Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовые методы социальной защиты населения




 

Государственное социальное обеспечение - это система финансовых отношений государства с физическими лицами по поводу расходования фонда социальной защиты населения и других социальных фондов.

Важнейшая роль в обеспечении функционирования системы финансовых взаимоотношений государства и физических лиц по вопросам социальной защиты принадлежит финансовым методам.

Финансовый механизм социального страхования представляет собой совокупность форм, методов и инструментов формирования и использования средств специализированных страховых фондов на установленные государством или разрешенные законом цели социальной защиты населения.

Савельев Р.И. отмечает, что финансовый механизм формирования и использования внебюджетных социальных фондов - это совокупность способов организации финансовых отношений, предусмотренных государством в целях финансирования системы социальной защиты населения.

Бочкарева В.К. и Мигранова Л.А. отмечают, что по формальным признакам (законодательным актам и используемых в них терминах) система социальной защиты населения в России представляет собой распространенную в странах с рыночной экономикой модель, состоящую из трех программ (компонентов):

обязательное социальное страхование, которое предназначено для защиты работника от наиболее распространенных и предсказуемых социальных рисков;

государственное социальное обеспечение, которое предназначено для защиты определенных категорий населения от социальных рисков, не охваченных социальным страхованием;

социальная помощь, которая предназначена бедным, малоимущим слоям населения и гражданам, попавшим в экстремальные условия.

Основой такой модели социальной защиты обычно служит социальное страхование застрахованных, т.е. наемных работников, которым при наступлении страхуемых рисков компенсируется вполне определенная часть потерянного дохода. Взносы при этом, в отличие от налогов, имеют возмездный характер. В нашем страховании это не совсем так. Реально все три компонента социальной защиты не имеют четко очерченных границ ни в технологии, ни в организации, ни в механизмах и источниках финансирования.

В настоящее время обеспечение социальной защищенности осуществляется путем использования следующих финансовых методов:

поддержка социальной инфраструктуры;

финансирование оказания услуг в области социальной защиты;

компенсация затрат на социальное обеспечение;

непосредственные выплаты гражданам, которые являются объектами социальной защиты.

Наиболее существенная попытка принципиального усовершенствования старой системы социального обеспечения касается его важнейшего компонента - пенсионного страхования. В 1990 году был принят новый закон СССР о государственных пенсиях. Позднее аналогичный закон был принят и в Российской Федерации. Закон преследовал одновременно несколько целей:

Обеспечение минимальных источников существования, минимального уровня доходов всем нуждающимся. Закон, в частности, предусматривал унификацию пенсионных пособий для работников городских предприятий, колхозников, совхозников, введение социальной пенсии для тех, кто не имеет права на обычную при отсутствии достаточного трудового стажа и т. д.

Более тесное увязывание пенсионных выплат с предыдущей трудовой деятельностью. Закон допускал возможность оплачиваемого труда пенсионеров без соответствующего уменьшения величины их пенсии.

Закон предусматривал возможность улучшения финансирования пенсионного обеспечения. Предусматривался переход на принципы финансирования в соответствии с мировыми стандартами социального страхования. Отныне основная тяжесть финансирования падала на предприятия (страховой взнос 26 % от фонда оплаты рабочей силы) и на самих застрахованных (1 % величины заработка).

Закон Российской Федерации к тому же вносил еще две важные коррективы: более благоприятные условия для определения величины пенсии по старости и уменьшение разрыва между величиной минимальной и максимальной пенсиями с 5,2 до 3 раз. Другие формы денежной защиты населения Выплаты по социальному обеспечению подразделяются на 3 большие группы. Каждая из них характеризуется своими специфическими объектами и источниками финансирования:

. Трудовые пенсии. Основную часть их объекта составляют работавшие на производстве и ушедшие на пенсию по возрасту, инвалидности и др. Их общий признак - обладание достаточным по закону трудовым стажем. Источник финансирования - пенсионный фонд, образуемый страховыми взносами предприятий и самих застрахованных.

. Социальные пенсии. Основную часть их объекта составляют инвалиды, дети, потерявшие родителей, пожилые, не имеющие достаточного трудового стажа и, соответственно, права на трудовую пенсию. Источник финансирования - республиканский бюджет, образованный главным образом по средствам налогообложения населения, предприятий и других государственных доходов.

. Пособия семьям с детьми. Объектами таких пособий являются семьи, имеющие детей. Взрослые члены таких семей могут участвовать в общественном производстве. Источник финансирования - фонд социального страхования.

В каждой группе объекты дифференцируются по дополнительным характеристикам. Так в первой существенное значение приобретает стаж работы, выслуга лет, состояние здоровья пенсионера, инвалидность и ее степень, участие в Великой Отечественной войне и т. д. Во второй группе - характер нетрудоспособности, в частности инвалидности, отсутствие любой или полной семьи у ребенка и т. д. В третьей выплата пособия определяется в зависимости от возраста ребенка, степени его самостоятельности и т. д. В градации пособия учитывается и степень трудоспособности матери.

Состав получателей пенсий и пособий постоянно видоизменяется. Одни категории нетрудоспособных, со временем перестают быть объектами социальной защиты, другие, наоборот, включаются в эту систему.

В самой структуре пенсий и пособий в силу, например, таких причин, как военные конфликты, геополитические кризисы и т. д., происходят глубокие перемены, в результате возникают такие категории нуждающихся, как переселенцы и беженцы.

Величина социальных пособий устанавливается отнюдь не произвольно, но в соответствии с объективными критериями. Как правило, для определения такой величины и ее последующего корректирования применяется показатель прожиточного минимума. В Указе Президента РФ «О неотложных мерах по стабилизации уровня жизни населения» (март 1993 года) подчеркивалась необходимость использовать прожиточный минимум в качестве социального норматива для обоснования поэтапного повышения минимальных размеров оплаты труда, а также пенсий, стипендий, социальных пособий и оказания социальной помощи малообеспеченным.

Фактический прожиточный минимум является набором благ и услуг в стоимостном выражении.

В российской практике социальной защиты населения выделяется два типа прожиточного минимума. Первый - так называемый жизненный, рассчитанный на главные, преимущественно физиологические потребности. Предусматриваемый им набор продовольствия ограничен некоторыми важнейшими продуктами питания. Такое обеспечение жизненного минимума призвано гарантировать элементарные условия человеческого существования. За нижней чертой жизненного минимума начинается откровенная нищета, нижний порог бедности и борьба за выживание.

Другой - так называемый социальный, рассчитанный на удовлетворение более широкого набора потребностей в области продовольствия и промышленных товаров

Высокому региональному уровню прожиточного минимума должен соответствовать высокий региональный уровень социальных выплат и наоборот. Разнообразие вариантов прожиточного минимума позволяет более дифференцировано подходить к определению потребления различных социально-демографических групп населения, точнее регулировать минимальные размеры социальных выплат и оплаты труда.

В России для определения абсолютной величины прожиточного минимума обычно используется метод потребительской корзины. Она формируется посредством установления государственными ведомствами на основе научных разработок минимальных норм потребления. Без их соблюдения осуществление нормальной жизнедеятельности человека крайне затруднительно. При определении минимальной потребительской корзины решающее значение имеет ее состав. Доля ее продовольственной части составляет примерно 68,3 %, непродовольственной - 19,1 %, услуг - 7,4 %, налогов и платежей - 5,2 %.

Будучи важнейшим нормативом, для определения величины социальных выплат и минимальной оплаты труда, прожиточный минимум призван стать основным инструментом прямой социальной защиты населения, но при этом нужно иметь в виду, что нет и не может быть полного совпадения между прожиточным минимумом и минимальными выплатами, тем более у всех их получателей. Прожиточный минимум - это только ориентир, а не обязательный для полного и неукоснительного выполнения норматив. Чем богаче общество, чем эффективнее и стабильнее его экономика, тем больше возможностей для сокращения разрыва между социальными пособиями и прожиточным минимумом.

Ключевым элементом финансового механизма социального страхования является совокупность страховщиков как центрального звена механизма. Самсонов Н.Ф. отмечает, что Российской Федерации действуют три обязательных внебюджетных фонда:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Сущность внебюджетных социальных фондов проявляется через выполняемые ими функции, которые реализуются через финансовый механизм их формирования и использования. Функции, которые выполняют внебюджетные социальные фонды, в свою очередь, обусловливают структуру финансового механизма формирования и использования этих фондов.

Финансовый механизм формирования и использования внебюджетных социальных фондов включает:

) формы и методы формирования и использования ресурсов внебюджетных социальных фондов;

) нормативную базу функционирования внебюджетных социальных фондов;

) финансовое планирование доходов и расходов внебюджетных социальных фондов;

) финансовый контроль за составлением и исполнением бюджетов внебюджетных социальных фондов.

Если раньше преобладающим источником финансирования социальных программ служил государственный бюджет, т.е. общие налоговые поступления, то теперь в основе финансирования утверждается страховой принцип.

Деятельность Пенсионного фонда и Фонда социального страхования непосредственно связана с финансированием программ, призванных обеспечить прямую социальную защиту населения. Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (1990 г.), фонд обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий. Выплата страховых взносов в Пенсионный фонд является обязательной практически для всех предприятий и занятых на них работников. Часть поступлений в Пенсионный фонд формируется и за счет федерального бюджета.

Все поступления в Пенсионный фонд имеют целевое назначение. Страховые взносы служат основным средством финансирования трудовых пенсий, бюджетные ассигнования - социальных пособий и других социальных выплат.

Средства ПФР используются на выплату:

· пенсий по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет, пенсий военнослужащим;

· пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита, лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС;

•материальной помощи престарелым и инвалидам. Кроме того, средства Фонда направляются на содержание аппарата и оплату текущей деятельности.

 В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет средств Фонда.

 ПФР финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей.

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств в этой сфере. ФСС РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Его денежные средства не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление ФСС РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

Средства ФСС РФ направляются:

•на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;

•единовременные страховые и ежемесячные выплаты;

·санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения, отдыха и др.);

·создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

·обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

·проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда;

·осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда.

 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) предназначен для аккумулирования денежных средств на обязательное медицинское страхование граждан, обеспечение стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивание финансовых ресурсов его проведения.

 Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования (ОМС) созданы федеральный и территориальные фонды как обязательные медицинские учреждения.

 Средства ФФОМС направляются:

·на финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими органами;

·осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;

·выравнивание ресурсов городов и районов для проведения ОМС;

•разработку тарификации стоимости медицинских услуг;

·создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;

·текущие содержание аппарата и осуществление деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...