Международно-правовая охрана средств индивидуализации
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Общие положения. С расширением международных экономических связей повысился интерес российских участников гражданского оборота к охране средств их индивидуализации не только внутри страны, но и за рубежом. Выходя на за рубежный рынок со своей продукцией, которая зачастую ни в чем не уступает за рубежным аналогам, а иногда таких аналогов не имеет, российским предприятиям приходится вести жесткую конкурентную борьбу с иностранными фирмами. При этом нередко они сталкиваются с фактами недобросовестного использования конкурентами таких обозначений, которые вольно или невольно вводят других участников оборота и потребителей в заблуждение относительно производителя товаров и места их происхождения. Встречаются случаи и прямого присвоения заинтересованными лицами тех средств индивидуализации, которыми давно успешно пользуются российские предприятия. Поэтому охрана фирменных наименований, товарных знаков и других средств индивидуализации, принадлежащих российским предпринимателям, за пределами Российской Федерации является достаточно актуальной задачей. оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) по общему правилу пользуются правовой охраной лишь в пределах территории того государства, в котором обладатель исключительного права на них приобрел эти права в установленном законом порядке. Поэтому для того чтобы средства индивидуализации российских участников гражданского оборота охранялись в каких-либо других странах, необходимо либо получить в этих странах охрану по национальной процедуре, либо воспользоваться механизмом соответствующего
международного договора, при условии, конечно, что такой договор имеется и что Российская Федерация и интересующая Правообладателя,страна,являются,его,участниками. стран-участниц национального режима, т.е. о предоставлении им такого же круга прав и обязанностей, которым пользуются в отношении приобретения прав на объекты промышленной собственности граждане и юридические лица того государства, в котором истребуется охрана. Поскольку фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров в соответствии с п. 2 ст. 1 Конвенции относятся к охраняемым объектам промышленной собственности, данное правило в полной мере применяется и к ним. Поэтому всякий российский правообладатель имеет возможность обеспечить охрану принадлежащих ему средств индивидуализации в любой стране Парижского союза по установленной ею национальной процедуре наравне с ее собственными физическими и юридическими лицами. Следует подчеркнуть, что данное правило действует и в отношении стран ближнего за рубежья, так как все они либо стали участницами Парижской конвенции, либо приняли на себя обязательство руководствоваться ее положениями. в тех странах, которые не участвуют в Парижской конвенции, но в своем внутреннем законодательстве предусматривают такую охрану. В настоящее время практически нет стран, которые отказывали бы в предоставлении охраны заявителям из других государств, хотя, не будучи членами Парижского союза, они могут вводить для иностранцев дополнительные обязательства и ограничения.
гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) на основе многосторонних соглашений в настоящее время по разным причинам обеспечивается не всем. Международно- правовая охрана фирменных наименований предусматривается лишь Парижской конвенцией. Согласно ст. 8 Конвенции все страны Парижского союза гарантируют охрану фирменных наименований без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, являются ли они частями товарных знаков или нет. ри этом государства свободны в выборе средств и путей обеспечения такой охраны. В частности, они могут иметь специальные законы о фирменных наименованиях, предусматривать их охрану с помощью законодательства о борьбе с недобросовестной конкуренцией или использовать иные средства охраны. Кроме того, Конвенция не раскрывает понятия "фирменное наименование", в связи с чем законодательством разных стран - участниц Конвенции в него,может,вкладываться,различное.содержание. законодательства того государства - участника Парижского союза, в котором истребуется охрана, такая охрана должна быть ему обеспечена независимо от каких-либо иных условий. В частности, для предоставления охраны не требуется подача заявки или регистрации фирменного наименования в данной стране, хотя бы такая регистрация и предусматривалась для национальных фирменных наименований. Все это позволяет еще раз подчеркнуть, что право на фирменное наименование обладает свойством экстерриториальности и действует на территории всех стран – членов Парижской конвенции. общеизвестных знаков, пользуются охраной в за рубежных странах, как правило, лишь в том случае , если они зарегистрированы в этих странах либо осуществлена их международная регистрация в соответствии с действующими международными соглашениями. Парижская конвенция по охране промышленной собственности, уделяющая знакам достаточно большое внимание, содержит ряд важных правил, определяющих
принципы их правовой охраны в странах - членах Парижского союза. В частности, Конвенция закрепляет правила о приоритетном сроке при регистрации знаков, составляющем 6 месяцев (п. 1 ст. 4), о независимости товарных знаков в различных странах Парижского союза (ст. 6), о запрещении использования в качестве товарных знаков государственной символики, официальных названий и эмблем международных организаций (ст. 61), о допустимых основаниях отказа в регистрации товарных знаков (ст. 6 quinquies) и др. Однако сама Парижская конвенция не создает механизма международной охраны знаков, так как связывает предоставление охраны с их обязательной регистрацией в странах - членах Парижского союза. Исключение составляют, как отмечалось, лишь так,называемые,общеизвестные,знаки,которым, охрана,обеспечивается,независим,от,регистрации. в охране знаков, является Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. Российская Федерация участвует в этом Соглашении как правопреемник Советского Союза, который присоединился к нему в 1976 г. Сущность данного Соглашения состоит в том, что товарный знак, зарегистрированный в Международном бюро интеллектуальной собственности (г. Женева), получает в стране, участвующей в Соглашении, такую же охрану, как если бы он был заявлен там непо средственно (п. 1 ст. 4). Это означает, что Мадридское соглашение не создает единого правового режима товарного знака во всех странах-участницах, а лишь облегчает процедуру получения охраны сразу во многих странах, избавляя от необходимости регистрации товарного знака в каждой отдельной стране. С 1 апреля 1996 г. стало возможным получение единого охранного документа, действительного для всех государств – участников Соглашения.
(п. 2 ст. 1507 ГК), оформляется по единым правилам и должна быть представлена на бланке, предписанном Инструкцией. Патентное ведомство страны происхождения удостоверяет, что данные, приводимые в заявке, соответствуют данным национального реестра, и указывает даты и номера заявки и регистрации заявки в стране происхождения, а также дату подачи заявки на международную регистрацию. Экспертиза заявок по существу Международным бюро не производится, оно лишь регистрирует заявленные знаки, сообщает об этой регистрации заинтересованным ведомствам и производит публикацию зарегистрированных знаков в издаваемом им периодическом журнале. Патентное ведомство любой страны, участвующей в Соглашении, имеет право в срок , установленный ее национальным законодательством, но не позднее одного года с даты международной регистрации заявить, что охрана зарегистрированному знаку не может быть предоставлена на ее территории. Такой отказ должен быть мотивированным и может быть сделан только при наличии условий, которые в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности применяются к знакам, заявленным для национальной регистрации. Международное бюро незамедлительно пересылает патентному ведомству страны происхождения и владельцу знака копию уведомления об отказе в предоставлении охраны. Заинтересованное лицо имеет те же возможности для подачи возражения, как если бы знак был заявлен непо средственно в стране, где было отказано в,охране. поступило, международная регистрация знака действует в течение 20 лет независимо от того, какие сроки установлены национальным законодательством. Регистрация может неоднократно продлеваться на период 20 лет, считая с момента истечения предшествующего периода. За регистрацию знаков в Международное бюро уплачиваются международные пошлины, включающие основную пошлину, дополнительную пошлину за каждый класс МКТУ сверх трех и добавочную пошлину за каждое расширение охраны. Продление международной регистрации осуществляется путем простой уплаты основной пошлины, а в случае необходимости - дополнительной и добавочной пошлины. как наименование места происхождения товара, пока еще не получило достаточно широкого развития. Парижская конвенция по охране промышленной собственности в общей форме обязывает страны-участницы пресекать прямое или косвенное
использование ложных указаний о происхождении продуктов или личности изготовителя, промышленника или торговца (ст. 10), но прямо не распространяет это требование на наименования мест происхождения товаров. Несмотря на близость понятий "указание происхождения" и "наименование места происхождения товара", они выступают как вполне самостоятельные объекты правовой охраны, что подтверждается ст. 1 Конвенции. Поэтому едва ли можно согласиться со сделанным в литературе выводом о том, что поскольку наименование места происхождения является особым видом указания происхождения, положения ст. 10 Парижской конвенции должны применяться и к наименованиям мест происхождения*(198). соответствии со ст. 19 Парижской конвенции, является Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации 1958 г. Данным Соглашением создан примерно такой же механизм международной регистрации наименований мест происхождения товаров, какой установлен Мадридским соглашением 1891 г. в отношении товарных знаков и знаков обслуживания. Российская Федерация к Лиссабонскому соглашению пока не присоединилась. твах, в которых, во-первых, предусматривается охрана данного средства индивидуализации и, во-вторых, российскими предприятиями ведется хозяйственная деятельность. Выставочный приоритет это знания об объекте патен-тования. раскрывающие его сущность, которые стали общедоступными до оформления заявки на патент благодаря демонстрации объекта на официальной международной выставке. По общему правилу раскрытие сведений о патентуемом объекте не допускается до даты подачи заявки в Патентное ведомство, поскольку предварительная публикация порочит новизну заявленного предложения. Действие этого правила приводило к большим финансовым потерям для устроителей международных промышленных выставок вследствие того, что новейшие образцы техники экспонировать было невозможно. В виде исключения из этого правила был установлен П.в. Исключение состоит в том. что приоритет устанавливается не по дате подачи заявки. а по дате помещения экспоната на выставке либо по дате начала экспозиции. Непременные условия предоставления П.в. - подача заявки в определенный срок с момента помещения экспоната на выставке (от 3 до 12 месяцев) и международный характер выставки. Как один из правовых способов реализации временной охраны изобретений на выставках, П.в. первоначально был предусмотрен в законодательстве большинства стран - участниц Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Однако отсутствие единого порядка регламентации П.в. при одновременном патентовании изобретения сразу в нескольких странах стало создавать препятствия для получения патента. Например, если выставка предшествует подаче первой заявки, то время для установления приоритета может исчисляться по усмотрению национальных патентных ведомств либо с даты первой заявки, либо с даты показа изобретения на выставке. Согласно Парижской конвенции и национальным законам стран-участниц можно выбрать либо конвенционный. либо выставочный приоритет. Конвенционный приоритет устанавливается по дате заявки в одной из стран Конвенции и составляет 12 месяцев. Суммирование этих двух льготных приоритетных сроков не допускается. По этим причинам во всех европейских странах постепенно отказались от П.в. и заменили его выставочной льготой по новизне. Эта льгота заключается в том. что при наличии у заявителя документов, подтверждающих участие в международной выставке, демонстрация не порочит новизну патентуемого объекта при условии, что заявка подана не позднее 6 месяцев после даты экспозиции. П.в. действует в настоящее время в небольшом числе развивающихся стран, таких, как Алжир, Египет, Заир, Ливия,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|