Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы психолого-педагогической работы с будущими родителями




 

В работе с будущими родителями могут быть использованы следующие методы:

Тематические беседы.

Аутогенная тренировка.

Телесноориентированная терапия.

Арттерапия (рисование, игра на музыкальных инструментах, пение, танец).

Ролевые игры.

Ланцбург М.Е. рекомендует сопровождать занятия демонстрацией тематических плакатов, манекенов, видеозаписей и прослушиванием аудиокассет с записями музыки и звуков природы, что усиливает эффективность психологической помощи.

Очевидно, что в практику работы с семьей, ждущей ребенка, психологу целесообразно положить гуманистический подход. Суть этого подхода сводится к тому, что психолог признает право как за собой, так и за другими людьми - за конкретной семьей, за будущей матерью, за будущим отцом на их свободный выбор поведения, на их самостоятельное свободное развитие. Он всего лишь источник информации и специалист по зеркальному отражению, создающий условия для своих клиентов, желающих увидеть свои супружеско-родительские цели, ресурсы и перспективы, а затем распределить полномочия среди членов своей семьи. Работа с семьей и ее членами может проводиться как индивидуально, так и в группе. Причем групповая поддержка имеет особый терапевтический смысл. Попадая в группу, семья выходит из изоляции, в которой нередко оказывается. Она знакомится с другими семьями с аналогичными заботами и получает от них поддержку, которая, как правило, сохраняется в трудный период первого года жизни ребенка. Кроме того, сталкиваясь зачастую с противоположными точками зрения по самым различным проблемам, родители задумываются о многообразии существующих традиций и представлений, учатся вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, одновременно сохраняя восприимчивость и терпимость по отношению к инакомыслию и чужому мнению. Задача психолога - способствовать формированию в группе атмосферы доверия и безопасности.

Принятие супругами родительской ответственности можно рассматривать в более широком контексте, чем ответственность за судьбу их конкретного ребенка. По сути, семья в рассматриваемый период являет собой связующее звено между прошлым и будущим нескольких семейных ветвей. Знакомя родителей с представлениями о движущих силах развития личности, подчеркивая право человека на самостоятельный выбор в каждый момент его жизни, рассматривая понятие семейного сценария и анализируя три состояния человека (родитель-взрослый-ребенок) в соответствии с теорией трансактного анализа Э. Берна, можно подвести будущих родителей к мысли о необходимости пересмотра собственных (часто бессознательных) установок в отношении роли и места ребенка в их жизни. Таким образом можно обусловить функционирование самосознания семьи на новом уровне, возможность принятия сознательных решений, исходя из их персональной ответственности за судьбу семьи, рода и поколений, которые будут жить после них.

Отрабатывая с родителями навыки обращения с ребенком, психолог особое внимание обращает на недопустимость манипулирования человеком. Восприятие ребенком себя самим зависит от отношения к нему родителей. Чтобы воспитать личность, родителям с самого начала следует относиться к ребенку как к субъекту, а это значит вести с ним диалог, уважать его желания и считаться с его особенностями, поощрять его инициативу и доверять его чувствам. И это значит, что в задачу психолога входит помочь им понять простую истину: ребенок - это не средство достижения родительских целей, даже если они в высшей степени благородные, а свободное существо, пришедшее показать миру свой способ жизнестроительства.

Особое внимание должно быть уделено воспитанию в клиентах уважения к природе и доверия к природному началу в человеке. Это связано с тем, что в процессе беременности и раннего развития человек оказывается во власти сил, которыми он не управляет, но которые управляют тем, что с ним происходит. Чтобы принять изменения, происходящие с телом в период беременности (которые часто сопровождаются неприятными ощущениями) и успешно, расслабившись, родить, женщине надо научиться полагаться на мудрую природу, доверять ей, слышать в себе голос природы. В реализации принципа природосообразности неоценимую поддержку женщине может оказать любящий муж, подчеркивающий свое восхищение ею в связи с изменениями, происходящими с женой в этот период. На занятиях уместно направить внимание женщины на наблюдение за процессами развития в природе, помочь ей подобрать индивидуально для себя такой звуковой ряд и такие зрительные образы, воспроизведение которых поможет ей расслабляться, или наоборот, получать дополнительный приток сил. Например, шум и картина водопада, яркие краски осени, лучи солнца дадут энергию, а щебет птиц, кваканье лягушек, шум картины зеленого луга, голубого неба, ощущения качания на волнах или облаках принесут успокоение. Научившись произвольно вызывать образы, создающие определенные настроение и состояние, женщина получает средства, для того чтобы легко расслабиться и набраться сил между схватками, а также за короткое время восстановить работоспособность, ухаживая за маленьким ребенком.

Такими простейшими способами релаксации женщина способна отвлечься от внешних раздражителей, целиком и полностью сосредоточиться на ощущениях от собственного тела и концентрировать внимание на ребенке. Это важно, так как психологическим условием успешных родов и фактором готовности к материнству является открытость женщины ребенку, что предполагает контакт с ним и наблюдение за его проявлениями, принятие ребенка таким, каким он на самом деле является, и отказ от собственных ожиданий в отношении ребенка.

Будущий папа участвует в сеансах релаксации вместе с мамой, что способствует лучшему пониманию состояния жены и ребенка.

Ряд занятий может быть посвящен овладению культурой телесного общения. Известно, что тактильный анализатор начинает функционировать у ребенка раньше других - к концу второго месяца беременности. По сути, главный канал общения родителей с младенцем - тактильный. Язык осязания - первый язык, доступный младенцу, на котором он получает информацию от родителей о том, что он желанен и любим, о том, что с его телом все в порядке, о том, что родители готовы защищать его и удовлетворять его потребности. 90% всех рецептов, а также биологически активные точки расположены на коже. Стимулируя кожу, мать способствует развитию мозга ребенка, улучшению работы внутренних органов малыша. Владение приемами телесной терапии помогает как расслабиться, успокоить ребенка, так и снять напряжение в семейных отношениях. Однако в нашей культуре долгое время не было принято совершенствовать навыки телесного общения. Российских бабушек советского периода учили не брать детей на руки без особой нужды, не баловать поцелуями. За 75 лет советской власти выросли три поколения со значительной долей шизоидности в личности, что мешает им и ныне быть счастливыми, т.е. устанавливать теплые, удовлетворяющие контакты с людьми, просто и ясно выражать свои подлинные потребности.

Отгороженность, замкнутость, настороженность, холодность оборачиваются подозрительностью, расчетливостью, ханжеством, назидательностью, одиночеством. Сегодня известно, что родительская ласка необходима ребенку с раннего возраста для его нормального развития. Горькая истина заключается в том, как показывают исследования, что детям, не имевшим достаточного тактильного и эмоционального контакта с родителями, трудно наладить контакт со своими детьми. Поэтому будущих родителей необходимо обучать навыкам оказания телесной поддержки, знакомить их с расслабляющими упражнениями и приемами массажа, что пригодится им как во время беременности и родов, так и в общении с ребенком, и друг с другом.

На занятиях искусством (арт-терапией) родители имеют возможность, во-первых, передавать свои переживания и освободиться от негативных чувств, во-вторых, позволить себе спонтанное выражение своего «я»; в-третьих, увидеть в каждом продукте творческого труда выражение индивидуальности автора.

Важно подчеркнуть значение родительского уважения к проявлениям детского творчества, поощрения ребенка за выдумку и оригинальность. Родителям важно понять: как они относятся к творчеству своего дитя и его играм, так он будет относиться к своей работе, став взрослым. В данном направлении будущие успехи человека определяются прежним опытом, т.е. опытом детства.

В ролевых играх родители имеют возможность отработать значимые ситуации из собственного детства, проявить себя в роли ребенка и каждого из родителей, предложить и разыграть свои варианты разрешения ситуаций. Затем, в результате группового обсуждения прийти к новому видению и пониманию мира детей и детско-родительских отношений. Ролевые игры, арт-терапия, телесноориентированная терапия имеют преимущества перед такими формами работы, как лекция и беседа, поскольку обеспечивают максимальную вовлеченность участников, заставляют их активно действовать, искать решения и высказывать свое мнение, одновременно получая обратную связь от других участников, выслушивать мнение со стороны о тех или иных проявлениях себя. Условия группового взаимодействия способствуют коррекции представлений о мире, о себе, о других людях и созданию более адекватного представления о своем человеческом и родительском предназначении.

В каждой семье к моменту зачатия ребенка, как и в любой экосистеме, присутствуют созидательные и разрушительные силы. В результате всего комплекса мер психологической поддержки можно ожидать усиления конструктивных факторов и снижения силы воздействия разрушительных факторов. Это означает, что энергетический потенциал семьи возрастает и семья может превратиться в самодвижущуюся систему, оздоравливающую своих членов. В таких семьях дети болеют редко. В семье есть «общее дело», в ней принято играть сообща в какие-то игры, вместе праздновать значимые события отдельных ее членов и т.п.


Заключение

психологический семья ребенок родитель

Многие проблемы, по поводу которых обращается к психологу молодая семья, зачастую связаны с особенностями развития супружеских отношений во время ожидания рождения ребенка.

Переход к родительской роли обычно начинается с желания иметь детей. Как правило, решение зачать ребенка определяется совокупностью мотивов, часть из которых может не осознаваться супружеской парой. Эти мотивы взаимно дополняют друг друга на фоне доминирования одного из них.

Семья, ожидающая ребенка, стоит на пороге серьезных изменений и по мнению многих специалистов, становится уязвимой и нестабильно функционирующей. Изменения, происходящие с женщиной в связи с фактом беременности, влияют на психологическую обстановку и характер взаимоотношений в супружеской паре.

В период беременности происходят переоценка ценностей и смысложизненных приоритетов, переориентация в плане выполняемых социальных ролей и взаимоотношений с другими людьми. Осознание и принятие факта беременности является отправной точкой для развития творческой адаптации к новой жизненной ситуации.

Обращение в психологическую консультацию супружеской пары, ожидающей появления ребенка, чаще всего связано с переживаниями и проблемами, возникающими у женщины в период беременности.

В настоящее время существуют различные формы и методы психолого-педагогической помощи семье, ожидающей ребенка, которые и были кратко отражены в данном реферате.

 


Список литературы

 

1. Акин А., Стрельцова Д. Девять месяцев и вся жизнь. Роды нового тысячелетия. - М.: Генезис, 2009. - 637 с. (Серия «Счастье как образ жизни») - 2 изд., испр. и доп.

. Боровикова Н.В., Посохова С.Т. Психологическая помощь беременным // http://www.rusmedserv.com/psychpregn/physps.htm

. Брутман В.И. Формирование привязанности к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 38-47.

. Добряков И.В. Перинатальная психология. - СПб.: Питер, 2010. - 272 с.

. Наумов А.В. Физиологическая психология беременности // http://www.rusmedserv.com/psychpregn/pswork.htm

. Прохорова О. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Сфера, 2006. - 224 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...