Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рабочая программа дисциплины
Введение в литературоведение
Направление подготовки
45.03.01 Филология
Направленность (профиль)
Отечественная филология
Присваиваемая квалификация (степень)
Бакалавр
Форма обучения
очная
Костанай, 2016 г.
Рабочая программа дисциплины составлена: Кадралиновой М.К., доктором филол. наук, профессором кафедры филологии _____________
в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология, утвержденного 07 августа 2014 г. № 947
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры филологии
Протокол № 01 от «13» сентября 2016 г.
Заведующий кафедрой __________________ Д.А. Морозова
Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ»
Протокол № 01 от «22» сентября 2016 г.
Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко
Структура рабочей программысоответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «__» _____ 20__ г. № ______ «Об утверждении шаблонов документов»
Общие сведения
1.1 Характеристика дисциплины:
Данная дисциплина нацелена на выявление главных проблем, освещение наиболее важных явлений в литературном творчестве и литературном процессе. Практические занятия сосредоточены на анализе основных элементов поэтики. Они должны помочь студентам приобрести навыки обращения с научной и критической литературой, закрепить с помощью анализа конкретных литературных текстов основные теоретико-литературные понятия, овладеть навыками литературоведческого анализа.
1.1.1 Назначение дисциплины: Курс Введение в литературоведение призван ввести студентов в круг основных понятий теории литературы, поэтому его главная цель – создание необходимой теоретической базы для изучения истории литературы и прочих литературных дисциплин, овладение навыками литературоведческого анализа и категориальным аппаратом. Это определяет основные задачи курса: выяснение природы и сущности литературы как вида искусства; изучение основных законов литературного творчества; освоение опорных литературоведческих понятий; формирование общего представления о литературном процессе.
1.1.2 Цели дисциплины: выработать у студентов способности научного осмысления истории мировой художественной литературы, отдельных художественных текстов, проблем творчества писателей.
1.1.3 Задачи дисциплины:
- Освоение принципов и методики анализа литературно-художественных произведений.
- Выявление закономерностей литературно-художественного творчества, закономерностей, связанных с развитием жанров, методов, направлений, стилей, языка и проч.
- Освоение навыков типологического и конкретно-исторического подходов к оценке явлений литературно-художественного творчества.
- Приобщение к современным дискуссиям, спорным концепциям в рамках проблем литературоведения, выработка студентами собственной позиции, собственного, научного обоснованного взгляда на ту или иную проблему.
- Овладение категориальным и терминологическим аппаратом.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОП: дисциплина Введение в литературоведение входит в Блок 1, индекс Б1.Б.10.
1.2.1 Пререквизиты: Для изучения дисциплины «Введение в литературоведение» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и получаемые в процессе изучения в вузе таких учебных дисциплин, как Устное народное творчество, Основы филологических исследований, Введение в спецфилологию.
1.2.2 Постреквизиты: Литературоведение и как наука, и как учебная дисциплина теснейшим образом связана с эстетикой, частью которой оно является. Из других дисциплин, тесно связанных с литературоведением, следует выделить историю русской литературы (включая и мировую), начиная с древнейших форм ее бытования и заканчивая современным состоянием. Знания по литературоведению используются в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Психология, Теория литературы, Методика преподавания литературы, Современная русская литература, История русской литературы.
1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС)
| Результаты освоения ОП
Содержание компетенций согласно ФГОС
| Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
|
ОК-2
| – способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
| 1. Знать: место дисциплины в структуре гуманитарного знания; соотношение теории и истории литературы; основные этапы развития теоретико-литературной мысли; основные понятия и термины филологической науки, ее внутреннюю стратификацию и понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества.
1. Уметь: определять место и значение любого явления литературно-художественного творчества в истории мировой, национальной литературы и современном литературном процессе.
Владеть: навыками самостоятельного анализа конкретно-исторического подхода к оценке явлений литературно-художественного творчества.
|
ОПК-3
| – способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов.
| 2. Знать: закономерности литературно-художественного творчества и закономерности, связанные с развитием жанров, методов, направлений, стилей, языка.
2. Уметь: мотивированно отличать произведения художественного творчества от всякого рода «поделок», претендующих на статус произведения искусства.
3. Владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.
|
ОПК-4
| – владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
| Знать: роль литературной критики; эстетические категории и систему основных понятий науки о литературе; взаимодействие литератур; методы и приемы анализа литературного произведения; знать литературный процесс.
4. Уметь: применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.
1. Владеть: навыками обработки и изучения художественных текстов, навыками работы с компьютером как средством управления информацией и навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.
|
1.4. Образовательные технологии: В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий – интерактивные лекции, деловые и ролевые игры, анализ коммуникативных ситуаций, проведение социологических опросов, наблюдение и анализ реального процесса коммуникации. В процессе изучения дисциплины «Введение в литературоведение» используется технология учебного сотрудничества с различными формами работы, на основе личностной ориентации педагогического процесса по системе Е.Н. Ильина.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины
|
Всего часов
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)
|
|
в том числе, аудиторная работа (всего):
|
|
Лекции
|
|
Семинары, практические занятия
|
|
Практикумы
|
|
Лабораторные работы
|
|
Внеаудиторная работа (всего):
|
|
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
|
|
Контроль
|
|
Вид промежуточной аттестации
| Экзамен
|
Вид рубежной аттестации
| Компьютерное тестирование
|
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№
п/п
| Наименование темы
| Количество часов
|
ЛЗ
| ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| Литературоведение как наука. Специфика художественной литературы.
|
|
|
|
|
| Художественная литература как вид искусства. Язык художественной литературы.
|
|
|
|
|
| Текстология. Речевая организация произведения.
|
|
|
|
|
| Литературно-художественное произведение. Национальное своеобразие литературы.
|
|
|
|
|
| Категории художественной формы. Типология литературного субъекта.
|
|
|
|
|
| Родовые особенности литературы.
Литературный процесс и его категории.
|
|
|
|
|
| Принцип художественного изображения в литературе.
|
|
|
|
|
| Художественный стиль.
|
|
|
|
|
| Стиховедение.
|
|
|
|
|
Всего
|
|
|
| -
|
|
Программа дисциплины
Темы лекционных занятий
№
п/п
| Тема ЛЗ
| Содержание ЛЗ
| Кол-во
часов
| Кол-во
баллов
| Методы
| |
| Тема 1. Литературоведение как наука. Специфика художественной литературы.
| Предмет и метод лит/ведения; основные разделы; связь с другими дисциплинами.
|
| 1,4
| эвристическая беседа
| |
| Тема 2. Художественная литература как вид искусства. Язык художественной литературы.
| Особенности предмета и способа отражения действительности в искусстве; полифункциональность искусства; принципы классификации видов искусства.
|
| 1,4
| лекция – дискуссия
| |
| Тема 3. Текстология. Речевая организация произведения.
| Признаки художественной речи. Стилистика: ее задачи и структура. Поэтическая лексика: словарь литературного произведения; тропы. Поэтический синтаксис, основные синтаксические фигуры; звукопись, ритмика. Особенности поэтического языка. Поэтические фигуры.
Поэтическая фонетика. Тропы.
|
| 1,4
| лекция-беседа
| |
| Тема 4.
Литературно-художественное произведение. Национальное своеобразие литературы.
| Понятие темы; факторы, обусловившие выбор темы; разновидность темы; проблематика; понятие идеи; тенденциозность искусства; понятие пафоса; разновидность пафоса. Национальное своеобразие литературы. Истоки концепции народности в Европе; истоки теории народности в России; идея народности в славянофильстве; проблема народности в России в конце XIX и в XX столетия.
|
| 1,4
| эвристическая беседа
| |
| Тема 5. Категории художественной формы. Типология литературного субъекта.
| Категории художественной формы – сюжет, композиция, конфликт. Виды эпизодов в художественном сюжете. Типы конфликтов в художественном произведении. Типы литературного субьекта: характер, тип, персонаж., герой, прототип, портрет.
|
| 1,4
| «мозговой штурм»
| |
| Тема 6. Родовые особенности литературы.
Литературный процесс и его категории.
| История формирования и развития родовых свойств литературы.
Дифференциация родов художественного творчества по жанрам. Эпос и его виды. Предмет и способ эпического пересоздания реальности. Система поэтических форм, соответствующих эпическому «родовому смыслу» (сюжетная и пространственно-временная развернутость и соотнесенность с бытийными смыслами, иллюзия объективность повествования и множественность субъектных форм речи). Лирика и её виды. Лирические жанры. Лироэпические произведения. Драма и её видовое своеобразие. Драма как литературный род. Предмет и способ драматического освоения мира. Драматический род литературы и театр: специфика взаимосвязи. Система миросоздающих форм: своеобразие действия и его пространственно-временного оформления, особый способ создания характеров и взаимосвязи слова автора и слова действующих лиц. Особенности драматического характера. Жанры драмы
|
| 1,4
| метод проблемного изложения
| |
| Тема 7. Принцип художественного изображения в литературе.
| Принцип художественного изображения в литературе.
|
| 1,4
| эвристическая беседа
| |
| Тема 8. Художественный стиль.
| Понятие о стиле. Основные характеристические признаки. Концепция стиля в историческом развитии. Основные этапы. Стили языка и стили речи. Стиль художественной литературы.
|
| 1,4
| метод проблемного изложения
| |
| Тема 9. Стиховедение.
| Стиховые формы. Поэтический перевод. Опыты стиховедческого анализа. Основные функции рифмы. Виды рифм. Строфика и её виды.
|
| 1,4
| лекция-дискуссия
| |
Итого
|
| 12,6
| | |
Темы практических занятий
№
п/п
| Тема ПЗ
| Содержание ПЗ
| Кол-во
часов
| Кол-во баллов
| Методы
|
| Тема 1. Литературоведение как наука. Специфика художественной литературы.
| Художественная литература как вид искусства. Литература и наука. Литература и другие виды искусства. Художественный образ.
|
|
| ПОПС-формула
|
| Тема 2. Художественная литература как вид искусства. Язык художественной литературы.
| Ритмы художественной прозы.
|
|
| «мозговой штурм»
|
| Тема 3. Текстология. Речевая организация произведения.
| Предмет и задачи текстологии.
Европейская текстологическая наука. Текстология в России. Текстология новой русской литературы. Основные понятия истории текста. Издание текстов. Эдиционные вопросы текстологии. Литературное источниковедение. Речевая организация произведения. Литературные реминисценции. Виды литературных пародий.
|
|
| эвристическая беседа
|
| Тема 4. Литературно-художественное произведение. Национальное своеобразие литературы.
| Содержание и форма литературного произведения. Категории содержания (Замысел и его воплощение, идея, проблематика, тематика). Национальное своеобразие литературы. Истоки концепции народности в Европе (Ж.Ж. Руссо, Г. Лессинг, И. Гердер, И. Тен). Теория народности в России (Собирательство, Н. Добролюбов, А. Пыпин, русские писатели). Идея народности в славянофильстве. Проблема народности в России в конце ХIХ и в ХХ столетии.
|
|
| эвристическая беседа
|
| Тема 5. Категории художественной формы. Типология литературного субъекта.
| Сюжет.Композиция.Конфликт.Внесюжетные элементы.Художественная деталь, пейзаж.
Характер. Тип. Персонаж. Герой. Прототип. Портрет. Художественное пространство и художественное время.
|
|
| «мозговой штурм»
|
| Рубежный контроль
|
|
|
|
|
| Тема 6. Родовые особенности литературы.
Литературный процесс и его категории.
| История формирования и развития родовых свойств литературы.
Дифференциация родов художественного творчества по жанрам.
|
|
| эвристическая беседа
|
| Тема 7. Принцип художественного изображения в литературе.
| Художественный метод.
Литературное направление.
Литературное течение
Литературная школа.
|
|
| ПОПС-формула
|
| Тема 8. Художественный стиль.
| Стили языка и стили речи. Стиль художественной литературы.
|
|
| «мозговой штурм»
|
| Тема 9. Стиховедение.
| Стиховые формы.
Основные функции рифмы. Строфика и её виды.
|
|
| эвристическая беседа
|
Рубежный контроль
| |
|
|
Итого
|
|
|
|
4.3 Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Воспользуйтесь поиском по сайту: