I. Избирательные стандарты в международном праве.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Международно-правовые избирательные стандарты И их реализация в законодательстве ПМР (Выборы Президента ПМР)
После Второй мировой войны в деятельности международного сообщества началась фаза активного сотрудничества государств по обеспечению прав и свобод человека. Этот процесс явился закономерным продолжением практики международных отношений, так как без него стало невозможно дальнейшее цивилизованное развитие мирового сообщества. Первым документом, заложившим основы развития такого сотрудничества, стал Устав Организации Объединённых Наций, в статье 1 которого установлено, что одной из задач этой организации является осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, языка и религий». Реализуя эту задачу, мировое сообщество выработало комплекс международно-правовых норм в области прав и свобод человека, которые принято называть международными стандартами. Имеются среди них и стандарты в области прав человека, касающиеся проведения свободных, справедливых, подлинных и периодических выборов (международные избирательные стандарты).
I. Избирательные стандарты в международном праве.
Международные избирательные стандарты – это обязательства государств предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, определённые права и свободы на участие в проведении свободных справедливых подлинных и периодических выборов, не посягать на такие права и свободы и принимать соответствующие меры по их реализации. В исключительных случаях допускаются те или иные ограничения этих прав и свобод, которые оговариваются отдельно.
Международные избирательные стандарты делятся на универсальные, регулирующие отношения субъектов международного права и входящие в общее международное право, а также региональные (локальные, партикулярные), действующие среди ограниченного числа участков. Универсальные избирательные стандарты зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Конвенциях о политических правах женщин и о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в Международной конвенции об уничтожении всех форм расовой дискриминации. Региональные избирательные стандарты более конкретны и развёрнуты, особенно те, которые содержатся в документах, принятых ОБСЕ на Конференции по человеческому измерению, так как образуются на основе традиций, особенностей, уровня развития только группы стран, а не всего мирового сообщества. В них не только конкретизируются универсальные стандарты, но и устанавливаются определённые требования к проведению различных этапов избирательного процесса. Государства, установив международно-правовые нормы в области прав человека, касающиеся проведения свободных, справедливых, подлинных и периодических выборов, взяли на себя обязательства формировать национальное избирательное право, учитывая как универсальные, так и соответствующие региональные международные избирательные стандарты, то есть не выходить за рамки правил, признанных мировым сообществом в этой важной подотрасли конституционного права. Международные избирательные стандарты в первую очередь связаны с четырьмя основными правами: - правом принимать участие в управлении страной; - правом избирать и быть избранным; - правом на равный доступ к государственной службе; - правом на самоопределение. Первые три права закреплены во Всеобщей декларации прав человека (ст. 21), Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 25), Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ (п. 6, 7), где, в частности, отмечено: «Государства-участники заявляют, что воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства. Государства-участники соответственно уважают право своих граждан принимать участие в управлении страной непосредственно или через представителей, избираемых ими свободно в ходе честного избирательного процесса».
Понятие демократических выборов связано и с правом народов на самоопределение. Это основное право признаётся Уставом ООН (ст. 1), а также закреплено в ряде Международных пактов. Действительно, хотя выборы и не являются единственным средством, которое народы могут использовать для выражения и осуществления своего права на самоопределение, тем не менее роль выборов в этом отношении значительна, так как через свободные справедливые выборы выражается подлинная воля народа, которая является основой власти и легитимности правительства, осуществляющего экономическое, социальное и культурное развитие государства. В международных документах в области развития и защиты прав человека используется термин «свободные и справедливые выборы». Естественно, возникает вопрос, каким международным стандартам, критериям, в них содержащимся, должны отвечать свободные и справедливые выборы. Подготовка и проведение свободных выборов невозможны без установления норм, закрепляющих такие права, как: - право на свободу мнений; - право на свободу слова; - право на свободу информации; - право на свободу собраний и ассоциаций; - право на тайное голосование. Политическая пропаганда, мероприятия, в том числе и информационные, по подготовке избирателей к выборам, политические митинги, собрания, а также организации сторонников различных партий, механизм тайного голосования – всё это элементы, присущие выборам, и для того, чтобы выборы были свободными, каждый из этих элементов должен функционировать без необоснованного вмешательства. Конечный показатель того, являются ли выборы свободными, это то, насколько они способствуют полному выражению политической воли народа. Именно эта воля в соответствии со статьёй 21 Всеобщей декларации прав человека представляет собой основу власти правительства.
Права на свободу мнений, свободу их выражений и свободу информации закреплены статьёй 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой записано: «Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.… На свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору…». Международное сообщество, устанавливая вышеназванные права, исходит из того, что процесс выборов представляет собой механизм, самоцель которого состоит в выражении политической воли народа. Права на свободу собраний и ассоциаций установлены статьями 21 и 22 Международного пакта о гражданских правах. Для того, чтобы положения статьи 21 распространялись на то или иное собрание, оно должно быть мирным. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме установленных законом и «необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Международное сообщество, устанавливая право на свободу собраний и ассоциаций, исходит из того, что публичные демонстрации, политические собрания и деятельность политических ассоциаций составляют неотъемлемую часть процесса выборов и обеспечивают эффектный механизм публичного распространения политической информации. Свободные выборы неразрывно связаны с механизмом тайного голосования. Эта норма предусмотрена для того, чтобы выборы были действительно свободными. Обеспечивается тайна голосования чаще всего заполнением избирательных бюллетеней в закрытом от посторонних взоров месте непосредственно самим избирателем.
Международные стандарты, создающие условия для проведения справедливых выборов, закреплены в целом ряде международных документов, начиная со всеобщей декларации прав человека. Они предполагают, что все граждане, независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, профессии, образования, политических, религиозных убеждений, имеют право голоса и имеют право быть избранными. Этому общему положению не противоречит тот факт, что к избирателю предъявляется ряд требований: - достижение определённого возраста; - гражданство данной страны; - место жительства; - он должен быть психически здоровым; - обладать гражданскими правами. Всеобщее избирательное право граждан – это один из важнейших принципов избирательного права, без соблюдения которого не может быть справедливых выборов. Другим таким принципом является принцип равного избирательного права, который обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя. Для обеспечения справедливых выборов необходим также ряд правовых и организационных мер, направленных на эффективную защиту процесса выборов от необъективности, мошенничества и фальсификаций. К ним можно отнести реализацию права на независимую судебную процедуру и права на защиту от дискриминации, а также требования, касающиеся создания независимых управленческих структур по организации выборов в строгом соответствии с законом, присутствия наблюдателей в ходе подготовки и проведения выборов, справедливого доступа к средствам массовой информации для всех кандидатов и партий, участвующих в выборах. Свободные и справедливые выборы в соответствии с международными стандартами должны проводиться периодически. Это очень важно, поскольку одноразовые выборы (например, в период получения независимости той или иной страной или в период перехода от авторитарного режима к демократии) недостаточны для обеспечения стабильного демократического развития государства. Несоблюдение периодичности выборов, перенесение запланированных законом выборов представляют собой нарушение международных избирательных стандартов. Исключением может быть только введение чрезвычайного положения. При этом государство должно иметь законодательство, которое точно и чётко определяет условия, порядок введения чрезвычайного положения, допустимые меры по ограничению прав и свобод. Во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах имеется термин «подлинные выборы». Анализируя международные документы, касающиеся прав человека, можно сделать вывод, что фактически этот термин включает обязательность периодического равного и всеобщего характера выборов, а также тайного голосования.
Подлинные выборы представляют избирателям право сделать реальный выбор. При них существует реальный политический плюрализм который осуществляется прежде всего через функционирование партий. Он должен юридически защищаться государством через принятие соответствующих законов, необходимо также предусматривать справедливое и гласное финансирование избирательных компаний, которое может включать и государственное финансирование. Предварительным условием свободного выбора является информированность населения. Для того, чтобы выборы были подлинными, они должны отражать политическую волю народа. Совершенно ясно, что, не имея доступа к информации о кандидатах, партиях и процессе выборов, избиратели не могут ни сформулировать, ни выразить эту волю. Таким образом, подлинные выборы – это такие выборы которые выявляют свободно выраженную волю народа и приводят к её осуществлению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|