Главные источники загрязнения воздуха жилых помещений и основные рекомендации по снижению уровня их загрязненности
(по энциклопедии «Жилище», М., 1998)
ТРУДОВАЯ СРЕДА Труд является необходимым условием существования современного человека, представляя собой основное средство добывания жизненных благ, необходимых для поддержания жизни. Трудовая деятельность отбирает у человека более 1/3 продолжительности его жизни, которую он проводит на производстве, в сфере обслуживания, в бизнесе или на государственной службе. Это дает основание выделять в качестве самостоятельного компонента жизненной среды трудовую (производственную) среду человека. Психолог Е.А.Климов обозначает следующие основные компоненты трудовой среды. 1. Витальные (жизненные), санитарно-гигиенические условия труда. К ним относятся температура, влажность, давление окружающего воздуха, разные виды лучистой энергии, пыль, шумы, вибрации, ультразвуки, ядовитые, «агрессивные» вещества, инфекции, вероятность травм, неизбежные динамические нагрузки, состояние невесомости. Эти факторы отражаются в психических состояниях человека, что в итоге сказывается на продуктивности деятельности, работоспособности человека, в частности, на сохранении ее в течение рабочего дня.
2. Социальные условия труда. На человека влияют не только метеорологические, физические условия, но и условия межличностных отношений, которые субъективно могут переживаться остро, провоцируя появление нервных и соматических заболеваний. В психологии в связи с этим возникло понятие «социально-психологический микроклимат» в производственном коллективе. Любая организованная группа, в том числе и производственный коллектив, имеет некоторое внутреннее «устройство», структуру -подгруппы, группировки, официальных и неофициальных лидеров; в группе есть свои «звезды», «отстающие» и даже «отверженные». Разные члены группы более или менее сходны или различаются по тому, что они считают важным и второстепенным, «само собой разумеющимся» и т.д. В результате сложного стечения обстоятельств в коллективе, группе складываются определенный стиль взаимоотношений, манеры обращения одних лиц с другими и т.д. Все это создает психологический микроклимат. Члены коллектива либо им дорожат, иногда больше, чем содержанием труда, либо он вынуждает их увольняться, уходя от интересной для них, по существу, работы. Построение и поддержание оптимальных деловых межличностных отношений, окрашенных положительными эмоциональными переживаниями, -важнейшее условие работоспособности человека, продуктивности его на трудовом посту, устойчивого положительного отношения к труду, производству. Е.А.Климов отмечает, что условия социальной среды не исчерпываются характером микроклимата. Они содержат более или менее выраженный информационный компонент. Можно даже говорить об информационной среде, которая как бы распределяется между собственно социальным окружением и рабочим местом. Член трудового коллектива постоянно находится в потоке оперативных деловых сообщении, сведении, как прицельно адресованных ему, так и общезначимых. «Прицельные» сообщения - это требования руководителей, приказы, советы, иногда «давление» коллег, их пожелания, просьбы, предложения. Влияют на работника, по мнению Е.А.Климова, и средства внутреннего оформления производственного помещения: не только художественного, эстетического (давно и многократно доказано, что в помещении «цвета грязи» работа идет менее продуктивно, чем в том случае, когда реализованы принципы «технической эстетики», или «дизайна»), но и наглядной агитации (общеполитической, по технике безопасности труда и т.д.).
Влияет на трудовую сферу действие «неписаных законов» трудового коллектива, носителями которого являются его традиционные члены; эти законы так или иначе поддерживаются их оперативными реакциями на возникающие ситуации. Окружающие люди, даже если они преднамеренно не влияют на человека, тем не менее фактически воздействуют на него, обнаруживая свою общую и профессиональную культуру, опыт, личностный облик, всю систему организации дел в коллективе. Рабочее место, или рабочая зона, выступая для работника как некая внешняя по отношению к нему среда, объединяет в себе множество ранее рассмотренных составляющих трудовой среды. Так, в пособии И.М.Ивановой, О.Г.Носковой, О.Н.Чернышевой «Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности» (М., 1980) рабочее место характеризуется как часть производственного пространства, в которой осуществляется взаимодействие трех основных моментов труда - предмета труда, средств труда и человека, вкладывающего свой живой труд в процесс производства. Одно из ключевых требований к организации рабочего места состоит, по мнению Е.А.Климова, в том, что оно должно соответствовать особенностям человека - анатомическим, физиологическим, психическим и, в частности, предусматривать индивидуальную регулировку, «подгонку» (например, изменение высоты сиденья стула, положения его спинки, удаленности от человека рычагов, кнопок, педалей и других органов управления техническим объектом, освещенности приборов и т.д.). По словам Е.А.Климова, важными структурными составляющими рабочего места как системы являются также зоны активного сбора оперативной информации и управляющих воздействий на средства и предмет труда. РЕКРЕАЦИОННАЯ СРЕДА Длительные и интенсивные нагрузки, испытываемые человеком в процессе осуществления трудовой деятельности, однообразие и монотонность выполняемых операций, большой объем работ приводят к тому, что у него появляются утомление и усталость. Усталостью называют состояние организма, при котором он оказывается неспособным реагировать привычными способами на раздражители, поступающие из внешней и внутренней среды. Усталость может вызывать расстройство многих физиологических функций (снижается эффективность газообмена в легких, затрудняется кровоснабжение основных систем органов, ослабляется иммунитет и др.), а также способствовать развитию болезней. Усталость является закономерным итогом практически любой человеческой деятельности, ее нельзя избежать, но необходимо предотвращать переутомление. Переутомление, или чрезмерная усталость, приводит к существенному, и࠽㌄㸄〄㐄весьма стойкому, снижению работоспособности человека и нарушению его здоровья. Поэтому крайне важно контролировать усиление усталости и регулярно (либо по мере необходимости) осуществлять меры по ее снятию и профилактике переутомления. Преодоление усталости предполагает организацию полноценного отдыха, что, в свою очередь, подразумевает создание особого предметного и информационного окружения человека, своеобразной «инфраструктуры отдыха».
Снижение способности человеческого организма адекватно реагировать на воздействие внешних и внутренних раздражителей может быть вызвано также действием ряда травмирующих факторов (механических, химических, биотических и др.), непосредственно нарушающих работу внутренних систем его жизнеобеспечения. К таким факторам прежде всего следует отнести всевозможные предметы и действия, наносящие человеку увечья; чрезмерно высокие либо, наоборот, низкие температуры, давление, влажность и др.; химические вещества, вызывающие отравления при попадании в организм; возбудителей инфекционных заболеваний и пр. Предотвращение их влияния на организм и профилактика негативных последствий такого влияния являются важнейшими условиями поддержания здоровья человека. Однако на практике эти задачи не всегда удается осуществить. В результате у человека могут развиться кратковременные или стойкие, легкие или серьезные нарушения здоровья, для восстановления которого необходимо предпринимать специальные компенсационные меры. Чтобы их осуществить, следует создать особое предметное и информационное окружение, включающее в себя разнообразные средства преодоления негативных последствии воздействия на организм человека травмирующих факторов.
Часть жизненной среды человека, предназначенную для отдыха, для преодоления утомления и усталости человека, а также для восстановления его физического и психического здоровья, в ан-тропоэкологии и социальной экологии принято обозначать как рекреационную (от лат. recreatio - восстановление) среду. При характеристике компонентов рекреационной среды, призванных обеспечить человеку полноценный отдых, необходимо учитывать своеобразие различных его видов. Как правило, выделяют две основные разновидности восстановительного отдыха -пассивный и активный отдых. Пассивный отдых предполагает создание условий, исключающих, насколько это возможно, воздействие на организм факторов, способствующих развитию либо усилению утомления и усталости. Основная функция пассивного отдыха - обеспечение релаксации (от лат. relaxatio - уменьшение напряжения, ослабление) организма в целом или отдельных его систем. Создание условий для релаксации предполагает такую организацию места отдыха, при которой человек может принять естественную позу, способствующую расслаблению основных групп мышц, нормализации кровообращения (более равномерному распределению крови в различных системах органов; устранению застойных явлений). Важно обеспечить также снижение вынужденной нервно-психической активности человека, исключить воздействие на него шумов высокой интенсивности, яркого света, а также любых травмирующих факторов. Местом, специально приспособленным для пассивного отдыха, могут быть личный дом, квартира, комната, а на производстве - комната отдыха. Для организации последней больше всего подходит комната с хорошей звукоизоляцией. Окна помещения не должны выходить на оживленную авто- или железнодорожную магистраль, а мебель необходимо подобрать комфортную и удобную. Желательна также возможность регулирования степени освещенности помещения. Активный отдых в отличие от пассивного предполагает не исключение нагрузок на организм, а их перераспределение между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности. Эта разновидность отдыха особенно эффективна в тех случаях, когда утомление и усталость возникают вследствие выполнения человеком монотонной, однообразной деятельности, но также полезна и для тех, чья работа связана с интенсивными физическими либо психическими нагрузками. Условия активного отдыха должны обеспечивать разнообразие видов деятельности, разгружающих одни системы органов (содействующих их релаксации), и, наоборот, нагружающих те, которые в процессе осуществления человеком основной деятельности страдали от дефицита активности (занятия спортом, чтение книг, конструирование и даже ремонт квартиры или дома и др.). Задача восстановления здоровья человека, подорванного или утраченного в результате воздействия на него различных травмирующих факторов, неосуществима без создания особой предметной и информационной среды, специально приспособленной для ее решения. Эта среда должна включать в себя прежде всего средства диагностики негативных изменений в организме, их частичной или полной компенсации, а также восстановления внутренних специфических и общих механизмов адаптации организма к воздействию средовых факторов. Составными элементами такой среды являются специальные учреждения, в которых осуществляется комплексная работа по восстановлению здоровья человека (различные медицинские учреждения - больницы, поликлиники, специализированные диспансеры, санатории и профилактории), а также обеспечивающие возможность человеку самостоятельно контролировать состояние своего здоровья и в разумных пределах осуществлять его восстановление (аптеки, популярная медицинская литература и периодика). ЛИТЕРАТУРА Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека: Избранные лекции. –М., 1994. Бухвалов В. А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. - М., 1995. Владимиров В. В. Расселение и экология. - М., 1996. Жилище. Энциклопедия. - М., 1998. Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкология. - М., 1997. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М., 1988. Максимова Л. В. Опыт выявления каркаса основных понятии общей антропоэкологии // Эволюционная и историческая антропоэкология. - М., 1994. -С. 77-88. Глава 7 ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разрушающее и во многих случаях уничтожающее отношение человека к природе. В современном мире на фоне бездумного отношения к своим и окружающим нас жизням, когда без всякой нужды уничтожаются миллионы живых существ, основу современных отношений человека и природы должен составлять глубоко нравственный принцип устойчивого развития, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. А. А. Скворцов описывает четыре типа отношений между человеком и природой, которые наблюдались за все время их взаимодействия. Первый тип - безнравственное, злое отношение. Оно встречается достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство животных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т. д.). Второй тип - отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия. Третий тип - отношение к природе: теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному. Настоящему ученому нет дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача - искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание. Четвертый тип - отношение эстетическое. Однако А. А. Скворцов считает первый и второй типы отношений недопустимыми, а третий и четвертый - недостаточными. Наиболее точная формулировка единственно достойного отношения человека к природе - утверждение человеческого начала в космосе и космического в человеке. В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориентации; была создана такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные элементы. Природа в этом случае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникальности, единственности и неповторимости. Как отмечает В.И.Баранова, ценностное осмысление природы выражает нерасторжимое единство человека и общества с природой. Человек и общество выступают как элементы единой системы «природа-общество», вне которого их существование невозможно; однако при этом интересы природы выдвигаются на первый план, получают приоритет над интересами общества, включаются в сферу морали. При таком подходе природа в новой системе моральных ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо связано с новым пониманием сущности человека как природного существа. Встает также вопрос о нравственном отношении человека к природе, об особенностях этого отношения, о расширении сферы действия традиционных, привычных форм моральной регуляции (норм, принципов, ценностей, идеалов и т.д.). В широком и строгом смысле слова «этика» - это философская и научная дисциплина, изучающая явления морали и нравственности: морали как совокупности норм - запретов, требований, предписаний, идеалов - принятых в данном обществе и закрепленных в его культуре; нравственности как поведения людей с точки зрения его соответствия этим нормам. В нестрогом, но допустимом смысле в обыденном употреблении термин «этика» совпадает с термином «мораль», является его синонимом. В отличие от обычая или традиции моральные нормы имеют идейное обоснование в виде идеалов добра и справедливости, должного и т. п. Таким образом, мораль, нравственность - это форма общественного сознания и вид общественных отношений. По определению предметом экологической этики как одной из субдисциплин общей этики являются моральные нормы и нравственность поведения в области отношений человек-общество-природа. Однако мы, наверное, вправе сказать об экологической этике нечто большее. В самом деле, в силу того что ее объект - это фундаментальные, базовые взаимоотношения человека и природы, она выделяется своей значимостью среди других субдисциплин общей этики при всей их безусловной важности, даже среди таких, как, скажем, медицинская этика или биоэтика. Здесь необходимо также подчеркнуть особое место этики во всей структуре экологического знания и поведения. Основатель учения о биосфере В.И.Вернадский писал: «Самыми главными вопросами являются вопросы этические, вопросы о том, как следует вести себя при тех или иных условиях жизни» (Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988. - С. 386). Наверное, позволительно дополнить это авторитетное высказывание предположением, что первично ущербным становится сознание человека и только затем ущербной становится окружающая его природная среда, что экология человека - это прежде всего оздоровление духовного мира общества, освоение высокой культуры и гуманистической морали. В связи с названными существенными особенностями экологической этики важно выделить в ее внутренней структуре значение морального выбора и ответственности. Вообще говоря, наш выбор может определяться двояко - либо рациональными соображениями, здравыми рассуждениями о последствиях принятия решения или того или иного курса действий, либо эмоционально, страстями, так часто далекими от интересов дела. При выборе в экологической области особенно существенно, чтобы при этом главенствовало рациональное, разумное начало, и только такой выбор в полной мере будет ответственным. В данном контексте нам необходимо также сказать не только о высокой личной ответственности, но и о социально-экологической ответственности, поскольку без преувеличения можно утверждать, что она имеет решающее значение для исторического развития в целом. В этике, которой уже более двух с половиной тысяч лет, до сих пор нет какой-то общепризнанной теории, прежде всего нет единого мнения относительно того, на что опираются все моральные нормы, т.е. не решен вопрос об истоках морали. На него даются различные ответы. Натуралистические теории этики усматривают истоки морали в естественном законе: «морально то, что естественно, что находится в согласии с природой». Другие теории утверждают, что все нормы морали содержат в себе здравый смысл, именно он является наилучшим руководством при решении моральных коллизий. Многие этические теории говорят о религиозном происхождении морали, основные императивы которой явлены в божественном откровении. В области экологической этики кроме, разумеется, названных теоретических расхождений, есть много специфических, спорных и дебатируемых проблем. Назовем, в частности, такие: имеет ли экологическая этика собственную основу или ее принципы - это принципы общеэкологические; строится ли она лишь на признании внутренней ценности природных объектов; составляет ли исключительную основу экоэтики эстетика, когда считается, что «ценность жизни заключается в ее красоте»; могут ли отдельные моральные нормы сформировать экологическую этику и экологическое сознание; насколько далеко зашел отход от утилитаристских форм этики или он продолжает доминировать; наконец, действенна ли экологическая этика на практике. Возвращаясь к вопросу об истоках этики, но применительно уже к экологической этике, мы придерживаемся той точки зрения, что в ее основании лежат мировоззренческого уровня подходы к сущности взаимодействия человека и природы. И в этом смысле особую актуальность приобретает этика благоговения перед жизнью лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера, который подвигом своей жизни продемонстрировал действенность внутренней духовной связи человека с окружающим его миром. Суть этики благоговения перед жизнью состоит в том, что человек, причиняя вред любой другой жизни, осознает это и постоянно соизмеряет, насколько оправдан наносимый чужой жизни вред. Она предусматривает также постоянный внутренний конфликт, в основе которого лежит благоговение перед своей и любой другой жизнью и, как результат, возникает неизбежность выбора между этическим и необходимым. Следует иметь в виду, что нравственность всегда была самым уязвимым, слабым местом всех социальных программ, поэтому рассматривать ее в качестве ключа к решению экологических проблем нет никаких оснований. Мораль производна от типа, характера жизнедеятельности, который, в свою очередь, зависит от множества объективных условий, в том числе природных. Рассматривая связь моральных принципов этических субдисциплин с нормами и императивом общей этики, следует, видимо, исходить из признания, что невозможно предложить такой набор правил и принципов, который бы всех удовлетворил. В связи с этим попытаемся сформулировать в качестве материала для обсуждения данного вопроса совокупность правил и принципов экологической этики. Среди них мы назвали бы следующие. Нравственная позиция в отношениях человека к природе должна быть прежде всего гуманистической, т.е. имеющей в качестве приоритета как благо человека, так и благо природы. Связь между ними институализирует «экологический императив», выдвинутый академиком Н. Н. Моисеевым и предписывающий, придерживаясь теории коэволюционного развития общества и природы, не вступать в противоречие с естественными закономерностями, дабы не вызвать необратимых процессов в биосфере. Рядом с этим императивом может быть поставлен «принцип партнерства» во взаимосвязи человека и природы. Данный принцип, в свою очередь, может быть дополнен принципом: относись к природе с уважением и любовью, к живой природе в особенности. Исходя из вышесказанного, нравственной может быть названа деятельность, направленная на искоренение эгоистической идеологии с ее потребительством и пренебрежением к будущим поколениям, на перестройку в связи с этим всей системы просвещения, образования и воспитания, всей культуры. Соответственно этому нравственны знания и практические навыки, оптимизирующие человеческое воздействие на природу. Особо мы считаем возможным выделить принцип ненасилия как обладающего большим интеграционным потенциалом по отношению к другим принципам экологической этики и как в наиболее острой форме соотносящегося с ее гуманистической составляющей. ПРИРОДА КАК ЦЕННОСТЬ. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И НАТУРОЦЕНТРИЗМ К настоящему времени можно выделить три фундаментальных направления в понимании сути взаимодействия человека и природы. Первое принято называть антропоцентризмом. В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Такое воззрение дает основание рассматривать отношения человека и природы исключительно под углом зрения блага человека, который является ее господином. В современном обществе доминирует объектно-прагматическое отношение к природе, психологическая противопоставленность человека другим существам, субъект-объектный характер их восприятия. По мнению А.А.Гусейнова, превалирующей является мировоззренческая установка, противопоставляющая человека природе, как цель средству. Она присутствует в общественном сознании, начиная с классической античности, и приобретает центральное место в идеологии Нового времени. Родоначальники современной науки и рационалистически ориентированного гуманизма видели в природе машину, рассматривали ее всего лишь как особой сложности механизм. Они обосновали доминирующее и в наши дни убеждение, что люди благодаря науке и практическому умению могут и должны «сделаться хозяевами и господами природы». Наиболее ярко антропоцентристский взгляд, по мнению многих философов и специалистов в области этики, выражен в концепции христианской морали. В сжатом виде основные положения антро-поцентристского взгляда сформировал известный специалист в данной области Б. Калликотт. Вот некоторые из них. Бог - царство священного и таинственного - олицетворяет природу. Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы. Бог предоставил человеку управление природным миром. Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу. Богоподобие человека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Поскольку природные объекты лишены богоподобия, они считаются морально несовершенными. В лучшем случае за ними признается инструментальная ценность. Все сказанное было закреплено в аристотелетомистской телеологии: рациональная жизнь - гарант существования природы; неразумные вещи существуют лишь в качестве средства для поддержания наделенного разумом человека. Эти положения Б.Калликотта хорошо иллюстрируют позицию, заявляющую об особой роли человека в мире, его главенствующем значении для природы. В принципе они составили основу для современных взглядов людей технократического общества на природу, экологию и необходимость осуществлять природоохранительную работу. Признается, что ресурсы не являются неисчерпаемыми, что человек должен думать не только о сиюминутных нуждах, но и о последующих поколениях. Он, конечно, обязан наносить как можно меньше вреда природе, однако исходить при этом лишь из понятия своего блага. Например, если бы богатства природы были безграничны, а ресурсы неисчерпаемы, то человек считал бы вполне допустимым использовать их более интенсивно, воздействовать на природу более агрессивными методами, властвовать над ней более полно и более масштабно обладать. Но к настоящему времени реализация умеренности в рамках этой «старой» этики остается недостижимой. Второе - натуроцентрическое - направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даостско-буддистского миропонимания, так и в философии, например, в идеях Франциска Ассизского, сформулировавшего альтернативный взгляд на природу. Основу такого подхода составляет вера в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом. Святой Франциск как бы низводит человека с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизни. Следовательно, им утверждается духовная самоценность всего, что есть в природе; человек должен признать эту самоценность и не вмешиваться своей деятельностью в естественный ход событий. Примером такого подхода являются также «универсально-космические» этические концепции, предписывающие моральный статус всему живому, сентиментальное поклонение природе, ее романтизация. Природа сама по себе в ее первозданном виде объявляется предметом благоговейного поклонения. При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой то общее, что в них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку. В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основных способов существования человека: обладания и бытия, осуществляемый Э. Фроммом в книге «Иметь или быть». В качестве иллюстрации, показывающей различие между этими двумя формами существования, Э.Фромм приводит два стихотворения. Первое принадлежит перу английского поэта XIX в. Теннисона: Возросший средь руинцветок, Тебя из трещин древних извлекаю, Ты предо мною весь - вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони. Ты мал, цветок, но если бы я понял, Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок, Тогда я Бога суть и человека суть познал бы. Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе: Внимательно вглядись! Цветы «пастушьей сумки» Увидишь под плетнем! Таким образом, если в первом случае человек срывает цветок, хотя и делает попытку оправдать этот поступок тем, что этот цветок может помочь ему проникнуть в суть природы Бога и человека, сам цветок обрекается на смерть, становится жертвой проявленного таким образом интереса к нему. Во втором же случае у человека нет желания сорвать его, он даже не дотрагивается до цветка, а только вглядывается в него. Представители третьего направления предпринимают попытку сформулировать новую экологическую этику, основанную на глубоком понимании глобальной взаимосвязи всего живого, включенности человека в такую взаимосвязь. Коренное изменение в морально-мировоззренческом освоении природы, которое соответствует социально-научно-экологической перспективе, состоит в том, чтобы видеть в природе мир человека, предметное бытие его общественной сущности. В этом случае гуманизм как форма общественной связи между людьми приобретает завершенную форму только тогда, когда он станет одновременно формой связи между человеком и природой. Следует отметить, что в ряде восточных религий провозглашается единство всего сущего, поскольку во всем преобладает единая субстанция. Отсюда делается вывод о необходимости любовной заботы обо всем, что есть в природе. Благополучие человечества и благополучие природы, будущее человечества и будущее природы, богатство и разносторонность человеческой жизни и богатство природы - нерасторжимые части единого целого. В то же время здесь чувствуется отношение рядоположенности всех проявлений сущего. В реальности, как известно из опыта, все гораздо сложнее. Поэтому более привлекательным является системный подход, где все имеет свое определенное место, в том числе и человек. Много интересного в этом плане можно найти у В. И. Вернадского, который выделил два важных принципа функционирования природной энергии: 1) биогеохимический принцип - геохимическая биогенная энергия в биосфере стремится к максимальному своему проявлению; 2) в ходе эволюции видов выживают организмы, которые своей жизнедеятельностью максимально увеличивают биогенную геохимическую энергию. Следует также отметить, что уже сегодня в ряде нормативных документов находит отражение реализация идеи гармонии человека с природой: подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, при этом имея в виду не только интересы нынешнего поколения, но и грядущих поколений людей; проявлять заботливость, бережливость и разумность по отношению ко всем природным ресурсам, сводить к минимуму вред, наносимый живым творениям природы и всем другим. В этом смысле наглядным примером служит стихотворение И.В.Гёте «Нашел», которое приводит Э. Фромм в своей книге.
Бродил я лесом... Я взял с корнями В глуши его Питомца рос Найти не чаял И в сад прохладный Я ничего. К себе отнес.
Смотрю, цветочек В тиши местечко В тени ветвей, Ему отвел, Всех глаз прекрасней, Цветет он снова, Всех звезд светлей. Как прежде цвел.
Простер я руку, Но молвил он: «Ужель погибнуть Я осужден?»
Здесь также вначале у человека возникает желание сорвать цветок, но цветок здесь представлен как живое существо. Поэтому человек нашел другое решение - взять цветок с корнями, не разрушая его жизни и перенести его к себе домой. В. А. Ясвин считает экологически целесообразным формировать у населения субъектное отношение к природе субъектно-этического типа. Такой тип отношения характеризуется личностной установкой на партнерское взаимодействие с природными существами, включением их в сферу действия этических норм. НЕНАСИЛИЕ КАК ФОРМА ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И КАК НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП В социальной сфере переход к ненасилию есть акт весьма своевременного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания между различными культурными, этническими, конфессиональными общностями, способствующий терпимости и готовности к разрешению конфликтов, кажущихся неразрешимыми. В сфере отношений человека и природы этика ненасилия изменяет не представления о природе, а отношение к ней. Согласно принципу ненасилия человек обязан вести себя не как существо, озабоченное лишь материальными запросами, а как цельная личность. Здесь уместно будет привести примечательные строки из И. Канта: «В отношении живой, хотя и лишенной разума, части тварей насильственное и вместе с тем жестокое обращение с животными еще более противно долгу человека перед самим собой, так как препятствуется сочувствие человека к их страданиям, ослабляются и постепенно уничтожаются естественные задатки, очень полезные для моральности в отношениях с другими людьми» (Кант И. Соч.: В 6 т. - М., 1966. - Т. 4. - С. 382). Ненасилие выступает в качестве той духовной инстанции, жизненного и этического принципа, которые дают возможность человеку обрести истинную духовность, достичь состояния, когда ненасилие в различных его формах будет восприниматься как нечто вообще противное самой природе. В нашем понимании ненасилие как альтернатива насилию -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|