Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельного выполнения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Литература»

«название учебного цикла ОПОП»

Основной профессиональной образовательной программы

По специальности

Педагогика дополнительного образования»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Санкт – Петербург, 2013


Составитель: Ильина О.П., преподаватель СПб ГБПОУ «ПК № 8»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современная литература»составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования», утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «00» месяц 2009 г. № 000.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современная литература»входит в гуманитарно-экономический цикл дисциплин и является частью основной профессиональной образовательной программы

СПб ГБПОУ «ПК № 8»по специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования», разработанной в соответствии с примерной программой и/или ФГОС СПО третьего поколения (лишнее убрать, курсив заменить конкретными данными).

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современная литература» адресован студентам очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации (при наличии).


СОДЕРЖАНИЕ

 

Наименование разделов стр.
1. Введение 1-5
2. Образовательный маршрут  
3. Содержание дисциплины 3.1. …. 3.2. …. 6 - 11
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины  
5 Глоссарий  
6. Информационное обеспечение дисциплины  

Уважаемый студент!

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современная литература» создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и для подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

 

УМК по дисциплине/МДК включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или лабораторных работ, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия, используемые при изучении содержания дисциплины, приведены в глоссарии.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая чтение и анализ программной литературы, а также литературное творчество.

Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) разработано на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.

По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет.

 

В зачетную книжку выставляется дифференцированная оценка. Зачет выставляется на основании оценок за практические работы и точки рубежного контроля.

 

 

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

 

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах и ценностях бытия, познания, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

анализировать литературное произведение, проявляя основные читательские компетенции;

проявлять способность к выявлению авторской позиции и выражать свое отношение к ней.

Знать:

Основные категории и понятия литературы,

Понимать роль литературы в жизни человека и общества,

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В результате усвоения дисциплины вы должны обладать общими

компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать основы и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять

методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и

качество.

ОК 3. Оценивать риски и находить решения в нестандартных

ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,

необходимой для определения целей и решения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать

с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя

ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях

обновления ее целей, содержания, смены технологий.

 

Разделы программы Компетенции

Раздел 1. ОК 6.

Раздел 2. ОК 1. ОК 2. ОК 6. ОК 9. ПК 3.1. ПК 4.2. ПК 4.3.

Раздел 3. ОК 5. ОК 6.

Раздел 4. ОК 3. ОК 4. ОК 6.

Раздел 5. ОК 4. ОК 6.

Раздел 6. ОК 8.

 

Содержание дисциплины поможет Вам закрепить знания и умения, заложенные в программах существующих профессиональных модулей.

Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти к преподавателю на дополнительные занятия, которые проводятся согласно графику. Время проведения дополнительных занятий Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенным на двери кабинета преподавателя.

В случае, если Вы пропустили занятия, Вы также всегда можете прийти на консультацию к преподавателю в часы дополнительных занятий.

Образовательный маршрут по дисциплине/МДК

 

Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи   Количество
лабораторные занятия -
практические занятия  
Точки рубежного контроля  
Итоговая аттестация (при наличии) Дифференцированный зачет

 

 

Желаем Вам удачи!

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1

Вступительные занятия к курсу современной литературы

Судьба русской литературы двадцатого века.

Панорама литературного процесса в России 20-ого века. Роль литературы в истории страны и судьбе человека. Понятие свободы творчества. Литература как способ познания себя и мира.

Имена, темы, проблемы.

Особенности литературного процесса

Конца 20-ого – начала 21-ого века.

«Современная проза – это тысяча самых разных проз» (В.Ерофеев)

Основные тенденции развития литературы этого периода. Реализм и постмодернизм.

«Другая» проза как способ познания мира и человека.

Основные черты литературного процесса начала 21-ого века.

Литературные направления, течения, школы.

 

Основные понятия и термины по теме:

Литературный процесс, тема, проблема, идея литературного произведения, литературные направления (реализм, постмодернизм)

План изучения темы:

1. Судьба русской литературы XX-ого века.

2. Основные черты литературного процесса конца XX-ого начала XXI-ого века.

3. Новый реализм и постмодернизм

 

 

Раздел 2.

Тема детства в современной литературе

Традиции русской классической литературы в освещении темы детства

«Счастливая, счастливая. Невозвратимая пора детства…» (Л.Толстой)

«Наказанные без преступления…» (Ф.Достоевский)

«Они очеловечивают мир в высшем смысле» Ф.Достоевский

Детство как пора становления человека.

Роль образа ребенка в русской классической литературе.

Развитие традиций русской классической литературы в творчестве современных писателей

Социально-психологическая проблематика произведений современных писателей, роль образа ребенка в их произведениях.

Чтение и Самостоятельная деятельность:

проблемный анализ художественных произведений: Ч.Айтматов «Белый пароход», В.Тендряков «Хлеб для собаки», В.Шукшин «Алеша Бесконвойный», Л.Петрушевская «Детство 49», А.Варламов «Все люди умеют плавать», «Звездочка»; «Фетисыч» Б.Екимова.

Содержание художественного произведения: тема, проблема, идея, сюжет, конфликт.

«Детская совесть в человеке как зародыш в зерне» (В.Тендряков). Тема детской совести в произведениях современной литературы.

Изображение трагического времени в истории России, проблема совести и личной ответственности за происходящее в мире, следование нравственным заповедям как залог спасения «безумного мира», истинность детского взгляда на мир.

Сохранение детского в человеке как залога сохранения нравственности.

Определение тематики и проблематики худ. произведений.

Мир взрослого и мир ребенка в произведениях С.Довлатова «Ариэль» и «Игрушка». «Чтобы миры соединились….»

Самостоятельная работа

Мини-эссе

«Мир большой, а ребенок маленький», трагизм маленького мира в мире большом.

Боль писателя за маленького человека, обделенного общением. Этическая проблема взаимодействия взрослого и ребенка. Разговор души с душой как определение общения.

Определение жанра рассказа.

«Очаровательная, трогательная, трагическая книга о детстве» В.Набоков.

С.Соколов «Школа для дураков»

Самостоятельная работа

Творческая работа методом ассоциативного письма.

Художественный мир писателя, его своеобразие. Основные черты постмодернизма.

Социально-педагогическая проблематика зарубежной литературы о детстве.

Самостоятельная работа:

Чтение и проблемный анализ следующих произведений:

Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»,

Э.Шмитт «Оскар и Розовая Дама»,

У.Голдинг «Повелитель мух», Эмиль Ажар «Вся жизнь впереди». Основные понятия и термины по теме:

Образ ребенка в литературе, традиции изображения детства в русской литературе, сюжет, композиция, система образов в художественном произведении.

План изучения темы ( перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Традиции русской классической литературы в изображении темы детства.

2. Развитие этих традиций в творчестве Ч.Айтматова, В.Тендрякова, В.Шукшина, С.Довлатова.

3. Художественное своеобразие произведения Саши Соколова «Школа для дураков»

4. Социально-педагогическая проблематика зарубежной литературы о детстве.

 

Список литературы

1. Т.Н. Тарасов «Детство в творческом сознании русских писателей» // «Литература в школе».- 1995.-N4.

2. Н. Злыгостева «Счастливая, невозвратимая пора детства…» // «Литература в школе».- 1995,N4.

3. Бегак Б. «Классики в стране детства»-М.: Детская литература, 1983,-111

4. Павлова Н.И. Образ детства – образ времени.- Детская литература, 1990,-143с.

 

 

Раздел 3. Тема любви в современной литературе

Тема женского предназначения в русской литературе.

Развитие этой темы в литературе: созидательница – труженица – борец.

Женский идеал в разные временные периоды истории.

Проблема женского идеала.

Любовные коллизии русской литературы.

Конфликт в литературе и пути его разрешения.

Самостоятельная работа:

Чтение и анализ художественных произведений:

В.Белов «Воспитание по доктору Споку»,

В.Распутин «Живи и помни», В.Шукшин. Рассказы. Произведения В.Токаревой, Т.Толстой, Л.Улицкой, Л.Петрушевской,

П.Зюскинда, Д.Фаулза.

Боль утраты женского начала в произведениях литературы конца 20-ого века.

Женские образы В.Распутина, В.Белова, В.Шукшина. «Отчего они стали такие злые?» Образы деревенских старух как память о женщине – хранительнице, созидательнице.

Понятие «деревенская проза»

Возвращение к Вечному в женской прозе конца 20-ого начала 21-ого века.

Особенности содержания и формы художественного мира представительниц

Современной женской прозы. Своеобразие «стилевой походки» (С.Есенин) Л. Петрушевской, В.Токаревой, Л.Улицкой, Т.Толстой.

Проблематика произведений, тема смысла жизни, счастья, женского предназначения.

Литературоведческая дискуссия о понятии «женская проза»

Самостоятельная работа:

Изучение материалов для дискуссии по учебнику «Современный литературный процесс» под редакцией С.Тиминой. Возвращение к Вечному в женской прозе конца 20-ого начала 21-ого века.

 

«Если любовь, то какая?» Знакомство с экспериментальной прозой В.Нарбиковой.

Новая «Песнь о любви» или литературное хулиганство? Традиционность и новаторство в литературе.

Проблема «искусственной» любви в произведениях П.Зюскинда «Парфюмер» и Дж.Фаулза «Коллекционер»

Тематика и проблематика зарубежной литературы, открытие новых имен. Обзор творчества. Идея приоритета любви-жертвы, идея ответственности за сохранения жизни, культуры.

 

Основные понятия и термины по теме:

Женская проза, коллизия в литературе, конфликт, экспериментальная проза.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Развитие темы женского идеала в русской классической литературе.

2. Своеобразие «стилевой походки» представительниц современной женской прозы.

3. Понятие экспериментальной прозы. Обзор повести В.Нарбиковой «Около эколо…».

4. Зарубежная литература о любви (Обзор произведений Д.Фаулза, П.Зюскинда).

Список литературы:

1. Габриэлян Н. Ева это значит «жизнь» (Проблема пространства в современной русской женской прозе) // Вопросы литературы. 1996. 4. С. 31-71.
2. Гордович К. Д. История отечественной литературы XX века. Пособие для гуманитарных вузов. СПб., 2000.
3. Русские писатели. XX век. Биобиблиграфический словарь. В двух частях. Под ред. Н. Н. Скатова. М, 1998.
4. Русские писатели 20 века. Биографический словарь. Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. М., 2000.
5. Славникова О. Та, что пишет, или Таблетка от головы // Октябрь. 2000. №3. С.173.
6. Тартаковская И. Социология пола и семьи. Самара, 1997.
7. Чупринин С. Два мнения // Литературная газета. 1989. №6, с. 4-11.

 

 

Раздел 4.

Тема войны как проверки человека на человечность

История военной прозы. Традиции русской классической литературы в изображении войны.

Л.Н.Толстой – основоположник традиций военной прозы.

Хронологическая классификация военной прозы.

«Лейтенантская» проза.

«Молодая» военная проза.

Самостоятельная работа:

Чтение и анализ произведений В.Кондратьева, В.Быкова, В.Тендрякова, О.Ермакова, З.Прилепина, Д.Гуцко.

«Не только о войне». Повесть В.Тендрякова «Донна Анна».

Утверждение человеческого в бесчеловечных обстоятельствах.

Проблема условий формирования личности человека.

Проблема нравственной взыскательности и ответственности за свой выбор.

Способы выявления авторской позиции.

Традиционность и своеобразие «Афганской» прозы.

Обзор творчества О.Ермакова. Развитие толстовских традиций изображения войны и своеобразие художественного мира писателя. Человек перед лицом обстоятельств в рассказе «Крещение».

Особенности композиции в «Афганских рассказах» О.Ермакова.

Человек с ружьем: воин и писатель. Взгляд на войну «молодой» военной прозы.

Нравственные коллизии в произведениях о военных событиях З. Прилепина, А.Геласимова, Д.Гуцко и др. Проблема возвращения к прежней жизни в «афганской» и «чеченской» прозе.

Особенности художественной речи писателей. Литература «потерянного» поколения. Трагедия войны и невозможность «возвращения». Темы любви и дружбы в романе Э.М.Ремарка «Три товарища».

Основные черты литературы отечественной и зарубежной литературы. «потерянного» поколения. Основные понятия и термины по теме:

Военная проза, «лейтенантская» проза, «молодая» военная проза. «потерянное» поколение.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Традиции в освещении войны в русской классической литературе.

2. Проблематика литературы о Великой отечественной войне.

3. Обзор произведений О. Ермакова «Афганские рассказы».

4. Обзор произведений «молодой» военной прозы (Д.Гуцко, А.Геласимов,

З.Прилепин).

Список литературы

Аристов Д.В. О природе реализма в современной русской прозе о войне (2000-е годы) // Вестник Пермского университета. 2011. вып. 2 (14).

Выговская Н.С. Молодая военная проза второй половины 1990 — начала 2000-х годов: имена и тенденции. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук // М.: МГУ, 2009.

Довлеткиреева Л. Современная чеченская «военная» проза: историко-культурный контекст, жанровый состав, поэтика (1990-2011 гг.). Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Нальчик, 2010.

Живое слово о войне: критический обзор современной российской военной прозы / Сост. А. Кузечкин. Нижний Новгород: МУК «Централизованная библиотечная система», 2010.

Ключинская О.В. Военная проза О.Н. Ермакова: проблема жанрово-стилевого единства. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук // Владивосток: ДВГУ, 2010.

Мы были на войне, которой не было: библиогид по военной прозе молодых авторов России. Вып. 9 / Сост. Л.В. Запащикова. Челябинск: ГУК «Челябинская областная юношеская библиотека», 2010. 16 с. (Литературные имена нового века).

Пустовая В.Е. Человек с ружьём: смертник, бунтарь, писатель // Новый мир. 2005. № 5.

Рудалёв А.Г. Обыкновенная война. Проза о чеченской кампании // Дружба народов. 2006. № 5.

Савинкова О. Социальный институт армии и его отражение в современной литературе (научный руководитель: доктор филологических наук, профессор М.А. Литовская).

 

 

 

Раздел 5.

Нравственная проблематика современной отечественной и зарубежной литературы.

Проблема сохранения человеческого в человеке в произведения современных писателей. Обзор.

«Живым лучше, чем мертвым» Анализ рассказа Б.Екимова «Живая душа»

Проблема природы человека в романе А.Кима «Белка». Своеобразие художественного мира писателя. Идея единства всего живого на земле.

Самостоятельная работа:

Творческая работа: выражение идеи «счастье единства и трагедия разъединения» в любой художественной форме.

Штрихи к портрету И. Бродского.

Биографический очерк жизни и творчества. Особенности поэтического языка Бродского.

«Дыры в пейзаже».Поэтическая мастерская.

Обзор публикаций «толстых» журналов за 2011 год. Рекомендации к чтению

 

Основные понятия и термины по теме:

План анализа литературного произведения, план обзора творчества писателя.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Обзор романа А.Кима «Белка»

2. Анализ рассказов Б.Екимова.

3. Очерк жизни и творчества И. Бродского.

 

Практические занятия

Общие требования к выполнению практических занятий

Практические занятия входят в систему аудиторных занятий и проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием курса.

•Порядок подготовки к практическим занятиям

В подготовку к выполнению практической работы входит чтение студентами литературного произведения, ознакомление с заданием, способом его выполнения и критериями оценки качества выполнения.

•Требования к знаниям и умениям, порядку выполнения и форме отчетности.

Требования к знаниям и умениям, необходимым для успешного выполнения практического задания изложены в критериях оценки качества выполнения практического задания.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Тема детства в современной литературе

Продолжительность 1 час

1. Цель данного практического занятия: создать условия для отработки умений ориентироваться в тексте литературного произведения, определять его тематику и проблематику.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия: тексты произведений Ч.Айтматова, В.Тендрякова, С.Довлатова, Б.Екимова, А.Варламова.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии: фрагменты текстов, иллюстрации.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий: возможны презентации.

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы или других источников: чтение произведений (или их фрагментов),

ответы на предложенные вопросы:

определение основных проблем произведений.

6. Практические задачи, задания, упражнения: аналитическая работа с текстом.

7. Задания студентам для самостоятельной аудиторной работы: чтение данных произведений и дополнительной литературы по теме.

8. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия для самоконтроля:

Назвать произведения современной литературы, создающие образ ребенка.

Назвать основные проблемы названных произведений.

Выполнить тестовые задания (тест прилагается)

9. Критерии оценки качества выполнения практического занятия (см.в перечне пр.заданий)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Социально-педагогическая проблематика зарубежных произведений о детстве

Продолжительность 1 час

1. Цель данного практического занятия: создать условия для отработки умений ориентироваться в тексте литературного произведения, определять его тематику и проблематику.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия: тексты произведений. (Д.Сэлинджер «Над пропастью во ржи», У. Голдинг «Повелитель мух»)

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии: фрагменты текстов, иллюстрации.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий: возможны презентации.

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы или других источников: чтение произведений (или их фрагментов),

ответы на предложенные вопросы:

определение основных проблем произведений.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Подготовка к литературоведческой дискуссии о современной женской прозе

Продолжительность 1 час

1. Цель данного практического занятия: создать условия для отработки умений ориентироваться в тексте литературного произведения, определять его тематику и проблематику. Проявлять собственную читательскую позицию, осуществлять поиск и анализ информации на нужную тему.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия: 1)Современная русская литература последних десятилетий двадцатого века. Учебник для высших учебных заведений под редакцией С.А.Тиминой. - Академия, 2011.

2)Русская современная проза. Хрестоматия по современной литературе.- Академия, 2011 г.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии: фрагменты текстов, «Русская современная проза. Хрестоматия по современной литературе»- Академия, 2011 г

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий: возможны презентации.

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы или других источников: чтение произведений (или их фрагментов), чтение статьи о женской прозе их хрестоматии, выделение позиций критиков о состоянии женской прозы, определение собственной позиции, подбор аргументов.

6. Практические задачи, задания, упражнения: аналитическая работа с текстом критических статей.

7. Задания студентам для самостоятельной аудиторной работы: чтение данных произведений и дополнительной литературы по теме.

8. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия для самоконтроля: тест

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Выявление авторской позиции в повести В.Тендрякова «Люди или нелюди»

Продолжительность 1 час

1. Цель данного практического занятия: создать условия для отработки умений ориентироваться в тексте литературного произведения, определять авторскую позицию, способы ее проявления.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия: текст. Словарь теоретико-литературных понятий.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии: фрагменты текстов, иллюстрации.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий: возможны презентации.

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы или других источников: чтение произведений (или их фрагментов),

ответы на предложенные вопросы:

определение основных проблем произведений.

6. Практические задачи, задания, упражнения: аналитическая работа с текстом.

7. Задания студентам для самостоятельной аудиторной работы: чтение данных произведений и дополнительной литературы по теме.

8. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия для самоконтроля: тест, образец выполнения работы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Составление тезисного плана лекции «Современная проза о войне»

Продолжительность 1 час

1. Цель данного практического занятия: создать условия для отработки умений ориентироваться в современном литературном процессе, определять его тематику и проблематику.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия: лекция учителя, тексты.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии: фрагменты текстов, иллюстрации. Краткие теоретические и справочно-информационные материалы:

1)Современная русская литература последних десятилетий двадцатого века. Учебник для высших учебных заведений под редакцией С.А.Тиминой. - Академия, 2011.

2)Русская современная проза. Хрестоматия по современной литературе.- Академия, 2011 г.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий: возможны презентации.

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы или других источников: составление тезисного плана по плану лекции.

6. Практические задачи, задания, упражнения: активное слушание.

7. Задания студентам для самостоятельной аудиторной работы: чтение данных произведений и дополнительной литературы по теме.

8. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия для самоконтроля: определение понятий: афганская проза, «молодая» военная проза.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Сочинение-размышление о рассказе Б.Екимова «Живая душа»

Продолжительность 1 час

1. Цель данного практического занятия: создать условия для отработки умений ориентироваться в тексте литературного произведения, определять его тематику и проблематику, открывать скрытый глубинный смысл художественного текста.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия: текст.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии: фрагменты текстов, иллюстрации.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий: возможны презентации.

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы или других источников: чтение произведения, ответы на вопросы, повторение понятия «текст – размышление».

6. Практические задачи, задания, упражнения: аналитическая работа с текстом.

7. Задания студентам для самостоятельной аудиторной работы: чтение данного произведения.

8. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия для самоконтроля: образец рассуждения, чтение лучших работ.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: Поэтическая мастерская

Продолжительность 2 часа

1. Цель данного практического занятия: создать условия для отработки умений ориентироваться в тексте литературного произведения, определять его тематику и проблематику, выявлять контекст стихотворения.

Дать образец работы над лирическим произведением.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия: словарь литературоведческих понятий.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии: учебно- методическое пособие «И.Бродский»

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий: возможны презентации.

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы или других источников: см. пособие.

6. Практические задачи, задания, упражнения: аналитическая работа с текстом (см.пособие)

7. Задания студентам для самостоятельной аудиторной работы: чтение данных произведений и дополнительной литературы по теме (см.пособие).

8. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия для самоконтроля: истолкование стихотворений.

 

Задания для самостоятельного выполнения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...