Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава IV методические рекомендации по использованию дипломной работы в школьном курсе биологии




 

В соответствии с темой дипломной работы, было разработано 2 урока.

Урок 1

Тема урока: Многообразие птиц

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Выявить черты приспособленности птиц к различным условиям жизни и познакомиться с многообразием современных птиц.

Задачи урока:

1. Образовательная:

Расширить и углубить знания о представителях класса Птицы, их многообразии и разнообразии условий их обитания.

Создание условий для расширения кругозора учащихся через знакомство с отдельными представителями птиц, встречающихся на территории.

2. Развивающая:

Создание условий для развития умений анализировать, обобщать и делать вывод; коммуникативных качеств через индивидуальную работу.

3. Воспитательная:

Подвести учащихся к выводу о том, что многообразие птиц взаимосвязано с разнообразием условий их обитания и адаптации к ним.

Показать значимость такого многообразия и сформировать чувство ответственности за их сохранение.

План проведения урока:

I.Организационный момент

Называется тема урока

Ученики записывают в тетрадях тему урока.

Ставится цель урока

II. Проверка знаний учащихся

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. И каким бы скучным, неинтересным был бы мир без наших меньших друзей, без их птичьего щебета.

На прошлом уроке мы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

Вспомните, какова численность животных класса Птицы? Более 8000 видов.

Какое второе название имеет класс Птицы? Пернатые.

Как называется наука, изучающая птиц? Орнитология. А специалист, изучающий птиц? Орнитолог.

Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.

На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица? Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

Какое изобретение человека похоже на птицу? Самолёт.

Какими качествами обладает полёт птицы? Манёвренность, надёжность, безопасность, экономичность.

Вспомним внешнее строение птицы на примере голубя. Опишите форму тела птицы и укажите из каких отделов оно состоит. Форма тела обтекаемая (уменьшение трения). 1 – голова, 2 – шея, 3 – передние конечности птицы? Крылья. 4 – хвост. Какую функцию выполняет хвост? Служит рулём. 5 – туловище, 6 – Как называется нижняя часть ноги птицы? Цевка. Какова её особенность? Роговые щитки, лишённые оперения. Какую функцию выполняет? Посадочное устройство. Сколько пальцев на ногах у птицы? Как они расположены? Обычно по 4 пальца: три из них направлены вперёд, а один назад. Есть ли у птиц железы? Да, 1. Как она называется? Копчиковая железа (парная). Какова её функция? Жироподобные вещества выделения служат для смазывания перьев и содержат витамины, необходимые для организма птицы. Смазанное перо сохраняет свою форму, не загрязняется, не намокает. Рассмотрите голову птицы. Какие органы располагаются на ней? 1 –глаз. Как называется полупрозрачная оболочка, закрывающая глаза? Мигательная перепонка. 2 – слуховое отверстие, 3 – подклювье, 4 – надклювье и ноздри, 5 – язык.

Какими перьями образована летательная поверхность пера? Контурными. Из каких частей состоит контурное перо? 1 – опахало, 2 – стержень, 3 – очин.

Какие бывают контурные перья? Маховое, кроющее, рулевое.

Какие перья приведены на рисунке под цифрами 1-4? 1 – контурное маховое, 2 – контурное кроющее, 3 – пуховое перо, 4 – пух. Какими перьями покрыто туловище птицы? Кроющими и пуховыми.

Найдите соответствия. Какова роль перьев? На крыльях – помогают летать; на туловище – согревают; на хвосте – служат рулём.

Все ли птицы одинаковы по внешним признакам? Нет. В чём отличия? Форма перьев, их расцветка и узоры придают птицам совершенно разный облик.

Вспомним внутреннее строение птицы.

Как называется внутренняя часть пищевода птицы, где хранится пища? Зоб.

Сколько камер имеет желудок птицы? 2. Как они называются? Железистый и мускульный отделы.

Какой отдел пищеварительной системы птиц называется пупком? Мускульный желудок.

Какова скорость переваривания пищи у птиц? От 8-10 минут до 1 часа.

Благодаря чему происходит вдох и выдох у птиц? Благодаря поднятию и опусканию грудины.

Какие органы относят к органам дыхания птицы? Лёгкие и воздушные мешки.

Сколько камер в сердце у птиц? 4. Какие? 2 предсердия и 2 желудочка.

Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся? Полушария переднего мозга, средний мозг, мозжечок.

Какой отдел мозга отвечает за координацию движений у птиц? Мозжечок.

Как называется твёрдая оболочка яйца птицы? Скорлупа. А оболочка яйца кроме скорлупы? Подскорлупная.

Что такое воздушная камера? Пространство между скорлупой и подскорлупной оболочкой.

Что такое желток? Запас питательных веществ.

Что такое яйцевой зуб? Роговой бугорок на конце клюва у птенца для пробивания скорлупы.

Введение в тему:

Учитель – вопрос к классу: мы вспомнили характерные особенности птиц

А какие ещё признаки внешнего строения отличают птиц и создают многообразие этого класса? Строение клюва.

III. Изучение новой темы: “Многообразие птиц”

Сегодня мы поговорим о многообразии птиц различающихся по типу питания. То или иное местообитание населяют птицы разных отрядов. В связи с приспособлением к жизни в сходных условиях у них сложились сходные особенности строения клюва и поведения.

Как вы думаете, чем питаются эти птицы? (Дети отвечают). 1 – хищники, 2 – насекомоядные, 3 – растительноядные.

Растительноядные птицы. Особенности: толстый, короткий конический клюв. Питаются плодами, семенами, молодыми побегами растений.

К растительноядным относятся: гуси, снегири, клесты, голуби.

Среди растительноядных встречаются птицы, занесённые в Красную книгу, такие как

Глухарь

Отряд Курообразные, семейство Тетеревиные

Самца легко узнать уже по его размеру, хотя и у него есть «скромный» наряд: без «бороды» и перьев с зеленоватым отливом на груди. Самка крупнее домашних кур и взлетает с шумом. Ее хвост закруглен и имеет небольшую «вилку», как у тетерки. Молодые птицы напоминают окраской самку. Глухарь любит малопосещаемые светлые хвойные леса с густой травой и большим количеством ягод, деревьями с прочными горизонтальными ветвями, где он спит. Обязательно наличие питьевой воды и муравьиных куч.

Тетерев

Отряд Курообразные, семейство Тетеревиные

Размеры взрослой особи 43-48 см. Питается листьями, почками, плодами и семенами, а летом также и насекомыми, в особенности прямокрылыми. Весной самцы собираются на традиционное токовище. С расширенными оранжевыми шейными мешками они исполняют здесь брачные танцы, сопровождая их громкими воркующими криками.

Распространён от Канады до Мексиканского залива. Места обитания - равнины.

Насекомоядные птицы. Группа птиц, которые имеют тонкий, удлиненный клюв. Поедают самых различных насекомых, отыскивая их на деревьях и других растениях.

К насекомоядным относятся: ласточки, синицы, славка, соловьи.

Пеночка-теньковка

Отряд Воробьинообразные, семейство Мухоловковые

Небольшая тускло окрашенная, буровато-серая сверху, беловатая снизу пеночка с неясной желтой бровью и без полосок на крыльях. Ноги черные. Крик - короткий свист "фюить". Обычная песенка теньковки "тень-тинь-тянь-тюнь". Распространение: светлые лиственные леса, группы деревьев на полях и сады, предпочитает влажные участки. Населяют разнообразные лесные местообитания, чаще всего хвойные и смешанные леса с подлеском, но не очень темные и сырые. В тундре гнездятся среди ивняков высотой с метр или более.

Обыкновенная кукушка

Отряд Кукушкообразные

Птица среднего размера с длинным хвостом, силуэт в полете напоминает сокола, но кукушку выдают характерные, не очень глубокие, равномерно быстрые удары крыльев. Самец издает известный всем крик «ку-ку». Голос самки совершенно иной, - это клекот, как у сокола. Взволнованная птица производит своеобразные шипящие звуки. Живет в районах от полупустынь до густых лиственных и хвойных лесов и болот вплоть до Северного полярного круга, то есть везде, где есть мелкие птицы и насекомые.

Насекомо-растительноядные птицы. Группа птиц, которые живут в основном в дуплах, имеющих тонкий, удлиненный клюв. Слюнные железы сильно развиты, язык длинный, тонкий для захвата насекомых. Ноги короткие с крепкими когтями. Питаются насекомыми, растениями, плодами растений.

К насекомо-растительноядным относятся: зяблики, свиристели, воробьи, дрозды.

Пёстрый дятел

Отряд Дятлообразные, семейство Дятловые

Темя красное. Черные «усы» не доходят до клюва. Барабанит редко, вместо этого весной издает жалобные крики, целый ряд «ээк». Пестрому дятлу нужны старые леса с большим количеством больных деревьев. Из-за внедрения промышленного лесоводства численность его упала. Обитает в дубравах и грабовых лесах, кроме того, он предпочитает смешанные леса и деревья с мягкой древесиной.

Обыкновенный поползень

Отряд Воробьинообразные, семейство Поползневые

Верх оперения пепельно-серый, низ - на севере и востоке белый, на юге и западе рыжий, у самцов ярко окрашена грудь. Молодые птицы кажутся матовыми. Длина 14 см. Распространение: лиственные и смешанные леса со старыми деревьями и густым подлеском, на севере водится и в хвойных лесах, парках и садах.

Хищные птицы. Группа птиц, которые имеют особое строение клюва, который заканчивается мощным крючком, и пальцы ног, которые заканчиваются мощными когтями. Все это помогает им схватывать и удерживать добычу. Очень удлинённые крылья, отличное зрение. Питаются они грызунами, другими птицами, зайцами и др.

К хищникам относятся: ушастая сова, чёрный коршун, филин, болотный лунь.

Беркут

Отряд Дневные хищники, семейство Ястребиные

Редкий вид с неравномерным распространением. Включен в Красную книгу РФ.

Самый крупный из орлов Евразии. Размах крыльев примерно 2,2 м. Гнёзда достигают 2 метров в диаметре и метра в высоту, сооружаются из толстых веток, нередко на самых мощных деревьях или уступах скал. В кладке 1-3, чаще 2 яйца. При беспокойстве беркуты могут бросить гнездо с кладкой. Нередко до вылета доживает лишь один птенец. Добычей беркута становятся зайцы, сурки, мелкие грызуны, птицы размером до глухаря. Необходимым условием обитания беркута является соседство места, пригодного для устройства гнезда (деревья или скалы), с открытым пространством для охоты.

Балобан

Отряд Дневные хищники, семейство Соколиные

Редкий вид. Внесён в Красную книгу РФ.

Как и другие соколы, гнёзд не строит, занимая прошлогодние гнезда врановых (ворон, грача, сороки) и хищных птиц или устраивая гнёзда на скалах. В кладке 4-5 яиц. Необходимо сочетание высокоствольных участков леса, где располагается гнездо балобана, и открытых пространств с невысоким травостоем, где соколы охотятся.

Орел степной

Отряд Дневные хищники, семейство Ястребиные

Степной орёл включен в Красную книгу РФ.

Прилетают в апреле, ко времени выхода из нор сусликов, составляющих основу их рациона. Гнёзда орлы располагают обычно на земле, на склонах или вершинах увалов. В кладке 1-5, чаще 2 яйца. Вылупление птенцов совпадает с выходом из нор молодых сусликов, составляющих обильный и легко доступный корм. Кроме сусликов, добывают зайцев, сурков, цокоров, мышевидных грызунов, реже – птиц и рептилий. Населяет сухие нераспаханные степи на ровных или всхолмленных участках. Местообитаний с густым травостоем избегает.

Сапсан

Отряд Дневные хищники, семейство Соколиные

Крайне редок. Внесён в Красную книгу РФ.

Как и другие соколы, гнёзд не строит, занимая прошлогодние гнезда врановых (ворон, грача, сороки) и хищных птиц. В кладке 2-4 яйца. Приёмы охоты разнообразны. В Алтайском крае в его добыче доминируют врановые, кроме того, большая горлица, сизый голубь, скворец, дрозды. В местах с обилием грызунов в рацион включаются и они. Обязательным условием обитания вида является наличие обширного открытого пространства для охоты и места, пригодного для устройства гнезда. Довольно часто сапсан селится по обрывам речных долин.

Всеядные птицы. Особенность: в пищу могут употреблять всё.

К всеядным относятся: ворон, сорока, галка. – Птицы-санитары питаются на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

Околоводные и водные птицы. Особенность: у птиц данной группы перья сидят почти перпендикулярно к коже, и лишь концы их загибаются назад. Пух развит сильно, развита копчиковая железа. Тело удлиненное, ноги короткие, выполняют роль весел. Три передних пальца имеют плавательную перепонку.

К околоводным и водным относятся: журавли, утки, чайки, цапли, гуси, лебеди.

IV. Закрепление знаний:

Сегодня на уроке мы выявили черты приспособленности птиц к различным условиям жизни и познакомились с многообразием современных птиц.

Вспомним:

Какие группы птиц выделяют по типу питания? Растительноядные, насекомоядные, насекомо-растительноядные, хищные, всеядные.

Какие особенности характерны для растительноядных? Особенности: толстый, короткий конический клюв. Питаются плодами, семенами, молодыми побегами растений. Какие птицы к ним относятся? К растительноядным относятся: гуси, снегири, клесты, голуби, глухари, тетерева.

Какие особенности характерны для насекомоядных? Особенности: группа птиц, которые имеют тонкий, удлиненный клюв. Поедают самых различных насекомых, отыскивая их на деревьях и других растениях. Какие птицы к ним относятся? К насекомоядным относятся: ласточки, синицы, славка, соловьи, пеночка-теньковка, кукушка обыкновенная.

Какие особенности характерны для насекомо-растительноядных? Особенности: группа птиц, которые живут в основном в дуплах, имеющих тонкий, удлиненный клюв. Слюнные железы сильно развиты, язык длинный, тонкий для захвата насекомых. Ноги короткие с крепкими когтями. Питаются насекомыми, растениями, плодами растений. Какие птицы к ним относятся? К насекомо-растительноядным относятся: зяблики, свиристели, воробьи, дрозды, дятел пёстрый, поползень обыкновенный.

Какие особенности характерны для хищников? Особенности: Группа птиц, которые имеют особое строение клюва, который заканчивается мощным крючком, и пальцы ног, которые заканчиваются мощными когтями. Все это помогает им схватывать и удерживать добычу. Очень удлинённые крылья, отличное зрение. Питаются они грызунами, другими птицами, зайцами и др. Какие птицы к ним относятся? К хищникам относятся: ушастая сова, чёрный коршун, филин, болотный лунь, беркут, балобан, орёл степной, сапсан.

Какие особенности характерны для всеядных птиц? Особенности: всеядные - в пищу могут употреблять всё. Какие птицы к ним относятся? К всеядным относятся: ворон, сорока, галка – птицы-санитары питаются на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

Какие особенности характерны для околоводных и водных птиц? Особенности: у птиц данной группы перья сидят почти перпендикулярно к коже, и лишь концы их загибаются назад. Пух развит сильно, развита копчиковая железа. Тело удлиненное, ноги короткие, выполняют роль весел. Три передних пальца имеют плавательную перепонку. Какие птицы к ним относятся? К околоводным и водным относятся: журавли, утки, чайки, цапли, гуси, лебеди.

Человечество борется за сохранение биоразнообразия Земли. Что же является инструментом охраны редких и исчезающих видов? Красная книга.

Птицы – глухарь, тетерев, пеночка-теньковка, кукушка обыкновенная, дятел пёстрый, поползень обыкновенный, беркут, балобан, орёл степной, сапсан.

V. Подведение итогов урока, оценка работы некоторых учеников и выставление оценок.

VI. Домашнее задание: с.212 – 219, вопросы на с.220 – 221.

Урок 2

 

ТЕМА: «Размножение и развитие птиц. Разнообразие устройства гнезд у птиц, строение яйца и развитие зародыша»

ЦЕЛИ УРОКА:

-охарактеризовать многообразие форм гнездования птиц;

-рассмотреть строение яйца и условия развития эмбриона;

-подчеркнуть впервые возникшую у животных связь поколений и значение обучения в повышении выживаемости молодняка.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, фотографии и таблицы с изображением строения птичьего яйца и развития зародыша, а также иллюстрирующие многообразие гнезд птиц; фрагменты фильмов о гнездовании птиц.

ПЛАН УРОКА:

ХОД УРОКА

Организационный момент

Тема: «Размножение и развитие птиц. Разнообразие устройства гнезд, строение яйца и развитие зародыша».

Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос.

1. Каковы главные прогрессивные черты организации и образа жизни птиц? (Теплокровность (гомотермия) и способность к полету.)

2. Какую роль играет перьевой покров птиц? (Формирует обтекаемые конуры тела, обеспечивает полет (маховые и рулевые перья) и сохранение внутреннего тепла тела птицы (пух и пуховые перья).)

3. Каковы основные черты приспособления скелета птиц к полету? (Скелет у летающих птиц легкий благодаря наличию в костях воздухоносных полостей. Грудные позвонки практически неподвижны. Грудные, поясничные, крестцовые, передние хвостовые позвонки прочно срослись между собой и являются опорой туловищу. Сросшиеся последние хвостовые позвонки образуют копчиковую кость, которая служит основой для прикрепления рулевых перьев. Грудина имеет киль, к нему прикрепляются мышцы, отвечающие за работу крыльев. Все кости черепа, кроме нижней челюсти, сросшиеся, т. к. при клевании череп испытывает значительную нагрузку.)

4. В чем заключаются основные особенности мускулатуры птицы?(Мускулатура птиц отличается большой плотностью, подвижностью, длинными сухожилиями.)

5. Чем замещаются функции отсутствующих у птиц зубов? (Хватающим клювом и роговыми стенками желудка (иногда дополненные мелким гравием – гастролитами), перетирающими пищу.)

6. Чем обеспечивается разделение артериального и венозного потоков крови? (Наличием четырехкамерного сердца.)

7. Какие органы чувств наиболее развиты у птиц и почему? (Зрение, позволяющее обнаруживать добычу в полете на большом расстоянии.)

Дополнение. Скелет туловища птицы малоподвижен, т. к. служит опорой при полете. У многих видов ряд грудных позвонков срастается в одну спинную кость, поясничные, крестцовые, хвостовые срастаются с тазовыми костями в сложный крестец. Лопатки плотно прилегают к ребрам, будучи соединены с ними системой связок и мускулов; ребра несут направленные назад крючковидные отростки, укрепляющие связь между ребрами по продольнойоси тела. Сложный крестец и таз, образуемый слиянием ряда позвонков и тазовых костей, дают задним конечностям крепкую опору. Крепкая и длинная цевка облегчает отталкивание при взлете и делает птицу более устойчивой. Передняя конечность птиц – крыло. Конечная часть его устроена просто – значительное число костей срастается. Пальцы крыла у птиц наружу не выступают и прикрыты общим кожным покровом.

Отдельные элементы кистевого отдела крыла малоподвижны, и весь он служит прочной опорой для маховых перьев. Первый палец несет на себе крылышко, второй палец – первое, второе и третье первостепенные маховые, третий палец – четвертое первостепенное маховое, остальные первостепенные маховые прикреплены к запястью. Прочность частей скелета, несущих первостепенные маховые, имеет большое значение для полета, так как именно эти перья являются для птицы орудием продвижения вперед (и одновременно подъема), тогда как второстепенные маховые, расположенные вдоль направления воздушного потока, выполняют лишь задачу поддержания птицы в воздухе и ее подъема. Прочность скелета птиц также определяется составом (обилие минеральных солей) и структурой костей.

У птиц сильно развита мускулатура крыла и ног и относительно менее развита мускулатура туловища. Сложная шейная мускулатура обеспечивает подвижность шеи. Большая грудная мышца, опускающая крыло, расположена на груди, между плечевой костью и килем грудины. Птицы, имеющие большую поверхность крыла (пользующиеся преимущественно парящим полетом), имеют сравнительно слаборазвитую мускулатуру крыла. Сильную мускулатуру имеют птицы с небольшой поверхностью крыла.

Строение крыла, отношение веса тела к площади крыльев, развитие мускулатуры – основные показатели, определяющие свойства полета у птиц. Полет птиц можно разделить на два типа: парящий (пассивный), машущий (активный).

Изучение нового материала

Напомнив, что птицы, как и рептилии, откладывают яйца, следует особо отметить насиживание кладки, которое гарантирует перенос необходимого количества тепла от насиживающей особи к развивающимся зародышам. Процесс развития зародыша в яйце и вылупление птенцов прослежены в серии рисунков на с. 210. Кроме того, птицы оберегают кладку яиц или выводок птенцов от врагов и неблагоприятных погодных условий. Стало быть, в отличие от рептилий, птицы проявляют отчетливо выраженную заботу о потомстве, благодаря чему существенно повышается выживаемость птенцов. В свою очередь, высокая выживаемость позволяет «экономить» жизненную энергию при продуцировании значительно меньшего, чем у рептилий, количества яиц. В этом и заключается положительный эффект заботы о потомстве.

Кладки большинства птиц варьируют от 1 до 10–12 яиц. Только у диких куриных птиц (тетерева, куропатки и др.) и некоторых уток кладки могут достигать 14–16 яиц (возможно, эта склонность к повышенной яйценоскости была использована при селекции домашних кур, которые способны почти круглый год ежедневно нести яйца).

Широкое распространение птиц и разнообразие условий их жизни обусловили исключительное многообразие форм гнездования. Одни птицы откладывают яйца на голую землю (козодои) или на скалы (кайры), другие выцарапывают для этого неглубокую ямку (страусы, кулики), а большинство видов сооружают гнезда разного размера и сложности. Многообразие гнездования птиц может быть рассмотрено в докладах школьников, фильмах, на таблицах и иллюстрациях в книгах.

Дополнение. Желательно иметь сведения об особенностях гнездования видов, изображенных в учебнике на с. 211–219. Учитель может упоминать эти данные в своем рассказе и при ответе на возможные вопросы учащихся.

Сорная курица (большеног) – самец сгребает в большую кучу песок и листья, выкапывает в ней яму, куда несколько самок откладывают яйца, после чего покидают гнездо (редкий случай среди птиц, так как заботу о потомстве у большинства видов проявляют либо оба партнера, либо только самка). Затем самец постоянно поддерживает в гнезде оптимальную для развития зародышей температуру, укрывая кладку толстым слоем песка от перегрева или, наоборот, разгребая его при излишнем охлаждении, чтобы яйца нагревались солнцем сквозь тонкий слой песка. Температуру гнезда самец определяет клювом и лапами с точностью до десятых долей градуса! Уникальный пример необычайной формы заботы о потомстве у птиц.

Камышевка – обитатель тростников, гнезда умело крепит к вертикальным стеблям высоких растений.

Славка-портниха – живет в южных странах, гнездо помещает в «кулек» из сшитых ею растительными нитями крупных листьев.

Ремез – большое теплое гнездо искусно сооружает из тонких травинок и растительного пуха.

Чомга – гнезда делает из травы и водорослей у самой воды, а уставших от постоянного плавания птенцов самка часто возит на спине.

 

Страус – выскребает гнездо на земле, куда несколько самок откладывают крупные яйца. Насиживает кладку пара птиц, а птенцов водит обычно самец (как на рисунке).

Дрофа, степной лунь – гнезда сооружает на земле.

Белый аист – гнездится в населенных пунктах на крышах зданий, на специально установленных для этого старых колесах или иных основаниях для гнезд. В деревнях Белоруссии и Западной России, где живут белые аисты, население относится к ним очень благожелательно.

Оляпка – строит укрытые гнездышки по берегам речек у самой воды, иногда даже за струями водопада.

Чайки – гнездятся колониями на земле, на болотных кочках или песчаных берегах озер.

Рыжая и другие цапли (серая, белая) – гнездятся колониями, строят гнезда из веток на деревьях или в зарослях тростника.

Утки: кряква, мандаринка и другие (чирки, шилохвости, чернети, гаги) – делают гнезда, насиживают кладку и ухаживают за выводком только самки. Гнезда на земле из травы, густо выстланные пухом (для утепления полярных курток ценится гагачий пух, который собирают на побережьях северных морей после вылупления птенцов и их ухода из гнезд). Ярко окрашенные самцы уток в заботе о потомстве участия не принимают (на с. 213 показаны самцы – селезни кряквы и мандаринки).

Шилоклювка – как и другие кулики, насиживает кладку (обычно из 4-х яиц) в ямке на земле или песке.

Неясыть и воробьиный сычик – делают кладку в дуплах.

Сипуха – предпочитает укрывать кладку на чердаках зданий.

Филин – кладка на земле, в просторном дупле или, чаще всего, в пещерах и нишах на обрывах оврагов и речных берегов.

Беркут – сооружает огромные гнезда на высоких деревьях или в скалах.

Пустельга – как и другие сокола, гнезд не строит, а занимает готовые сооружения (чаще всего, ворон).

Кречет – крупный северный сокол, кладку делает в нишах обрывов или просто на земле.

Скопа – строит гнезда на самых вершинах деревьев неподалеку от рыбных водоемов, где она охотится.

Фазан, тетерев, глухарь, перепел (встречаются в России), банкивская курица (живет в Индии) – гнездятся на земле, крупные (из 5—15 яиц) кладки насиживают только самки. Самцы не принимают участия в заботе о потомстве.

Дятлы – выдалбливают дупла в стволах деревьев, являются поставщиками жилья для многих дуплогнездников, не способных к самостоятельному строительству.

Зяблик – самая многочисленная птица российских лесов, вьет уютные теплые гнездышки на деревьях.

Крапивник – маленькая птичка, строящая из листьев папоротника большие овальные гнезда с боковым входом, похожие на гнезда ремеза.

Удод – гнездится в укрытиях (под крышами, в развалинах, норах, дуплах).

Кукушка – гнездовой паразит, гнезд не строит, кладку не делает, о птенцах не заботится – подкидывает яйца в гнезда воробьиных птиц, которые их насиживают и выкармливают птенцов.

Пингвины – обитатели ледяной Антарктиды, единственное яйцо высиживают на собственных лапах, прикрыв его брюшной складкой.

Поползень и синица – гнездятся в готовых дуплах или выгнивших пустотах древесных стволов.

Щегол, свиристель и снегирь – гнездятся на деревьях. Свиристели и снегири в средней полосе России зимуют, питаясь ягодами рябины и других кустарников, а гнездиться улетают на север, в тайгу.

Клест – типичный обитатель северной тайги, кормится семенами сосны и ели, в годы их обилия изредка может размножаться даже среди зимы, но обычно гнездится летом.

Деревенские ласточки – лепят гнезда из смеси грязи с соломкой, чаще всего на балках в сельских сараях.

Журавли – гнезда из травы на земле среди болот, в сырых лесах.

Серая ворона – типичный синантроп, обитатель больших городов и поселков, реже живет в поймах рек. Гнезда строит на деревьях.

Домовый воробей – типичный обитатель городских и сельских построек, гнезда под застрехами крыш, в разного рода нишах, щелях, пустотах и других укрытиях. Таких птиц, приспособившихся жить рядом с человеком, называют синантропами.

Родственник воробьев – общественный ткач из Южной Африки (в учебнике не изображен) селится колониями из нескольких десятков или сотен гнезд, для которых птицы строят на деревьях (или столбах телефонных линий) коллективное гнездо под общей крышей.

Многообразие гнезд и способов их устройства – убедительное свидетельство прогрессивного поведения птиц. Важным следствием семейной гнездовой жизни птиц является установление информационных контактов между поколениями, возможность передачи индивидуального опыта от родителей к потомкам, что существенно повышает выживаемость молодняка. Образно говоря, у птиц впервые в животном мире появляются зачатки процесса образования молодежи.

Вместе с тем, следует знать, что в период гнездования птицы особенно становятся уязвимы для врагов и разного рода негативных воздействий. Поэтому весной и летом их нельзя тревожить, разыскивать гнезда, брать в руки яйца или птенцов, после чего родители, чаще всего, гнездо бросают, а кладка или выводок погибают. Жизненно важно не беспокоить птиц в это опасное для них время, неукоснительно руководствуясь простым правилом: «Тише – птицы на гнездах!».

В городских парках, садах, на дачных участках, где птицы весьма полезны, а мест для гнездования недостаточно (особенно для дуплогнездников), им нужно помогать, развешивая ранней весной (в начале апреля) скворечники, синичники, домики для сов и пустельг и другие искусственные гнездовья. Их устройство описано во многих популярных книгах и статьях о птицах.

Закрепление изученного материала

После обсуждения особенностей размножения птиц можно задать несколько вопросов учащимся.

1. Чем существенно различается размножение птиц и рептилий? (Птицы проявляют заботу о потомстве, что повышает выживаемость молодняка и уменьшает расход энергии на продуцирование большого количества яиц.)

2. Чем полезны контакты между родителями и птенцами? (Передачей индивидуального опыта родителей потомкам.)

3. Какие правила поведения в природе следует соблюдать во время гнездования птиц? (Не допускать их беспокойства и разорения гнезд, помогать птицам, развешивая искусственные гнездовья.)

Домашнее задание

1. Каждому ученику подготовить описания гнезд 5 разных птиц, включая виды, изображенные в учебнике.

2. Составить список видов птиц, гнездящихся в окрестностях дома или школы.

3. Подготовить 1–2 доклада, используя сведения из учебника (с. 212–213) и дополнительную литературу, о пустынных, водоплавающих или болотных птицах.

Заключение

 

Было проведено исследование по изучению численности и плотности популяций птиц Демского района в Демском парке культуры и районе озера Кустарево. По результатам данной работы был сделан вывод о неблагоприятном влиянии хозяйственной деятельности человечества на разнообразие и численности птичьих популяций, снижении численности и биоразнообразия птиц в связи с усилением антропогенных взаимодействий на окружающую среду и интенсификацией хозяйственной деятельности.

По результатам проведенного исследования были разработаны 2 урока биологии.

Материалы нашего исследования можно с успехом использовать в школе для экологического, природоохранного воспитания и образования школьников, а также для проведения зоологических экскурсий.

 

 

 

Список литературы

 

1. Баянов М.Г., Маматов А.Ф. Класс птицы // Животный мир Башкортостана. Уфа, «Китап», 1995. С. 233-277.

2. Баянов М.Г. Зоологические исследования в Башкирии. Уфа, изд-во БГУ, 1997.136 с.

3. Баянов А.В., Баянов М.Г. Позвоночные животные в коллективных садах Подуфимья // Итоги биологических исследований. Уфа, 2004. Вып. 8. С. 75-77.

4. Белик В.П. К авифауне Южного Предуралья // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 1998. С. 13-16.

5. Бехтерева Л.Д., Нехорошков С.А. К экологии домового воробья в условиях урбанизированных ландшафтов // Итоги биологический исследований 2001 г. Вып. 7.: Сборник научных трудов. Уфа, РИО БашГУ, 2003. С. 26.

6. Бехтерева Л.Д. Биоразнообразный перечень видов птиц г. Уфы // Экология и безопасность жизнедеятельности. М., РУДН, 2008. № 1.

7. Бехтерева Л.Д. Антропогенные изменения орнитофауны парков и лесопарка г. Уфы // Вестник ОГУ. Вып. 6. Июнь 2009. С. 70-71.

8. Валуев В.А., Панчихина Ю.Е. Экология домового воробья Passer domesticus в условиях г. Уфы и д. Юматово // Башкирский орнитологический вестник. Сборник статей. Уфа, РИО БашГУ, 2006. Вып. 3. С. 30-32.

9. Габбасова Э.З., Бриллиантова А., Гайсина Г., Шафикова Д., Шутов А. Дополнение к списку орнитофауны Республики Башкортостан // Башкирский орнитологический вестник. Вып. 7. Уфа, РИО БашГУ, 2009. С. 27-28.

10. Ильичёв В.Д., Фомин В.Е. Список птиц Башкирской АССР // Практическое использование и охрана птиц Южно-Уральского региона. М., 1983. С. 70-74.

11. Карев Е.В., Маматов А.Ф. Сравнительная характеристика орнитофауны парков города Уфы // Вопросы экологии животных Южного Урала. Уфа, 1981. Вып. 1. С. 117-127. Рукопись депонирована в ВИНИТИ 8 июня 1981. No. 2759-81.

12. Карев Е.В. Опыт привлечения школьников Уфы к изучению орнитофауны // Распространение и фауна птиц Урала. Информационные материалы. Свердловск, 1989. С. 7-9.

13. Карякин И.В. Уфимское плато // Ключевые орнитологические территории России. Т. 1. Ключевые орнитологические территории международного значения в Европейской России. Сост. Т.В. Свиридова. Под ред.: Т.В. Свиридова, В.А. Зубакин. М., Союз охраны птиц России, 2000. С. 547.

14. Красная книга Республики Башкортостан. Т. 3. Животные // Под ред. М.Г. Баянова. Уфа, «Башкортостан», 2004. 180 с.

15. Кузякин А.П. Метод учета лесных птиц / А.П. Кузякин // География и экология наземных позвоночных Нечерноземья, птицы: сб.науч.тр./ Владимирский гос.ун-т. Владимир, 1981. - С. 38-48.

16. Кузякин А.П. Методы учета птиц для зоогеографических целей / А.П. Кузякин, Э.В. Рогачева, Т.В. Ермолаева // Уч.зап.МОПИ, зоология, 1958, вып.З. С.99-103.

17. Маматов А.Ф. Птицы Уфы и окрестностей // Птицы городов Среднего Поволжья и Предуралья. Казань, Мастер Лайн, 2001. С. 26-47.

18. Полежанкина П.Г. Осенне-зимние учёты в г. Уфе (на примере северо-восточной части города) // Орнитологический вестник Башкортостана. Вып. 1. Уфа, РИО БашГУ, 2004. С. 13-19.

19. Равкин Ю.С., Доброхотов Б.П. К методике учета птиц лесных ландшафтов во внегнездовое время. - В кн.: Организация и методы учета птиц и вредных грызунов. М., 1963, с. 130-136.

20. Равкин Е.С., Челинцев Н.Г. Методические рекомендации по комплексному маршрутному учёту птиц. М., изд. ВНИИ Природа, 1990. 33 с.

21. Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. Екатеринбург, изд-во Урал. ун-та, 2002. 608 с.

22. Фоминых М.А. Обилие сизого голубя Columba livia на территории г. Уфы // Башкирский орнитологический вестник. Уфа, РИЦ БашГУ, 2006. С. 39.

23. bird.geoman.ru

24. birdlife.org

25. birds-online.ru

26. broo.bashkiria.ru

27. cap.ru/home/93/000/asio/200/251.htm

28. rbcu.ru

29. winter-birds.narod.ru/other_method2.htm

30. zoomet.ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...