Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рабочая программа дисциплины

 

 

Введение в литературоведение

 

 

Направление подготовки

45.03.01 Филология

 

Направленность (профиль)

Отечественная филология

 

Присваиваемая квалификация (степень)

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

 

 

Костанай, 2016 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины составлена: Кадралиновой М.К., доктором филол. наук, профессором кафедры филологии _____________

 

 

в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология, утвержденного 07 августа 2014 г. № 947

 

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры филологии

Протокол № 01 от «13» сентября 2016 г.

 

Заведующий кафедрой __________________ Д.А. Морозова

 

 

Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

 

 

Протокол № 01 от «22» сентября 2016 г.

 

Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко

 

Структура рабочей программысоответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «__» _____ 20__ г. № ______ «Об утверждении шаблонов документов»

Общие сведения

1.1 Характеристика дисциплины:

Данная дисциплина нацелена на выявление главных проблем, освещение наиболее важных явлений в литературном творчестве и литературном процессе. Практические занятия сосредоточены на анализе основных элементов поэтики. Они должны помочь студентам приобрести навыки обращения с научной и критической литературой, закрепить с помощью анализа конкретных литературных текстов основные теоретико-литературные понятия, овладеть навыками литературоведческого анализа.

1.1.1 Назначение дисциплины: Курс Введение в литературоведение призван ввести студентов в круг основных понятий теории литературы, поэтому его главная цель – создание необходимой теоретической базы для изучения истории литературы и прочих литературных дисциплин, овладение навыками литературоведческого анализа и категориальным аппаратом. Это определяет основные задачи курса: выяснение природы и сущности литературы как вида искусства; изучение основных законов литературного творчества; освоение опорных литературоведческих понятий; формирование общего представления о литературном процессе.

1.1.2 Цели дисциплины: выработать у студентов способности научного осмысления истории мировой художественной литературы, отдельных художественных текстов, проблем творчества писателей.

1.1.3 Задачи дисциплины:

  • Освоение принципов и методики анализа литературно-художественных произведений.
  • Выявление закономерностей литературно-художественного творчества, закономерностей, связанных с развитием жанров, методов, направлений, стилей, языка и проч.
  • Освоение навыков типологического и конкретно-исторического подходов к оценке явлений литературно-художественного творчества.
  • Приобщение к современным дискуссиям, спорным концепциям в рамках проблем литературоведения, выработка студентами собственной позиции, собственного, научного обоснованного взгляда на ту или иную проблему.
  • Овладение категориальным и терминологическим аппаратом.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОП: дисциплина Введение в литературоведение входит в Блок 1, индекс Б1.Б.10.

1.2.1 Пререквизиты: Для изучения дисциплины «Введение в литературоведение» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и получаемые в процессе изучения в вузе таких учебных дисциплин, как Устное народное творчество, Основы филологических исследований, Введение в спецфилологию.

1.2.2 Постреквизиты: Литературоведение и как наука, и как учебная дисциплина теснейшим образом связана с эстетикой, частью которой оно является. Из других дисциплин, тесно связанных с литературоведением, следует выделить историю русской литературы (включая и мировую), начиная с древнейших форм ее бытования и заканчивая современным состоянием. Знания по литературоведению используются в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Психология, Теория литературы, Методика преподавания литературы, Современная русская литература, История русской литературы.

1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Коды компетенции (по ФГОС) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-2 – способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции. 1. Знать: место дисциплины в структуре гуманитарного знания; соотношение теории и истории литературы; основные этапы развития теоретико-литературной мысли; основные понятия и термины филологической науки, ее внутреннюю стратификацию и понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества. 1. Уметь: определять место и значение любого явления литературно-художественного творчества в истории мировой, национальной литературы и современном литературном процессе. Владеть: навыками самостоятельного анализа конкретно-исторического подхода к оценке явлений литературно-художественного творчества.
ОПК-3     – способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов. 2. Знать: закономерности литературно-художественного творчества и закономерности, связанные с развитием жанров, методов, направлений, стилей, языка. 2. Уметь: мотивированно отличать произведения художественного творчества от всякого рода «поделок», претендующих на статус произведения искусства. 3. Владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.
ОПК-4   – владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.   Знать: роль литературной критики; эстетические категории и систему основных понятий науки о литературе; взаимодействие литератур; методы и приемы анализа литературного произведения; знать литературный процесс. 4. Уметь: применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий. 1. Владеть: навыками обработки и изучения художественных текстов, навыками работы с компьютером как средством управления информацией и навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.

1.4. Образовательные технологии: В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий – интерактивные лекции, деловые и ролевые игры, анализ коммуникативных ситуаций, проведение социологических опросов, наблюдение и анализ реального процесса коммуникации. В процессе изучения дисциплины «Введение в литературоведение» используется технология учебного сотрудничества с различными формами работы, на основе личностной ориентации педагогического процесса по системе Е.Н. Ильина.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Объём дисциплины   Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины  
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)  
в том числе, аудиторная работа (всего):  
Лекции  
Семинары, практические занятия  
Практикумы  
Лабораторные работы  
Внеаудиторная работа (всего):  
Самостоятельная работа обучающихся (всего)  
Контроль  
Вид промежуточной аттестации Экзамен
Вид рубежной аттестации Компьютерное тестирование

Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий

 

№ п/п Наименование темы Количество часов
ЛЗ ПЗ ЛР СРС
  Литературоведение как наука. Специфика художественной литературы.        
  Художественная литература как вид искусства. Язык художественной литературы.        
  Текстология. Речевая организация произведения.        
  Литературно-художественное произведение. Национальное своеобразие литературы.        
  Категории художественной формы. Типология литературного субъекта.        
  Родовые особенности литературы. Литературный процесс и его категории.        
  Принцип художественного изображения в литературе.        
  Художественный стиль.        
  Стиховедение.        
Всего       -  

Программа дисциплины

Темы лекционных занятий

№ п/п Тема ЛЗ Содержание ЛЗ Кол-во часов Кол-во баллов Методы  
  Тема 1. Литературоведение как наука. Специфика художественной литературы. Предмет и метод лит/ведения; основные разделы; связь с другими дисциплинами.   1,4 эвристическая беседа  
  Тема 2. Художественная литература как вид искусства. Язык художественной литературы. Особенности предмета и способа отражения действительности в искусстве; полифункциональность искусства; принципы классификации видов искусства.   1,4 лекция – дискуссия  
  Тема 3. Текстология. Речевая организация произведения. Признаки художественной речи. Стилистика: ее задачи и структура. Поэтическая лексика: словарь литературного произведения; тропы. Поэтический синтаксис, основные синтаксические фигуры; звукопись, ритмика. Особенности поэтического языка. Поэтические фигуры. Поэтическая фонетика. Тропы.   1,4 лекция-беседа  
  Тема 4. Литературно-художественное произведение. Национальное своеобразие литературы. Понятие темы; факторы, обусловившие выбор темы; разновидность темы; проблематика; понятие идеи; тенденциозность искусства; понятие пафоса; разновидность пафоса. Национальное своеобразие литературы. Истоки концепции народности в Европе; истоки теории народности в России; идея народности в славянофильстве; проблема народности в России в конце XIX и в XX столетия.   1,4 эвристическая беседа  
  Тема 5. Категории художественной формы. Типология литературного субъекта. Категории художественной формы – сюжет, композиция, конфликт. Виды эпизодов в художественном сюжете. Типы конфликтов в художественном произведении. Типы литературного субьекта: характер, тип, персонаж., герой, прототип, портрет.   1,4 «мозговой штурм»  
  Тема 6. Родовые особенности литературы. Литературный процесс и его категории. История формирования и развития родовых свойств литературы. Дифференциация родов художественного творчества по жанрам. Эпос и его виды. Предмет и способ эпического пересоздания реальности. Система поэтических форм, соответствующих эпическому «родовому смыслу» (сюжетная и пространственно-временная раз­вернутость и соотнесенность с бытийными смыслами, иллюзия объективность повествования и множественность субъектных форм речи). Лирика и её виды. Лирические жанры. Лироэпические произведения. Драма и её видовое своеобразие. Драма как литературный род. Предмет и способ драмати­ческого освоения мира. Драматический род литературы и театр: специфика взаимо­связи. Система миросоздающих форм: своеобразие действия и его пространственно-временного оформления, особый способ созда­ния характеров и взаимосвязи слова автора и слова действующих лиц. Особенности драматического характера. Жанры драмы   1,4 метод проблемного изложения  
  Тема 7. Принцип художественного изображения в литературе. Принцип художественного изображения в литературе.   1,4 эвристическая беседа  
  Тема 8. Художественный стиль. Понятие о стиле. Основные характеристические признаки. Концепция стиля в историческом развитии. Основные этапы. Стили языка и стили речи. Стиль художественной литературы.   1,4 метод проблемного изложения  
  Тема 9. Стиховедение. Стиховые формы. Поэтический перевод. Опыты стиховедческого анализа. Основные функции рифмы. Виды рифм. Строфика и её виды.   1,4 лекция-дискуссия  
Итого   12,6    

Темы практических занятий

№ п/п   Тема ПЗ Содержание ПЗ Кол-во часов Кол-во баллов Методы
  Тема 1. Литературоведение как наука. Специфика художественной литературы. Художественная литература как вид искусства. Литература и наука. Литература и другие виды искусства. Художественный образ.     ПОПС-формула
  Тема 2. Художественная литература как вид искусства. Язык художественной литературы. Ритмы художественной прозы.         «мозговой штурм»
  Тема 3. Текстология. Речевая организация произведения. Предмет и задачи текстологии. Европейская текстологическая наука. Текстология в России. Текстология новой русской литературы. Основные понятия истории текста. Издание текстов. Эдиционные вопросы текстологии. Литературное источниковедение. Речевая организация произведения. Литературные реминисценции. Виды литературных пародий.     эвристическая беседа
  Тема 4. Литературно-художественное произведение. Национальное своеобразие литературы. Содержание и форма литературного произведения. Категории содержания (Замысел и его воплощение, идея, проблематика, тематика). Национальное своеобразие литературы. Истоки концепции народности в Европе (Ж.Ж. Руссо, Г. Лессинг, И. Гердер, И. Тен). Теория народности в России (Собирательство, Н. Добролюбов, А. Пыпин, русские писатели). Идея народности в славянофильстве. Проблема народности в России в конце ХIХ и в ХХ столетии.     эвристическая беседа
  Тема 5. Категории художественной формы. Типология литературного субъекта. Сюжет.Композиция.Конфликт.Внесюжетные элементы.Художественная деталь, пейзаж. Характер. Тип. Персонаж. Герой. Прототип. Портрет. Художественное пространство и художественное время.       «мозговой штурм»
  Рубежный контроль        
  Тема 6. Родовые особенности литературы. Литературный процесс и его категории. История формирования и развития родовых свойств литературы. Дифференциация родов художественного творчества по жанрам.     эвристическая беседа
  Тема 7. Принцип художественного изображения в литературе. Художественный метод. Литературное направление. Литературное течение Литературная школа.     ПОПС-формула
  Тема 8. Художественный стиль. Стили языка и стили речи. Стиль художественной литературы.     «мозговой штурм»
  Тема 9. Стиховедение. Стиховые формы. Основные функции рифмы. Строфика и её виды.     эвристическая беседа
Рубежный контроль      
Итого      

4.3 Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...