Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психика и особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии, уровень гормональной активности.




Объект, предмет, задачи, методы и структура современной психологии.

Психология (термин 18в. Христиан Вольф) как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (наука о душе).

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

Основные задачи психологии:

– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях.

Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Методы психологии:

вербально-коммуникативные методы (группа методов на основе речевого, устного или письменного общения)

метод наблюдения

праксиметрический метод (метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности изучаемых, то есть например дневников, архивных материалов, художественных текстов)

графологический метод (метод изучения психологии личности на основе её почерка)

Современная структура психологической науки состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей: Общая психология, Психофизиология, Возрастная психология, Педагогическая психология, Медицинская психология, Социальная психология, Психодиагностика, Психотерапия и др.

 

Методология психологии. Место психологии в системе наук.

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности.

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчетливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

 

Методы психологического исследования, их классификация.

I группа — организационные методы. Они включают: сравнительный метод; лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).

II группа — эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

III группа — методы обработки данных, включающие: количестенный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа — интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

 

4.Понятие о психике человека, развития психики, функции психики. Объективная реальность, субъективная реальность.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе­еся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;

2) панпсихизм — всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика;

3) биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуще и растениям);

4) нейропсихизм (Ч.Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

5) мозгопсихизм ( К. К.Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг.

Мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения.

Объективная реальность — существование мира независимо от сознания человека (то есть субъекта). Понимание мира не с позиции субъекта, а с позиции того, что все существует вне нашего сознания. Объективная реальность — это реальность, которая продолжала бы своё существование и без нас.

Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления, таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.

субъективная реальность:

· всё, что субъект чувствует, о чём догадывается и что помнит

· самостоятельно сформированная субъектом чувственно-геометрическая модель реальности

· объектно-структурированная, не зависимо от способа ее развития: через ощущения, импортом или измышлениями.

 

Психика и особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии, уровень гормональной активности.

Возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности определяют особенности психики. Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, то есть влечет изменения психологического тонуса.

Наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики Э. Кречмера и У. Шелдона. Немецкий психолог Э. Кречмер (1888—1964) попытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психологическим складом. На основе большого объема клинических наблюдений он пришел к выводу: тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и наши основные личностные (характерные) особенности. Наблюдается зависимость специфики психики и психических процессов от пола человека. Так, психологические исследования показали, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики отличаются большей агрессивностью, а также математическими и визуально-пространственными способностями.

Зависимость психики от такого биологического фактора организма, как возраст, всем известна. Согласитесь, существует большая разница в психике младенца, юноши и старика.Как известно, нервная систпемацентр деятельности всего организма, она выполняет две главные функции: 1. функцию передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.), и эффекторы (железы и мышцы). 2. Второй важной функцией нервной системы, без которой теряет смысл и ее первая функция, является интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Эта функция принадлежит центральной нервной системе

В коре головного мозга выделяются: сенсорные зоны, куда поступает и обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов; гностические зоны ответственны за процесс восприятия; моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека; праксические зоны обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения; ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные различия в психике человека, его способностях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...