Реальные факты. Конктретные примеры Мнения выдающихся людей. Статистика. из жизни. Цитаты из авторитетных Законы Природы. Примеры из художественных источников. Положение официальных произведений. Мнение очевидцев. Документов. Предположительные при- Общественное мнение. Меры.
Возможны также различные способы аргументации: поддерживающая и опровергающая. При поддерживающей аргументации ученик, соглашаясь с мнением автора,приводит доводы,подтвержающие авторский тезис. Например: Тезис «Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство» Аргумент 1 Связь языка и культуры очевидна для каждого мыслящего человека. Не случайно Д.С. Лихачёв в книге очерков «Земля родная» назвал язык главным богатством нации. В самом деле, вся духовная культура немыслима без языка и речи, которые только создают особый «культурный слой», но и отражают нравственное состояние народа. Аргумент 2 Нельзя забывать и о том, что в переломные моменты истории именно родная речь, родной язык становятся той духовной опорой, которая обеспечивает единство нации. Именно об этом писал И.С. Тургнев в стихотворении в прозе «Русский язык» («Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома»). Вспомните также знаминитые строки стихотворения А. Ахматовой «Мужество», написанного в страшные годы Великой Отечественной войны: «Но мы сохраним тебя,русская речь,великое русское слово». Мне кажется, в этом произведении особенно ярко звучит мысль о значимости русского языка для каждого россиянина.
Вывод Да, русский язык богат и великолепен, и задача каждого из нас – приобщитьс к этому богатству и приумножить его.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|