Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Главные источники загрязнения воздуха жилых помещений и основные рекомендации по снижению уровня их загрязненности




(по энциклопедии «Жилище», М., 1998)

Основные загрязни­тели воздуха (источ­ники загрязнений) Виды загрязнений Рекомендации по снижению загрязнений  
Газовая плита СО2, СО Продукты неполно­го сгорания при­родного газа Поддерживать исправность пли­ты: не готовить при максимальных расходах газа; во время приготов­ления пищи закрывать дверь, со­единяющую кухню с другими жи­лыми помещениями, открывать форточку, окна  
Компоненты клеящих материа­лов, мебели Формальдегид и др. Пылевидные час­тицы лакового по­крытия Систематически проветривать помещения; помещать в них ком­натные цветы; систематически проводить мокрую уборку  
Компоненты элек­троизоляционных материалов Формальдегид и др. То же  
Лаковые покрытия полов Формальдегид и др. Пылевидные час­тицы лакового по­крытия То же  
Изделия из поли­мерных материа­лов, пленочных материалов Пластификаторы. Пылевидные час­тицы полимерных материалов То же  
Пленки лакокра­сочных покрытии стен, потолков; пленки шпатле-вочных составов, герметиков Растворители Систематически проветривать помещения  
Пыль порошкооб­разных синтетиче­ских моющих средств Поверхностно-активные вещества и др. Применять синтетические мою­щие средства в жидком или пастообразном виде; соблюдать аккуратность при дозировке порошкообразных препаратов; систематически проводить мокрую уборку
Препараты быто­вой химии,храня­щиеся в жилом по­мещении Газообразные продукты. Пылевидные частицы Не допускать длительного хране­ния и не иметь излишков препара­тов бытовой химии в жилых по­мещениях
Химические про­дукты, остающиеся в воздухе жилого помещения вследст­вие повышенного расхода препаратов при их применении Газообразные продукты. Пылевидные частицы Соблюдать правила применения препаратов по инструкции; не до­пускать их использования не по назначению и повышенной дози­ровки
Табачный дым Газообразные продукты Не курить в жилых помещениях
Ворс ковровых по­крытий полов,ков­ровых дорожек и штор из синтетиче­ских и искусствен­ных волокон и др. Пылевидные частицы Систематически проводить мок­рую уборку с помощью пылесоса
Загрязняющие компоненты внеш­него (наружного) воздушного бас­сейна Газообразные продукты. Пылевидные частицы Посадить у домов деревья и кус­тарники; содержать на балконах, террасах и в жилых помещениях живые цветы; систематически проводить мокрую уборку поме­щений

 

ТРУДОВАЯ СРЕДА

Труд является необходимым условием существования совре­менного человека, представляя собой основное средство добы­вания жизненных благ, необходимых для поддержания жизни. Трудовая деятельность отбирает у человека более 1/3 продол­жительности его жизни, которую он проводит на производстве, в сфере обслуживания, в бизнесе или на государственной службе. Это дает основание выделять в качестве самостоятельного ком­понента жизненной среды трудовую (производственную) среду человека.

Психолог Е.А.Климов обозначает следующие основные ком­поненты трудовой среды.

1. Витальные (жизненные), санитарно-гигиенические условия труда. К ним относятся температура, влажность, давление окру­жающего воздуха, разные виды лучистой энергии, пыль, шумы, вибрации, ультразвуки, ядовитые, «агрессивные» вещества, ин­фекции, вероятность травм, неизбежные динамические нагрузки, состояние невесомости. Эти факторы отражаются в психических состояниях человека, что в итоге сказывается на продуктивности деятельности, работоспособности человека, в частности, на со­хранении ее в течение рабочего дня.

2. Социальные условия труда. На человека влияют не только метеорологические, физические условия, но и условия межлич­ностных отношений, которые субъективно могут переживаться остро, провоцируя появление нервных и соматических заболева­ний. В психологии в связи с этим возникло понятие «социально-психологический микроклимат» в производственном коллективе. Любая организованная группа, в том числе и производственный коллектив, имеет некоторое внутреннее «устройство», структуру -подгруппы, группировки, официальных и неофициальных лиде­ров; в группе есть свои «звезды», «отстающие» и даже «отвер­женные». Разные члены группы более или менее сходны или раз­личаются по тому, что они считают важным и второстепенным, «само собой разумеющимся» и т.д. В результате сложного стече­ния обстоятельств в коллективе, группе складываются опреде­ленный стиль взаимоотношений, манеры обращения одних лиц с другими и т.д. Все это создает психологический микроклимат. Члены коллектива либо им дорожат, иногда больше, чем содер­жанием труда, либо он вынуждает их увольняться, уходя от ин­тересной для них, по существу, работы. Построение и поддер­жание оптимальных деловых межличностных отношений, окра­шенных положительными эмоциональными переживаниями, -важнейшее условие работоспособности человека, продуктивно­сти его на трудовом посту, устойчивого положительного отно­шения к труду, производству.

Е.А.Климов отмечает, что условия социальной среды не ис­черпываются характером микроклимата. Они содержат более или менее выраженный информационный компонент. Можно даже говорить об информационной среде, которая как бы распределяется между собственно социальным окружением и рабочим местом.

Член трудового коллектива постоянно находится в потоке оперативных деловых сообщении, сведении, как прицельно адресо­ванных ему, так и общезначимых. «Прицельные» сообщения - это требования руководителей, приказы, советы, иногда «давление» коллег, их пожелания, просьбы, предложения.

Влияют на работника, по мнению Е.А.Климова, и средства внутреннего оформления производственного помещения: не толь­ко художественного, эстетического (давно и многократно доказа­но, что в помещении «цвета грязи» работа идет менее продуктив­но, чем в том случае, когда реализованы принципы «технической эстетики», или «дизайна»), но и наглядной агитации (общеполи­тической, по технике безопасности труда и т.д.).

Влияет на трудовую сферу действие «неписаных законов» тру­дового коллектива, носителями которого являются его традици­онные члены; эти законы так или иначе поддерживаются их опе­ративными реакциями на возникающие ситуации.

Окружающие люди, даже если они преднамеренно не влияют на человека, тем не менее фактически воздействуют на него, об­наруживая свою общую и профессиональную культуру, опыт, личностный облик, всю систему организации дел в коллективе.

Рабочее место, или рабочая зона, выступая для работника как некая внешняя по отношению к нему среда, объединяет в себе множество ранее рассмотренных составляющих трудовой среды. Так, в пособии И.М.Ивановой, О.Г.Носковой, О.Н.Чернышевой «Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональ­ной деятельности» (М., 1980) рабочее место характеризуется как часть производственного пространства, в которой осуществляется взаимодействие трех основных моментов труда - предмета труда, средств труда и человека, вкладывающего свой живой труд в про­цесс производства.

Одно из ключевых требований к организации рабочего места состоит, по мнению Е.А.Климова, в том, что оно должно соот­ветствовать особенностям человека - анатомическим, физиологи­ческим, психическим и, в частности, предусматривать индивиду­альную регулировку, «подгонку» (например, изменение высоты сиденья стула, положения его спинки, удаленности от человека рычагов, кнопок, педалей и других органов управления техниче­ским объектом, освещенности приборов и т.д.).

По словам Е.А.Климова, важными структурными составляю­щими рабочего места как системы являются также зоны активно­го сбора оперативной информации и управляющих воздействий на средства и предмет труда.

РЕКРЕАЦИОННАЯ СРЕДА

Длительные и интенсивные нагрузки, испытываемые челове­ком в процессе осуществления трудовой деятельности, однооб­разие и монотонность выполняемых операций, большой объем работ приводят к тому, что у него появляются утомление и уста­лость. Усталостью называют состояние организма, при котором он оказывается неспособным реагировать привычными спосо­бами на раздражители, поступающие из внешней и внутренней среды. Усталость может вызывать расстройство многих физио­логических функций (снижается эффективность газообмена в легких, затрудняется кровоснабжение основных систем органов, ослабляется иммунитет и др.), а также способствовать развитию болезней. Усталость является закономерным итогом практиче­ски любой человеческой деятельности, ее нельзя избежать, но необходимо предотвращать переутомление. Переутомление, или чрезмерная усталость, приводит к существенному, и࠽㌄㸄〄㐄весьма стойкому, снижению работоспособности человека и нарушению его здоровья. Поэтому крайне важно контролировать усиление усталости и регулярно (либо по мере необходимости) осуществ­лять меры по ее снятию и профилактике переутомления. Пре­одоление усталости предполагает организацию полноценного отдыха, что, в свою очередь, подразумевает создание особого предметного и информационного окружения человека, своеобраз­ной «инфраструктуры отдыха».

Снижение способности человеческого организма адекватно реагировать на воздействие внешних и внутренних раздражителей может быть вызвано также действием ряда травмирующих факто­ров (механических, химических, биотических и др.), непосредст­венно нарушающих работу внутренних систем его жизнеобеспе­чения. К таким факторам прежде всего следует отнести всевозмож­ные предметы и действия, наносящие человеку увечья; чрезмерно высокие либо, наоборот, низкие температуры, давление, влаж­ность и др.; химические вещества, вызывающие отравления при попадании в организм; возбудителей инфекционных заболеваний и пр. Предотвращение их влияния на организм и профилактика негативных последствий такого влияния являются важнейшими условиями поддержания здоровья человека. Однако на практике эти задачи не всегда удается осуществить. В результате у человека могут развиться кратковременные или стойкие, легкие или серь­езные нарушения здоровья, для восстановления которого необхо­димо предпринимать специальные компенсационные меры. Что­бы их осуществить, следует создать особое предметное и инфор­мационное окружение, включающее в себя разнообразные средства преодоления негативных последствии воздействия на организм человека травмирующих факторов.

Часть жизненной среды человека, предназначенную для отды­ха, для преодоления утомления и усталости человека, а также для восстановления его физического и психического здоровья, в ан-тропоэкологии и социальной экологии принято обозначать как рекреационную (от лат. recreatio - восстановление) среду.

При характеристике компонентов рекреационной среды, при­званных обеспечить человеку полноценный отдых, необходимо учитывать своеобразие различных его видов. Как правило, выде­ляют две основные разновидности восстановительного отдыха -пассивный и активный отдых.

Пассивный отдых предполагает создание условий, исключаю­щих, насколько это возможно, воздействие на организм факторов, способствующих развитию либо усилению утомления и усталости. Основная функция пассивного отдыха - обеспечение релаксации (от лат. relaxatio - уменьшение напряжения, ослабление) организма в целом или отдельных его систем. Создание условий для релак­сации предполагает такую организацию места отдыха, при кото­рой человек может принять естественную позу, способствующую расслаблению основных групп мышц, нормализации кровообра­щения (более равномерному распределению крови в различных системах органов; устранению застойных явлений). Важно обес­печить также снижение вынужденной нервно-психической актив­ности человека, исключить воздействие на него шумов высокой интенсивности, яркого света, а также любых травмирующих фак­торов. Местом, специально приспособленным для пассивного от­дыха, могут быть личный дом, квартира, комната, а на производ­стве - комната отдыха. Для организации последней больше всего подходит комната с хорошей звукоизоляцией. Окна помещения не должны выходить на оживленную авто- или железнодорожную магистраль, а мебель необходимо подобрать комфортную и удоб­ную. Желательна также возможность регулирования степени ос­вещенности помещения.

Активный отдых в отличие от пассивного предполагает не ис­ключение нагрузок на организм, а их перераспределение между различными системами органов, основанное на смене видов дея­тельности. Эта разновидность отдыха особенно эффективна в тех случаях, когда утомление и усталость возникают вследствие вы­полнения человеком монотонной, однообразной деятельности, но также полезна и для тех, чья работа связана с интенсивными фи­зическими либо психическими нагрузками. Условия активного отдыха должны обеспечивать разнообразие видов деятельности, разгружающих одни системы органов (содействующих их релак­сации), и, наоборот, нагружающих те, которые в процессе осуще­ствления человеком основной деятельности страдали от дефицита активности (занятия спортом, чтение книг, конструирование и даже ремонт квартиры или дома и др.).

Задача восстановления здоровья человека, подорванного или утраченного в результате воздействия на него различных травми­рующих факторов, неосуществима без создания особой предмет­ной и информационной среды, специально приспособленной для ее решения. Эта среда должна включать в себя прежде всего сред­ства диагностики негативных изменений в организме, их частич­ной или полной компенсации, а также восстановления внутренних специфических и общих механизмов адаптации организма к воз­действию средовых факторов. Составными элементами такой сре­ды являются специальные учреждения, в которых осуществляется комплексная работа по восстановлению здоровья человека (различные медицинские учреждения - больницы, поликлиники, специализированные диспансеры, санатории и профилактории), а также обеспечивающие возможность человеку самостоятельно контролировать состояние своего здоровья и в разумных преде­лах осуществлять его восстановление (аптеки, популярная меди­цинская литература и периодика).

ЛИТЕРАТУРА

Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека: Избранные лекции. –М., 1994.

Бухвалов В. А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. - М., 1995.

Владимиров В. В. Расселение и экология. - М., 1996.

Жилище. Энциклопедия. - М., 1998.

Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкология. - М., 1997.

Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М., 1988.

Максимова Л. В. Опыт выявления каркаса основных понятии общей антропоэкологии // Эволюционная и историческая антропоэкология. - М., 1994. -С. 77-88.

Глава 7 ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разру­шающее и во многих случаях уничтожающее отношение человека к природе.

В современном мире на фоне бездумного отношения к своим и окружающим нас жизням, когда без всякой нужды уничтожаются миллионы живых существ, основу современных отношений чело­века и природы должен составлять глубоко нравственный прин­цип устойчивого развития, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность буду­щих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

А. А. Скворцов описывает четыре типа отношений между чело­веком и природой, которые наблюдались за все время их взаимо­действия.

Первый тип - безнравственное, злое отношение. Оно встреча­ется достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство жи­вотных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т. д.).

Второй тип - отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия.

Третий тип - отношение к природе: теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному. Настоящему ученому нет дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача - искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание.

Четвертый тип - отношение эстетическое.

Однако А. А. Скворцов считает первый и второй типы отноше­ний недопустимыми, а третий и четвертый - недостаточными. Наиболее точная формулировка единственно достойного отно­шения человека к природе - утверждение человеческого начала в космосе и космического в человеке.

В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориен­тации; была создана такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные элементы. Природа в этом слу­чае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникаль­ности, единственности и неповторимости.

Как отмечает В.И.Баранова, ценностное осмысление природы выражает нерасторжимое единство человека и общества с приро­дой. Человек и общество выступают как элементы единой системы «природа-общество», вне которого их существование невозможно; однако при этом интересы природы выдвигаются на первый план, получают приоритет над интересами общества, включаются в сфе­ру морали. При таком подходе природа в новой системе мораль­ных ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо связано с новым пониманием сущности человека как природного существа. Встает также вопрос о нравственном отношении чело­века к природе, об особенностях этого отношения, о расширении сферы действия традиционных, привычных форм моральной ре­гуляции (норм, принципов, ценностей, идеалов и т.д.).

В широком и строгом смысле слова «этика» - это философская и научная дисциплина, изучающая явления морали и нравствен­ности: морали как совокупности норм - запретов, требований, предписаний, идеалов - принятых в данном обществе и закреп­ленных в его культуре; нравственности как поведения людей с точки зрения его соответствия этим нормам. В нестрогом, но до­пустимом смысле в обыденном употреблении термин «этика» сов­падает с термином «мораль», является его синонимом. В отличие от обычая или традиции моральные нормы имеют идейное обос­нование в виде идеалов добра и справедливости, должного и т. п. Таким образом, мораль, нравственность - это форма обществен­ного сознания и вид общественных отношений.

По определению предметом экологической этики как одной из субдисциплин общей этики являются моральные нормы и нрав­ственность поведения в области отношений человек-общество-природа. Однако мы, наверное, вправе сказать об экологической этике нечто большее. В самом деле, в силу того что ее объект - это фундаментальные, базовые взаимоотношения человека и приро­ды, она выделяется своей значимостью среди других субдисцип­лин общей этики при всей их безусловной важности, даже среди таких, как, скажем, медицинская этика или биоэтика.

Здесь необходимо также подчеркнуть особое место этики во всей структуре экологического знания и поведения. Основатель учения о биосфере В.И.Вернадский писал: «Самыми главными вопросами являются вопросы этические, вопросы о том, как следует вести себя при тех или иных условиях жизни» (Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988. - С. 386). Наверное, позволительно дополнить это авторитетное высказывание пред­положением, что первично ущербным становится сознание чело­века и только затем ущербной становится окружающая его при­родная среда, что экология человека - это прежде всего оздоров­ление духовного мира общества, освоение высокой культуры и гуманистической морали.

В связи с названными существенными особенностями экологи­ческой этики важно выделить в ее внутренней структуре значение морального выбора и ответственности. Вообще говоря, наш вы­бор может определяться двояко - либо рациональными сообра­жениями, здравыми рассуждениями о последствиях принятия ре­шения или того или иного курса действий, либо эмоционально, страстями, так часто далекими от интересов дела. При выборе в экологической области особенно существенно, чтобы при этом главенствовало рациональное, разумное начало, и только такой выбор в полной мере будет ответственным. В данном контексте нам необходимо также сказать не только о высокой личной ответ­ственности, но и о социально-экологической ответственности, поскольку без преувеличения можно утверждать, что она имеет решающее значение для исторического развития в целом.

В этике, которой уже более двух с половиной тысяч лет, до сих пор нет какой-то общепризнанной теории, прежде всего нет еди­ного мнения относительно того, на что опираются все моральные нормы, т.е. не решен вопрос об истоках морали. На него даются различные ответы. Натуралистические теории этики усматривают истоки морали в естественном законе: «морально то, что естест­венно, что находится в согласии с природой». Другие теории ут­верждают, что все нормы морали содержат в себе здравый смысл, именно он является наилучшим руководством при решении мо­ральных коллизий. Многие этические теории говорят о религиоз­ном происхождении морали, основные императивы которой яв­лены в божественном откровении.

В области экологической этики кроме, разумеется, названных теоретических расхождений, есть много специфических, спорных и дебатируемых проблем. Назовем, в частности, такие: имеет ли экологическая этика собственную основу или ее принципы - это принципы общеэкологические; строится ли она лишь на призна­нии внутренней ценности природных объектов; составляет ли ис­ключительную основу экоэтики эстетика, когда считается, что «ценность жизни заключается в ее красоте»; могут ли отдельные моральные нормы сформировать экологическую этику и экологи­ческое сознание; насколько далеко зашел отход от утилитарист­ских форм этики или он продолжает доминировать; наконец, дей­ственна ли экологическая этика на практике.

Возвращаясь к вопросу об истоках этики, но применительно уже к экологической этике, мы придерживаемся той точки зрения, что в ее основании лежат мировоззренческого уровня подходы к сущности взаимодействия человека и природы.

И в этом смысле особую актуальность приобретает этика благо­говения перед жизнью лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера, который подвигом своей жизни продемонстрировал действенность внутренней духовной связи человека с окружающим его миром.

Суть этики благоговения перед жизнью состоит в том, что чело­век, причиняя вред любой другой жизни, осознает это и постоянно соизмеряет, насколько оправдан наносимый чужой жизни вред. Она предусматривает также постоянный внутренний конфликт, в основе которого лежит благоговение перед своей и любой другой жизнью и, как результат, возникает неизбежность выбора между этическим и необходимым.

Следует иметь в виду, что нравственность всегда была самым уязвимым, слабым местом всех социальных программ, поэтому рассматривать ее в качестве ключа к решению экологических проблем нет никаких оснований. Мораль производна от типа, ха­рактера жизнедеятельности, который, в свою очередь, зависит от множества объективных условий, в том числе природных.

Рассматривая связь моральных принципов этических субдисцип­лин с нормами и императивом общей этики, следует, видимо, исхо­дить из признания, что невозможно предложить такой набор правил и принципов, который бы всех удовлетворил. В связи с этим попыта­емся сформулировать в качестве материала для обсуждения данного вопроса совокупность правил и принципов экологической этики.

Среди них мы назвали бы следующие.

Нравственная позиция в отношениях человека к природе долж­на быть прежде всего гуманистической, т.е. имеющей в качестве приоритета как благо человека, так и благо природы. Связь меж­ду ними институализирует «экологический императив», выдвину­тый академиком Н. Н. Моисеевым и предписывающий, придержи­ваясь теории коэволюционного развития общества и природы, не вступать в противоречие с естественными закономерностями, да­бы не вызвать необратимых процессов в биосфере.

Рядом с этим императивом может быть поставлен «принцип партнерства» во взаимосвязи человека и природы.

Данный принцип, в свою очередь, может быть дополнен прин­ципом: относись к природе с уважением и любовью, к живой при­роде в особенности.

Исходя из вышесказанного, нравственной может быть названа деятельность, направленная на искоренение эгоистической идео­логии с ее потребительством и пренебрежением к будущим поко­лениям, на перестройку в связи с этим всей системы просвещения, образования и воспитания, всей культуры. Соответственно этому нравственны знания и практические навыки, оптимизирующие человеческое воздействие на природу. Особо мы считаем возмож­ным выделить принцип ненасилия как обладающего большим ин­теграционным потенциалом по отношению к другим принципам экологической этики и как в наиболее острой форме соотносяще­гося с ее гуманистической составляющей.

ПРИРОДА КАК ЦЕННОСТЬ. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И НАТУРОЦЕНТРИЗМ

К настоящему времени можно выделить три фундаментальных направления в понимании сути взаимодействия человека и при­роды.

Первое принято называть антропоцентризмом. В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Такое воззрение да­ет основание рассматривать отношения человека и природы ис­ключительно под углом зрения блага человека, который является ее господином. В современном обществе доминирует объектно-праг­матическое отношение к природе, психологическая противопоставленность человека другим существам, субъект-объектный характер их восприятия. По мнению А.А.Гусейнова, превалирующей являет­ся мировоззренческая установка, противопоставляющая человека природе, как цель средству. Она присутствует в общественном соз­нании, начиная с классической античности, и приобретает цент­ральное место в идеологии Нового времени. Родоначальники совре­менной науки и рационалистически ориентированного гуманизма видели в природе машину, рассматривали ее всего лишь как особой сложности механизм. Они обосновали доминирующее и в наши дни убеждение, что люди благодаря науке и практическому умению мо­гут и должны «сделаться хозяевами и господами природы».

Наиболее ярко антропоцентристский взгляд, по мнению многих философов и специалистов в области этики, выражен в концепции христианской морали. В сжатом виде основные положения антро-поцентристского взгляда сформировал известный специалист в данной области Б. Калликотт. Вот некоторые из них.

Бог - царство священного и таинственного - олицетворяет при­роду.

Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы.

Бог предоставил человеку управление природным миром.

Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу. Богоподобие человека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Поскольку природные объекты лишены богоподобия, они считаются морально несовершенными. В лучшем случае за ними признается инструментальная ценность.

Все сказанное было закреплено в аристотелетомистской телео­логии: рациональная жизнь - гарант существования природы; не­разумные вещи существуют лишь в качестве средства для поддер­жания наделенного разумом человека.

Эти положения Б.Калликотта хорошо иллюстрируют пози­цию, заявляющую об особой роли человека в мире, его главенст­вующем значении для природы. В принципе они составили основу для современных взглядов людей технократического общества на природу, экологию и необходимость осуществлять природоохранительную работу. Признается, что ресурсы не являются неисчер­паемыми, что человек должен думать не только о сиюминутных нуждах, но и о последующих поколениях. Он, конечно, обязан на­носить как можно меньше вреда природе, однако исходить при этом лишь из понятия своего блага. Например, если бы богатства природы были безграничны, а ресурсы неисчерпаемы, то человек считал бы вполне допустимым использовать их более интенсивно, воздействовать на природу более агрессивными методами, власт­вовать над ней более полно и более масштабно обладать. Но к настоящему времени реализация умеренности в рамках этой «старой» этики остается недостижимой.

Второе - натуроцентрическое - направление выделяется доволь­но условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даостско-буддистского миропонимания, так и в философии, например, в идеях Франциска Ассизского, сформулировавшего альтерна­тивный взгляд на природу. Основу такого подхода составляет ве­ра в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом. Святой Франциск как бы низводит челове­ка с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизни. Следо­вательно, им утверждается духовная самоценность всего, что есть в природе; человек должен признать эту самоценность и не вме­шиваться своей деятельностью в естественный ход событий.

Примером такого подхода являются также «универсально-кос­мические» этические концепции, предписывающие моральный ста­тус всему живому, сентиментальное поклонение природе, ее романтизация. Природа сама по себе в ее первозданном виде объявляет­ся предметом благоговейного поклонения.

При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой то общее, что в них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку.

В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основ­ных способов существования человека: обладания и бытия, осу­ществляемый Э. Фроммом в книге «Иметь или быть». В качестве иллюстрации, показывающей различие между этими двумя форма­ми существования, Э.Фромм приводит два стихотворения. Пер­вое принадлежит перу английского поэта XIX в. Теннисона:

Возросший средь руинцветок,

Тебя из трещин древних извлекаю,

Ты предо мною весь - вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони.

Ты мал, цветок, но если бы я понял,

Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок,

Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.

Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе:

Внимательно вглядись!

Цветы «пастушьей сумки»

Увидишь под плетнем!

Таким образом, если в первом случае человек срывает цветок, хотя и делает попытку оправдать этот поступок тем, что этот цве­ток может помочь ему проникнуть в суть природы Бога и челове­ка, сам цветок обрекается на смерть, становится жертвой прояв­ленного таким образом интереса к нему. Во втором же случае у человека нет желания сорвать его, он даже не дотрагивается до цветка, а только вглядывается в него.

Представители третьего направления предпринимают попытку сформулировать новую экологическую этику, основанную на глу­боком понимании глобальной взаимосвязи всего живого, вклю­ченности человека в такую взаимосвязь. Коренное изменение в морально-мировоззренческом освоении природы, которое соот­ветствует социально-научно-экологической перспективе, состоит в том, чтобы видеть в природе мир человека, предметное бытие его общественной сущности. В этом случае гуманизм как форма общественной связи между людьми приобретает завершенную форму только тогда, когда он станет одновременно формой связи между человеком и природой.

Следует отметить, что в ряде восточных религий провозглаша­ется единство всего сущего, поскольку во всем преобладает единая субстанция. Отсюда делается вывод о необходимости любовной заботы обо всем, что есть в природе. Благополучие человечества и благополучие природы, будущее человечества и будущее природы, богатство и разносторонность человеческой жизни и богатство природы - нерасторжимые части единого целого. В то же время здесь чувствуется отношение рядоположенности всех проявлений сущего. В реальности, как известно из опыта, все гораздо сложнее. Поэтому более привлекательным является системный подход, где все имеет свое определенное место, в том числе и человек.

Много интересного в этом плане можно найти у В. И. Вернад­ского, который выделил два важных принципа функционирова­ния природной энергии: 1) биогеохимический принцип - геохи­мическая биогенная энергия в биосфере стремится к максималь­ному своему проявлению; 2) в ходе эволюции видов выживают организмы, которые своей жизнедеятельностью максимально уве­личивают биогенную геохимическую энергию.

Следует также отметить, что уже сегодня в ряде нормативных документов находит отражение реализация идеи гармонии чело­века с природой: подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, при этом имея в виду не только интересы ны­нешнего поколения, но и грядущих поколений людей; проявлять заботливость, бережливость и разумность по отношению ко всем природным ресурсам, сводить к минимуму вред, наносимый жи­вым творениям природы и всем другим. В этом смысле наглядным примером служит стихотворение И.В.Гёте «Нашел», которое приводит Э. Фромм в своей книге.

 

Бродил я лесом... Я взял с корнями

В глуши его Питомца рос

Найти не чаял И в сад прохладный

Я ничего. К себе отнес.

 

Смотрю, цветочек В тиши местечко

В тени ветвей, Ему отвел,

Всех глаз прекрасней, Цветет он снова,

Всех звезд светлей. Как прежде цвел.

 

Простер я руку,

Но молвил он:

«Ужель погибнуть

Я осужден?»

 

Здесь также вначале у человека возникает желание сорвать цветок, но цветок здесь представлен как живое существо. Поэтому человек нашел другое решение - взять цветок с корнями, не раз­рушая его жизни и перенести его к себе домой.

В. А. Ясвин считает экологически целесообразным формировать у населения субъектное отношение к природе субъектно-этического типа. Такой тип отношения характеризуется личностной установкой на партнерское взаимодействие с природными суще­ствами, включением их в сферу действия этических норм.

НЕНАСИЛИЕ КАК ФОРМА ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И КАК НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП

В социальной сфере переход к ненасилию есть акт весьма свое­временного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания между различными куль­турными, этническими, конфессиональными общностями, способ­ствующий терпимости и готовности к разрешению конфликтов, кажущихся неразрешимыми.

В сфере отношений человека и природы этика ненасилия изме­няет не представления о природе, а отношение к ней. Согласно принципу ненасилия человек обязан вести себя не как существо, озабоченное лишь материальными запросами, а как цельная лич­ность. Здесь уместно будет привести примечательные строки из И. Канта: «В отношении живой, хотя и лишенной разума, части тварей насильственное и вместе с тем жестокое обращение с живот­ными еще более противно долгу человека перед самим собой, так как препятствуется сочувствие человека к их страданиям, ослаб­ляются и постепенно уничтожаются естественные задатки, очень полезные для моральности в отношениях с другими людьми» (Кант И. Соч.: В 6 т. - М., 1966. - Т. 4. - С. 382).

Ненасилие выступает в качестве той духовной инстанции, жиз­ненного и этического принципа, которые дают возможность чело­веку обрести истинную духовность, достичь состояния, когда не­насилие в различных его формах будет восприниматься как нечто вообще противное самой природе.

В нашем понимании ненасилие как альтернатива насилию -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...