Законодательный процесс и его стадии.
Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Кроме законов «продукцией» правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры. Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии: 1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но 2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Она необходима для того, чтобы до 3) принятие закона, что возможно с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:
а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы б) одобрение закона Советом Федерации (в соот с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14дней подписывает одобренный закон и обнародует его). На данной стадии Президент может воспользоваться своим правом вето и отклонить федеральный за 4) опубликование закона (как правило, законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются). ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа. Для З.п. характерна четкая юридическая регламентация. В РФ включает (чаще всего) пять стадий. Первой предшествует предзаконодательный процесс, охватывающий этап от появления идеи, предложения о необходимости разработки нового закона до поступления этого предложения в соответствующий орган и подготовки законопроекта. По общему правилу законопроекты разрабатываются теми, кто обладает правом законодательной инициативы. Первая стадия З.п. - внесение законопроекта в Государственную Думу органом или лицом, обладающим правом законодательной инициативы. На второй стадии законопроект проходит рассмотрение в Государственной Думе, которое осуществляется в трех чтениях (если Дума не примет по данному законопроекту иного решения). Третья стадия - принятие закона Государственной Думой (обычный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов, конституционный - большинством в 2/3). На четвертой стадии закон проходит утверждение в Совете Федерации. Подписание и обнародование закона Президентом РФ составляет пятую стадию З.п. Число стадий может варьировать в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат Федерального Собрания и Президента РФ. Так, в З.п. появляются дополнительные стадии, если принятый Государственной Думой закон отклоняется Советом Федерации или Президент РФ применяет свое право вето.
Судебная власть в РФ. Судебная власть в РФ осуществляется исключительно судами (судьями). Суд - особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан; обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства - рассмотрения в соответствии с процессуальным порядком дел и принятия решений по их существу. Суды РФ составляют судебную систему, которая строится на основе: • единства; • иерархичности; • соподчиненности. Единство судебной системы: • устанавливается в масштабе всей страны; • правила судопроизводства едины; • право применяется единообразно; • решения судов обязательны для исполнения на всей территории страны; • судьи в РФ имеют единый статус; • суды в РФ финансируются из средств федерального бюджета. Иерархичность судебной системы означает наличие в РФ нескольких уровней судов определенного вида:
• федеральные; • субъектов РФ; • городские - межмуниципальные; • районные; • мировые судьи. Под уровнем подразумеваются территориальные границы, в пределах которых распространяется юрисдикция данного суда (например. район для районного суда, федерация для Верховного Суда РФ). Все суды РФ относятся к федеральным органам госвласти. Верховный Суд РФ, суды субъектов федерации, районные суды выражают государственную волю России в целом и осуществляют правосудие именем Российской Федерации (а не субъекта РФ, района и т. д.). Россия предпочла создание единой федеральной судебной системы, а не смешанной (как в США, где сосуществуют единая судебная система государства и независимые судебные системы каждого штата). Субъекты РФ не могут устанавливать собственные судебные системы. Исключение составляет предусмотренная ФКЗ «О судебной системе РФ» возможность введения в России института мировых судей. Мировые судьи - органы судебной власти субъектов РФ. Субъекты РФ сами определяют порядок деятельности мировых судей и иные связанные с этим судебным институтом вопросы. Цель введения мировых судей: • разгрузить суды общей юрисдикции; • передать на рассмотрение мировых судей преступления, не представляющие большой общественной опасности; • приблизить судебную систему к народу. Соподчиненность звеньев судебной системы: вышестоящие суды контролируют правильность применения закона нижестоящими, их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами. В зависимости от специфики дел (гражданские, уголовные, хозяйственные, конституционно-правовые, административные и др.) Судопроизводство в РФ подразделяется: • на конституционное; • гражданское; • административное; • уголовное. Особый вид судопроизводства - арбитражное (экономическое). В этой связи судебная система РФ состоит из трех подсистем: • конституционная юстиция; • суды общей юрисдикции; • арбитражные суды.
Органы конституционной юстиции рассматривают конституционно-правовые вопросы; суды общей юрисдикции - гражданские, административные и уголовные дела; арбитражные суды - экономические споры. Органы конституционной юстиции: • Конституционный Суд РФ; • конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые не составляют единой конституционно-судебной системы с Конституционным Судом РФ. Суды общей юрисдикции составляют единую систему. В нее входят: • Верховный Суд РФ; • верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; суды автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга (суды субъектов РФ); • суды «промежуточных» звеньев между субъектом РФ и районом - городские, межмуниципальные; • районные суды; • мировые судьи; • военные суды (гарнизонов, армий, флотилий и т. д.). Систему арбитражных судов (первичное звено арбитражных судов -субъект федерации, а не район) составляют: • Высший Арбитражный Суд; • федеральные арбитражные суды округов (федеральные округа (всего 10) охватывают несколько субъектов РФ); • арбитражные суды субъектов РФ. Судебная инстанция - суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения). Суд первой инстанции - суд, принимающий решение по существу дела. По уголовному делу это вопросы: виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления; применения или неприменения к нему уголовного наказания, его конкретной меры. По гражданскому делу: вопрос о доказанности (недоказанности) гражданского иска; юридических последствиях, которые должны наступить. Судами первой инстанции являются суды основного звена: районные суды общей юрисдикции; арбитражные суды субъектов РФ. Они рассматривают по существу подавляющее большинство гражданских, уголовных дел и экономических (хозяйственных) споров. При рассмотрении отдельных категорий дел (особой общественной опасности) в качестве суда первой инстанции могут выступать вышестоящие суды. Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, невступившихв законную силу. суды общей юрисдикции субъектов РФ; федеральные арбитражные суды округов. В некоторых случаях эту функцию могут выполнять вышестоящие суды. В апелляционном порядке проверяются законность, обоснованность и справедливость приговора и постановления мирового судьи. В надзорной инстанции проверяются законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу; пересматриваются дела в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам. Суды (подразделения судов) данной инстанции:
президиумы судов среднего звена (субъектов РФ); коллегии Верховного Суда РФ; Президиум Верховного Суда РФ; Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. 27. Принцип разделения властей: содержание и значение. Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|