Направления совершенствования работы государственного аппарата в сфере управления экономикой.
В условиях переходной экономики происходит непрерывный процесс изменения производственных отношений, соответственно этому видоизменяются и функции исполнительных органов власти. Изменение функций влечет и изменение структуры органов исполнительной власти регионов. Процесс реформирования структуры исполнительной власти направлен в сторону большего соответствия их функций потребностям переходной экономики. Вместе с тем следует отметить, что до сих пор структура органов управления экономикой региона сохраняет многие черты структуры управления централизованной плановой экономики. Основные министерства и ведомства сохраняют обычную аппаратную структуру, которая не позволяет выполнять на должном уровне такие функции, как прогнозирование социально-экономической ситуации в регионе, проведение ситуационного анализа, разработка методов косвенного регулирования экономических процессов. Переход к демократическому и правовому государству делает необходимым реформирование государственного аппарата, изменение структуры, функций и способов регулирования его деятельности. Основными недочетами в работе госаппарата являются: · неадекватная реакция персонала на новое состояние общества, экономики, на коренное изменение в формах собственности; · нечеткость разделения функций и полномочий в организационных структурах, недостатки в работе с органами местного самоуправления; · недостаточный профессионализм многих госслужащих, атакже отрицательное воздействие и инерционность старойсистемы и специалистов, перешедших из нее; · отсутствие опыта работы с негосударственными структурами;
· медленное освоение опыта функционирования государственных структур и государственных служащих зарубежныхгосударств с развитой рыночной экономикой. Основными причинами этих недостатков в работе структур госаппарата являются отсутствие теоретической и методологической базы работы с персоналом государственного управления, его развитием и формированием в условиях рыночной экономики, слабое развитие профессионального и личностного потенциала служащих, «узость» базы резерва, медленный поиск талантов, отсутствие научной системы подготовки персонала государственной службы. Для реорганизации государственных органов потребуются выделение ресурсов на создание развернутой инфраструктуры, способной обеспечить подготовку и переподготовку персонала всех уровней управления, проведение научных исследований, введение систем и методов управления, базирующихся на новейших информационно-аналитических технологиях. Замена административного управления экономическими методами требует коренного изменения системы работы государственного аппарата. Это вызывает не только качественные, но и количественные изменения в формировании аппаратных структур. Должно сокращаться число уровней управления, происходить четкое разграничение государственных, производственных, общественных функций, уменьшаться количество подразделении аппарата управления. Появление новых критериев эффективности работы аппарата управления тесно связано с новой ролью государства. Результаты исследований западных ученых и практика государственного управления в развитых странах указывают на то, что время независимого действия автоматических рыночных регуляторов экономики уходит в прошлое. Правительства большинства развитых стран мира играют ключевую роль в исправно функционирующей рыночной системе. В настоящее время первостепенная задача для всех стран с бывшей централизованно планируемой экономикой — построение новых управленческих систем с взаимодополняющими государственными и частными структурами.
В новых условиях государственные органы должны разработать меры государственного регулирования как средство поддержания стратегического равновесия в экономике страны, сглаживающие резкие структурные сдвиги, так и мероприятия, обеспечивающие высокую предпринимательскую и трудовую активность населения. Управленческий персонал на всех уровнях государственной власти сегодня надо учить не только обоснованию-решения экономических проблем, но и современным методам менеджмента, методам достижения соглашений, проведения переговоров, поиску компромиссов, практике принятия стратегических решений Экономической политике, проводимой ныне нашим правительством, недостает четкой промышленной политики, направленной на инновационное развитие экономики нашей страны. В настоящее время реформа государственного аппарата выступает не как ограниченное мероприятие, направленное на частичное изменение тех или иных властных и управленческих структур, а как комплексная программа. Можно выделить следующие направления, по которым происходит модернизация системы государственного управления. 1. Приватизация. В широком смысле приватизация означаетдействия по уменьшению роли правительства и соответственноувеличению значения частного сектора во владении собственностью. Она означает не только передачу госсобственности в частное владение, но и заключение контрактов с частными организациями на выполнение определенных услуг на конкурентных условиях, предоставление гражданам альтернативных возможностейполучения услуг и др. Это стало основной стратегией в развитыхстранах, где государство контролирует незначительную часть собственности. Вместе с тем в ходе приватизации возникают двекрупные проблемы — увеличение масштабов коррупции и уменьшение объемов услуг для бедных слоев населения. 2. Децентрализация. Децентрализация государственного управления может проходить в виде передачи отдельных полномочий(функций) с федерального уровня на более низкий уровень управления при сохранении централизованной власти. Другим путемявляется создание автономных структур (коммун, общин, муниципалитетов), располагающих собственными ресурсами для выполнения возложенных на них задач.
В результате формируются более благоприятные условия для улучшения обслуживания населения и повышения эффективности принимаемых решений. Непременными требованиями при децентрализации являются финансовая самостоятельность и ответственность. 3. Улучшение качества государственных услуг. В последнее время популярным стал лозунг «создать структуры, ориентированныена потребителей». За ним стоят настойчивые попытки руководителей изменить ценностные ориентиры, сложившиеся в госаппарате, и поставить в центр деятельности государства обслуживаниеинтересов и удовлетворение нужд рядовых граждан. Причины повышенного внимания к вопросам качества государственных услуг заключаются не только в стремлении учитывать интересы населения, но и в более полном использовании непосредственной связи между уровнем образования, квалификацией, здоровьем граждан и конкурентоспособностью национальных экономик. Общими моментами являются больший акцент на развитии аналитических, прогностических, контрольных и оценочных функций, повышение качества подготовки и принятия решений. В органах исполнительной власти Российской Федерации занято около 1 млн человек, в том числе почти 400 тыс. на федеральном уровне. Задача состоит в том, чтобы повысить эффективность работы государственных служащих и соответственно более рационально использовать государственные ресурсы. Качество государственного управления во многом зависит от деятельности высших руководителей. Признание их особой роли» в формировании эффективной системы госуправления способствовало появлению в ряде развитых стран мира специального института — службы высших чиновников, позволяющего отбирать наиболее талантливых и компетентных специалистов, ориентированных не только на карьеру, но и в первую очередь на выполняемую работу.
С этой же целью вводятся стандарты профессиональной компетенции высших чиновников в области менеджмента, от которых сейчас требуются не только знания, но и новые качества государственных лидеров. Речь идет о их способности определять стратегические задачи и приоритеты, понимать политический контекст и институциональные факторы, присущие любой ситуации, учитывать позиции и интересы различных групп и изменять баланс сил в нужную сторону, оценивать этические аспекты и социальные последствия решений, обеспечивать соблюдение демократических норм и ценностей, управлять политическими и организационными изменениями с учетом культурных, национальных, институциональных факторов. Для современной системы государственного управления характерен новый механизм взаимоотношений с обществом, политиками и гражданами. Усложнение социальной структуры общества, появление гражданских движений и инициатив заставляет искать новые механизмы взаимоотношений государственных органов власти с населением и организациями, выражающими различные интересы. Развитие идет по двум направлениям: с одной стороны, предпринимаются усилия по повышению качества услуг, оказываемых государством населению (образование, здравоохране- ние, социальное страхование и т.п.), с другой — формируются новые механизмы вовлечения граждан в процесс принятия и реализации государственных решений. Это способствует эффективному использованию ресурсов для решения социальных проблем, более точному определению приоритетов государственной политики. Важнейшими условиями эффективной работы госаппарата являются гласность, публичность и обязательность обоснования принимаемых решений, право граждан на их разъяснение, наказание за предоставление ложной или искаженной информации. Растущее несоответствие между ограниченностью ресурсов и ростом социальных ожиданий и потребностей различных слоев общества ведет к недовольству населения и отчуждению власти, появлению новых общественных движений, кризису политических институтов. В связи с этим возникает вопрос о системе распределения ресурсов. С одной стороны, она должна быть справедливой в глазах различных социальных групп, с другой — власть вынуждена проводить политику экономии ресурсов и их более рационального распределения. Одним из аспектов данной проблемы является поиск новых моделей принятия решений на государственном уровне по вопросам определения целей и приоритетов государственной политики.
Профессионализм госаппарата обеспечивается рациональным использованием кадрового потенциала и развитием института государственной службы. В современных условиях осуществляется переход от унифицированной к дифференцированной системе государственной службы, ведется работа по кодификации деятельности чиновников и более четкому определению их обязанностей и прав. В связи с процессом глобализации следует отметить такие новые моменты, как появление международной государственной службы и формирование бюрократических аппаратов международных организаций (ООН, ЕС, НАТО, АСЕАН, СНГ); выделение оргструктур, отвечающих за взаимоотношения с различными межгосударственными организациями; изменение национальных законодательств с учетом международных соглашений. Началось создание Европейского административного пространства с целью сближения и унификации государственных структур как теперешних, так и потенциальных членов ЕС. В результате общеевропейские проблемы становятся частью повседневной работы госслужащих, от которых требуется знание международного и национального законодательств, иностранных языков, информатики, основ межкультурного общения и т.д. Разработаны критерии и предложена стратегия административных преобразований для новых членов ЕС, включающая такие этапы, как определение общих принципов государственного устройства, разработка программы изменения законодательства, план формирования государственных институтов. Модернизация государственного аппарата становится постоянной функцией и одной из основных задач любого правительства. Речь идет о систематическом изучении работы госаппарата, повышении эффективности государственного управления, совершенствовании административных процедур, развитии отношений между гражданами и органами государственной власти. Это ведет к созданию оргструктур, ответственных за разработку и осуществление административной политики. В настоящее время используются методы совершенствования работы госаппарата, как правило, заимствованные из практики частного сектора: тотальное управление качеством, метод лучших показателей, реинжиниринг, проектное управление, стратегическое управление, организационное развитие и др. В настоящее время назрела необходимость разработки и реализации общероссийской программы реформирования государственной службы. Такая программа призвана обеспечить формирование целостной и непротиворечивой системы государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Ее задача обеспечить координацию законопроектных и нормативных работ с организационно-управленческими мероприятиями и научными исследованиям
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|