Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления совершенствования работы государственного аппарата в сфере управления экономикой.




В условиях переходной экономики происходит непрерывный процесс изменения производственных отношений, соответствен­но этому видоизменяются и функции исполнительных органов власти. Изменение функций влечет и изменение структуры орга­нов исполнительной власти регионов.

Процесс реформирования структуры исполнительной власти направлен в сторону большего соответствия их функций потреб­ностям переходной экономики. Вместе с тем следует отметить, что до сих пор структура органов управления экономикой региона сохраняет многие черты структуры управления централизованной плановой экономики. Основные министерства и ведомства сохра­няют обычную аппаратную структуру, которая не позволяет вы­полнять на должном уровне такие функции, как прогнозирование социально-экономической ситуации в регионе, проведение ситу­ационного анализа, разработка методов косвенного регулирования экономических процессов.

Переход к демократическому и правовому государству делает необходимым реформирование государственного аппарата, изме­нение структуры, функций и способов регулирования его деятель­ности.

Основными недочетами в работе госаппарата являются:

· неадекватная реакция персонала на новое состояние обще­ства, экономики, на коренное изменение в формах соб­ственности;

· нечеткость разделения функций и полномочий в организа­ционных структурах, недостатки в работе с органами мест­ного самоуправления;

· недостаточный профессионализм многих госслужащих, атакже отрицательное воздействие и инерционность старойсистемы и специалистов, перешедших из нее;

· отсутствие опыта работы с негосударственными структу­рами;

· медленное освоение опыта функционирования государ­ственных структур и государственных служащих зарубежныхгосударств с развитой рыночной экономикой.

Основными причинами этих недостатков в работе структур госаппарата являются отсутствие теоретической и методологической базы работы с персоналом государственного управления, его развитием и формированием в условиях рыночной экономики, слабое развитие профессионального и личностного потенциала служащих, «узость» базы резерва, медленный поиск талантов, от­сутствие научной системы подготовки персонала государственной службы.

Для реорганизации государственных органов потребуются вы­деление ресурсов на создание развернутой инфраструктуры, спо­собной обеспечить подготовку и переподготовку персонала всех уровней управления, проведение научных исследований, введение систем и методов управления, базирующихся на новейших инфор­мационно-аналитических технологиях.

Замена административного управления экономическими ме­тодами требует коренного изменения системы работы го­сударственного аппарата. Это вызывает не только качественные, но и количественные изменения в формировании аппаратных структур. Должно сокращаться число уровней управления, проис­ходить четкое разграничение государственных, производственных, общественных функций, уменьшаться количество подразделении аппарата управления.

Появление новых критериев эффективности работы аппарата управления тесно связано с новой ролью государства. Результаты исследований западных ученых и практика государственного уп­равления в развитых странах указывают на то, что время незави­симого действия автоматических рыночных регуляторов эконо­мики уходит в прошлое. Правительства большинства развитых стран мира играют ключевую роль в исправно функционирующей рыночной системе.

В настоящее время первостепенная задача для всех стран с бывшей централизованно планируемой экономикой — построение новых управленческих систем с взаимодополняющими государ­ственными и частными структурами.

В новых условиях государственные органы должны разработать меры государственного регулирования как средство поддержания стратегического равновесия в экономике страны, сглаживающие резкие структурные сдвиги, так и мероприятия, обеспечивающие высокую предпринимательскую и трудовую активность населения.

Управленческий персонал на всех уровнях государственной власти сегодня надо учить не только обоснованию-решения эко­номических проблем, но и современным методам менеджмента, методам достижения соглашений, проведения переговоров, поиску компромиссов, практике принятия стратегических решений

Экономической политике, проводимой ныне нашим прави­тельством, недостает четкой промышленной политики, направ­ленной на инновационное развитие экономики нашей страны.

В настоящее время реформа государственного аппарата выс­тупает не как ограниченное мероприятие, направленное на час­тичное изменение тех или иных властных и управленческих струк­тур, а как комплексная программа.

Можно выделить следующие направления, по которым про­исходит модернизация системы государственного управления.

1. Приватизация. В широком смысле приватизация означаетдействия по уменьшению роли правительства и соответственноувеличению значения частного сектора во владении собственно­стью. Она означает не только передачу госсобственности в част­ное владение, но и заключение контрактов с частными организа­циями на выполнение определенных услуг на конкурентных усло­виях, предоставление гражданам альтернативных возможностейполучения услуг и др. Это стало основной стратегией в развитыхстранах, где государство контролирует незначительную часть соб­ственности. Вместе с тем в ходе приватизации возникают двекрупные проблемы — увеличение масштабов коррупции и умень­шение объемов услуг для бедных слоев населения.

2. Децентрализация. Децентрализация государственного управ­ления может проходить в виде передачи отдельных полномочий(функций) с федерального уровня на более низкий уровень управ­ления при сохранении централизованной власти. Другим путемявляется создание автономных структур (коммун, общин, муни­ципалитетов), располагающих собственными ресурсами для вы­полнения возложенных на них задач.

В результате формируются более благоприятные условия для улучшения обслуживания населения и повышения эффективности принимаемых решений. Непременными требованиями при децен­трализации являются финансовая самостоятельность и от­ветственность.

3. Улучшение качества государственных услуг. В последнее вре­мя популярным стал лозунг «создать структуры, ориентированныена потребителей». За ним стоят настойчивые попытки руководи­телей изменить ценностные ориентиры, сложившиеся в госаппа­рате, и поставить в центр деятельности государства обслуживаниеинтересов и удовлетворение нужд рядовых граждан.

Причины повышенного внимания к вопросам качества государственных услуг заключаются не только в стремлении учитывать интересы населения, но и в более полном использовании непосредственной связи между уровнем образования, квалифика­цией, здоровьем граждан и конкурентоспособностью националь­ных экономик.

Общими моментами являются больший акцент на развитии аналитических, прогностических, контрольных и оценочных функций, повышение качества подготовки и принятия решений.

В органах исполнительной власти Российской Федерации за­нято около 1 млн человек, в том числе почти 400 тыс. на феде­ральном уровне. Задача состоит в том, чтобы повысить эффектив­ность работы государственных служащих и соответственно более рационально использовать государственные ресурсы.

Качество государственного управления во многом зависит от деятельности высших руководителей. Признание их особой роли» в формировании эффективной системы госуправления способ­ствовало появлению в ряде развитых стран мира специального института — службы высших чиновников, позволяющего отбирать наиболее талантливых и компетентных специалистов, ориентиро­ванных не только на карьеру, но и в первую очередь на выполня­емую работу.

С этой же целью вводятся стандарты профессиональной ком­петенции высших чиновников в области менеджмента, от кото­рых сейчас требуются не только знания, но и новые качества го­сударственных лидеров. Речь идет о их способности определять стратегические задачи и приоритеты, понимать политический контекст и институциональные факторы, присущие любой ситу­ации, учитывать позиции и интересы различных групп и изменять баланс сил в нужную сторону, оценивать этические аспекты и социальные последствия решений, обеспечивать соблюдение де­мократических норм и ценностей, управлять политическими и организационными изменениями с учетом культурных, на­циональных, институциональных факторов.

Для современной системы государственного управления харак­терен новый механизм взаимоотношений с обществом, полити­ками и гражданами. Усложнение социальной структуры общества, появление гражданских движений и инициатив заставляет искать новые механизмы взаимоотношений государственных органов власти с населением и организациями, выражающими различные интересы. Развитие идет по двум направлениям: с одной сторо­ны, предпринимаются усилия по повышению качества услуг, оказываемых государством населению (образование, здравоохране-

ние, социальное страхование и т.п.), с другой — формируются но­вые механизмы вовлечения граждан в процесс принятия и реали­зации государственных решений. Это способствует эффективному использованию ресурсов для решения социальных проблем, более точному определению приоритетов государственной политики.

Важнейшими условиями эффективной работы госаппарата яв­ляются гласность, публичность и обязательность обоснования при­нимаемых решений, право граждан на их разъяснение, наказание за предоставление ложной или искаженной информации.

Растущее несоответствие между ограниченностью ресурсов и ростом социальных ожиданий и потребностей различных слоев общества ведет к недовольству населения и отчуждению власти, появлению новых общественных движений, кризису политичес­ких институтов. В связи с этим возникает вопрос о системе рас­пределения ресурсов. С одной стороны, она должна быть спра­ведливой в глазах различных социальных групп, с другой — власть вынуждена проводить политику экономии ресурсов и их более рационального распределения. Одним из аспектов данной проб­лемы является поиск новых моделей принятия решений на госу­дарственном уровне по вопросам определения целей и приори­тетов государственной политики.

Профессионализм госаппарата обеспечивается рациональным использованием кадрового потенциала и развитием института го­сударственной службы. В современных условиях осуществляется переход от унифицированной к дифференцированной системе госу­дарственной службы, ведется работа по кодификации деятельности чиновников и более четкому определению их обязанностей и прав.

В связи с процессом глобализации следует отметить такие но­вые моменты, как появление международной государственной службы и формирование бюрократических аппаратов междуна­родных организаций (ООН, ЕС, НАТО, АСЕАН, СНГ); выделе­ние оргструктур, отвечающих за взаимоотношения с различными межгосударственными организациями; изменение национальных законодательств с учетом международных соглашений.

Началось создание Европейского административного про­странства с целью сближения и унификации государственных структур как теперешних, так и потенциальных членов ЕС. В резу­льтате общеевропейские проблемы становятся частью повсед­невной работы госслужащих, от которых требуется знание меж­дународного и национального законодательств, иностранных язы­ков, информатики, основ межкультурного общения и т.д.

Разработаны критерии и предложена стратегия административных преобразований для новых членов ЕС, включающая такие этапы, как определение общих принципов государственного устройства, разработка программы изменения законодательства, план форми­рования государственных институтов.

Модернизация государственного аппарата становится посто­янной функцией и одной из основных задач любого правитель­ства. Речь идет о систематическом изучении работы госаппарата, повышении эффективности государственного управления, совер­шенствовании административных процедур, развитии отношений между гражданами и органами государственной власти. Это ведет к созданию оргструктур, ответственных за разработку и осуществ­ление административной политики.

В настоящее время используются методы совершенствования работы госаппарата, как правило, заимствованные из практики частного сектора: тотальное управление качеством, метод лучших показателей, реинжиниринг, проектное управление, стратегичес­кое управление, организационное развитие и др.

В настоящее время назрела необходимость разработки и реа­лизации общероссийской программы реформирования госу­дарственной службы. Такая программа призвана обеспечить фор­мирование целостной и непротиворечивой системы государствен­ного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Ее задача обеспечить координацию законопроектных и норматив­ных работ с организационно-управленческими мероприятиями и научными исследованиям

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...