Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути поддержки депрессивных регионов.




Депрессивный регион — регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития.

Следует отметить, что, когда депрессия становится общерегио­нальной и общехозяйственной, традиционная трактовка лишает­ся смысла: ее пришлось бы распространить на все производствен­но-хозяйственные структуры и все регионы и, следовательно, выхолостить ее специфическое содержание. В этих условиях деп­рессивными следует считать территории, в пределах которых негативные явления (спад производства, снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии и т.п.) более высокие, чем общероссийские. Степень же такого превышения является показателем остроты проблемы и определяет одновременно приоритетность ее решения.

Депрессивными территориями в регионе следует считать ком­пактные образования (например, населенные пункты), которые являются точками напряжений. Число таких точек зависит лишь от того, какие параметры опережающего спада производства и снижения уровня жизни и в каких определяющих условиях (рай­оны Крайнего Севера, районы национально-этнических конфлик­тов и т.п.) признаются недопустимыми и требующими немедлен­ных регулятивных мер противодействия.

Современная система государственного регулирования разви­тия регионов зачастую не содержит необходимых корректирую­щих воздействий, направленных на выход регионов из депрессив­ного состояния.

Поддержка депрессивных регионов основывается на таких принципах, как: обоснованность выбора объекта помощи, селек­тивность политики государственной поддержки регионов, адрес­ность и локализация помощи, легитимность и контролируемость.

Обоснованность выбора объекта помощи базируется на всесто­роннем анализе социально-экономической ситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборе наи­более острых по ситуации объектов. Прогнозные сценарии пред­ставляют собой краткую системную характеристику варианта со­стояния и развития депрессивной территории, включая и вариант нерегулируемого развития ситуации. С помощью этого же инст­рументария проводятся анализ состояния и диагностика развития депрессивных ситуаций в масштабах локальных территорий.

Каждый из сценариев содержит сведения о собственных и привлеченных ресурсах, направлении перемен в формировании депрессивного состояния, механизмах его преодоления. Иными словами, сценарный вариант есть прогнозная характеристика из­менения состояния депрессии и требующихся для этого ресурсов, управленческих действий и т.д. Сравнительный анализ сценарных вариантов должен позволить не только более обоснованно оценить остроту депрессивной ситуации, но и диагностировать саму воз­можность санации депрессивных территорий.

Селективность (избирательность) государственной поддержки регионов связана со множеством регионов и предприятий, требующих поддержки, а также с дефицитностью регионального бюд­жета.

Объектами особой приоритетной поддержки в условиях массовых кризисных ситуаций социально-экономического, природно-ресурсного и экологического характера должна стать отно­сительно небольшая группа производственно-хозяйственных (предприятия, объединения) и региональных (населенные пунк­ты, ограниченные территории) структур, тех, где ситуация ано­мально обострена, а собственных и привлеченных ресурсов для перелома нарастающих негативных тенденций недостаточно. В производственно-хозяйственной сфере к числу таких структур в первую очередь относятся предприятия-банкроты; в региональ­ных системах таковыми являются депрессивные территории, т.е. пространственно-локальные образования, в которых по эко­номическим, политическим, социальным, экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и, ста­ло быть, нет оснований рассчитывать на автоматическое разреше­ние кризисных ситуаций.

В то же время в отличие от обанкротившихся предприятий территории как совокупности социально-экономического, при-родно-ресурсного, экологического, культурно-исторического по­тенциалов общества, как неотъемлемые составляющие единого государства не могут, естественно, обрекаться на ликвидацию, на механическое прекращение их функций.

Сам факт существования депрессивных территорий делает невозможной реализацию в их пределах конституционных прав, свобод и гарантий, отсюда вытекает безусловная необходимость разработки и использования на федеральном, субфедеральном и местных уровнях комплекса антидепрессивных мер. Это связано с тем, что рано или поздно точки депрессии становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напря­жений.

Санацией (оздоровлением) территорий называется система мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования.

Идеология санации депрессивных территорий в переходный период основывается на априорных представлениях о недостаточ­ности ресурсов для общего и относительно равномерного подъе­ма территорий и о предпочтительности концентрации средств в точках наибольшей депрессии с предварительным запуском спе­циально разработанных системных механизмов санации. При этом требуют решения задачи обоснованного выбора таких экстремаль­ных точек и таких системных механизмов.

Пути санации депрессивных регионов сугубо индивидуальны. Так, санация шахтерских поселков после закрытия шахт не может быть совершенно одинаковой для населенных пунктов, например, в Заполярье и в Ростовской области. При этом не исключается возможность существования идентичных элементов в процессе санации, что позволяет использовать некоторые относительно стандартные процедуры. В ряду таких элементов можно, в част­ности, назвать новую переквалификацию части трудоспособного населения; создание организационно-правовых предпосылок ак­тивизации хозяйственной деятельности, организацию самодея­тельного или целенаправленного переселения части жителей на более благоприятные территории и т.д.

Набор, последовательность и целевая ориентация мероприя­тий по санации в каждом конкретном случае индивидуальны, в силу чего их реализация требует специально разработанной про­граммы.

Определяющим элементом в выборе вариантов санации де­прессивных территорий является ее конечная цель. В качестве такой цели могут выступать:

· временная консервация депрессивного состояния (средствавнешней по отношению к данной территории поддержкипрепятствуют дальнейшей деструкции, не устраняя, одна­ко, ее причин);

· реструктуризация (трансформация экономического потен­циала, социальная разгрузка территории, устранение при­чин экологических катастроф и т.д.);

· тотальная санация, т.е. полный вывод из зоны депрессиипромышленных объектов, переселение из нее жителей.

До настоящего времени тотальная санация проводилась ис­ключительно вследствие чрезвычайных ситуаций, но в перспек­тиве она может стать одним из типичных способов решения про­блемы.

Различия вариантов санации обусловлены не только пресле­дуемой при этом конечной целью, но и содержательной направленностью регулятивных действий по санации региона, их длительностью и др. Так, санация может ориентироваться на со­держательные действия по стимулированию, активизации извне экономического и социального потенциала территории, по сня­тию ограничений саморазвития и т.д. Тем самым делается попытка

устранить основную причину депрессивного состояния: отсутствие стимулов нормальной воспроизводственной деятельности. В данном варианте могут быть использованы приемы установле­ния особых правовых режимов хозяйствования: предоставление налоговых льгот и каникул, условий наибольшего благоприятство­вания, поддержки отдельных его форм (например, фермерских хозяйств) и т.д. Применимы и самые различные способы активи­зации населения — от создания новых рабочих мест до измене­ния форм собственности.

Механизмы проведения санации депрессивных территорий охватывают действия федеральных, субфедеральных и местных органов власти и хозяйствующих субъектов по решению про­блем региона. Практически каждое частное действие по сана­ции депрессивных территорий уже сейчас имеет нормативно закрепленный (хотя и не обязательно совершенный) механизм реализации.

Средствами (путями) санации региона являются: действия органов власти по социальной защите населения; мероприятия по банкротству предприятий; регулирование миграции; воздействие на чрезвычайные ситуации; государственная поддержка отраслей и территорий по каналам бюджетов и различных программ; упо­рядочение отношений собственности; регулирование земельных отношений; формирование и использование бюджетов и налогов; заключение многосторонних соглашений.

Система механизмов санации депрессивных территорий в со­временных кризисных, переходных, нестабильных условиях ста­нет работоспособной только при опоре на совокупность следую­щих принципов:

1. целевая ориентация. Ни один механизм не должен бытьиндифферентным по отношению к предмету регулирования; в немнеобходимо учитывать реалии и неукоснительно обеспечиватьименно конечные результаты санации депрессивных территорий;

2. системность воздействия. Механизмы проведения санацииследует конструировать так, чтобы они проявлялись во всех аспек­тах санации одновременно; из них надлежит исключать противо­действующие и нестыкуемые компоненты;

3. многоуровневая поддержка. Механизмы санации должныбыть встроены в политику федеральных, субфедеральных и ме­стных органов власти; следует выделять зоны совместных дей­ствий и зоны исключительной компетенции;

4. концентрация ресурсов. В механизмах санации необходимопредусматривать аккумулирование и возможное перераспре­деление ресурсов, поступающих по различным каналам;

5. упреждающие действия. Механизмы санации призваны ра­ботать с опережением новых депрессивных ситуаций; важно нестолько гасить ранее возникшие социальные и иные напряжения,сколько заранее создавать организационно-правовые и иные пре­грады на пути перерастания депрессивных ситуаций в катастро­фические;

6. операциональность. Все предлагаемые меры должны укла­дываться в действующую систему процедур, решений и т.д.;

7. реальность. Все предусмотренные программой санации ме­роприятия необходимо осуществить; лучше отказаться от эффек­тного намерения, чем получить хотя бы один неудачный резуль­тат, способный ухудшить ситуацию;

8. контролируемость. Все действия следует проводить в режи­ме, позволяющем проверить их реализацию и, главное, соответ­ствие полученных результатов целям санации;

9. гласность. Депрессивные территории, особенно в период ихсанации, суть зоны аномально высоких социальных напряжений;первой гарантией успеха санации нужно считать объективное ос­вещение ее целей и процедур, снятие в ходе дискуссий всех воз­никающих вопросов, оповещение о каждом (удачном и неудачном)шаге санации, особенно в части использования средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...