Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательный процесс и его стадии.




Законотворческий процесс — главная составная часть правотвор­ческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов характе­ризует данный процесс в целом. Кроме законов «продукцией» право­творчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включаю­щий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но
принять или отклонить его — право законодателя. Право законода­тельной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принад­лежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федера­ции, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законо­дательным (представительным) органам субъектов РФ. Правозаконодательной инициативы принадлежит также Конституционно­му Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинает­ся в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Она необходима для того, чтобы до­
вести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законо­проекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что возможно с помощью двух механизмов го­лосования (простым большинством и квалифицированным). Приня­тие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы
принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные консти­туционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало
не менее 2/з от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соот с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от
общего числа членов этой палаты либо в течение 14 дней он не был рас­
смотрен Советом Федерации»; в соот с ч. 2 ст. 108 Конститу­ции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3Д голосов от общего числа
членов Совета Федерации);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14дней подписывает одобренный закон и обнародует его). На данной стадии Президент мо­жет воспользоваться своим правом вето и отклонить федеральный за­
кон, однако это право не распространяется на федеральный конститу­ционный закон. Федеральное Собрание может либо согласиться с этим, либо преодолеть его вето (путем повторного рассмотрения и одобрения большинством не менее 2/з от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы);

4) опубликование закона (как правило, законы подлежат офици­альному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Прези­дентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа. Для З.п. характерна четкая юридическая регламентация. В РФ включает (чаще всего) пять стадий. Первой предшествует предзаконодательный процесс, охватывающий этап от появления идеи, предложения о необходимости разработки нового закона до поступления этого предложения в соответствующий орган и подготовки законопроекта. По общему правилу законопроекты разрабатываются теми, кто обладает правом законодательной инициативы. Первая стадия З.п. - внесение законопроекта в Государственную Думу органом или лицом, обладающим правом законодательной инициативы. На второй стадии законопроект проходит рассмотрение в Государственной Думе, которое осуществляется в трех чтениях (если Дума не примет по данному законопроекту иного решения). Третья стадия - принятие закона Государственной Думой (обычный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов, конституционный - большинством в 2/3). На четвертой стадии закон проходит утверждение в Совете Федерации. Подписание и обнародование закона Президентом РФ составляет пятую стадию З.п. Число стадий может варьировать в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат Федерального Собрания и Президента РФ. Так, в З.п. появляются дополнительные стадии, если принятый Государственной Думой закон отклоняется Советом Федерации или Президент РФ применяет свое право вето.

Судебная власть в РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется исключительно судами (судьями). Суд - особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан; обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства - рассмотрения в соответствии с процессуальным порядком дел и принятия решений по их существу.

Суды РФ составляют судебную систему, которая строится на основе:

• единства;

• иерархичности;

• соподчиненности.

Единство судебной системы:

• устанавливается в масштабе всей страны;

• правила судопроизводства едины;

• право применяется единообразно;

• решения судов обязательны для исполнения на всей территории страны;

• судьи в РФ имеют единый статус;

• суды в РФ финансируются из средств федерального бюджета. Иерархичность судебной системы означает наличие в РФ нескольких уровней судов определенного вида:

• федеральные;

• субъектов РФ;

• городские - межмуниципальные;

• районные;

• мировые судьи.

Под уровнем подразумеваются территориальные границы, в пределах которых распространяется юрисдикция данного суда (например. район для районного суда, федерация для Верховного Суда РФ).

Все суды РФ относятся к федеральным органам госвласти. Верховный Суд РФ, суды субъектов федерации, районные суды выражают государственную волю России в целом и осуществляют правосудие именем Российской Федерации (а не субъекта РФ, района и т. д.).

Россия предпочла создание единой федеральной судебной системы, а не смешанной (как в США, где сосуществуют единая судебная система государства и независимые судебные системы каждого штата). Субъекты РФ не могут устанавливать собственные судебные системы. Исключение составляет предусмотренная ФКЗ «О судебной системе РФ» возможность введения в России института мировых судей.

Мировые судьи - органы судебной власти субъектов РФ. Субъекты РФ сами определяют порядок деятельности мировых судей и иные связанные с этим судебным институтом вопросы. Цель введения мировых судей:

• разгрузить суды общей юрисдикции;

• передать на рассмотрение мировых судей преступления, не представляющие большой общественной опасности;

• приблизить судебную систему к народу.

Соподчиненность звеньев судебной системы: вышестоящие суды контролируют правильность применения закона нижестоящими, их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами.

В зависимости от специфики дел (гражданские, уголовные, хозяйственные, конституционно-правовые, административные и др.)

Судопроизводство в РФ подразделяется:

• на конституционное;

• гражданское;

• административное;

• уголовное.

Особый вид судопроизводства - арбитражное (экономическое). В этой связи судебная система РФ состоит из трех подсистем:

• конституционная юстиция;

• суды общей юрисдикции;

• арбитражные суды.

Органы конституционной юстиции рассматривают конституционно-правовые вопросы; суды общей юрисдикции - гражданские, административные и уголовные дела; арбитражные суды - экономические споры.

Органы конституционной юстиции:

• Конституционный Суд РФ;

• конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые не составляют единой конституционно-судебной системы с Конституционным Судом РФ.

Суды общей юрисдикции составляют единую систему. В нее входят:

• Верховный Суд РФ;

• верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; суды автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга (суды субъектов РФ);

• суды «промежуточных» звеньев между субъектом РФ и районом - городские, межмуниципальные;

• районные суды;

• мировые судьи;

• военные суды (гарнизонов, армий, флотилий и т. д.).

Систему арбитражных судов (первичное звено арбитражных судов -субъект федерации, а не район) составляют:

• Высший Арбитражный Суд;

• федеральные арбитражные суды округов (федеральные округа (всего 10) охватывают несколько субъектов РФ);

• арбитражные суды субъектов РФ.

Судебная инстанция - суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения).

Суд первой инстанции - суд, принимающий решение по существу дела. По уголовному делу это вопросы:

виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления;

применения или неприменения к нему уголовного наказания, его конкретной меры.

По гражданскому делу:

вопрос о доказанности (недоказанности) гражданского иска;

юридических последствиях, которые должны наступить. Судами первой инстанции являются суды основного звена:

районные суды общей юрисдикции;

арбитражные суды субъектов РФ.

Они рассматривают по существу подавляющее большинство гражданских, уголовных дел и экономических (хозяйственных) споров. При рассмотрении отдельных категорий дел (особой общественной опасности) в качестве суда первой инстанции могут выступать вышестоящие суды.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, невступившихв законную силу.

суды общей юрисдикции субъектов РФ;

федеральные арбитражные суды округов.

В некоторых случаях эту функцию могут выполнять вышестоящие суды.

В апелляционном порядке проверяются законность, обоснованность и справедливость приговора и постановления мирового судьи.

В надзорной инстанции проверяются законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу; пересматриваются дела в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам. Суды (подразделения судов) данной инстанции:

президиумы судов среднего звена (субъектов РФ);

коллегии Верховного Суда РФ;

Президиум Верховного Суда РФ;

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

27. Принцип разделения властей: содержание и значение.

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

 

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

 

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

 

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...