Формы психолого-педагогической работы с семьей, ожидающей ребенка
Стр 1 из 2Следующая ⇒ РЕФЕРАТ
Тема:
"Психолого-педагогическая работа с семьей, ожидающей ребенка"
Введение
Значимость психолого-педагогической деятельности, направленной на укрепление и коррекцию жизненной позиции женщины, ждущей ребенка, и членов ее семьи, трудно переоценить. Именно в этот период жизненного цикла семьи женщина является носителем новой жизни и должна приготовить на этом свете достойное место для своего дитя. От ее жизненной компетентности зависит, на какую роль она сама отныне сможет претендовать в семье (да и в обществе в целом). Иными словами, жизненная компетентность и уровень развития самосознания беременной женщины - это психологические условия, определяющие и ее собственное бытие в мире (качество жизни), и благополучие в судьбе ее детей. Актуальность изучения психолого-педагогической помощи семьям, ожидающим ребенка, основана на разногласии между острой демографической ситуацией и увеличением количества детей сирот при существующих родителях, с увеличением числа жестоких обращений с детьми и не состоятельной психосоциальной помощи семьям и, прежде всего, женщинам. Имеющиеся в научно - публицистической литературе факты свидетельствуют о том, что современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских и отцовских ролей. Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной женщины - этот тревожный факт отмечают многие отечественные и зарубежные ученные. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно - полезную деятельность и материнство, это сочетание все больше приобретает социальный характер. По мнению Матвеевой Е.В., возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются ее практической готовностью к семейной жизни и материнству.
Отечественные и зарубежные исследователи считают, что несформированность психологической готовности к выполнению материнских функций ведет к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии. Психосоциальное и психопедагогическое направление деятельности с беременными женщинами и молодыми семьями только оформляется. Ищутся методы организации работы, апробируются новые технологии взаимодействия с семьями и женщинами, накапливается профессиональный опыт у практикующих психологов и педагогов. Цель данного реферата - раскрыть формы и методы психолого-педагогической работы с семьями, ожидающими ребенка.
Формы психолого-педагогической работы с семьей, ожидающей ребенка
На современном этапе развития российского общества семья в период ожидания ребенка и первого года его жизни окружена исключительно медицинской заботой. Это важное достижение, однако существует ряд серьезных проблем, встающих перед семьями в этот трудный период, в разрешении которых требуется компетентная психологическая помощь. Медицинская помощь преследует цель «получить» здорового ребенка, сохранив при этом здоровье матери. Ее недостаточно, потому что в начальный период развития закладывается не только физическое, но и психическое здоровье ребенка, а также такие важные характеристики личности, как отношение к себе и окружающим, эмоциональный и интеллектуальный потенциал, стереотип поведения при столкновении с трудностями и, в определенной степени, характер и судьба человека. Возникает осознание необходимости профилактики и коррекции нарушений психического развития родительско-детских отношений задолго до появления ребенка, когда может быть получен наибольший эффект. Для этого надо предоставить семье возможность обратиться к специалистам, которые помогут актуализировать чувства родительской ответственности и уверенности в себе, компетентности, приобрести знания в области обращения с младенцами; диагностируют и скорректируют на раннем этапе возможные отклонения в обращении матери с ребенком и обоих родителей с ним и друг с другом.
Медицинское обслуживание направлено на мать и на ребенка. Психолог рассматривает семью как систему, т.е. как целостное социально-психологическое и духовное образование, где у каждого свое место и своя роль. Родителям важно определить то место, на которое по праву претендует их будущий ребенок (он первенец? второй? третий?…); дать ему то имя, которое будет радовать его благозвучностью, а не обременять тяжестью наследственного долга, не обрекать на муки или мелкие неприятности; отвести ему ту территорию, которую он признает своей, и родители с этим согласятся; обеспечить его теми материально-бытовыми ресурсами, которые будут способствовать его развитию как полноценного человеческого существа определенного пола; защитить его от одиночества и других угрожающих его жизни факторов. Эти аспекты родительского поведения в отношении будущего ребенка слишком важны, чтобы их игнорировать и действовать бездумно. В связи с принятием женщиной и мужчиной новых социальных ролей, ответственности за ребенка, новых обязанностей, изменением отношений внутри семьи и семьи с обществом семейная система ввергается в кризис и обречена искать выход на новый уровень функционирования, чтобы избежать распада. В такой сложный момент многие семьи нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Иными словами, душевное состояние женщины, ее контакт с ребенком, психологический комфорт в семье являются такими же факторами формирования соматического и душевного здоровья ребенка, сохранения здоровья матери, как и те показатели, которые находятся в зоне пристального внимания медиков. Задачи психологической помощи семье:
. воспитание чувства родительской ответственности; . формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом; . повышение психолого-педагогической компетентности: ознакомление с информацией о внутриутробном развитии ребенка и психологическом значении процесса родов для ребенка, матери и отца; приобретение знаний по вопросам развития и обучения ребенка раннего возраста, о воспитании, в том числе в соответствии с полом; . приобретение навыков саморегуляции, то есть овладение различными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности; . диагностика готовности к материнству и родам (она может проводиться в группе или при индивидуальной встрече на основании специальных тестов, рисунков, исследований отношения к изменениям, происходящим в период беременности, показателей глубины расслабления). Направленность психологической помощи Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (структурам) индивидуума. Личностно-смысловой уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками. Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию. Когнитивный уровень: передача знаний, обучение способам их получения. Операционный уровень: формирование навыков уверенного поведения в родах, при уходе за ребенком, привлечения помощи со стороны членов семьи и родственников. Психофизический уровень: обучение способам регуляции функциональных и психических состояний; использования средств аутогенной тренировки, арттерапии, телесноориентированной терапии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|