Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чего можно ждать от человечества




Человек сделал великий путь от «мертвой» материи к однокле­точным существам, а отсюда к своему теперешнему полуживот­ному состоянию. Остановится ли он на этом пути? Если и остано­вится, то не сейчас, ибо мы видим, какими гигантскими шагами прогрессирует в настоящее время наука, техника, обстановка жизни и социальное устройство человечества. Это указывает и на перемены в нем самом. Во всяком случае эти перемены должны произойти.

Правда, пока сам человек мало изменяется. Те же остатки жи­вотных страстей, инстинктов, слабость ума, рутинность... Но, в общем, он опередил животных и, следовательно, сильно прогрес­сировал. Ничто сразу не останавливается. Не остановится и чело­век в своем развитии, тем более что ум давно уже ему подсказыва­ет его нравственное несовершенство, но пока животные наклон­ности сильнее, и ум не может их одолеть.

Можно вскоре ожидать наступления разумного и умеренного общественного устройства на Земле, которое будет соответст­вовать его свойствам и его ограниченности. Наступит объеди­нение, прекратятся вследствие этого войны, так как не с кем будет воевать. Счастливое общественное устройство, подска­занное гениями, заставит технику и науку идти вперед с нево­образимой быстротою и с такою же быстротой улучшать чело­веческий быт. Это повлечет за собою усиленное размножение. Население возрастет в 1000 раз, отчего человек сделается ис­тинным хозяином земли. Он будет преобразовывать сушу, из­менять состав атмосферы и широко эксплуатировать океаны. Климат будет изменяться по желанию или надобности. Вся земля сделается обитаемой и приносящей великие плоды. Сна­чала исчезнут вредные животные и растения, потом избавятся и от домашних животных. В конце концов, кроме низших существ, растений и человека, ничего на земле не останется... Много­численное население земли будет усиленно размножаться, но право производить детей будут иметь только лучшие особи. Все будут иметь жен и счастливо жить с ними, но не все будут иметь детей.

Таким образом, численность людей, дойдя до своего предела, не будет возрастать, но зато качество их будет непрерывно изменяться к лучшему. Естественный подбор заменится искусственным, при­чем наука и техника придут ему на помощь...

...Исчезнут из характера низшие животные инстинкты. Даже ис­чезнут унижающие нас половые акты и заменятся искусственным оплодотворением. Женщины будут рожать, но без страданий, как родят низшие животные. Произведенные ими зародыши будут продолжать развитие в особой обстановке, заменяющей утробу матери.

Будет полный простор для развития как общественных, так и индивидуальных свойств человека, не вредящих людям.

Картину душевного мира будущего человека, его обеспеченно­сти, комфорта, понимания вселенной, спокойной радости и уве­ренности в безоблачном и нескончаемом счастье - трудно себе представить. Ничего подобного ни один миллиардер сейчас не может иметь.

Техника будущего даст возможность одолеть земную тяжесть и путешествовать по всей солнечной системе. Посетят и изучат все ее планеты. Несовершенные миры ликвидируют и заменят собст­венным населением. Окружат солнце искусственными жилищами, заимствуя материал от астероидов, планет и их спутников. Это даст возможность существовать населению в 2 миллиарда раз бо­лее многочисленному, чем население Земли. Отчасти она будет отдавать небесным колониям свой избыток людей, отчасти пере­селенные кадры сами будут размножаться...

Кругом солнца, по близости астероидов, будут расти и совер­шенствоваться миллиарды миллиардов существ. Получатся очень разнообразные породы совершенных: пригодные для жизни в раз­ных атмосферах, при разной тяжести, на разных планетах, при­годные для существования в пустоте или в разреженном газе, жи­вущие пищей и живущие без нее - одними солнечными лучами -существа, переносящие жар, существа, переносящие холод, пере­носящие резкие и значительные изменения температуры...

После заселения нашей солнечной системы начнут заселяться иные солнечные системы нашего млечного пути. С трудом от­делится человек от земли. Гораздо легче было одолеть солнеч­ное притяжение, ввиду свободы движений в эфире и громадно­сти лучистой энергии всего солнца, которой мог воспользовать­ся человек. Земля оказывается исходным пунктом расселения совершенных в млечном пути. Где на планетах встретят пусты­ню или недоразвившийся уродливый мир, там безболезненно ликвидируют его, заменив своим миром. Где можно ожидать хороших плодов, там оставят его доразвиваться. Тяжкую дорогу прошло население Земли. Страдальческий и длинный был путь. И еще осталось много времени для мучительного развития. Не­желателен этот путь. Но Земля, расселяясь в своей спиральной туманности (т.е. в млечном пути), устраняет эту тяжелую доро­гу для других и заменяет ее легкой, исключающей страдания и не отнимающей миллиарды лет, необходимых для самозарож­дения.

Циолковский К. Э. Монизм Вселенной // Очерки о Вселенной. - М., 1992. -С. 151-153.

В. П. КАЗНАЧЕЕВ, Е. А. СПИРИН. КОСМОПЛАНЕТАРНЫЙ ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

Организованность монолита земной жизни и космопланетарное измерение человека

...Научные данные, полученные к настоящему времени в рам­ках экологии человека и космической антропоэкологии, делают все более очевидной взаимосвязь между дальнейшим существова­нием биосферы и ноосферы и космическими факторами. В космопланетарном аспекте биосфера является своеобразной «пленкой жизни» на поверхности планеты... Около 3,8 млрд лет она преоб­разовывала лик Земли, существенным образом воздействовала на динамику литосферных, гидросферных и атмосферных процессов. За это время, аккумулируя энергию космических излучений, био­сфера и живое вещество сформировали саморегулирующиеся ме­ханизмы, которые обеспечили им внутреннее саморазвитие и дали гарантии защиты от вредных и губительных факторов космиче­ской среды...

...Было экспериментально установлено, что живые организмы способны улавливать из Космоса электромагнитные потоки и пе­рерабатывать их энергию, прежде всего в процессе фотосинтеза. На компенсаторно-защитную роль биосферы впервые серьезное внимание обратил А.Л.Чижевский. Он сформулировал закон квантитативно-компенсаторной функции биосферы... и выявил многочисленные факторы влияния космического излучения Солнца на процессы жизнедеятельности живых организмов, в том числе и человека...

Представление об эволюции биосферы и ее превращении в ноосферу в ходе социально-природного развития человека как части универсального процесса космопланетарной эволюции раз­рабатывал В. И. Вернадский. Данные, накопленные в области со­временной глобальной экологии, подтверждают предположения этого ученого и свидетельствуют о том, что человечество, все глубже вмешиваясь в природные космопланетарные процессы и преобразуя биосферу, берет на себя все возрастающую ответст­венность за осуществление указанных процессов, в том числе за компенсаторную функцию биосферы...

Становится все более ясным, что указанные функции биосферы следует всесторонне изучать, и регулировать их можно только на основе данных современной науки. Особенно очевидным это ста­ло с появлением космических методов исследований земного и околоземного пространства. Данные, полученные с помощью этих методов, показывают, насколько грандиозны масштабы взаимо­связи жизни на Земле, включая самого человека, с космическим пространством, зависимости земной жизни от Космоса. Можно наблюдать, как земная глобальная экология и региональная эко­логия, исследующие закономерности перехода биосферы в ноо­сферу, все больше превращаются в экологию космическую, в рам­ках которой взаимодействие живой природы с окружающей сре­дой, и особенно процессы планетарных масштабов, изучается в аспекте связей явлений жизни с космическим пространством. Са­ма поверхность планеты начинает рассматриваться как часть пла­нетарного космического тела и окружающей космопланетарной среды...

Таким образом, земная экология (включая экологию человека) становится частью широкого комплекса наук, концентрирующих­ся вокруг космической экологии, которая изучает процессы взаи­модействия живого и косного вещества как космические процессы. Задачи экологии человека все более усложняются в силу необхо­димости учета многих космических факторов и процессов. Пре­образуя окружающую среду, биосферу в целом, атмосферу, гид­росферу, литосферу, человечество, как мы уже говорили, оказыва­ется в прямой зависимости от космических факторов. Возможно­сти преобразования этих факторов и защита от их действия ныне все больше обусловливаются достижениями научно-технического прогресса...

Земная экология человека, несмотря на то, что это еще моло­дая наука, сегодня определяет решение практически всех вопросов экологического проектирования и преобразования живой и нежи­вой природы. При этом она, как уже отмечалось, во все большей мере подвергается космизации, превращаясь в важнейший раздел более широкой науки - космической антропоэкологии...

...Разделение экологии человека на земную и космическую се­годня уже достаточно условно, ибо земная экология в естествен­но-историческом аспекте отражает космическую суть человечест­ва. Таким образом, космическая антропоэкология - это дальней­шее, качественно новое развитие экологии человека. Если эколо­гия человека исследует закономерности взаимодействия людских популяций с окружающей средой, проблемы развития народона­селения, сохранения и развития здоровья людей, то космическая антропоэкология - это комплекс наук о среде обитания, здоровье и эволюции человека в земных и неземных условиях космического пространства...

Говоря о проблемах, стоящих перед экологией человека и кос­мической антропоэкологией, необходимо иметь в виду, что под влиянием научно-технического прогресса взаимодействия челове­ка и космопланетарных процессов приобретают определенную специфику, в частности кардинально изменяется характер исполь­зования энергетических ресурсов. На основе достижений совре­менной энергетики осуществляются преобразования на поверхно­сти планеты, которые достигают планетарно-космических мас­штабов. Происходит глобальное дифференцирование поверхно­сти земного шара, его биосферы. Целенаправленное хозяйствен­ное освоение превращает территорию Земли в специализирован­ные производственно-биосферные комплексы: создаются и полу­чают все большее развитие гигантские комбинаты, например по получению энергетических ресурсов, расширяется транспортная сеть, в хозяйственных целях используются атмосфера, поверхно­сти и глубины океанов, морей, все больше эксплуатируются зоны шельфов и зоны распространения аквакультур. Производственно-экономическое дифференцирование биосферы сочетается со все большей концентрацией людей в городах и городских агломера­циях, сопровождается значительными изменениями в организа­ции биосферы, а также в психофизиологической организации че­ловека, биосоциальной организации человеческих популяций, сдвигами в состоянии здоровья населения, в частности распро­странением хронической патологии.

Параллельно преобразованиям биосферы благодаря использо­ванию новых мощных источников энергии, новых типов двигате­лей осуществляется выход человека в ближний и дальний Космос. Если в работах В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чи­жевского и других ученых предлагалась теоретическая картина Земли как космического тела, то сегодня эта картина может быть проверена и откорректирована с помощью методов космической, спутниковой съемки и т. д. Сформировалось новое фундаменталь­ное и научно-практическое направление - космическое землеведе­ние. В рамках этого нового комплексного направления науки предусматривается изучение глобальных и локальных структур земной коры, динамики геолого-географических процессов, про­гнозирование биопродуктивности акваторий, изучение лесных ресурсов, контроль состояния и динамики загрязнения биосферы.

<...>

...Определяя биосферу как естественно-природное явление, В. И. Вернадский в основе его видит прежде всего процесс - космопланетарную эволюцию Земли и деятельность живого вещества как главного фактора этой эволюции. Биосфера в условиях Земли является своеобразным вместилищем живого вещества, включает его как основу. В этом плане она предстает как сложная саморе­гулирующаяся космопланетарная система, новая оболочка Земли...

Биосфера... активно поглощая солнечную энергию и космические излучения, превращает ее компоненты в высокоорганизованные живые биокосные тела. Почти за 4 млрд лет живым веществом биосферы геологически переработана верхняя часть литосферы Земли, а основной состав атмосферы и гидросферы - это ее про­изводные.

Чрезвычайно важно исследовать механизмы «общения» Земли с космической средой, причем не только с потоками электромаг­нитных полей элементарных частиц (нейтрино и др.), но и с физи­ко-химическими телами и образованиями. Речь идет о захвате гравитационным полем Земли метеоритных и пылевых масс кос­мического происхождения. Требует специального изучения и «захват» органического космического вещества различной при­роды. Все перечисленные космические элементы при попадании в атмосферу, на поверхность Земли выступают не только как мате­риально-энергетические потоки, но и как потоки - носители опре­деленной информации.

Несомненно, что космопланетарные связи во всех этих отно­шениях значительно многообразнее, чем нам известно сейчас, и космопланетарное единство более значимо для процессов эволю­ции Земли, ее биосферы. «Мы имеем здесь дело с установившимся динамическим равновесием - материально-энергетическим обме­ном планеты с окружающей ее космической средой. Этой устой­чивости для энергетического обмена, по-видимому, нет. Земля получает больше, чем отдает...», - так В.И.Вернадский предвос­хитил современные научные представления...

Анализ системного саморегулирования биосферы, ее живого вещества необходимым образом требует учета влияний окру­жающей космической среды. В.И.Вернадский... говорил в этой связи о совокупности космических излучений. Следует отметить, что космические факторы наряду с излучениями, порождаемыми триадой физических фундаментальных взаимодействий (электро­магнетизм, сильное и слабое ядерные взаимодействия), включают и факторы, определяемые гравитацией. Системное саморегулиро­вание биосферы, ее устойчивая неравновесность зависят от пол­ной совокупности действующих факторов, имеющих указанную природу.

<...>

...Потоки солнечно-космической энергии, теллурические ее ис­точники взаимодействуют друг с другом на поверхности Земли и в прилегающем пространстве. В механизме этого взаимодействия важнейшая роль принадлежит термодинамической циркуляции водных переносов в атмосфере, на поверхности Земли и в ее глу­бинах. Далее, живое вещество, активно поглощая энергию Солн­ца, перерабатывает ее в живые, биокосные структуры. Этот вто­рой путь взаимодействия потоков энергии существенно ассими­лирует первый и в совокупности с ним становится новой геологи­ческой силой, изменяя и формируя лик Земли в геологическом времени.

Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. -Новосибирск, 1991. - С. 36-57.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................................................................................................... 2

Глава 1 ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ НАУКАМ....................................................... 3

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛЮДЕЙ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ................ 3

СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ.............................................................................................................. 11

Глава 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЕГО СУБЪЕКТЫ................................................................. 13

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.......................... 13

СРЕДА ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. 16

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.................................................................................................................. 20

Глава 3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ....................................................... 22

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ...................................................................... 22

ОХОТНИЧЬЕ-СОБИРАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА.................................................................................................................................... 23

АГРАРНАЯ КУЛЬТУРА................................................................................................................................................................................ 26

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО............................................................................................................................................................ 30

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, ИДЕАЛ НООСФЕРЫ И КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.............. 32

Глава 4 ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ........................................... 34

РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ...................................................................................................................................................... 34

РЕСУРСНЫЙ КРИЗИС................................................................................................................................................................................... 37

ВОЗРАСТАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ СРЕДЫ......................................................................................................................................... 42

ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНОФОНДА....................................................................................................................................................................... 43

Глава 5 ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ....................................................................... 46

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. УРОВНИ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ.................................................................................................. 46

ПОТРЕБНОСТИ КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ..................................................................................................................................................................................................................................... 48

АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ.................................................................................. 50

СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕДЕНИЯ В ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ........................................................................... 52

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КРИТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ................................................................ 55

Глава 6 ЭКОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ............................................................................................................................................... 58

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СРЕДА.............................................................................................................................................................. 58

ТРУДОВАЯ СРЕДА......................................................................................................................................................................................... 64

РЕКРЕАЦИОННАЯ СРЕДА.......................................................................................................................................................................... 65

Глава 7 ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ................................................................................................................................... 66

НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ............................................. 66

ПРИРОДА КАК ЦЕННОСТЬ. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И НАТУРОЦЕНТРИЗМ............................................................................. 69

НЕНАСИЛИЕ КАК ФОРМА ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И КАК НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП.......................................... 71

ПРОБЛЕМА НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ В РЕЛИГИОЗНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ....................................................................................................................................................................................................... 72

Глава 8 ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.................................................................................................................... 79

ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ..................................................................................................................................... 79

СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ.................................................................................. 81

СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА ПРИРОДЫ........................................................................................................................... 84

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ................................................................................................................................................................ 86

Глава 9 ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ..................................................................................................................... 91

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.................................................................................................. 91

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ...................................................................................................................... 96

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ......................................................................................................................................................... 102

ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ».......................................................................................................................... 104

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА............................................................................................................................................................................... 104

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ................................................................................................................. 106

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ..................................................................................................................................................................................... 107

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.......................................................................................................................................................................... 107

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................................................................................ 108

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.................................................................................................................................................................................... 109

ПРИЛОЖЕНИЕ (МИНИ-ХРЕСТОМАТИЯ)................................................................................................................................................ 115

Тема 1 СТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ НА ЗАРЕ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ........ 115

Э.Б.ТАЙЛОР. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА.......................................................................................................................................... 115

Л.ЛЕВИ-БРЮЛЬ. ПЕРВОБЫТНОЕ МЫШЛЕНИЕ............................................................................................................................... 118

Тема 2 СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ............................................................. 119

Л. УАЙТ, МЛ. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ НАШЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА............................................................. 119

Р.АТФИЛД. ЭТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ................................................................................................... 122

А.ШВЕЙЦЕР. ЭТИКА БЛАГОГОВЕНИЯ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ........................................................................................................... 126

Тема 3 ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ..................................................................... 128

Н.А.БЕРДЯЕВ. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА................................................................................................................................................. 128

ХОЛМС РОЛСТОН III. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА?................................................................................. 130

Тема 4 ЭКОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ............................................................................................................................................................ 132

Л. Н.ГУМИЛЕВ. БИОСФЕРА И ИМПУЛЬСЫ СОЗНАНИЯ............................................................................................................. 132

Тема 5 ЧЕЛОВЕК И НООСФЕРА.................................................................................................................................................................. 134

В. И. ВЕРНАДСКИЙ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НООСФЕРЕ............................................................................................................... 134

П. ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА............................................................................................................................... 136

А.МЕНЬ. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. ИСТОКИ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II.................................................................................................... 139

Тема 6 ЧЕЛОВЕК И КОСМОС....................................................................................................................................................................... 143

А.Л.ЧИЖЕВСКИЙ. ЗЕМНОЕ ЭХО СОЛНЕЧНЫХ БУРЬ................................................................................................................... 143

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ. МОНИЗМ ВСЕЛЕННОЙ................................................................................................................................ 145

В. П. КАЗНАЧЕЕВ, Е. А. СПИРИН. КОСМОПЛАНЕТАРНЫЙ ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА......................................................... 146

 

Учебное издание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...