Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международно-правовая охрана средств индивидуализации




Общие положения. С расширением международных экономических связей повысился интерес

российских участников гражданского оборота к охране средств их индивидуализации не только внутри

страны, но и за рубежом. Выходя на за рубежный рынок со своей продукцией, которая зачастую ни в чем

не уступает за рубежным аналогам, а иногда таких аналогов не имеет, российским предприятиям приходится

вести жесткую конкурентную борьбу с иностранными фирмами. При этом нередко они сталкиваются с

фактами недобросовестного использования конкурентами таких обозначений, которые вольно или

невольно вводят других участников оборота и потребителей в заблуждение относительно производителя

товаров и места их происхождения. Встречаются случаи и прямого присвоения заинтересованными лицами

тех средств индивидуализации, которыми давно успешно пользуются российские предприятия. Поэтому

охрана фирменных наименований, товарных знаков и других средств индивидуализации,

принадлежащих российским предпринимателям, за пределами

Российской Федерации является достаточно актуальной

задачей.
Как и другие объекты промышленной собственности, средства индивидуализации участников гражданского

оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) по общему правилу пользуются правовой охраной лишь

в пределах территории того государства, в котором обладатель исключительного права на них приобрел эти

права в установленном законом порядке. Поэтому для того чтобы средства индивидуализации российских

участников гражданского оборота охранялись в каких-либо других странах, необходимо либо получить в

этих странах охрану по национальной процедуре, либо воспользоваться механизмом соответствующего

международного договора, при условии, конечно, что такой договор имеется и что

Российская Федерация и интересующая

Правообладателя,страна,являются,его,участниками.
Государства - участники Парижской конвенции договорились о распространении на заявителей из всех

стран-участниц национального режима, т.е. о предоставлении им такого же круга прав и обязанностей, которым

пользуются в отношении приобретения прав на объекты промышленной собственности граждане и юридические

лица того государства, в котором истребуется охрана. Поскольку фирменные наименования, товарные знаки,

знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров в соответствии с п. 2 ст. 1 Конвенции

относятся к охраняемым объектам промышленной собственности, данное правило в полной мере применяется

и к ним. Поэтому всякий российский правообладатель имеет возможность обеспечить охрану принадлежащих

ему средств индивидуализации в любой стране Парижского союза по установленной ею национальной

процедуре наравне с ее собственными физическими и юридическими лицами. Следует подчеркнуть, что данное

правило действует и в отношении стран ближнего за рубежья, так как все они либо стали

участницами Парижской конвенции, либо приняли на себя обязательство руководствоваться ее

положениями.
Сказанное вовсе не означает, что заинтересованные лица не могут получить охрану средств индивидуализации

в тех странах, которые не участвуют в Парижской конвенции, но в своем внутреннем законодательстве

предусматривают такую охрану. В настоящее время практически нет стран, которые отказывали бы в

предоставлении охраны заявителям из других государств, хотя, не будучи членами

Парижского союза, они могут вводить для

иностранцев дополнительные

обязательства

и

ограничения.
Охрана за рубежом отдельных средств индивидуализации. Охрана средств индивидуализации участников

гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) на основе многосторонних соглашений

в настоящее время по разным причинам обеспечивается не всем. Международно- правовая охрана фирменных

наименований предусматривается лишь Парижской конвенцией. Согласно ст. 8 Конвенции все страны

Парижского союза гарантируют охрану фирменных наименований без обязательной подачи заявки или

регистрации и независимо от того, являются ли они частями товарных знаков или нет. ри этом государства

свободны в выборе средств и путей обеспечения такой охраны. В частности, они могут иметь

специальные законы о фирменных наименованиях, предусматривать их охрану с помощью законодательства

о борьбе с недобросовестной конкуренцией или использовать иные средства охраны. Кроме того,

Конвенция не раскрывает понятия "фирменное наименование", в связи с чем законодательством

разных стран - участниц Конвенции в

него,может,вкладываться,различное.содержание.
Однако если фирменное наименование российского юридического лица удовлетворяет требованиям национального

законодательства того государства - участника Парижского союза, в котором истребуется охрана, такая охрана

должна быть ему обеспечена независимо от каких-либо иных условий. В частности, для предоставления охраны не

требуется подача заявки или регистрации фирменного наименования в данной стране, хотя бы такая

регистрация и предусматривалась для национальных фирменных наименований. Все это позволяет еще

раз подчеркнуть, что право на фирменное наименование обладает свойством

экстерриториальности и действует на территории

всех стран – членов Парижской

конвенции.
Напротив, российские товарные знаки, за исключением тех из них, которые подпадают под разряд

общеизвестных знаков, пользуются охраной в за рубежных странах, как правило, лишь в том случае

, если они зарегистрированы в этих странах либо осуществлена их международная регистрация в

соответствии с действующими международными соглашениями. Парижская конвенция по охране промышленной

собственности, уделяющая знакам достаточно большое внимание, содержит ряд важных правил, определяющих

принципы их правовой охраны в странах - членах Парижского союза. В частности, Конвенция закрепляет правила

о приоритетном сроке при регистрации знаков, составляющем 6 месяцев (п. 1 ст. 4), о независимости товарных

знаков в различных странах Парижского союза (ст. 6), о запрещении использования в качестве товарных знаков

государственной символики, официальных названий и эмблем международных организаций (ст. 61), о допустимых

основаниях отказа в регистрации товарных знаков (ст. 6 quinquies) и др. Однако сама Парижская конвенция не

создает механизма международной охраны знаков, так как связывает предоставление охраны с их обязательной

регистрацией в странах - членах Парижского союза. Исключение составляют, как отмечалось, лишь

так,называемые,общеизвестные,знаки,которым, охрана,обеспечивается,независим,от,регистрации.
В настоящее время основным международным договором, направленным на преодоление принципа территориальности

в охране знаков, является Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. Российская Федерация

участвует в этом Соглашении как правопреемник Советского Союза, который присоединился к нему в 1976 г.

Сущность данного Соглашения состоит в том, что товарный знак, зарегистрированный в Международном бюро

интеллектуальной собственности (г. Женева), получает в стране, участвующей в Соглашении, такую же охрану,

как если бы он был заявлен там непо средственно (п. 1 ст. 4). Это означает, что Мадридское соглашение не создает

единого правового режима товарного знака во всех странах-участницах, а лишь облегчает процедуру получения

охраны сразу во многих странах, избавляя от необходимости регистрации товарного знака в каждой отдельной

стране. С 1 апреля 1996 г. стало возможным получение единого охранного

документа, действительного для всех

государств –

участников

Соглашения.
Заявка на международную регистрацию, которая подается через патентное ведомство страны происхождения

(п. 2 ст. 1507 ГК), оформляется по единым правилам и должна быть представлена на бланке, предписанном

Инструкцией. Патентное ведомство страны происхождения удостоверяет, что данные, приводимые в заявке,

соответствуют данным национального реестра, и указывает даты и номера заявки и регистрации заявки в стране

происхождения, а также дату подачи заявки на международную регистрацию. Экспертиза заявок по существу

Международным бюро не производится, оно лишь регистрирует заявленные знаки, сообщает об этой регистрации

заинтересованным ведомствам и производит публикацию зарегистрированных знаков в издаваемом им

периодическом журнале. Патентное ведомство любой страны, участвующей в Соглашении, имеет право в срок

, установленный ее национальным законодательством, но не позднее одного года с даты международной регистрации

заявить, что охрана зарегистрированному знаку не может быть предоставлена на ее территории. Такой отказ должен

быть мотивированным и может быть сделан только при наличии условий, которые в соответствии с Парижской

конвенцией по охране промышленной собственности применяются к знакам, заявленным для национальной

регистрации. Международное бюро незамедлительно пересылает патентному ведомству страны происхождения

и владельцу знака копию уведомления об отказе в предоставлении охраны. Заинтересованное лицо имеет те же

возможности для подачи возражения, как если бы знак был

заявлен непо средственно в стране,

где было

отказано

в,охране.
В тех странах, от патентных ведомств которых сообщений об отказе в предоставлении охраны не

поступило, международная регистрация знака действует в течение 20 лет независимо от того, какие сроки

установлены национальным законодательством. Регистрация может неоднократно продлеваться на

период 20 лет, считая с момента истечения предшествующего периода. За регистрацию знаков в Международное

бюро уплачиваются международные пошлины, включающие основную пошлину, дополнительную пошлину за

каждый класс МКТУ сверх трех и добавочную пошлину за каждое расширение охраны. Продление

международной регистрации осуществляется путем простой уплаты основной

пошлины, а в случае необходимости

- дополнительной

и

добавочной

пошлины.
Международное сотрудничество в области охраны такого средства индивидуализации производимой продукции,

как наименование места происхождения товара, пока еще не получило достаточно широкого развития. Парижская конвенция

по охране промышленной собственности в общей форме обязывает страны-участницы пресекать прямое или косвенное

использование ложных указаний о происхождении продуктов или личности изготовителя, промышленника или торговца

(ст. 10), но прямо не распространяет это требование на наименования мест происхождения товаров. Несмотря на близость

понятий "указание происхождения" и "наименование места происхождения товара", они выступают как вполне

самостоятельные объекты правовой охраны, что подтверждается ст. 1 Конвенции. Поэтому едва ли можно согласиться со

сделанным в литературе выводом о том, что поскольку наименование места происхождения является особым видом

указания происхождения, положения ст. 10 Парижской конвенции

должны применяться и к

наименованиям мест

происхождения*(198).
Специальным соглашением о международной охране наименований мест происхождения товаров, заключенным в

соответствии со ст. 19 Парижской конвенции, является Лиссабонское соглашение об охране наименований мест

происхождения и их международной регистрации 1958 г. Данным Соглашением создан примерно такой же

механизм международной регистрации наименований мест происхождения товаров, какой установлен Мадридским

соглашением 1891 г. в отношении товарных знаков и знаков обслуживания.

Российская Федерация к Лиссабонскому

соглашению пока

не

присоединилась.
Правовая охрана коммерческих обозначений российских предприятий за рубежом обеспечивается лишь в тех государс

твах, в которых, во-первых, предусматривается охрана данного средства индивидуализации и, во-вторых, российскими

предприятиями ведется хозяйственная деятельность.

Выставочный приоритет

это знания об объекте патен-тования. раскрывающие его сущность, которые стали общедоступными до оформления заявки

на патент благодаря демонстрации объекта на официальной международной выставке. По общему правилу раскрытие

сведений о патентуемом объекте не допускается до даты подачи заявки в Патентное ведомство, поскольку предварительная

публикация порочит новизну заявленного предложения. Действие этого правила приводило к большим финансовым

потерям для устроителей международных промышленных выставок вследствие того, что новейшие образцы техники

экспонировать было невозможно. В виде исключения из

этого правила был установлен П.в. Исключение состоит в том. что приоритет устанавливается не по дате подачи заявки.

а по дате помещения экспоната на выставке либо по дате начала экспозиции. Непременные условия предоставления

П.в. - подача заявки в определенный срок с момента помещения экспоната на выставке (от 3 до 12 месяцев) и

международный характер выставки. Как один из правовых способов реализации временной охраны изобретений

на выставках, П.в. первоначально был предусмотрен в законодательстве большинства стран - участниц Парижской

конвенции по охране промышленной собственности. Однако отсутствие единого порядка регламентации П.в. при

одновременном патентовании изобретения сразу в нескольких странах стало создавать препятствия для получения

патента. Например, если выставка предшествует подаче первой заявки, то время для установления приоритета

может исчисляться по усмотрению национальных патентных ведомств либо с даты первой заявки, либо с даты показа

изобретения на выставке. Согласно Парижской конвенции и национальным законам стран-участниц можно выбрать

либо конвенционный. либо выставочный приоритет. Конвенционный приоритет устанавливается по дате заявки в

одной из стран Конвенции и составляет 12 месяцев. Суммирование этих двух льготных приоритетных сроков не

допускается. По этим причинам во всех европейских странах постепенно отказались от П.в. и заменили его выставочной

льготой по новизне. Эта льгота заключается в том. что при наличии у заявителя документов, подтверждающих участие в

международной выставке, демонстрация не порочит новизну патентуемого объекта при условии, что заявка подана не

позднее 6 месяцев после даты экспозиции. П.в. действует в настоящее время в небольшом числе развивающихся стран,

таких, как Алжир, Египет, Заир, Ливия,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...