Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о воображении. Творчество.




Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Но воображение, как говорят; «из ничего творить не может». Оно всегда строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Представления воображения бывают четырех видов: представления того, что существует в действительности, но чего ранее, человек не воспринимал (тундры, Парижа, ледокола и т. д.), представления исторического прошлого (боярина, древнего Нов. города, Петра I, Чапаева), представления того, что будет в будущем (модели, которую только строят, дома, фундамент которого только закладывается), и того, чего никогда не было в действительности (Евгения Онегина, сказочных образов).

. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации

Виды Воображения: 1. По наличию цели: непроизвольное – непреднамеренное (т.к. отсутствует цель) и без волевых усилий создание новых образов. Этот вид воображения возникает с определенным видом восприятия; произвольное – целенаправленное, преднамеренное использование чел-ком своего опыта и реконструкция их в новые образы (литературные образы, картины) всегда есть цель и волевое усилие; 2. По критерию оригинальности создаваемых образов: воссоздающее или репродуктивное – формирование новых образов на основе описания или условного изображения (дама в кринолине, читаешь и представляешь). Это воображение дает человеку возможность познать то, что он непосредственно не воспринимает в данный момент. Оно может значимо влиять на организацию общения между людьми, эффективность которого во многом зависит от умения человека представить внутреннее состояние другого человека, а также представить возможное развитие событий. Часто здесь создается установка; творческое или продуктивное – создание совершенно новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Этот вид Воображения лежит в основе литературной, художественной, музыкальной, научной, конструкторской деятельности (гиперболоид инженера Гарина, Беляев предвосхитил появление лазера через 53 года).

Творчество, или творческая деятельность, — это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: изобретение новых (или фундаментальная реконструкция старых) машин, отыскание способов получения новых сортов растений или пород животных, открытие новых закономерностей в науке, создание произведений искусства, литературы и т. п.

Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Она и обусловливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что и ведет к созданию нового.

Этапы творческого процесса:

Идея или замысел вначале возникают обычно в неясном, расплывчатом виде. Конструктор Усатов пишет: «Я думаю о том, как будет работать культиватор. Представляешь себе так, думаешь: покажется бугорок — мешает его работе, будет лощина — опять мешает. Так появляется много мыслей, представляешь себе то одно, то другое и постепенно все сужаешь и сужаешь круг мыслей. Когда я начал, например, работать над кукурузным комбайном, так, кажется, захватываешь в мыслях целый мир — и какая земля, и когда солнце бывает в зените, и всякие мелочи и т. д.». (накопление информации)

В дальнейшем наступает «вынашивание» замысла (созревание), в ходе которого идея нового уточняется, иногда частично или даже коренным образом меняется. Это происходит в результате уяснения требований, которым должно удовлетворять создание нового, в процессе новых поисков или при более глубоком изучении уже известных материалов, на которые должно опираться творчество нового, реализация творческих замыотов. Изобретатель проверяет идею создания новой машины, наблюдает условия, в которых она будет работать, учитывает возможности ее заводского изготовления. Селекционер проверяет возможности создания нового сорта растений, проектирует условия развития нового растения. Педагог «проектирует» (по выражению Л. С. Макаренко) личность воспитанника, намечает пути ее формирования, изучает с этой целью поведение ребенка, его интересы, способности и умения, черты характера, условия жизни и воспитания. Чем больше накапливается необходимых для творческой работы материалов, тем успешнее процесс создания нового.

В отдельных случаях «вынашивание» замысла затягивается на месяцы и годы. Так бывает тогда, когда долго не удается установить новые связи между элементами целого, когда новый замысел сбивается на старый, проторенный путь и трудно отрешиться от принятого решения вопроса, трудно сломать то, что уже прочно сложилось, чтобы сделать лучше и по-новому.

После того как становится ясной идея произведения (озарение), возникает вопрос, как ее претворить в само произведение (машину, сочинение, картину, скульптуру и т. п.). Начинается реализация замысла (воплощение).

Способы создания образов: 1. Агглютинация (склеивание)- механическое не реальное объединение частей, свойств различных несовместимых предметов (русалки, кентавр); 2. Гиперболизация (преувеличение) – предметов, их качеств, количества элементов и т.д. (Буратино, шаржи); 3. Аналогия – многие орудия труда были сделаны по аналогии с рукой человека (грабли); 4. Типизация – в новом образе фиксируется наиболее существенные, значимые признаки или свойства определенных групп объектов (модели – красивые женщины).

Развитие воображения:

Воображение формируется у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его воображение. Первые проявления воображения наблюдать у детей-трехлетр.к. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения. Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет игра, особенно ролевая игра, а также их конструктивная.деятельность, рисование, лепка.

Может показаться, что у детей-дошкольников воображение развито лучше, чем у школьников и взрослых,—настолько воображение малышей ярко и живо. Однако это неверно. Яркость и живость образов еще не означает богатства воображения. Наоборот, воображение детей бедно, так как они многого не знают (как известно, воображение создает образы на основе богатства жизненного опыта). Еще К. Д. Ушинский отмечал, что для ребенка не существует невозможного потому,' что он еще не знает, что возможно, а чего не может быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто путают воображаемое с действительным.

Интенсивно развиваются представления воображения у детей школьного возраста. Этому содействует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широкий кругом предметов и явлений. Однако среди младших школьников есть дети с очень бедными, слабыми, представлениями, есть дети, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать ими. С такими детьми надо много работать, обогащать их реальные представления, тренировать в умении делать волевые усилия для того, чтобы произвольно вызывать то, или иное представление.

Большое значение имеет включение школьника в работу творческих кружков (по рисованию, литературе, техническому творчеству). Важна здесь роль специальных методических Приемов — рассказы и сочинения по картинам, рисование иллюстраций к текстам, мысленное путешествие по географической карте с наглядным описанием природы и. ландшафтов тех местностей и стран, куда направляются школьника, путешествия в прошлое с наглядным представлением' событий, уклада жизни я быта людей той эпохи.

Развитие воображения у школьников создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетической воспитание в свою очередь развивает воображение. На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр кинокартин, посещение театров, картинных галерей, музеев, организованное слушание музыки, экскурсии в природу и т. п.

 

 

Вопрос № 19

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...