Обобщение и конкретизация.
Абстракция лежит в основе обобщения- мысленного обьединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Некоторые советские психологи (Эльконин, Давыдов) Различают 2 вида обобщения: формально-эмпирическое и содержательное. Формально-эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков. Содержательное основано на глубоком анализе объектов и выявлении скрытых общих и существенных признаков, отношений и зависимостей. Конкретизация-это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, правило, закон и т.д. В учебном процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность.
Основные формы мышления. Различают 3 основные формы мышления: Понятие, Суждение и Умозаключение. Понятие это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет имеет существенные и несущественные признаки. Например, каждый треугольник имеет 3 угла, определенную величину углов, длину сторон и т.д.Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур. Это и есть существенные признаки. Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизируются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представления конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.
Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих утверждается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Все металлы проводят электричество» В частном суждении речь идет только о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например:»Некоторые школьники умеют играть в шахматы» Единичное суждение это суждение, в котором идет речь о каком-то индивидуальном понятии, например: «Москва-столица России».
Умозаключение- такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения- доказательство геометрических теорем. Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений- индуктивными и дедуктивными. Индукция это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция-Это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил. Качества ума. Индивидуальны различия в мыслительной деятельности проявляются в разнообразных качествах мышления. Наиболее существенные из них- самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота. Самостоятельность мышления проявляется в умении человека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей.
Широта ума проявляется в широком кругозоре человека, в активной познавательной деятельности, охватывающей самые различные области науки и практики. Глубина ума- умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. Гибкость ума выражается в умении быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня, в умении быстро применять свои действия при изменении обстановки, быстро переключаться с одного способа решения на другой. Важным качеством ума является способность предвидения. Предвидение это высшая ступень превращения сложного в простое, умения выделить существенное.
Свойства речи. Различают содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как основные ее свойства. Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной. Содержательность речи зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств и волевых стремлений. Большой и разнообразный запас слов у данного человека, позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей, является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов для этого недостаточно; необходимо правильно подбирать и применять эти слова в речи.
Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например, человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных выражений и оборотов речи, применяемых в этой области.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной. Выразительность речи обеспечивается прежде всего ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи. Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенное отношение к тем или другим фактам и событиям.
Вопрос № 18
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|