Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Литературоведение – наука, синтезирующая, в основном, три дисциплины: историю литературы, теорию литературы и литературную критику. Введение в литературоведение представляет собой начальный курс теории литературы, изучение которого помогает студенту овладеть другими литературоведческими дисциплинами. Процесс изучения программного материала зависит от оптимальной стратегии действий учащегося. Он может ознакомиться с гипертекстом, углубить знания при помощи словаря, освоить термины и понятия, определив их место в системе курса, раздела и темы. Дальнейшей стадией изучения может стать изучение рекомендованных источников. Следующим этапом может стать участие в дебатно-учебных играх, ответах на вопросы и задания, выполнение самостоятельных работ. И, наконец, заключительной фазой контроля и самоаттестации может служить тестирование или выполнение письменной контрольной семестровой работы. 1. Приступая к выполнению практической работы, поставьте перед собой задачу: понять её значимость. 2. В качестве исходного положения для подготовки к занятию предлагается использовать повторение терминологии: например, сюжет и его структурные элементы, композиция, текстология, палеография, рефрен и т. д., в зависимости от темы занятия. 3. Проверьте, свободно ли вы оперируете этими понятиями. В случае необходимости обратитесь к КЛЭ, ЛЭС и откорректируйте записи в своих собственных словарях. 4. Вторая рекомендация – знакомство с текстом. 5. В ходе чтения рекомендуется выписывать слова и словосочетания, лексическое значение которых вам недостаточно ясно. Только после этого приступайте к третьей рекомендации – чтению текста.
6. Продолжайте выписывать незнакомые слова и выражения. Закончив чтение, ответьте на вопросы. 7. Первый блок практического занятия, как правило, ознакомительный, желательно составить тезисный план ответа на первый вопрос. 8. Знакомство со вторым вопросом, как правило, требует какого- либо комментария к тексту. При необходимости сделайте собственные комментарии. 9. Свой ответ соотнесите с историческим и художественным временем. 10. Для углубленного изучения проблемы обратитесь к работам исследователей – ученых в этой области. 11. Скопируйте отдельные их положения для литературоведческой копилки. 12. Используя материалы учебных пособий, специальной литературы и т.д., ответьте на вопросы, поставленные перед вами: 13. Отрабатывайте навыки самостоятельного сопоставительного анализа, например, соотнесите сюжет с сюжетом, сравните композиции; выясните, какие художественные задачи решал народ в разных произведениях, сопоставьте содержание произведений поэтапно. 14. Желательно составить план ответа каждого вопроса. Мысленно перескажите ответ в их причинно-временной последовательности, после пересказа. Практические занятия – это важнейший элемент образовательного процесса. Наряду с развитием умственных способностей и накоплением знаний в ходе проведения этих занятий формируются необходимые будущему специалисту навыки работы с научной информацией, формируются необходимые поведенческие качества: ответственность и трудолюбие, дисциплинированность, прилежание. На занятиях осуществляется текущий контроль знаний в форме опроса на лекции и на практическом занятии, описания конкретных ситуаций. Формой итогового контроля усвоенной информации и приобретенных навыков ее использования является экзамен в форме компьютерного тестирования. В ходе изучения дисциплины применяется такая форма учебного процесса, как самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Роль преподавателя при этом заключается в планировании, организации и контроле самостоятельной работы студентов, в обучении их методам самостоятельного изучения теоретических вопросов. Ориентируясь на четыре компонента содержания образования – знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, – целесообразно для дисциплины произвести тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач, выделить в этом материале круг проблем для самостоятельной работы. При разработке заданий для СРС преподаватель должен руководствоваться требованием профилирования своей дисциплины в соответствии со специальностью обучаемых. Основными видами самостоятельной работы являются: работа с печатными источниками информации (конспектом, книгой, документами), работа с компьютерными автоматизированными курсами обучения. При изучении дисциплины основную долю отводимого на самостоятельную работу времени занимает работа с конспектом лекций и другой печатной информацией. При этом роль преподавателя заключается в обучении студентов методике работы с литературой. Преподаватель на первом занятии должен ознакомить студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля СРС. При организации самостоятельной работы необходимо в процессе консультирования помогать студентам в овладении всеми приемами самостоятельной работы, способствовать повышению ее качества. Основные критерии, которые можно предъявить к СРС по предмету: 1 СРС должна быть разнообразна; 1.2 она должна побуждать студентов проявлять самостоятельность при изучении дисциплины; 1.3 она должна иметь практическую направленность, т.е., прежде всего, помочь студенту подготовиться к зачету или экзамену. 2. Студентам предлагается составить свой «словарь». При этом приветствуется не копирование существующих словарей, а творческий подход, отражение в словаре различных связей. 2.1 Студентам необходимо в рамках СРС подготовиться к практическим занятиям, составляя конспект основных положений, отражая все понятия по данной теме дисциплины.
2.2 Прежде, чем написать эссе, письменное сообщение, тезисный конспект, анализ текста и др., нужно внимательно изучить предлагаемый материал, относящийся к теме дисциплины; 2.3 Одним из важнейших заданий, входящих в систему СРС, является написание реферата или научной статьи на предложенную преподавателем тему в рамках исследования социально-педагогических проблем, либо на самостоятельно выбранную студентом, либо на тему, согласованную с преподавателем. 2.4 Все вышеназванные задания выполняются в течение семестра и сдаются преподавателю для проверки по заранее оговоренному графику. После проверки и оценки все работы возвращаются студентам и могут быть использованы ими при подготовке к рубежным контролям и, таким образом, исполняют роль материала для повторения и закрепления знаний. Со стороны преподавателя даётся график выполнения СРС, где по определённым дням проверяются домашние задания, конспекты и другие виды самостоятельной работы. В итоге проводится рейтинг по всем видам работы студентов, которые проводятся в аудиторные часы и в часы самостоятельные работы. По достижении определённой суммы баллов ставится допуск к экзамену. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено использование электронного учебника, а также информации, размещенной на Интернет-сайтах, посвященных научным исследованиям, кроме того, преподавателем оказываются индивидуальные консультации, а самостоятельная работа студента может быть представлена в устной и электронной форме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|