Организация научно-исследовательской и научно-технической деятельности
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящие методические рекомендации основаны на нормах Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ, Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ, Федерального закона «Об авторском праве и смежных с ним правах» от 9 июня 1993 года № 5351-1, а также иных нормативных актов определяющих деятельность заповедников и национальных парков. 1.2. Заповедники и национальные парки являются научно-исследовательскими учреждениями и осуществляют научную и научно-техническую деятельность. 1.3.К научно-исследовательской деятельности, осуществляемой заповедниками и национальными парками, относятся: фундаментальные научные исследования, направленные на получение новых знаний о закономерностях развития естественных и антропогенных процессов и окружающей природной среды в целом, в том числе ведение Летописи природы; прикладные научные исследования, направленные на разработку научных методов охраны природы и экологического мониторинга. 1.4. К научно-технической деятельности заповедников и национальных парков относятся: ведение комплексного экологического мониторинга; проведение инвентаризации природных и историко-культурных комплексов и объектов; создание геоинформационных систем и связанных с ними баз данных. Для повышения эффективности и совершенствования деятельности по сохранению природных комплексов и объектов заповедники и национальные парки могут также осуществлять экспериментальные разработки. 1.5. Направления и результаты работы штатного научного и научно-технического персонала заповедников и национальных парков должны быть ориентированы, в первую очередь, на осуществление мониторинга состояния природных комплексов и объектов соответствующих особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) и научное обеспечение деятельности по их сохранению.
1.6. Основой для организации научно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности заповедников и национальных парков должна служить система приоритетов, вырабатываемая с учетом природной специфики каждой ООПТ, а также потребностей федеральных и региональных органов исполнительной власти в получении научной информации. 1.7. Приоритетными направлениями фундаментальных научных исследований в заповедниках и национальных парках являются исследования в области экологии, биологии, почвоведения, физической географии и охраны окружающей природной среды, направленные на изучение закономерностей динамики природных и антропогенных процессов, оценки и прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам ООПТ. 1.8. В качестве приоритетов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, проводимых заповедниками и национальными парками следует рассматривать: изучение экологии и проведение оценки состояния популяций редких видов растений и животных, ценных охотничье-промысловых видов животных, иных видов, имеющих существенную хозяйственную значимость; выявление неблагоприятных тенденций в динамике природных комплексов, определение их причин и прогноз их последствий; разработку и апробацию мер по сохранению и восстановлению природных и историко-культурных комплексов и объектов; научное обеспечение организации экологического просвещения, экологического туризма и рекреационного обслуживания посетителей.
1.9. Приоритетными направлениями научно-технической деятельности являются: осуществление комплексного экологического мониторинга природных сред ООПТ, включая абиотическую часть, составление аннотированных списков видов сосудистых растений, позвоночных животных, фоновых семейств доминирующих отрядов беспозвоночных животных с периодичностью не реже 1 раза в 10 лет; сбор данных о состоянии экосистем, находящихся под антропогенным воздействием (в том числе экскурсионно-туристической деятельности), а также слежение за состоянием популяций редких видов растений и животных, ценных охотничье-промысловых видов животных, иных видов, имеющих существенную хозяйственную или биологическую значимость; геоботаническое и иное тематическое картирование; создание и актуализация геоинформационных систем и ведение баз данных, полученных в ходе инвентаризации и мониторинга природных ресурсов, для использования при принятии решений в сфере управления ООПТ. 1.10. Научно-исследовательская деятельность на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах осуществляется методами, не противоречащими установленному на этих территориях режиму особой охраны. 1.11. Основные направления и необходимый объем научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков с учетом природных условий, исторических и социально-экономических региона утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее Росприроднадзор). 1.12. Координацию научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков, а также контроль за ее ведением осуществляет Росприроднадзор.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Персональную ответственность за выполнение планов научно-исследовательских и (или) научно-технических работ, качество научной и (или) научно-технической продукции, поддержание высокого научного уровня учреждения, использование и сохранность научных фондов несет директор заповедника (национального парка) и, наряду с ним, заместитель директора по научной работе.
2.2. Организация и непосредственное руководство научной и (или) научно-технической деятельностью заповедника (национального парка), осуществляется заместителем директора по научной работе, назначаемым приказом директора заповедника (национального парка) по согласованию с Росприроднадзором. 2.3. Если должность заместителя директора по научной работе в заповеднике (национальном парке) вакантна, директор заповедника (национального парка) своим приказом может назначить работника исполняющим обязанности заместителя директора по научной работе. В этом случае директор заповедника (национального парка) обязан не позднее месячного срока со дня издания такого приказа представить в Росприроднадзор необходимые документы для согласования назначения данного работника заместителем директора по научной работе. В случае несогласования назначения работника, ранее назначенного приказом директора заповедника (национального парка), ему должна быть предоставлена другая работа с учетом его квалификации и опыта. При отсутствии соответствующей работы или отказа от предложения он освобождается от работы по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе по соглашению сторон. 2.4. Организация и выполнение конкретных научно-исследовательских работ осуществляется научным отделом заповедника (национального парка). В штат научного отдела могут входить научные сотрудники и инженеры различных категорий, а также технический и рабочий персонал. 2.5. Научные исследования и научно-методическое руководство проведением научно-технических работ в заповедниках и национальных парках осуществляются: штатными научными сотрудниками и научно-техническим персоналом заповедников и национальных парков по планам научно-исследовательских и научно-технических работ, утвержденным в установленном порядке; научно-исследовательскими учреждениями, высшими учебными заведениями соответствующего профиля и отдельными специалистами (в том числе иностранными) на договорных началах по общим с заповедниками и национальными парками программам;
иными штатными работниками научных отделов и других структурных подразделений заповедников и национальных парков. 2.6. Научно-технические работы, в том числе сбор информации по программе комплексного мониторинга и ведение баз данных в заповедниках и национальных парках осуществляются: штатными инженерами по мониторингу и техническим персоналом заповедников и национальных парков по долгосрочным планам и программе экологического мониторинга; государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков; научно-исследовательскими учреждениями соответствующего профиля и учебными заведениями на договорных началах по общим с заповедниками и национальными парками программам иными лицами на договорной основе; к сбору информации по программе комплексного мониторинга могут привлекаться также штатные научные сотрудники, научно-технический персонал и работники других подразделений заповедников и национальных парков. 2.7. Персональные должностные инструкции работников научного отдела заповедника (национального парка) разрабатываются заместителем директора заповедника (национального парка) по научной работе. Персональные должностные инструкции утверждаются директором заповедника (национального парка), доводятся под роспись до сведения работника (с указанием даты ознакомления), один экземпляр персональной должностной инструкции хранится в личном деле работника. 2.8. В научных отделах заповедников и национальных парков систематически организуются и проводятся научные семинары по актуальным проблемам научных исследований и экологического мониторинга. В научных отделах заповедников и национальных парков, имеющих несколько лабораторий, семинары могут проводиться на заседаниях лабораторий. Для участия в семинарах, в том числе и для выступлений с ключевыми докладами и сообщениями, приглашаются сотрудники сторонних научно-исследовательских организаций и вузов. Ежегодно в научных отделах заповедников и национальных парков проводятся не менее двух научных семинаров. Участие в этих научных семинарах обязательно для всех научных сотрудников заповедника (национального парка) и штатных инженеров по мониторингу. 2.9. Тематика, время проведения, продолжительность и состав участников научного семинара определяются на заседании Ученого (либо Научно-технического) совета заповедника (национального парка).
2.10. К числу важнейших критериев и показателей работы научных отделов заповедников и национальных парков относятся: выполнение плана научно-исследовательских и научно-технических работ (план НИР); выполнение программы комплексного мониторинга; подготовка отчета по программе Летопись природы, а также публикация и популяризация материалов Летописи природы (в том числе в Интернете) и результатов обработки многолетних рядов наблюдений по программе; подготовка и публикация научных работ (статей, тезисов), в том числе в соавторстве, в отечественных и зарубежных периодических и иных научных изданиях; подготовка и издание монографий (в том числе коллективных); участие в научных конференциях и совещаниях, в том числе зарубежных; повышение профессиональной квалификации, учеба в аспирантуре и докторантуре, подготовка и защита диссертаций. Директор заповедника (национального парка) и его заместитель по научной работе оказывают всемерное содействие научным сотрудникам заповедника в осуществлении ими вышеупомянутой деятельности. 2.11. Директор заповедника (национального парка) и его заместитель по научной работе обязаны информировать и оказывать всемерную поддержку научным сотрудникам в вопросах, связанных с подготовкой заявок на гранты и получением исследовательских грантов как коллективных, так и индивидуальных. 2.12. Администрация заповедника (национального парка) оказывает грантополучателям необходимое содействие в подготовке отчетной документации. Грантополучатель компенсирует заповеднику (национальному парку) затраты за материально-техническое и иное обеспечение работ из средств гранта. 2.13. Заявка на исследовательский грант, в том числе индивидуальный, на проведение работ на территории заповедника или национального парка подлежит предварительному обсуждению на Ученом (Научно-техническом) совете заповедника (национального парка). В случаях, требующих подготовки заявки в сжатые сроки, заявка обсуждается на совещании у директора заповедника (национального парка) с участием его заместителя по научной работе и научных сотрудников. 2.14. Сведения о НИР, проводившихся сотрудниками заповедника (национального парка) за счет исследовательских грантов, в том числе индивидуальных, в обязательном порядке включаются в отчетные документы заповедника (национального парка), а полученная в результате этих работ научная и (или) научно-техническая продукция (НТПр) представляется в научные фонды заповедника (национального парка). Участие сотрудников заповедников национальных парков в научно-исследовательских работах, проводимых за счет исследовательских грантов, не является основанием для отказа от выполнения возложенных на них служебных обязанностей. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОТЧЕТНОСТЬ
3.1. Планирование научно-исследовательской и научно-технической деятельности в заповедниках и национальных парках осуществляется в соответствии с основными направлениями научных исследований заповедника (национального парка), с учетом наиболее острых природоохранных проблем в регионе заповедника (национального парка), оказывающих влияние на его экосистемы, а также поручений Росприроднадзора. 3.2. Научным отделом заповедника (национального парка) разрабатываются проект перспективного плана научно-исследовательских и научно-технических работ (перспективный план НИР) сроком на пять лет по форме приложения, проект рассматривается на Ученом (Научно-техническом) совете заповедника (национального парка) и представляется на утверждение в Росприроднадзор с приложением выписки из протокола заседания Ученого (Научно-технического совета) до 1 ноября года, предшествующего планируемому периоду. 3.3. На основании утвержденных перспективных планов НИР ответственные исполнители разрабатывают программу комплексного мониторинга заповедника (национального парка) и индивидуальные программы научно-исследовательских работ по закрепленным за ними разделам и темам. Программы рассматриваются на Ученом (Научно-техническом) совете заповедника (национального парка), направляются на отзыв научным руководителям (если таковые имеются), при необходимости дорабатываются и утверждаются директором заповедника (национального парка). 3.4. В соответствии с утвержденным перспективным планом заповедниками и национальными парками разрабатывается тематический план НИР на очередной год, который рассматривается Ученым (Научно-техническом) советом заповедника (национального парка), и до 1 декабря года, предшествующего планируемому, утверждается директором заповедника (национального парка). 3.5. Годовые программы по темам и разделам составляются исполнителями до 1 января планируемого года, рассматриваются на Ученом (Научно-техническом) совете заповедника (национального парка) и утверждаются директором. 3.6. На основании тематического плана НИР определяются плановые показатели, включаемые в соответствующий раздел годового плана работ по основной деятельности заповедника (национального парка), утверждаемого Росприроднадзором. 3.7. Внесение изменений в перспективные планы НИР заповедника (национального парка) и программу комплексного мониторинга допускаются только по согласованию с Росприроднадзором при наличии мотивированного обоснования и решения Ученого (Научно-технического) совета. 3.8. Договоры о научном сотрудничестве и хоздоговоры по научным темам, а также договоры (контракты) о научно-исследовательских работах со сторонними физическими и юридическими лицами рассматриваются на Ученом (Научно-техническом) совете заповедника (национального парка) и утверждаются директором. 3.9. Тематика научных работ, выполняемая по договорам (контрактам), включается в план НИР заповедника (национального парка) на соответствующий год с указанием исполнителя. 3.10. Исполнители разделов и тем представляют промежуточные отчеты и первичные научные материалы, полученные в ходе полевых и экспериментальных работ, по завершению этапа работ (но не реже одного раза в год), а также при увольнении. 3.11. Итоговые научные отчеты по темам составляются руководителями тем на основании оперативных отчетов исполнителей в соответствии с требованиями ГОСТа 7.32.91, рассматриваются на Ученом (Научно-техническом) совете заповедника (национального парка) и представляются в Росприроднадзор в сроки, предусмотренные договором. 3.12. Отчеты по договорным темам, выполненные сторонними организациями представляются в заповедник (национальный парк) в распечатанном виде с приложением предусмотренных договором первичных материалов, а также на магнитных носителях в стандартном формате, в сроки, определенные договором. 3.13. Летопись природы обсуждается на Ученом (Научно-техническом) совете, утверждается директором заповедника и представляется в Росприроднадзор с выпиской заседания Ученого (Научно-технического) совета до 1 июля года, следующего за отчетным, в печатном и электронном виде. Тома Летописи природы сопровождаются систематическим и предметным указателями. 3.14. Изменения в программе и методиках ведения Летописи природы и программы комплексного мониторинга допускаются только по согласованию с Росприроднадзором при наличии мотивированного обоснования и решения Ученого (Научно-технического) совета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|