Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка эффективности финансовых методов социальной защиты населения




 

Пенсионная система России является одной из важнейших составляющих не только социальной политики, но экономики страны в целом, а результаты ее развития затрагивают интересы всех слоев населения России.

Соловьев А.К. отмечает, что в результате пенсионной реформы 2002 г. были решены несколько приоритетных задач:

1.В целях обеспечения государственной гарантии минимально уровня обеспечения доходов пенсионера в составе трудовой пенсии выделена базовая часть (БЧТП),

2.В целях усиления дифференциации размера трудовой пенсии в прямой зависимости от трудового вклада (уплаченных страховых взносов) в составе трудовой пенсии выделена страховая (условно-накопительная) часть (СЧТП), определен порядок формирования на основе индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав.

При этом были полностью сохранены пенсионные права всех категорий пенсионеров, пенсия которым была назначена до пенсионной реформы (до 01.01.2002 г.);

3.Наряду с конвертацией пенсионных прав застрахованных лиц, накопленных в предшествующих государственных пенсионных программах (советского и постсоветского периодов) была осуществлена перестройка экономического механизма оценки пенсионных прав путем изменения пенсионной формулы, исходя из прямого («эквивалентного») учета всей суммы страховых взносов, учитываемых на индивидуальном лицевом (персонифицированном) счете застрахованной лица.

4.В целях стимулирования «легализации» заработной платы - введена регрессивная шкала страхового тарифа.

5.В целях адаптации пенсионной системы к долгосрочным демографическим рискам внедрены механизмы формирования накопительных составляющих трудовой пенсий, путем инвестирования индивидуальных пенсионных накоплений застрахованных лиц.

 Но в то же время ряд задач, направленных на реализацию страховых принципов развития пенсионной системы не был решен. Отметим лишь некоторые их них: не созданы, объективные механизмы долгосрочной финансовой устойчивости и самостоятельности бюджета РФ, не обеспечена гарантия минимального уровня жизни пенсионеров в соотношении к прожиточному минимуму пенсионеров (ПМП) и др.

Соловьев А.К. также отмечает, что текущее (после пенсионной реформы 2002- 2010гг.) состояние системы обязательного пенсионного страхования РФ характеризуется тремя основными проблемами:

- дефицит страховой пенсионной системы - 1,3 трлн. руб. в расчете на 2010 г., в 2020 г. - 2,5 трлн. руб.

тенденция снижения коэффициента замещения трудовой пенсии по старости утраченного заработка: в 2000 г. - 34%, 2008 г. - 26%, 2010 г. - 39%, 2020 г. - 28%;

- рост финансовых потребностей на поддержание минимальных социальных гарантий (среднегодовой размер всех видов трудовых и нетрудовых пенсий не должен быть ниже среднегодового ПМП) несмотря на то, что начиная с 2010 г. законодательно установлен механизм социальных доплат ко всем видам трудовых и социальной пенсий до текущего размера ПМП т.е. на текущий год - около 4,7 тыс. руб. с последующей ежегодной индексацией одновременно с ПМП.

Также Соловьев А.К. отмечает, что решение современных проблем возможно двумя методами:

- ускорение реализации страховых принципов в пенсионной системе;

трансформация пенсионной системы в полностью бюджетную, предусматривающую в качестве источника финансирования всех выплат средства федерального бюджета (по типу «советской» системы пенсионного обеспечения, от которой отказались в 1990- е гг..

Рассуждая об эффективности социальной защиты В.Ю.Бойко отмечает, что оценивать работу социальной защиты субъекта федерации в целом необходимо в соответствии с критериями, определенными на федеральном и региональном уровнях, при этом порядок оценки должен учитывать необходимость привлечения независимых экспертов. Набор критериев для внешней оценки, безусловно, должен содержать показатели установленные Президентом РФ для оценки субъектов и показатели, определенные субъектом для оценки доли участия социальной защиты в обеспечении социального спокойствия.

По мнению В.Ю. Бойко, в качестве критериев внешней оценки деятельности социальной защиты населения субъекта Российской Федерации можно предложить следующие коэффициенты: затратности системы (отношение направленных государством средств на социальную поддержку к затратам на содержание системы), реального достижения средств до получателей (отношение объема направленных средств на поддержку к реальному числу получателей), вывода малообеспеченных семей к прожиточному минимуму (отношение общего числа граждан, получивших государственную социальную помощь к общему числу зафиксированных органами статистики малообеспеченных семей), реабилитации (трудовой, социальной) граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, стационарозамещающих технологий (отношение количества выявленных граждан, частично или полностью утративших возможность к самообслуживанию, но поддерживаемых учреждениями социального обслуживания, к количеству помещенных в стационарные учреждения социального обслуживания), устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи, обеспечения доступной среды для инвалидов и пожилых людей (отношение общего количества объектов, подлежащих оборудованию технологическими изделиями, облегчающими доступность среды).

По моему мнению, не должно быть большой разницы между пенсиями. Например, моя соседка, ей под 80 лет. К началу войны ей было 9 лет, она работала в колхозе, затем, когда ей исполнилось 15, в составе бригады она уехала для работы на торфяных разработках в г.Свердловске. Условия труда были очень тяжелые. Проработав 5 лет она вернулась оттуда с застуженными ногами. Затем работала няней в садике на маленькую зарплату. Общий стаж у нее 40 лет, а пенсия у нее 5тыс. Я понимаю, что ветераны воевали, им нужна соответствующая пенсия, но ведь и этим людям нужна достойная старость. И мое мнение, нужно выявлять таких пенсионеров и помогать им адресно.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С изменением способа экономического развития происходят изменения и в системах социальной защиты населения, как одного из элементов экономической системы. В переходный к рыночным отношениям период в РФ изменилась существовавшая долгое время социалистическая система социального обеспечения. В современный период возникает необходимость разработки ее теоретической модели.

С помощью методов системного анализа определено понятие системы социальной защиты, представляющей собой совокупность отношений между экономическими субъектами по поводу удовлетворения жизненно важных социальных потребностей населения и осуществляемая за счет использования различных средств и методов.

Реализация социальной защиты возможна за счет достаточного объема финансовых ресурсов. В настоящее время возникает проблема финансового обеспечения, для решения которой необходимо, во-первых, проанализировать структуру системы социальной защиты, а именно: социальное страхование и социальную помощь и, во-вторых, определить механизм их действия.

В отечественной литературе существует ряд определений социальной защиты и главное в чем едины авторы - цели социальной защиты достигаются во имя человека ради удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Необходимо создать механизм социальной помощи населению, основными элементами которого должны быть, на наш взгляд: принципы, критерии, формы помощи и финансовые ресурсы. Основной базой для его эффективной реализации должны стать макроэкономические условия, а основным источником финансирования должен стать государственный бюджет. Система обязательного социального страхования должна обеспечивать защиту населения, в том числе:

• на случай старости;

• на случай безработицы;

• на случай потери трудоспособности;

• на случай болезни;

• от несчастных случаев на производстве;

• на случай беременности, материнства;

• на случай смерти.

Новая модель социального страхования требует и совершенно иной системы ее финансового обеспечения, где финансовыми субъектами станут работодатели, работники и государство.

С переходом к рынку финансовые средства системы социальной защиты населения РФ складываются из средств государственного бюджета, средств местных бюджетов, средств трудовых коллективов, средств благотворительных организаций, средств спонсоров и внебюджетных фондов. Финансовые ресурсы можно классифицировать по ряду признаков, в частности, по уровню формирования, по статусу и по источникам образования.

Особую важность приобретает деятельность внебюджетных фондов социального назначения, поскольку они являются пока единственными государственными и основными финансовыми источниками социальной защиты населения РФ в настоящее время.

Анализ деятельности внебюджетных фондов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что реформы, которые проводились в системах пенсионного обеспечения, здравоохранения, занятости и труда, имели правильную стратегию. Однако, они не были исчерпывающими и было допущено множество тактических ошибок. Об этом свидетельствует и деятельность их отделений в отдельном регионе.

Таким образом, любое государство призвано социально защищать своих граждан в целях поддержания социального мира в обществе. А это возможно лишь имея систему социальной защиты населения, поскольку только она является своеобразным амортизатором между полярными слоями и служит условием гражданского согласия.

Глубокие изменения, происходящие в российской экономике, привели к разрушению старой системы социального обеспечения и способствовали возникновению и становлению новой системы социальной защиты населения, которой необходим совершенно иной механизм ее финансового обеспечения.

Кроме того, государство должно осуществлять защиту социально слабых и уязвимых слоев населения, реализовав механизм социальной помощи населению, состоящий из принципов, критериев, форм помощи и финансовых ресурсов.

Созданная система внебюджетных социальных фондов уже гарантирует минимально возможный уровень социальной защиты граждан и в некоторой степени способствует смягчению последствий рыночной трансформации экономики.

Формирующейся системе социальной защиты населения необходима новая модель ее финансового обеспечения, которая гарантировала бы экономическую устойчивость и стабильность в социальной защите, позволила бы снизить социальную напряженность в обществе и способствовала бы повышению жизненного уровня населения. В условиях перехода к рыночной экономике возникает необходимость финансового обеспечения целостной системы социальной защиты населения, а не финансирование каких-либо ее разрозненных мероприятий. При этом необходимо учитывать природные и территориальные особенности, особенности исторического развития и национальную структуру каждого отдельного региона.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) КонсультантПлюс;

. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 06.05.2010) «О ветеранах» (принят ГД ФС РФ 16.12.1994) КонсультантПлюс;

. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О государственной социальной помощи» (принят ГД ФС РФ 25.06.1999) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) КонсультантПлюс;

. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 20.07.1995) КонсультантПлюс;

. Указ Президента РФ от 06.05.2008 N 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» КонсультантПлюс;

. Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика: учебник.- /Г.А.Ахинов, С.В.Калашников.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 272с.-

7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. ¾ М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.

8. Бойко В.Ю. Проблемы эффективности системы социальной защиты. Критерии эффективности //old.midural.ru/minszn/;

9. Бочкарева В.К., Мигранова Л.А. Социальная защита населения в России: финансовые аспекты реформирования // <http://www.budgetrf.ru/>

. Гуслова М.Н.Организация и содержание социальной работы с населением: учебник /М.Н.Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 256с.;

. Дулясова М.В. Социальная защита работника: жизнь, здоровье, деловая репутация: учебное пособие /М.В.Дулясова, Т.Р.Ханнанова.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008.- 399с. - (Высшее образование);

12. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник /И.Н.Мысляева.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 360с. - (Высшее образование);

. Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. Финансы: учебник /А.С.Нешитой, Я.М.Воскобойников- 9-е изд., перераб. и доп.- М.: «Дашков и «К», 2009.- 528с.;

. Савельев Р.И. Понятие и структура финансового механизма формирования и использования внебюджетных социальных фондов //Финансовое право.- 2008.- N 6

. Современная экономика труда: Монография /Рук. авт. коллектива и науч.ред. В.В.Куликов.- М.: Финстатинформ, 2001.- 123с.;

. Соловьев А.К. Проблемы развития пенсионной системы России и пути их решения //Финансы.- 2010.- №12;

. Соловьев А.К. Проблемы развития пенсионной системы: реальные и мнимые //Финансы- 2010.- №9.- С. 7-12;

. Фирсов М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов /М.В.Фирсов.- М.: Академический Проект, 2007.- 432с.;

. Экономика: учебник /под ред. проф. Ю.Ф. Симионова.- Ростов н/Д.Феникс, 2008.- 477с.- (Высшее образование).

 


Приложение 1

 

Классификация определений термина «социальная защита»

Федеральный закон Определение термина «социальная защита»
«О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995г.), ст.13 - осуществление системы мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благополучие ветеранов, а также па предоставление им дополнительных прав и льгот...
«О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (№ 45-ФЗ от 20 апреля 1995 г.), ст. 3 -реализация установленных настоящим Федеральным законом прав на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№ 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г) ст. 2 -система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных па создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
«О статусе военнослужащих» (№ 76-ФЗ от 27 мая 1998 г.), ст. 3 функция государства предусматривает: -реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами самоуправления; -совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...