Тема 1. Становление социальной экологии и ее предмет (4 часа).
Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки. Возникновение социальной экологии. Ее предмет. Отношение социальной экологии к другим наукам: биологии, географии, социологии. Тема 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты (4 часа). Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия. Классификации компонентов среды человека. Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики. Воздействие факторов среды на человека. Адаптация человека к окружающей среде и ее изменениям. Тема 3. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации (4 часа). Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: охотничье-собирательская культура, аграрная культура, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Их характеристика. Перспективы развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития. Тема 4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения (4 часа). Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурсный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загрязнение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроорганизмов. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор.
Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде (4 часа). Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимический, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения. Потребности как источник активности личности. Группы и виды потребностей и их характеристика. Характеристика экологических потребностей человека. Адаптация человека в естественной и социальной среде. Виды адаптации. Своеобразие поведения человека в естественной и социальной среде. Поведение человека в естественной среде. Характеристика научных теорий влияния среды на человека. Поведение человека в социальной среде. Организационное поведение. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях. Тема 6. Экология жизненной среды (4 часа). Элементы жизненной среды человека: социально-бытовая среда (городская и жилищная среды), трудовая (производственная) среда, рекреационная среда. Их характеристика. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды. Тема 7. Элементы экологической этики (4 часа). Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Предмет экологической этики. Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм. Субъектно-этический тип отношения к природе. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип. Проблема ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы в различных религиозных концепциях (джайнизм, буддизм, индуизм, даосизм, ислам, христианство). Тема 8. Элементы экологической психологии (4 часа). Становление и развитие экологической психологии и ее предмета. Характеристика психологической экологии и экологии окружающей среды.
Субъективное отношение к природе и его разновидности. Базовые параметры субъективного отношения к природе. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе. Типология субъективного отношения к природе. Субъективное восприятие мира природа. Формы и способы наделения субъектностью природных объектов (анимизм, антропоморфизм, персонификация, субъектификация). Экологическое сознание и его структура. Структура антропоцентрического и экоцентрического экологического сознания. Проблема формирования экологического сознания у подрастающего поколения. Тема 9. Элементы экологической педагогики (4 часа). Понятие экологической культуры личности. Типы экологической культуры. Педагогические условия ее формирования. Экологическое воспитание личности. Развитие экологического образования в России. Современное содержание экологического образования. Школа как основное звено экологического образования. Структура экологического образования будущего учителя. Экологизация образования. Характеристика экологизации образования за рубежом. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации (2 часа). Освоение природы человеком. Особенности восприятия природы первобытными людьми. Становление экологического сознания. Литература для подготовки к занятию Тайлор Б.Д. Первобытная культура. - М., 1989. - С. 355-388. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М., 1994.-С. 177-283. Тема 2. Современный экологический кризис и пути его преодоления (4 часа). Экологический кризис: миф или реальность? Предпосылки возникновения экологического кризиса. Пути преодоления экологического кризиса. Литература для подготовки к занятию Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. -С. 188-202. Атфилд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 203-257. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - С. 44-79. Тема 3. Этический аспект взаимоотношений человека и природы (4 часа). Что такое экологическая этика?
Основные этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и натуроцентризм. Сущность антропоцентризма и его общая характеристика. Сущность натуроцентризма и его общая характеристика. Литература для подготовки к занятию Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.-С. 293-325. Ролстон X. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 258-288. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - С. 216-229. Тема 4. Экология и этногенез (2 часа). Сущность процесса этногенеза. Влияние особенностей ландшафта на этногенез. Этногенез и эволюция биосферы Земли. Литература для подготовки к занятию Гумилев Л. Н. Биосфера и импульсы сознания // Конец и вновь начало. - М., 1997. - С. 385-398. Тема 5. Человек и ноосфера (2 часа). Идея ноосферы и ее творцы. Что такое ноосфера? Становление ноосферы и перспективы человечества. Литература для подготовки к занятию Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: антология философской мысли. -М., 1993. -С. 303-311. Тейяр де Шарден. Феномен человека. -М., 1987.-С. 133-186. Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т.-М., 1991.-Т. 1.-С. 85-104; С. 121-130.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|